Бунташный век


После смерти последнего Рюриковича – Федора Ивановича, на престол был избран Борис Годунов. Однако во время его правления на страну обрушилось тяжкое бедствие: глад великий, вызванный неурожаями, унесший жизни десятков тысяч людей и пошатнувший феодальный правопорядок. Во всех слоях общества зрело недовольство. В этой ситуации слух о чудесном спасении царевича Дмитрия, последнего сына Ивана Грозного, лег на благоприятную почву. Вскоре появились и претенденты на прародительский престол – царевичи Дмитрии. Началась Великая смута. Недаром 17 век вошел в историю, как бунташный век. В числе крупнейших выступлений народа – восстание крестьян под руководством казачьего атамана Ивана Болотникова. После неожиданной смерти Годунова, царем, в результате сделки с членами Боярской думы, был избран Василий Шуйский. Однако он продержался недолго. Россия была в страшной опасности, и только благодаря усилиям народа удалось изгнать интервентов и восстановить порядок в стране.

Великая смута

БОРИ́С ГОДУНО́В (ок. 1552–13.04.1605 гг.) – царь с 1598 г.

Сын вяземского помещика Федора Ивановича Кривого-Годунова. По легенде, Годуновы и родственная им фамилия Сабуровых были обедневшими потомками татарского мурзы Чета, выехавшего из Золотой Орды на службу московскому князю ок. 1330 г.

После смерти отца Борис воспитывался в семье дяди Дмитрия Ивановича Годунова, который был зачислен в опричники, а вскоре стал царским постельничим. Борис женился на дочери Малюты Скуратова Марии Григорьевне. Родная сестра Бориса, Ирина стала женой царевича Федора Ивановича. В 1584 г. Борис Федорович получил чин боярина.

При царе Федоре Ивановиче Годунов стал одним из первых лиц в государстве, а с 1587 г. титуловался «царским шурином и правителем, слугой и конюшим боярином и дворовым воеводой и содержателем великих государств – царства Казанского и Астраханского». Чтобы не оставить без работников поместья служилых людей – главной военной силы того времени – Борис Федорович вынужден был проводить политику прикрепления крестьян к земле. Указом 1592/1593 гг. запрещался переход крестьян от одного владельца к другому в Юрьев день, а указом 1597 г. устанавливался 5-летний срок сыска беглых крестьян.

На Земском соборе, созванном после смерти царя Федора Ивановича 17 февраля 1598 г., Борис Федорович избран на царство. Сестра Бориса царица Ирина Федоровна удалилась в Новодевичий монастырь и приняла там монашеский постриг.

Человек широко образованный и дальновидный, Борис первым из русских государей попытался приобщить Россию к достижениям европейской цивилизации: покровительствовал иноземцам, сформировал из немецких наемников отряд телохранителей, намеревался открыть в Москве университет, приглашал иностранных мастеров – рудознатцев, сукноделов, часовщиков, архитекторов, послал русских юношей на учебу за границу (в Англию, Германию и во Францию).

При нем в Москве велось интенсивное строительство: появились первые богадельни, в Кремле сооружен водопровод с мощным насосом, поднимавшим воду из Москвы-реки, надстроен столп колокольни Ивана Великого, пограничный город Смоленск окружен мощной крепостной стеной, построенной зодчим Федором Конем. Венцом созидательных усилий Годунова должен был стать грандиозный собор «Святая святых».

Но всем замыслам Годунова помешало Смутное время. После летних заморозков 1601 и 1602 гг. в стране начался трехлетний голод, во время которого погибло до трети всего населения.

В 1604 г. в Россию с территории Польши начала вторжение армия самозванца Лжедмитрия I, объявившего себя законным наследником престола царевичем Дмитрием Ивановичем.

В разгар борьбы с этим авантюристом царь Борис скоропостижно скончался, возможно, он был отравлен. Его погребли в Архангельском соборе Кремля. Но после прихода к власти Лжедмитрия I, тела Бориса и его родных перевезли в Вознесенский Варсонофиевский монастырь на Сретенке и похоронили в пределах монастырской ограды. Позднее, при царе Василии IV Шуйском, прах Годуновых был перевезен в ТроицеСергиев монастырь. В. В.


СМУ́ТНОЕ ВРЕМЯ, Великое Московские разорение, Лихолетье – устоявшееся в исторической науке и литературе обозначение периода государственного кризиса в нач. 17 в.

В годы опричного правления царя Ивана IV Грозного и неудачной для России Ливонской войны на страну обрушился целый ряд бедствий, породивших социальную напряженность во всех слоях русского общества.

Уходя от налогового бремени, многие русские люди бежали на окраины страны, превращаясь в вольных людей – казаков. Именно в эти годы интенсивно заселялись степные пространства на юге страны, началось освоение Сибири. Правительство, обеспокоенное массовым бегством тяглого населения в 90-е гг. 16 в., временно запретило переход крестьян от одного владельца к другому в Юрьев день (указ 1592/1593 г.) и установило пятилетний срок розыска и возврата беглых тяглецов на старое место (указ 1597 г.). Так был сделан решительный шаг к полному закрепощению крестьян.

После смерти в 1584 г. Ивана IV Грозного царем стал его сын Федор Иванович, в правление которого вся полнота власти принадлежала царскому шурину боярину Б. Ф. Годунову. Сводный брат царя Дмитрий Иванович погиб 15 мая 1591 г. в Угличе при невыясненных обстоятельствах. Противники всесильного Годунова обвиняли его в злоумышленном убийстве царевича. Федор Иванович умер бездетным. Династия Рюриковичей пресеклась, в стране разразился династический кризис. Созванный в феврале 1598 г. Земский собор избрал новым царем Бориса Федоровича Годунова.

Начало 17 века ознаменовалось страшным трехлетним голодом и массовым мором, погубившим до трети населения страны. В одной лишь Москве на трех братских кладбищах («скудельницах») захоронили более 127 тыс. умерших от голода 1601–1603 гг. людей.

Повсеместно помещики, оказавшиеся не в состоянии кормить своих холопов и дворовых слуг, выгоняли их из своих усадеб. Обреченные на голодную смерть люди объединялись в разбойничьи отряды, грабившие и разорявшие целые округи. По самым осторожным подсчетам это стихийное и пока еще явно разбойничье движение охватило 19 западных, центральных и южных районов страны. В 1603 г. правительству пришлось направить значительные силы для борьбы с одним из таких отрядов во главе с атаманом Хлопко, действовавшим под самой Москвой на Смоленской и Тверской дорогах. Довольно хорошо организованное, хотя и небольшое войско Хлопко, в сентябре 1603 г. было разбито, сам он раненным попал в плен и был повешен. О значительном характере произошедшего вооруженного столкновения свидетельствует гибель в бою командовавшего правительственным отрядом окольничего И. Ф. Басманова.

Все эти события самым отрицательным образом сказались на авторитете царя Бориса Годунова, не имевшего в глазах современников того сакрального значения, которое было у прежних «прирожденных» государей. В этих условиях стало неизбежным появление царей-самозванцев.

В 1601 г. в Речи Посполитой объявился человек, выдававший себя за чудесным образом спасшегося царевича Дмитрия Ивановича. В русскую историю этот самозванец вошел под именем Лжедмитрия I. После неожиданной смерти Бориса Годунова (апрель 1605 г.) трон унаследовал его сын Федор. Однако вскоре он вместе с матерью был убит людьми самозванца. В мае 1605 г. Лжедмитрий торжественно вступил в Москву и венчался на царство под именем Дмитрия. Повседневная деятельность нового царя и его ближайшего окружения, выказанное им открытое пренебрежение старорусскими обычаями, вызывала резкое неприятие и церкви, и боярства, и большинства посадских людей. Особенно недовольны были москвичи, страдавшие от произвола казачьего и шляхетского окружения самозванца. До крайности накалила обстановку его женитьба на знатной полячке Марине Мнишек, пышная свадьба с которой состоялась 8 мая 1606 г. Вместе с Мариной прибыла многочисленная вооруженная свита, наводнившая Москву.

17 мая Москва восстала. Лжедмитрий I был убит, а царем, прямо на Красной площади «выкрикнут» знатный московский боярин Василий Иванович Шуйский. Однако прекратить «междоусобную брань» в Московском государстве новый властитель не смог. Ему пришлось отбиваться сначала от повстанческой армии Ивана Болотникова, затем от пришедшего из-за литовского рубежа войска нового самозванца – Лжедмитрия II, выдававшего себя теперь уже за «спасшегося» царя Дмитрия (т. е. Лжедмитрия I). «Столицей» его стало подмосковное село Тушино, расположенное на Волоколамской дороге. Здесь Лжедмитрий II вершил свой суд, здесь заседали его «Боярская дума», «приказы» и другие учреждения.

Между Москвой и Тушином установились странные отношения. Оба царя, Василий IV Шуйский и «Дмитрий», не препятствовали своим боярам и приказным людям уезжать к своему противнику, в свою очередь, стараясь щедрыми посулами и наградами переманить бояр и дьяков из вражеского стана. В поисках чинов, поместий и вотчин многие видные в государстве люди по несколько раз переезжали из стольного града в «стольное» село и обратно, заслужив в народе меткое прозвище «тушинские перелеты».

Оказавшись в безвыходной ситуации, блокированный в Москве Василий Шуйский вынужден был обратиться за помощью к Швеции, находившейся в те годы в состоянии перманентной войны с Речью Посполитой. Пообещав передать шведам ряд пограничных городов, воевода М. В. Скопин-Шуйский, возглавивший собиравшееся в Новгороде русское войско, получил в свое распоряжение и 15-тысячный шведский корпус. Вскоре он начал успешные действия против проникших даже в Заволжье «тушинских» отрядов.

Воспользовавшись как удобным предлогом заключением русско-шведского союза, польский король Сигизмунд III, претендовавший на шведскую корону, узурпированную его младшим братом Карлом IX, объявил войну России. В конце сентября 1609 г. его войска осадили Смоленск.

Однако с хода овладеть Смоленском польской армии не удалось. Тем временем войска Скопина-Шуйского все ближе подходили к осажденной врагом русской столице. Тушинский лагерь переживал трудные времена. С началом открытой польско-литовской интервенции часть служивших самозванцу шляхтичей ушла в королевский лагерь под Смоленск. Оставшиеся требовали от Лжедмитрия II обещанного им жалованья и держали его под строгим надзором. С трудом ускользнув от их караулов, тушинский «царь» 27 декабря 1609 г. бежал в Калугу. Подмосковный стан рассыпался. Воспользовавшись трудным положение врага, Скопин удвоил свои усилия и 12 марта 1610 г. вступил в Москву, восторженно встреченный ее жителями.

Ликвидировав тушинскую угрозу, СкопинШуйский стал готовить новый поход – к осажденному поляками Смоленску. Но 23 апреля 1610 г. молодой воевода неожиданно умер. Смерть его имела самые катастрофические последствия. Рать, двинувшуюся на Смоленск, возглавил самый неудачливый из всех Шуйских – воевода, князь Дмитрий Иванович. 24 июня 1610 г. у деревни Клушино его войско было атаковано и наголову разбито небольшой польской армией гетмана С. Жолкевского.

Узнав о Клушинском поражении, враги Василия IV Шуйского восстали и свергли его с престола. Власть в Москве перешла к боярскому правительству – Семибоярщине, признавшей русским царем польского королевича Владислава, сына Сигизмунда III. Боясь народного возмущения, «седмочисленные бояре» в ночь с 20 на 21 сентября тайно впустили польские войска в Москву и в Кремль.

Для освобождения Москвы и изгнания из русских пределов захватчиков по всей стране стали формироваться земские ополчения. Наиболее известны так называемые Первое и Второе ополчения. Во главе Второго ополчения встали нижегородский земский староста Кузьма Минин и воевода князь Д. М. Пожарский. Разгромив в открытом бою лучшее королевское войско гетмана Яна-Карла Ходкевича, ополчение Минина и Пожарского начало осаду Москвы. 22 октября 1612 г. штурмом был взят Китай-город, 26 октября сдался польский гарнизон Кремля. Разобрав по полкам сдавшихся в плен врагов (казаки их просто перебили), 27 октября русская рать торжественно вступила в разоренную столицу. В 1613 г. Земский собор избрал нового царя – Михаила Федоровича Романова.

Но смута продолжалась. На северо-западе страны шведы предприняли попытку взять Псков. Поляки также продолжали воевать Русскую землю. Моментом наивысшей опасности для Русского государства стала осень 1618 г., когда польское войско, ведомое королевичем Владиславом и гетманом Ходкевичем, подошло к Москве и вновь заняло село Тушино. Однако ни шведам под Псковом, ни полякам под Москвой не удалось достичь поставленных целей. Разбитые на приступах к Пскову и Москве интервенты вынуждены были отвести свои войска и начать переговоры о мире.

Заключенные с большими территориальными потерями для России соглашения – Столбовский мир со Швецией 1617 г. и Деулинское перемирие 1618 г. с Польско-Литовским государством дали измученной стране то, в чем она сильнее всего нуждалась – мирную передышку для восстановления сил. В. В.


САМОЗВА́НЦЫ – люди, принимавшие чужие имена и фамилии, присваивавшие их титулы, чины и звания.

В России первым известным самозванцем был Лжедмитрий I, выдававший себя за погибшего в 1591 г. при загадочных обстоятельствах сына царя Ивана IV Грозного Дмитрия Ивановича. На первых порах ему сопутствовал успех, он сумел занять Москву и был провозглашен царем. После его свержения и гибели (17 мая 1606 г.) появились еще два самозванца, принимавшие имя «царя Дмитрия Ивановича» и вошедшие в историю как Лжедмитрий II и Лжедмитрий III.

Во время восстания Ивана Болотникова его ближайшим сподвижником был самозванный «царевич Петр Федорович», мнимый сын царя Федора Ивановича. После падения Тулы (10 октября 1607 г.) он был взят в плен и на допросе 12 октября признал себя беглым муромским холопом Ильей Коровиным.

Известны и другие самозванцы Смутного времени – «царевичи» Август, Лаврентий, Иван, Федор, Клементий, Савелий, Семен, Василий, Ерошка, Гаврилка, Мартынка, выдававшие себя за «детей» царей Ивана IV Грозного и Федора Ивановича. Часть из них была казнена Лжедмитрием II, другие сгинули там же, откуда и вышли – в казачьих «таборах».

Самозванцы появлялись в России и после Смутного времени, в правление царя Михаила Федоровича. Польский шляхтич Ян (Иван) Луба и казачий сын Иван Вергуненок независимо друг от друга объявили себя сыном «царя Димитрия Ивановича» (Лжедмитрия II) и Марины Мнишек Иваном Дмитриевичем.

Московский подьячий Тимофей Демидович Анкудинов объявил себя царевичем Иваном Васильевичем, сыном царя Василия IV Шуйского. Он бежал за границу, но в Голштинии (Голштейне) был опознан новгородским сыщиком П. Микляевым и в 1653 г. выдан русским властям. После розыска полностью изобличен и казнен в нач. 1654 г.

Слабым отзвуком самозванств 1-й пол. 17 в. была попытка Степана Разина объявить о присоединении к его повстанческому войску царевича Алексея Алексеевича (сына царя Алексея Михайловича) и низложенного патриарха Никона. Однако реальных претендентов на эти роли найдено не было. В. В.


ЛЖЕДМИ́ТРИЙ I (?–17.05.1606 г.) – самозванец, русский царь в 1605–1606 гг.

По версии московских властей самозванцем был беглый монах Кремлевского Чудова монастыря Григорий (Юрий) Богданович Отрепьев, в 1602 г. бежавший в Литву. Там он объявил себя чудесно спасшимся царевичем Дмитрием, сыном царя Ивана IV. Однако эти предположения вызывали обоснованные сомнения. Даже современникам бросалась в глаза искушенность Лжедмитрия в военном деле, в тонкостях европейской политики. Интерес к этой проблеме добавило утверждение Конрада Буссова о том, что первым из знаменитых московских самозванцев был незаконнорожденный сын польского короля Стефана Батория.

Русский историк С. Ф. Платонов полагал: «Нельзя считать, что самозванец был Отрепьев, но нельзя также утверждать, что Отрепьев им не мог быть: истина от нас пока скрыта».

Скрытой она остается и по сегодняшний день. Но, как бы то ни было, самозванец, воспользовавшись тайной помощью польского короля Сигизмунда III, набрал небольшое войско (по разным оценкам от 4 до 6 тыс. человек) и в октябре 1604 г. перешел границу Московского государства. Многие русские люди уверовали в чудесное спасение царевича Дмитрия, другим выгодно было так считать, сражаясь под знаменами самозванца с войском Бориса Годунова. К концу ноября 1604 г. власть Лжедмитрия признали многие города и волости. Однако 21 января 1605 г. он потерпел сокрушительное поражение от войск Бориса Годунова под селом Добрыничи и бежал в Путивль. После смерти Бориса Годунова в апреле 1605 г. к самозванцу перешла большая часть русского войска, стоявшего под Кромами.

Объединенное войско двинулось на Москву. 20 июня 1605 г. самозванец торжественно вступил в русскую столицу и месяц спустя венчался на царство под именем Дмитрия. Еще раньше его посланцы и московские бояре жестоко расправились с семьей Бориса Годунова, задушив его сына Федора, всего два месяца занимавшего царский трон, и вдову, царицу Марию Григорьевну. Но и правление самозванца было недолгим. Двигаясь к Москве, Лжедмитрий был щедр на обещания. Часть их он сдержал: даровал ряд привилегий южнорусским городам, одарил казаков, настоял на восстановлении права крестьян переходить от одного владельца к другому. Но далеко не все обещания были выполнены. Более того, повседневная деятельность царя и его ближайшего окружения, выказанное им открытое пренебрежение к русским обычаям, вызывала резкое неприятие и церкви, и боярства, и большинства посадских людей. Особенно недовольны были москвичи, страдавшие от произвола казачьего и шляхетского окружения Лжедмитрия. До крайности накалила обстановку его женитьба на католичке Марине Мнишек, пышная свадьба с которой состоялась 8 мая 1606 г.

Москвичи роптали, а в боярской среде зрел заговор, во главе которого стоял боярин князь Василий Иванович Шуйский. На рассвете 17 мая по всей Москве ударили в колокола. По городу разнесся слух, что поляки хотят убить государя. Толпы горожан принялись громить дворы поляков. Воспользовавшись суматохой, люди Шуйского ворвались во дворец и разоружили стражу Лжедмитрия. Царь пытался бежать, но, выпрыгнув из окна дворца с высоты 20 локтей, сломал ногу и был убит. Труп Лжедмитрия волоком притащили на Красную площадь и бросили в грязь посреди рыночных рядов. Глашатаи зачитывали на площадях грамоты, обличавшие самозванство Гришки Отрепьева. Через три дня его тело закопали в поле за Серпуховскими воротами. Некоторое время спустя в городе распространилась молва о колдовстве, о том, что будто бы над местом погребения самозванца ночью горят странные голубые огни. Труп Лжедмитрия I вырыли, сожгли на костре, пепел смешали с порохом и выстрелили из пушки в ту сторону, откуда он пришел в Москву. В. В.


МАРИ́НА МНИ́ШЕК (ок. 1588 – ок. 1614 гг.) – жена двух самозванцев Лжедмитрия I и Лжедмитрия II.

Полячка, дочь сандомирского воеводы Юрия Мнишка, давшего в свое время приют скитавшемуся по Литве и Польше Лжедмитрию I и обещавшему ему после победы над русским царем Борисом Годуновым руку Марины. Заняв московский престол, Лжедмитрий стал готовиться к свадьбе, переправив своей будущей родне в Сандомир немалую часть захваченной им русской государственной казны.

2 мая 1606 г. Марина Мнишек приехала в Москву в сопровождении многочисленной польской свиты. Свадьба состоялась 8 мая 1606 г. Несмотря на строгий запрет сопровождавших ее католических прелатов, Марина приняла православное причастие.

В ночь с 16 на 17 мая в Москве началось восстание против поляков. Когда люди боярина Василия Шуйского ворвались в Кремль, разыскивая самозванца, Марина нашла спасение лишь под широкими юбками своей гофмейстерины. Позже она все же была найдена и заключена под стражу.

В 1608 г. Марина Мнишек получила разрешение на выезд в Польшу. По дороге она была перехвачена тушинским отрядом и оказалась в лагере нового самозванца – Лжедмитрия II. Марина тайком обвенчалась с ним и публично объявила, что он – ее спасшийся царственный супруг. После убийства Лжедмитрия II в 1610 г. Марина связала свою судьбу с казачьим атаманом И. М. Заруцким. Когда русским царем был избран Михаил Федорович Романов, Марина и Заруцкий бежали в Астрахань, а затем на р. Яик. Яицкие казаки схватили их и выдали правительству. Заруцкого казнили, а Марину отправили в заключение, где она и скончалась ок. 1614 г. В. В.


ДОБРЫ́НИЧСКАЯ БИ́ТВА – сражение между русским войском и армией Лжедмитрия I у села Добрыничи в 20 верстах от города Севск 21 января 1605 г.

Русское войско под командованием князей Ф. И. Мстиславского и В. И. Шуйского насчитывало до 20 тыс. человек, армия Лжедмитрия I – 23 тыс. человек.

В ночь с 20 на 21 января польско-казацкое войско Лжедмитрия I выступило из Севска, чтобы внезапно атаковать русскую рать. Однако московские воеводы успели развернуть свое войско, прикрыв стрелецкую пехоту возами с сеном. Первым атакам польской конницы сопутствовал успех: им удалось обратить в бегство наемные конные роты капитанов Розена и Маржерета, стоявшие на правом фланге русской позиции. Однако когда польские роты, развернувшись, попытались с фронта обрушиться на русскую пехоту, то были встречены сокрушительным ружейно-пушечным огнем и обратились в бегство. Казацкая пехота Лжедмитрия I, лишившись конного прикрытия, была окружена и уничтожена. В сражении под Добрыничами войско самозванца потеряло около 5–6 тыс. человек убитыми и 13 орудий. В армии Ф. И. Мстиславского и В. И. Шуйского было убито свыше 500 человек. В. В.


РЕЧЬ ПОСПОЛИ́ТАЯ (пол. Rzeczpospolita) – традиционное наименование польского государства в кон. 15–18 вв.

Происходит от латинского выражения «res publika» (общее дело). Отражает специфичность формы Польского государства – сословной монархии во главе с избираемым сеймом королем. Со времени Люблинской унии 1569 г. до ликвидации независимости Польши в 1795 г. – официальное название польско-литовского государства, как Речь Посполитая двух народов – польского и литовского.


ГЕРМОГЕ́Н, Ермоген (в миру – Ермолай) (ок. 1530–17.02.1612 гг.) – патриарх Московский и всея Руси с 1606 г.

Первые сведения о будущем патриархе относятся к 1579 г., когда в Казани произошло явление чудотворной иконы Божией Матери. В то время Ермолаю было уже 50 лет и он был приходским священником церкви св. Николая в Гостинном Дворе. Ермолай торжественно перенес явленную икону в церковь св. Николая Тульского, а позже составил «Краткое Сказание о явлении чудотворной иконы и о чудесах от нее» и передал его царю Ивану IV Грозному. В 1587 г. Ермолай принял монашество под именем Гермогена в Чудовом монастыре в Москве. Вскоре получил сан игумена, а затем архимандрита – настоятеля Казанского Спасо-Преображенского монастыря. В 1589 г. Гермоген возведен в сан епископа Казанского.

В 1605 г. занявший русский престол самозванец Лжедмитрий I пожаловал Гермогену звание сенатора и вызвал в Москву. Накануне брака Лжедмитрия и полячки Марины Мнишек Гермоген настаивал на предварительном крещении невесты по православному обряду. В результате он попал в опалу, был возвращен в свою епархию и заточен в одном из монастырей. Новый царь Василий IV Шуйский вновь вызвал Гермогена в Москву. 3 июля 1606 г. собор русских епископов избрал его патриархом «всея Руси». Патриарх Гермоген боролся за сохранение единого Российского государства и сразу же занял непримиримую позицию по отношению к многочисленным мятежникам. Не признал он и законности Лжедмитрия II.

В 1610 г. Василий Шуйский был свергнут и власть на Москве перешла в руки Семибоярщины. Боярское правительство разместило в городе польский гарнизон и призвало на трон польского королевича Владислава. Патриарх Гермоген встал на защиту государства и православных святынь. Он стал рассылать грамоты с призывом «идти на Москву и страдать до смерти…» На этот зов откликнулись рати из Рязани и Нижнего Новгорода, Ярославля и Костромы, Суздаля и Калуги. В 1611 г. к стенам Москвы подошло Первое ополчение во главе с воеводой Прокопием Ляпуновым.

Изменники-бояре требовали от Гермогена «унять» поднявшиеся по его слову русские полки. Но ответом им было: «Да будут благословенны те, которые идут для очищения Московского государства, а вы, изменники, будьте прокляты!» 16 января 1611 г. на патриаршем дворе была поставлена стража, не допускавшая к Гермогену даже его дворовых слуг. Вскоре со старца силой сняли святительские одежды и заключили в подземную тюрьму Чудова монастыря, где патриарх умер голодной смертью.

Останки Гермогена были погребены в Чудовом монастыре. Царь Алексей Михайлович повелел перенести его тело в Успенский собор. Спустя 200 лет после мученической кончины Гермогена, во время Отечественной войны 1812 г., французы, занявшие Москву, выбросили его останки из гроба, и только после освобождения первопрестольной столицы России они вновь были помещены в гробницу. Еще через 100 лет, в мае 1914 г., произошло торжественное открытие мощей Гермогена, причисленного к лику святых. Дни памяти: 17 февраля (1 марта), 12 (25) мая и 5 (18) октября. В. В.


ВАСИ́ЛИЙ IV ИВА́НОВИЧ ШУ́ЙСКИЙ (1552– 12.09.1612 гг.) – русский царь в 1606–1610 гг.

Происходил из рода нижегородско-суздальских князей, сын князя Ивана Андреевича Шуйского. В 1584 г. пожалован чином боярина. В 1591 г. он руководил расследованием обстоятельств гибели в Угличе царевича Дмитрия Ивановича. В 1605 г. Василий Иванович был одним из воевод, одержавших победу над войском самозванца Лжедмитрия I под селом Добрыничи. В июне 1605 г., вскоре после воцарения самозванца, возглавил заговор против него, был разоблачен и отправлен в ссылку. Однако спустя некоторое время возвращен из ссылки и в мае 1606 г. возглавил новый заговор, завершившийся гибелью Лжедмитрия I.

19 мая 1606 г. Земским собором неполного состава Василий Иванович был избран на царство. Вскоре из Углича в Москву перевезли останки царевича Дмитрия. По инициативе Василия Шуйского церковный собор 1606 г. причислил царевича к лику святых. В 1606–1607 гг. войска Василия Шуйского подавили восстание под предводительством Ивана Болотникова. Однако в течение 1607–1608 гг. царское войско терпело поражения от армии Лжедмитрия II, подступившей летом 1608 г. к Москве. В сентябре 1609 г. польский король Сигизмунд III начал осаду Смоленска. 17 июля 1610 г. в битве под селом Клушино войска Шуйского были разбиты армией коронного гетмана С. Жолкевского.

19 июля 1610 г. в Москве вспыхнуло восстание, в результате которого Василий Иванович был сведен с престола и насильственно пострижен в монахи. В сентябре 1610 г. он был выдан гетману Жолкевскому и увезен вместе с двумя своими братьями под Смоленск, а затем в Польшу. Василий Иванович умер в заточении в Гостынском замке близ Варшавы. В. В.


МСТИСЛА́ВСКИЙ Федор Иванович (?– 12.02.1622 г.) – князь, государственный деятель и военачальник.

Сын князя И. Ф. Мстиславского. Кравчий (до 1576 г.), боярин (с 1576 г.). Участвовал в Ливонской войне 1558–1583 гг. В 1579–1580 гг. воевода в Новгороде. В 1589–1590 гг. осаждал Нарву. В 1591 г. во главе большого полка находился на «береговой службе» на Оке, вместе с Б. Ф. Годуновым успешно отразил набег крымского хана Казы-Гирея, за что получил от царя Федора Ивановича «золотой португал» (своеобразный орден того времени) и г. Кашин с пригородами.

В царствование Федора Ивановича Мстиславский входил в состав Ближней думы (наряду с Б. Ф. и Д. И. Годуновыми и др.), возглавлял Боярскую думу. Осенью 1604 г. направлен против Лжедмитрия I, в битве под НовгородомСеверским (18 декабря 1604 г.) потерпел поражение и был тяжело ранен. В апреле 1605 г. отозван в Москву сторонниками Годуновых, которые рассчитывали на поддержку Мстиславского в борьбе за трон.

В качестве знатнейшего боярина, князь возглавлял Боярскую думу при Лжедмитрии I и Василии IV Шуйском. По одной из версий, участвовал в подготовке свержения Лжедмитрия I. В 1607 г. возглавлял царское войско в походе против И. И. Болотникова, участвовал во взятии Калуги и Тулы. Во время осады Москвы Лжедмитрием II сохранял верность Василию Шуйскому, после свержения последнего выдвигался в качестве кандидата на престол, но отказался принять корону. В 1610 г. возглавил боярское правительство – т. н. Семибоярщину. По инициативе Мстиславского 17 августа 1610 г. подписан договор с коронным гетманом С. Жолкевским о приглашении на русский трон королевича Владислава, а в Москву введен польский гарнизон.

Загрузка...