В декабре 1872-го года Владимир Орловский уже в России: «№2948 7 декабря 1872 №106 В канцелярию Г. С-Петербургскаго Обер-Полицмейстера (по иностр. Отдел.) Правление ИАХ имеет честь препроводить при сем обратно заграничный паспорт возвратившагося из-за границы пенсионера Академии Владимира Орловскаго, выданный 25 октября 1869г. за №4660. Конференц Секретарь Исеев». [1]
На выставке Академии художеств Владимир Орловский в 1872-м году представляет две свои работы: «Орловский, Владимир Донатович. Пенсионер Академии. 303. Морской вид. 303. (bis) Из Римской Компаньи д. Ариччи». [2, c.3]
Вскоре после своего возвращения Орловский представляет одну из своих работ на выставке Общества Поощрения художников. Весьма авторитетное жюри присуждает ему за эту работу вторую премию: «По примеру прошлых лет 1-го Марта, была открыта выставка картин, присылаемых г.г. художниками на конкурс. Для обсуждения достоинства произведений и присуждения им премий, Комитетом составлен был жюри из 12 членов. Приглашены были из гг. художников Профессора: Г. Иордан, Бруни, Неф, Гун, Клодт 1-й, Келлер и Верещагин; из Гг. Академиков: Гох, Чистяков, Горавский, Боткин и Клодт 2-й. …. 10-го Марта производилась баллотировка премий. Первую премию по ландшафтной живописи в 1000 руб., назначенную Графом Строгановым, получил г. Васильев за картину «Южный берег Крыма в зимнее время». Вторую премию по ландшафту в 200 руб., назначенную Обществом, получил г. Орловский за картину «Прибой». [3, c.6]
При этом, как сообщает в письме Ф. Васильеву И.Н. Крамской, «… я узнал что было много голосов за то, чтобы дать первую Орловскому». [4]
В конце 1874-го года В.Д. Орловский получает звание Академика: «Санкт-Петербургская Императорская Академия Художеств за отличныя познания в пейзажной живописи признает и почитает пенсионера Владимира Донатовича Орловскаго своим Академиком с правами и преимуществами в установлениях Академии предписанными. Дано в С. Петербурге за подписанием Президента и с приложением печати 1874г. ноября 4 дня. Товарищ Президента Владимир». [5]
Одну из его работ приобретают для музея Академии: «№126 16 января 1875г. Ассигновка. … выдать Академику Орловскому 1000 руб. за приобретенную у него, для музея Академии, картину: Лесной сруб; согласно прилагаемым документам». [6]
В феврале 1875-го года Владимир Орловский обращается с ходатайством- разрешить ему выехать для продолжения работы за границу, и разрешение ему было дано: «№307 №129 Его Превосходительству Господину Конференц Секретарю Императорской Академии Художеств. Пенсионера Академии Владимира Орловскаго. Разсчитывая в настоящем году продолжить заниматься изучением моря и судов, я находя в этом отношении самыми удобными некоторыя из побережий морских в Италии, желал бы с этой целью отправиться за границу. О чем сообщая Вашему Превосходительству, обращаюсь с покорнейшей просьбой, исходатайствовать у Его Императорскаго Высочества Товарища Президента на таковую поездку разрешение. Пенсионер Академии Владимир Орловский. 21-го февраля 1875 года. Резолюция: Разрешаю». [7]
И в апреле 1875-го года Орловский снова в Италии: «№134 В Правление Императорской Академии Художеств. Пенсионера Академии Владимира Орловскаго. Предполагая все предстоящее лето провести в занятиях в окрестностях Рима, имею честь покорнейше просить Правление Академии выслать мне мой третной пенсион в Рим на имя пенсионера Владимира Семирадскаго, для передачи мне… Пенсионер Академии В. Орловский 18/30 апреля 1875г. Адрес: Via Condotti Cafengreico Roma». [8]
Срок пенсионерства Владимира Орловского заканчивался в 1875-м году, но по ходатайству Президента Академии (1852-1876), Великой Княгини Марии Николаевны, срок был продлен еще на один год: «№1174 Министерство Императорскаго Двора. №139 В С.-Петербурге. 21 июля 1875 года. Государь Император, по всеподданнейшему докладу моему ходатайства Вашего Высочества, высочайше повелеть соизволил: пенсионеру Академии по пейзажной живописи Владимиру Орловскому, продолжить производство пенсионерского содержания еще на один год из Государственнаго Казначейства… Министр Императорскаго Двора». [9]
В сентябре того же 1875-го года А.Д. Орловский приезжает для работы во Францию, в Париж: «№1443 22 сентября №140 В Правление Императорской Академии Художеств. Предполагая, по окончании моих летних работ, в первых числах Октября, отправиться в Париж… Пенсионер Академии Владимир Орловский. 11-го сентября 1875 года». [10]
Из Парижа, в 1876-м году, Владимир Орловский пишет известному собирателю художественных произведений русских художников Н.Д. Быкову. В письме Орловский касается деловых вопросов- продажи своих картин. Делится своими впечатлениями от знакомства с живописью европейских художников, считая, что Н.Д. Быкову это будет интересно: «Принося Вам, Николай Дмитриевич глубокую благодарность за Ваше любезное внимание и память ко мне, вместе с темъ спешу и отвечать Вам. Меня ни сколько не удивило, что съ моими картинами случилось иначе, как я разсчитывал. Начну с того, будучи сам несколько недоволен ими, так как я торопился их писать, имея в виду конкурс и попутку в Германию, я полагал, что легко можетъ статься, что они не понравятся и Вам. По этому я написал Г. Григоровичу, что в таком случае их можно продать. Цену же повысил потому, что Вам я обещал за 300 рублей сделать картину, раму же Вы хотели сделать сами, потому же тогда бы я (нрб.) и других разных издержек, которыя в этом случае оказались. Разсчитывая на все это, я думал, что поступил совершенно логично набавив какую сотню рублей (нрб.). Условием написать картину в 300р. я только и обязан был относительно Вас. Других же покупщиков я не знаю т.е. не имею с ними никакого уговора, по этому с ними быть могут и новыя разсчеты. Так, думаю, что причина ошибки частию в том, что Иванов незастал Вас дома, частию в том, что в четыре дня Картины уже успели продаться. Если бы я сам был в Петербурге, то конечно нашел бы возможность поступить (иначе?). Но отсюда это делать трудно, тем более что я имею право только просить людей поступить так и так, но не более. Тоже: каково бы было если бы Д.В. Григорович в ождидании Вас не продал моих картин а Вы бы увидели их и сказали- не нравятся- и только. Вещь бы осталась до новаго случая. Тут я может быть и был бы вразумителен, но другой пожалуй мог и (нрб.) в особенности если бы имел нужду еще в деньгах. По этому, думаю, что и Г. Григорович поступил так основательно. Ведь вот и теперь Вы и сами пишете что «в третьих может и картины покажутся Вам иначе»-. Наконец я могу легко исправить эту ошибку. У меня есть этюд и эскиз желанной Вам картины, я могу и даже успешно повторить её. Конечно, что точь в точь сделать как та картина была я не берусь, потому что быть копиистом своего эскиза довольно мучительно. Тогда я думал так, так компонавал и писал. А когда написал, то увидел недостатки, которыя переделывать не хотел, потому что времени не было. Значитъ теперь если бы я стал писать ту же картину, то конечно, что сделал бы некоторыя изменения- а именно, написал бы гораздо проще воздух; к такому сложному мотиву как (низь?) такой же сложный воздух негодится. Одно мешает другому. Написал же его там таким потому, что такой случилось видеть в натуре. Увлекся и неразбирая долго в первую же картину и поместил его. У меня был проектъ поездки в Италию и в этом году кажется удастся его исполнить, потому что сделать хочется много, и для годичной выставки в Академию, да и здесь уже от фрацузов имею заказы. Значит, разве на будущий год увижу Вами заказанные места- и тогда же (нрб.) сделать две картины для Вас.