Предположительно это прямые и, сравнительно, недавние предки донских казаков. Арабы знакомые с ними с VIII века, называли их «сакалибами» и считали родственными славянам. В 737 году арабский полководец Мервани прошел с войском всю коренную Хазарию и между Доном и Волгой; и за Переволокой встретил полукочевых коневодов Сакалибов. Арабы забрали их конские табуны и увели с собой до 20 тысяч семей, которые поселили на восточной границе Кахетии. (значит, степь имела значительное население. Цифра впечатляет.Прим. Авт.)
Персидская география десятого века (Гудуд ал Алэм) указывает там же, где Сакалибов встретили арабы, т.е. по рекам Иловле и Медведице, страну язычников Брадасов: "На восток от нее река Итиль (Волга); на юг от нее Хазары; на запад – В.н.нд.р; (?) на север Печенеги-Тюрки. Люди этой страны исповедывают такую же веру, как и Гузы; они живут в войлочных кибитких и сжигают своих покойников; они зависят от Хазар, а их богатство состоит из шкурок зверька-ласки; они имеют 2-х князей, которые держатся отдельно". Совершенно очевидно, что это те же сакалибы, а по имени никто иной, как Бродники.
Такие свидетельства дают право видеть в Бродниках не случайный сброд людей, бежавших откуда-то в степи, а древнее племенное образование, проживавшее под властью своих вождей. Персидская география указывает и другой народ, возможно, с подобным именем, буртасов, но помещает их на восточной стороне Волги. Там же за Волгой указывают буртасов и некоторые иные авторы того времени. (Буртасы – мордва(?) Прим. автора.) Нет сомнения, что Брадас и Буртас – народы разные и по имени, и по вере, и по месту пребывания. Начиная от 1147 г. русские летописи и акты вспоминают Бродников и их города, "Бродничи месты'', где-то недалеко от Верхнего Дона.
Но вероятно к ним же относится событие конца XI в., записанное в завещании Владимира Мономаха: "На ту зиму вдохом к Ярополку, совокуплятися на Броды", где под Бродами следует понимать Бродников, для походов против них объединялись два русских князя. Последнее летописное сообщение о Бродниках относится к 1223 г. когда они, сообща с татарами, выступили против Киевской Руси и Половцев на Калке. По тону киевского летописца видно, что между донским и днепровским населением особой дружбы не было. Акты Западной Европы вспоминают Бродников последний раз в послании Венгерского короля Белы IV к папе Иннокентию (1254 г.): "Татары заставили платить дань особенно страны, которые с востока граничат с нашим царством: Русь, Куманию, Бродников, Булгарию". Дальше вместо них появляется новое имя, известное по русским церковным актам. Это казаки Червленого Яра, христиане Сарской епархии, участники битвы на Куликовом Поле.
Русские археологи при последних раскопках на Дону обнаружили для эпохи между восьмым и десяты веками материальную культуру смешанного типа (славянскую, ясскую и туранскую) и черепа тюркского населения с явными признаками законченной метизации На этом основании делается вывод, что Бродники возникли в результате смешения племен, живших вдоль Дона и Донца при Хазарах. Археолог М.И.Артамонов предполагает в них славяно-туранскую смесь, а C.А.Плетнева, говоря о погребении XI века, думает даже, что "похороненный в Таганче воин с булавой был, вероятно, кошевым одного из броднических отрядов, положенным с атрибутами его власти – булавой, по бродницкому, т.е. казацкому, обычаю с конем и оружием". Казачий словарь справочник (сотав. Губарев и Скрылов)
«Потомки древних хазар в Долине Дона приняли наименование «бродники». Потомки бродников впоследствии сменили этноним: они стали называться казаками.Тесные связи с Черниговским княжеством, русский язык, ставшийобиходным, и православие принятое еще в IХ в.позволили им войти в русский этнос в качестве одного из субэтносов.» Л.Гумилев. «Древняя русь и Великая степь» стр. 285
Можно спорить, являются ли бродники потомками хазар-христиан. Можно утверждать, что бродники – это славяне-кочевники, так считают некоторые ученые, но то, что бродники предки казаков – бесспорно. Их общины состоявшие из православных хазар, алан, болгар и славян чувствовали себя хозяевами в донских степях. Правда, у них было много врагов: печенеги, торки и другие кочевники, ходившие в степи, и черниговские, киевские и северские князья, которые, руками своих пахарей сдавливали гоны и ловы, осваивая новые и новые участки степи. И если с тюрками удавалось договориться, от них можно спрятаться, уйти, то князья наступали планомерно и постоянно и уж своих уделов никому не отдавали. Бродники готовы бы объединиться с кем угодно – только бы против тюрок половцев и против славян Черниговских князей, хотя и с теми и с другими этнически уже основательно смешались, првращаясь в …будущих русских – суперэтнос нового времени, составляя в нем новый субэтнос – казаков!