Мы прибыли в Рай, и что мы увидели там?
Зомби, прячущихся по кустам,
котят-упырят на окнах забытых домов,
детей-херувимов, отворачивающих лицо,
потому что с их губ каплет кровь,
когти растут на руках,
и даже братья мои архангелы, которых я знаю в лицо,
превратились в зомби и пожирают плоть
праведников, среди которых Авраам, Исаак и Лот,
и многочисленный, как морской песок,
из райских могил восстаёт
осквернённый прах.
Радуются и ликуют черти в Аду,
что всё в Раю наконец-то пошло в пи*ду,
как писал Чиннов, добро пожаловать на сковороду,
ку-ку хе-хе,
Зомбиапокалипсис произошёл в Раю!
В осквернённом Раю постоим с тобой помолчим,
глядя, как солнце падает на кирпичи
священных руин, как окровавленный серафим
выглядывает из них, и поднимается дым.
Я хотел быть святым, прожить праведно жизнь свою,
чтобы светлую Вечность пребывать вместе с Богом в Раю,
чтоб когда червь пожрет мою плоть,
мою душу не тронул огонь,
но стал зомби Господь,
и из всех моих планов теперь не получится ничего,
Вечность мою провернули теперь на х*ю.
Зомбиапокалипсис произошёл в Раю,
Зомби в Раю,
В Раю…
Провинция. Апрель,
вороньи гнезда на деревьях,
тихое солнце в окнах старых домов.
По разбитой дороге у реки
вдоль ограды заброшенного монастыря
куда-то к окраине города уходят двое парней,
размахивают руками, превращаясь
в двух старых мальчишек из богоспасаемого дворика
между малоэтажных домов,
где развешано на верёвке белье:
белая футболка, чёрный джемпер, голубые трусы,
колготки, полотенце, пододеяльник.
Маленькая собачка бежит к хозяину навстречу
и виляет хвостом.
Дед сидит на лавочке, курит.
Пахнет костром и влажной, свежей землёй,
перегнившими за зиму листьями.
Мальчишки играют на закате в руинах.
У них есть баллончики, они ими пишут на стенах.
Желтыми, как сосновое солнце, досками забиты окна,
и пахнут смолой. В дверных проемах
лежит выброшенное тряпьё. Кучи дров, коты.
Старик, член местного союза писателей,
опираясь на палку, рассказывает:
«У меня была хорошая жизнь»,
и дарит свою маленькую книжечку,
в которой написано:
«Я не пришёл к ней ночью.
У неё было слишком много мужчин.
А в моем понятии такие женщины уже не могут
ничем одарить».
Восьмидесятилетняя женщина, к которой когда-то ночью
не пришёл этот мужчина,
живет на другом берегу реки
в доме со спутниковой тарелкой и вывеской «Ателье».
Вечерами она смотрит на реку
и вспоминает всех своих мужчин:
Виктора, с которым это было просто так,
Николая, которого ей было жалко, потому что он пьяница,
Володю, к которому тянуло неудержимо
и хотелось водить пальцами по бровям
и вцепляться двумя руками в лохматую голову.
Её правнук играет в жидкой грязи на набережной.
В этом городе бомжи носят цветное тряпьё.
Желтые шары фонарей на набережной
светятся в темноте.
Включена плита.
Включена ли плита?
Кажется, что включена, а если все-таки нет?
На плите сосиски кипят.
Кипят ли они?
Сосиски ли они?
Вдруг вообще ничего нет?
Вдруг реальности нет?
А где айпэд?
В сумке.
Точно ли это айпэд?
Может, это не айпэд, а только его футляр.
Что ж, по всем признакам это айпэд,
А если все-таки нет?
Его ведь могли украсть, а вместо него подсунуть
Нечто, похожее на айпэд.
Совсем как айпэд, и все-таки не айпэд.
Кто бы мог это сделать?
Бог-обманщик.
Отличается бред от реальности или нет?
Существует этот предмет или нет?
Это событие произошло или нет?
Чем да отличается от нет?
Чем существующее отличается от несуществующего?
Заказывала в церкви одному за упокоение,
трём за здравие,
А вдруг перепутала?
И что?
Живые умрут, умерший воскреснет?
Говорят, небо не канцелярия,
А если все-таки канцелярия?
Как-то непонятно, что существует, а что не существует,
А так только, кажется…
Говорят «утрачивать контакт с реальностью»,
А что такое реальность?
Я не знаю, что такое реальность.
Я не знаю, что такое предметы.
И как себя вести со всем этим тоже абсолютно непонятно.
Совершенно невозможно завершить ни одно действие.
Делаешь – а, кажется, не сделал.
Перепроверяешь, и снова перепроверяешь,
И всё равно зияет такая дыра.
Ты говоришь: есть такие вещи,
Они не существуют, а всё равно действуют.
Говоришь, бесов глупо бояться, как Фредди Крюгера.
А я не знаю, что существует, а что не существует.
Где реальность?
Ещё такую точку зрения высказывали:
Олимпийские боги
Так же реальны для древнего грека,
Как электрон для современного физика.
Я совсем запуталась…
Реальны олимпийские боги или не реальны?
Где реальность?
Ты говоришь это (то, чего я боюсь)
Существует лишь на словах,
А чем отличаются слова и вещи?
Я плохо различаю слова и вещи.
Я чувствую какой-то архаический страх.
Где реальность?
Заказывала дедушке летом за здравие,
Три дня боялась – вдруг заказала за упокой.
Дедушка умер. Бабушка…
В общем, все разрушилось.
Теперь никогда не понятно включена плита
или выключена.
Читала у Фрейда про художника,
Который думал, что продал душу Дьяволу,
После того, как умер его любимый отец.
Я очень сильно над собой работаю,
Это все мои силы съело,
Но я борюсь…
Я так стараюсь отличать бред от реальности.
Поэтому я так плакала, когда вы сказали мне,
Что реальность относительна,
Что нет никакой реальности.
Где реальность?
Включена плита.
А теперь я её выключу.
Я медленно поворачиваю ручку.
Я проговариваю вслух:
«Я выключаю плиту».
Сосиски сварились, если это они,
А у меня день за днём продолжается эта каторга.
в комнате где уголок
неба, ветка, фонарь,
переходят друг в друга пол, потолок
комар тащит «ш» в кошмар
как гроза прибывает и как отбой
по всем пионерлагерям
делает кошка спину дугой
у окошка нагая я
смотрит таджик на меня и узбек
незнакомый рабочий простой человек
дворничиха грозит метлой
старая ведьма, меня не злословь
мои одиночество и любовь
может видеть любой
и каждый день за моим окном
куда-то идут великан и гном
ведомы своей судьбой
покуда я рылом как рыба-пила
пилю антикварные зеркала
с резьбой
я сплю в этой комнате на потолке
с сердцем твоим в руке
жизнь моя на волоске
который растёт на тебе
словно повешенный в картах Таро
синюшной склонясь головой
сухая роза висит за окном
зацепившись за ветви губой
роза цветочницы на небесах
(там цветочный есть магазин)
где ангелы при гусарских усах
земным девушкам с неба роняют цветы
и в небесный зовут монплезир
а земные девушки хлопотливы, пусты
и топчут цветы в грязи
весна и любовь, грязь и цветы
мы живём в этой комнате – я и ты
а когда мы выходим из комнатных тюрем
солнце жарит нас во фритюре
мы жаримся в нём как картофель айдахо
я даже расстегиваю рубаху
а под самой кожей весной начинается вдруг
щекотка и чешутся люди в метро
это не чесотка а такой приятный испуг
когда из-под кожи вдруг проклёвывается перо
– это значит близко время лёта
под названием лето
возлюбленный моей юности,
роющийся в помойке,
прекрасен, как возлюбленный моей юности
на престоле
хрупкие, ничьи
бомжеватые смыслы-птицы
на социальном дне
дно
птичье пение
запах сырого мха
дедовский ватник, штопаные штаны
теперь у нас только
весёлые песенки в голове
как у щегла
«плить-пить-пить»,
«пить-попить»
и ничья весна
светлое у тебя лицо, кто ты
тленная, смертная зелень и нежные
цветы, перворождённые
на краю болота
дикие, ничьи
бомжеватые смыслы-псы
кусают меня за лодыжки
бешеная лиса-нежность,
вышедшая к людям,
опустив голову
жалость
больное животное
раненое, защищающее живот
где отбросы,
где место кормления
руки, дающие пищу
то неописуемое, что чувствуешь
глядя на любимых
поцелуи в морду
не убивай меня
под тварным солнцем
лосиху образов
мысленного волка
росомаху звука
всё что остаётся
после заката
под солнцем духов
под нетварным солнцем
любви
поцелуи в морду
у ангелов всегда впереди восток, кромка зари,
солнце нетварной любви: перед правым глазом
оно – как солнце земли, перед левым – луна земли,
а перед обоими – то и другое сразу
у чертей тоже всегда впереди восток, линия тьмы,
любви к себе и к миру тёмное солнце сóби,
перед правым глазом – солнце земли, перед левым —
луна земли,
и они сливаются, когда открываешь оба
у людей стóроны света назначает восход и закат
природного солнца, люди смотрят вперёд и назад,
видят линию тьмы и первую кромку зари,
независимо от того, что у кого внутри
на Небесах и в Аду обращенье лица
отделяет зерно от волчца:
кто попадает в Ад – повернёт к Богу зад,
кто попадает на Небеса – поднимает к Богу глаза
это истинная разница между западом и востоком,
между линией тьмы и первой кромкой зари,
это две разных любви, и какая из них царит
в душе обернётся итогом её и истоком
природное солнце кажется ангелам чем-то тёмным,
это солнце растений, солнце людей и животных,
оно зачинает дички, и оно зачинает волчки,
его свет воспринимают природные наши зрачки
однажды природное солнце погибнет, но солнце
на Небесах
будет сиять в своих радужных поясах,
и тёмное солнце Ада в своих кольцах тьмы,
и кто знает, кто скажет, под которым окажемся мы
исчезнувшая комната —
жилище для незабвенного
приют забытых вещей
секретер в грозу
дачное кресло в горах
мебель, расставленная в реке
бабушкин сундук в тундре
теченье реки
огибает стулья, столы
в озере кровать и комод
птица свила гнездо на сундуке
лесной паркет
дедушкина чашка в птичьем гнезде
ванночка для Барби в морской раковине
и те, кто сидят на стульях в реке
лежат на кровати в озере
ходят по лесному паркету
ставят посуду в сервант под снегом —
приглашают меня на чаепитие
на забытый день рождения
среди любимых вещей
со старыми знакомцами
Hide-and-seek we like to play.
Oh, it's fun! Oh, it's fun!
части моей души пребывают в вечном блаженстве
в забытой комнате, где мама работает у настольной лампы,
где дедушка смазывает руки кремом и надевает ночной
колпак перед сном
в печатной машинке таится моё блаженство
и в швейной машинке таится моё блаженство
как пахнет мамина одежда в шкафу – она пахнет
блаженством
но угадаешь ли ты место, где спрятана тайная тайных
моего сердца?
откидная полка в ногах маминой кровати
и секретное отделение —
ты знаешь – там не может быть пусто!
там, в тёмных углах
части моей души пребывают в вечном блаженстве
сами в себе
один стенами сумерек защищён
другой дрожит от страха в неприступной башне
один ветром одетый непобедим
другой трепещет в неуязвимой броне
столяр подтвердил: мебель в доме твоём
состоит из мыслей; оружейник сказал:
из мыслей твоя броня. голый и в доме пустом
от страха ты многое вообразил, но вера
твоя защищает тебя и впредь: ты неуязвим,
защищён, или это безумие, но в раковине морской
тебе уютно свернуться и в гнезде малиновки
клюв открывать с птенцами в ямке между корнями,
у гнилого пня или в пустой норке. также тебя
привлекают беличьи дупла в старых деревьях,
мох, сухие ветви и листья, соломинки, перья, шерсть,
в которых ты уютно сворачиваешься, и твоё тело —
такое маленькое, круглое, неуязвимое,
ты уже не вернёшься к страху того голого человека,
к его обидной телесности, когда в гнезде
вылупились братья, и вы, чирикая, смотрите на звёзды
сорванный цветок
какое-то время
выглядит прежним
продолжает стоять
но по паволоке в глазах
понимаешь, что сокрушён
цветок-самурай
Жили-были
Адам и Ева
справа и слева
рай —
слева
заснула Ева,
справа
заснул Адам
И сказаны были
над ними слова
о первой стихии,
матери вещества
Они плакали вместе
о матери-бездне
которую люди любили
всегда
шла бабушка-верба с горбом из снега
наклонялась к земле и вовсе упала
а весна пришла – горб растаял и встала
девушкой, оглянулась:
у подруги-ивы на ветвях серебряные пуховки
земля – как жираф в проталинах пятен
ждёт пыления орешника
и жениха медвежьего
иные спали глухо и крепко
в чешуйчатых робах почек
а кое-кто оставался зелёным
под снегом, как толокнянка
проснулась от яркого света
берёза – по ней ползёт жук
жаль тех, кто в начале лета
умрёт, как гусиный лук
в устье зимы снег состоит из начал
весны: иглы, шишки, ветки с куста
в истоке весны земля – последний причал
последнего снега куска
уже он ручей – для него началась жара,
а для цветов не кончились холода,
ночью снится посконный мужицкий рай,
старый крест, вечная воля и борода
осина на вырубке
ольха на пожарище
берёза на брошенной пашне
цветут в разноцветных серёжках
передают друг другу привет по ветру
– хорошо на пожарище?
– привольно на брошенной пашне?
– светло на вырубке?
на пожарище пахнет скорбью и одиночеством
на брошенной пашне пир сорняков и грачей
на вырубке солнце греет старые чёрные пни
в ночной печи горят берёзовые дрова
утром после дождя на крыльце цветные разводы —
золотой пыльцой написанные слова
о первозданной тоске, растворённой в природе
жреческие слова
в дыме костра
покуда мы закрываем печной заслон и
спим в тепле как звери в логове до утра
и другие слова
пишут звёзды на наших ладонях
после зимы
на сосне распустились почки
и там оказались
листья!
лес был светел и пуст
но в нём поднималась сила
первобытных могучих чувств
что, как птенца, поила
стал он тенист и густ
вскормлен стихией самóй
тёмной природой чувств
материнской тьмой
черёмуха на сырой
опушке лесной
медоносит сладко от злой
поэтической силы его
был лес лыс
а стал в волосах до пят
как в поэзии смысл
лес творит себя
как брусничный холм
в сосняке сухом
в белых цветах
лес творит себя
дрозд клюёт блестящую
чёрную крушину
вящую гудящую
чёрную кручину
пахнет сыростью, мышиным
запахом лесным,
дрозд дождя клюёт крушину
облака темны
слушай, кошка,
где-то в поле
мышка тебя ждёт
слушай, мышка,
это кошка
сквозь кусты идёт
после полымя дневного
морось темноты
дело дождика лесного
потушить цветы
у каждой иголки сосны
есть своя пара
даже после смерти
они отпадают вместе
(в Аду нет сосны,
она не выносит серу,
сосна – один из вернейших
признаков Рая)
сосны – это любовь
а ещё есть эротика
милых родинок
на руках бересклета
не знает «до» и «после»
нерастворимая среди причин и следствий
абсурдность Тертуллиана:
единожды из рук моих выпала на пол кружка
семь лет прожила я с мужем
десять минут мерила температуру
пять раз пред глазами моими вставали горы
девять озёр я находила в лесу на даче
единожды тысячекратно ни разу
абсурдно неповторимо
прекрасна коробка с пуговицами и нитками
в ящике наверху серванта —
это будет всегда,
нет ничего другого,
ты хочешь делать одно, другое —
это не нужно
ни для чего другого нет в Боге места:
ни для любви и дружбы,
ни для труда и молитвы,
лишь для прекрасной коробки с пуговицами и нитками
в ящике наверху серванта
одно только дело, одно на века безделье:
пуговицы блаженства, нитки блаженства,
вдевать нитки блаженства в пуговицы блаженства и снова
нитки блаженства в пуговицы блаженства