Глава первая.

Владимир Донатович Орловский родился в 1842 году в семье помещика Киевской губернии. Поступив в 1855-м году во 2-ю киевскую гимназию, «…он обратил внимание учителя рисования Н.М. Сошенко на свое дарование. При таком опытном руководителе, Орловский вскоре оказал быстрые успехи в рисовании … бывший в то время директором 2-й киевской гимназии М.К. Чалый убедил отца, что и в искусстве можно сделать почтенную карьеру. И Орловский отправился в Петербург с рекомендательными письмами от Сошенка и Чалаго к Т.Г. Шевченке». [1]

В рекомендательном письме от 16 октября 1860 года к Т.Г. Шевченко, который жил тогда в Академии художеств, М.К. Чалый писал: «Рекомендую Вам, уважаемый Тарас Григорьевич, будущего деятеля на поприще русского искусства. Желая посвятить всего себя исключительно одной живописи, Орловский, оставив гимназическую нашу премудрость, намерен поступить в Академию художеств. Судя по его работам за последние два года под руководством нашего общего друга И.М. Сошенко и по той страсти, с какою он предавался любимым занятиям, можно надеяться, что из него со временем выйдет замечательный художник. Соха (так называли в кругу друзей И.М. Сошенко) присоединяет и свою просьбу к моей. Примите же, дорогой земляк, этого симпатичного юношу под свое покровительство, укажите ему дорогу, по которой он должен идти». [2, c.44]

Орловский пропустил срок приемных экзаменов, и по совету Т.Г. Шевченко поступил в рисовальную школу. «За несколько дней до кончины Тарас Григорьевич дал Орловскому письмо к г. Львову- тогдашнему конференц-секретарю Академии художеств. С письмом Орловский принес г. Львову и свои рисунки. Конференц-секретарь нашел их хорошими и, не в пример прочим, зачислил в 1861 году молодого художника в Академию». [3, c.2]

Сведения о начале творческой биографии Орловского содержит его личное дело в архивных документах Академии Художеств.

О гимназии: «№ 1879. Дано за надлежащею подписью и с приложением казенной печати ученику четвертаго класса Киевской 2- или губернской гимназии Владимиру Орловскому в том, что он поступил в сию гимназию 12 августа 1855 года и находился в ней по 12 сентября 1860 года, ныне же, согласно вступившей просьбе уволен. <…> 13 сентября 1860 года, г.Киев. Директор Киевской 2-й гимназии училищ Киевской губернии Статский Советник и Кавалер М.К. Чалый». [4, c.1]

Судя по справкам из личного дела, учеба Владимира Орловского в Академии Художеств шла успешно: «Свидетельство от 18 октября 1864 года №216. Когда ученик Владимир Орловский получил медали, какия именно и за что. Ученик по новому Уставу Владимир Орловский имеет медали: 22 декабря 1862г. 2-я сер. Медаль- за пейзаж. 21 (декабря) 1863. 1-я (медаль за пейзаж). Рисует с гипсовых фигур. В 1864г. получил за рисунки №№ 10, 41 и 36. По наукам состоит в 1-м Отделении». [5]

Вскоре после поступления Владимира Орловского в Академию, материальное благосостояние его семьи, как и многих других помещичьих семей, пошатнулось. Видимо, это было связано с последствиями реформ Императора Александра II-го, прежде всего освобождения крестьян от крепостной зависимости.

С 1862-го по 1865-й год Владимир Орловский получает в Академии денежное пособие для недостаточных академистов: «№7. 14/0 Министерство Императорского двора. Императорская Академия Художеств. 20 марта 1865г. №657. Господину Бухгалтеру Правления Академии Алексею Михайловичу Попову. На основании постановления Совета Академии, в 27 день минувшаго Февраля последовавшаго, производимое ученику Владимиру Орловскому, по назначению Совета на третном экзамене 22 декабря 1862 года, содержание по 10 руб. в месяц, следует прекратить. О чем и сообщается вам для сведения и прекращения помянутаго содержания с 1-го числа сего марта. За Конференц-Секретаря Заслуженный Профессор (нрб.)». [6]

Право на получение пособия необходимо было подтверждать каждый год, выдавалось пособие только успешным ученикам: «Журн. Сов. 9 и 10 Января 1863г. Ст.17-я. Определено: принять к руководству, что правом получения безплатных билетов по бедности пользуются исключительно ученики получившие медали и нумера перваго десятка за рисование по всем классам. Журн. Сов. 9 и 10 Января 1863г. Ст.3-й. Определено было между прочим ученику Владимиру Орловскому назначить содержание по 10 р. в месяц начиная с 1 Января 1863г. Журн. 25 и 27 Февраля 1865г. Ст.24. Содержание это прекращено по нахождению Орловскаго в Крыму». [7, c.19]

Билет, о котором идет речь в выше приведенных архивных материалах, это документ, дававший право на посещение занятий и одновременно- на проживание в Санкт-Петербурге: «Билет. Из Императорской Академии Художеств состоящему в числе вольноприходящих учеников ея….в том что он имеет право проживать на квартирах в Петербурге, при исправном посещении Академических классов в течении (нрб.) сего 1864 года. С истечением сего срока билет сей должен быть возвращен в Академию, с заменом другим или с прекращением выдачи таковаго. В уверение чего и дан ему… билет с приложением Академической печати. С.-Петербург, Января 3 дня 1864 года. Конференц-Секретарь. Получил…». [8, c.3]

Получая пособие, Владимир Орловский и сам активно работает. Так, в 1863-м году две его работы, наряду с работами других молодых художников, приобретает Общество Поощрения Художников: «Из отчета за 1862 год, Вам, Милостивые Государи, известно о постановлении Комитета, чтобы по прекращении ежемесячных выдач бывшим пансионерам, все свободныя денежныя средства Общества, преимущественно, употреблять на заказы и покупки произведений русских художников и на выдачу пособий тем из молодых людей, которые заявляют несомненные дарования. На этом основании в 1863 году сделаны следующие распоряжения: А) По выбору Комитета приобретены покупкою нижепоименованные картины, признанныя достойными внимания и по сюжетам и по исполнению: 1. Вид Кавказа- Лагорио. 2. Тоже 3. Горе матери- Реймерса. 4. Богомолки- Попова. 5. Лунная ночь- Суходольскаго. 6. Пейзаж- бар. Клодта. 7. Гарибальдийцы- Филиппова. 8. Пряха- бар. Клодта. 9. Пейзаж- Киселева. 10. Сборы в маскарадъ- бар. Клодта. 11. Пейзаж- Орловскаго. 12. Тоже. 13. Пейзаж- Волковскаго. 14. Внутренность церкви- Сажина. 15. Наружный вид часовни- его же. 16. Пейзаж- Добровольскаго. 17. Тоже. 18. Головка девушки- Жодейко. 19. Вид Симонова монастыря- Верещагина. 20. Вид Спасской башни- его же. 21. Пейзаж- Попова (московскаго). При покупке вышепоименованных картин имелось более всего в виду поощрить и поддержать художника вовремя и хотя небольшою суммою, придать ему силу для дальнейших трудов. С этою же целью весьма часто выдавались художникам денежныя ссуды, с возвратом при продаже их произведений». [9, c.2-3]

В конце того же года работы Владимира Орловского были разыграны в лотерею: «В годичном собрании Общества Поощрения Художников, 27 декабря 1863 года, разыграны в лоттерее между гг. членами следующие предметы: 15. Содержание картины: Пейзаж- Орловскаго. Кто выиграл: Петр Павлович Дурново. 16. Тоже. Николай Густавович Розинский». [10, c.35-36]

В 1863-м году появляется первый отзыв о творчестве Владимира Орловского в печати: «После Лагорио и Боголюбова нельзя умолчать о нескольких молодых талантах, приобретших в последнее время заслуженную известность. Первым из них оказывается барон М.П. Клодт 1-й, котораго «виды» Нормандии и Швейцарии имеют большие достоинства. … Что касается живописи растительности, то по этой части, за два года назад, явился талант замечательный- Е.И. Дюкер. … Большия надежды внушает и г. Орловский, ученик Боголюбова. Картины его имеют своеобразный характер, как и у Дюкера». [11]

Весной 1864-го года ученик Академии Владимир Орловский едет на этюды в Крым: «Свидетельство №3. №950. Из Императорской Академии художеств ученику ея Владимиру Донатову сыну Орловскому в том, что он отправляется для художественных занятий по Волге и в Крым сроком по пятнадцатое число октября сего 1864 года почему Г.г. на заставах начальствующие благоволят чинить ему свободный пропуск туда и обратно и при занятиях его в случае надобности оказывать законное содействие. Во уверение чего и дано ему Орловскому сие свидетельство с приложением Академической печати. С.Петербург Апреля 11 дня 1864 года. Императорской Академии Художеств Конференц-Секретарь. Производитель дел». [12]

В процессе обучения в Академии, Орловский сближается с профессором Академии А.П. Боголюбовым, который, вернувшись из поездки в Европу, работал в Академии с молодыми художниками. Боголюбов отмечает способности Владимира Орловского: «1860. Отечество. Снова петербуржец. (Октябрь-Ноябрь). Поселился в Академии. Августейший президент наш В. Кн. Мария Николаевна предложила мне безвозмездно брать учеников Академии- пейзажистов на выучку. Молодёжь стала ко мне ходить. Я им проводил мои европейские взгляды на искусство, рекомендуя писать поболее этюдов с натуры и не набросками, как у нас начинается летняя работа художников, а окончательно и сознательно. Из всех молодых людей (Ф.Ф. Боганц, Д.В. Вележев, И.В. Волковский, П.П. Джогин, Е.Э. Дюккер, Е.А. Ознобишин, И.И. Шишкин, В.Д. Орловский) я встретил талантливого одного только И.И. Шишкина и потом, через два года, Орловского. Остальное всё было очень посредственно и тупо. Был ещё Дюккер, но тот скоро сделался пенсионером, и я его уже знал позже, в Дюссельдорфе, где он поселился совсем, составя себе почтенное имя». [13, c.91]

В мастерской Боголюбова у Орловского завязались новые знакомства. Его биограф, Ф.И. Булгаков, пишет об этом периоде в жизни Владимира Орловского так: «Даровитый академист, однакож, нуждался в указаниях и советах, а равно и во внимании к себе опытных руководителей. Случай ему доставил это. Однажды сидел он в копировальной зале и работал над копией с какого-то этюда А.П. Боголюбова. Заметив даровитого ученика, профессор предложил ему заниматься у себя в мастерской, где, знакомя его со своими посетителями, дал ему возможность выдвинуться вперед». [14]

Боголюбов вводит Владимира Орловского в круг своих высокопоставленных заказчиков и знакомых: «Так, у Татищевых Орловский прогостил лето, писал этюды, затем получил рекомендательное письмо А.П. Боголюбова к архитектору Монигетти, строившему тогда «Ливадию». Тот в свою очередь познакомил его с князьями Воронцовыми, и в Алупке художник провел 1864 и 1865гг., делая этюды. То были еще рабския копии с натуры». [15]

на этюдах в Крыму позволила Владимиру Орловскому повысить свое мастерство художника, начать поиск своей. индивилуальной манеры письма. Ф.И. Булгаков связывает изменения в живописи Владимира Орловского с влиянием княгини В.М. Воронцовой: «Княгиня М.В. Воронцова, любившая искусство и сама занимавшаяся им, заметила ему как-то, что не в этом состоит настоящее направление художества, что нужна некоторая поэтическая струя, что надо подыскивать в природе эффекты, которые находили бы отклик в душе и творческой фантазии художника и что при исполнении этюдов не столько нужно обращать внимание на частности, сколько на получение общаго настроения, впечатления, произведеннаго данной местностью, освещением, моментом, подмеченным в натуре. И, поясняя это, княгиня предложила художнику написать этюд окна в своей комнате. Последняя помещалась в полусвете; окно выходило в сад, где деревья и дорожки были залиты южным солнцем. «Вот именно это впечатление блеска, света, тепла передайте мне; листья, ветки- вещи второстепенныя, об этом не заботьтесь много, я сама их почти не замечаю, но ваш этюд должен мне напомнить это окно, т.е. весь блеск, свет, всю ту прелесть жизни, тепла южнаго солнца, которыя чувствуются там, в саду», разъясняла княгиня молодому художнику. Этот первый этюд был, так сказать, пробным камнем в дальнейших успехах художника. Таким образом, под влиянием М.В. Воронцовой Орловский набрел на свою дорогу, а пребывание в Алупке доставило ему большой запас этюдов, что и дало ему возможность явиться во всеоружии на академический конкурс». [16]

Действительно ли было влияние княгини Воронцовой на молодого художника так велико, или Орловскому достало ума не отрицать влияние своей знатной покровительницы, сказать трудно. Cам В.Д. Орловский об этом эпизоде нигде не упоминает.

Как пишет далее Ф.И. Булгаков, «Вместе с академическим успехом явились и материальные успехи. В данном случае Орловский опять-таки был обязан А.П. Боголюбову. Профессор рекомендовал его картины всем и всюду. Весьма важной поддержкой в то время были: покупка программы на малую золотую медаль Е.В. Наследником Цесаревичем, ныне царствующим Государем Императором, и заказ картины в пандан этой вещи, равно благосклонное внимание высокаго заказчика. Боголюбов вскоре затем вызвал Орловскаго в Петергоф помогать ему писать декорации, где и представил художника Государю Наследнику и его супруге». [17, c.10]

Подтвердить факт работы Владимира Орловского в Петергофе архивными документами на сегодняшний день автору этой работы не удалось.

Способности молодого художника замечены. Он по прежнему пользуется покровительством Императорского Общества Поощрения Художников, как один из подающих надежды молодых художников: «…одна из главных забот общества состоит, конечно, в том, чтобы принимать произведения только тех художников, которые обладают несомненным дарованием. Поощрение художника на том основании, что он случайно избрал художественный путь и находится в бедности, диаметрально противуположно настоящей цели общества; – последнее уже есть дело Общества вспомоществования бедным, но не Общества Поощрения Художников, которое заботится, прежде всего, о развитии талантов, могущих современем занять почтенное место в истории национальнаго искусства. В видах своей цели, Комитет Общества, изыскивая средства для привлечения на Выставку большаго числа посетителей,– предложил, в виде опыта, открыть при Выставке художественную лотерею. Вырученную сумму предназначалось употребить на покупку картин лучших наших молодых художников». [18, c.3]

У молодых художников было приобретено 11 картин, 3 акварели и 3 бронзовые вещи. Собственностью Общества стали картины Владимира Орловского «Мельница» и «Мост на болоте». С постоянной выставки Общества были проданы 82 произведения русских художников, среди которых- три работы Владимира Орловского: «Весенний снег»; «Снопы»; «Долина Салгира». [19, c.17-19]

Приобретенные Обществом две картины Владимира Орловского в годичном собрании Общества Поощрения Художников, 8-го Января 1865г., были разыграны в лотереи. Картину «Мост на болоте» выиграл Действительный Член Общества Поощрения Художников Григорий Павлович Галаган, картину «Мельница»– Член-соучастник Общества Поощрения Художников Родоконаки Федор Петрович. [20, c.57-58]

Сам Владимир Орловский, как свидетельствуют материалы его личного дела, работал на Украине и в Крыму: «№8 №1686 15 сентября. В Правление Императорской Академии Художеств. Ученика Владимира Орловскаго. Прошение. Не имея возможности, вследствие разстроеннаго здоровья, к данному сроку возвратиться в Академию, честь имею почтительнейше просить Правление Академии возобновить мне Свидетельство на право жительства на Южном берегу Крыма впредь до выздоровления.– Медицинское удостоверение городового врача (на обратной стороне листа) и свидетельство Академии при сем прилагаю. Ученик Академии Владимир Орловский. Адрес на Южном берегу Крыма, в г.Ялту. Владимиру Донатовичу Орловскому. Августа 30 дня 1865г.». [21]

Требуемое свидетельство было Владимиру Орловскому отослано: «Свидетельство №10. №1963. Из Императорской Академии художеств ученику ея Владимиру Донатову сыну Орловскому в том, что он отправляется для художественных занятий в Крым сроком по первое число сентября будущаго 1866 года почему Г.г. на заставах начальствующие благоволят чинить ему свободный пропуск туда и обратно и при занятиях его в случае надобности оказывать законное содействие. Во уверение чего и дано ему Орловскому сие свидетельство с приложением Академической печати. С.Петербург Сентября 17 дня 1865 года. Императорской Академии Художеств Конференц-Секретарь, Статский Советник. Производитель дел». [22]

В Санкт-Петербург Владимир Орловский из Крыма возвращается 1 февраля 1866-го года.

В этот период у него были, видимо, были сомнения, стоит ли продолжать обучение в Академии. В марте 1866-го года он обращается в Правление Академии с прошением о присвоении ему звания классного художника: «№12 Марта 2 1866г. №365 Его Превосходительству, Господину Исправляющему должность Вице-Президента Императорской Академии Художеств, ректору Ея Константину Андреевичу Тону, ученика Владимира Орловскаго, Прошение. Не имея возможности продолжать долее мои занятия в Академии, по причине вредного влияния здешнего климата на мое здоровье, я на основании полученных мною малой и большой серебрянных медалей, честь имею почтительнейше просить Ваше Превосходительство сделать распоряжение о выдаче мне аттестата на звание класснаго художника 3-й степени (присущего) этим медалям. Ученик Академии Владимир Орловский. Марта 2 дня 1866-го года». [23]

К прошению была приложена справка о результатах обучения Владимира Орловского в Академии: «Справка. Орловский Владимир поступил в число Вольнослушающих в 1861 году в класс гипсовых голов по пейзажной живописи; в сентябре месяце того же года принят в ученики по новому Уставу; в декабре переведен в класс гипсовыхъ фигур. В 1864 году получил №№10, 41, 36. В 1862 году 22 декабря удостоен 2-ю серебряною медалью, за пейзаж. В 1863 году 21 декабря удостоен 1-ю серебряною медалью за пейзаж. 8 марта 1866г. №53». [24]

Но вскоре после этого прошения он представляет другое- просит о зачислении его учеником по классу архитектуры: «№13. 18 марта 1866 года. №504. В Совет Императорской Академии Художеств, ученика Академии Владимира Орловскаго. Прошение. Находясь в числе учеников Императорской Академии Художеств по пейзажной части, я в настоящее время решился заняться изучением Архитектуры; почему почтительнейше прошу Совет Академии, издать распоряжение о зачете меня в число учеников по этому отделу. Ученик Владимир Орловский. 12-го марта 1866 года». [25]

Последнее могло быть связано с отмеченным выше знакомством Владимира Орловского с архитектором И.А. Монигетти (1819-1878). [26, c.418]

Видимо, увлечение архитектурой было кратковременным и уже в мае того же 1866-го года Владимир Орловский планирует поехать на этюды в Петербургскую и Московскую губернии: «№14. 20 мая 1866 года. №896. В Правление Императорской Академии Художеств, Ученика Владимира Орловскаго Прошение. Находя для себя полезным, отправиться на лето во внутрь Петербургской и Московской Губерний для художественных занятий с натуры, почтительнейше прошу Правление Академии выдать мне Свидетельство для жительства и свободнаго проезда по этим губерниям. Ученик Владимир Орловский». [27]

На решение продолжить занятия живописью и обучение в Академии могло повлиять также то, что в 1866-м году Владимир Орловский получает премию Императорского Общества Поощрения Художников, учрежденную Обществом. Отчеты Общества за этот период позволяют понять, какими критериями руководствовались члены общества оценивая художественные произведения, в том числе пейзажные работы русских художников. Так, в отчете за 1865-й год читаем: «… один из наших членов, Граф Павел Сергеевич Строгонов, подал мысль ввести систему конкурса, как весьма действительную для возбуждения художественной деятельности и, вместе с тем, предложил учредить на свой счет две премии,– одну в 600 руб. за лучшую картину жанра, взятую из русской жизни, другую- в 400 руб. за лучший ландшафт, взятый из русской природы. Желая… усилить средства поощрения, Комитет Общества поспешил присоединить к 1000 руб., внесенным на премии Графомъ П.С. Строгоновым, еще 400 руб. из сумм Общества, предлагая разделить их на три части и каждую назначить как вторую премию. В последнем заседании Комитета, решено было прибавить к существующим двум вторым премиям еще две премии третьяго разряда, каждую в 100 рублей. В конце минувшаго года конкурс состоялся… из числа этих произведений, шесть отличались положительными художественными достоинствами… По пейзажу: Каменева «Песчаная отмель», Гине «Летний дождь» и Дикера «Берег моря». В отчете Комиссии, выбранной гг. Действительными членами для присуждения премий, напечатанном в 332№ газеты Голос,– подробно оценены и взвешены достоинства этих произведений. … Независимо от техники, более внимательной, более обработанной, успех в пейзаже явно проглядывал в старательномъ изучении явлений природы, в желании выбирать местность живописнее, в желании одушевлять ее фигурами и животными и воспроизводить ее с оттенком личнаго поэтическаго чувства». [28, c.3-5]

Владимир Орловский получает одну из премий, учрежденных Императорским Обществом Поощрения Художников по инициативе графа Строганова в следующем, 1866-м году: «Расход. По Обществу Поощрения Художников за 1866г. Выдано премий, удостоившимся их художникам: Шишкину… 400 руб. Орловскому… 200. Соколову… 200. Сычугову… 200. Шреттеру… 200. Далю… 200». [29, c.43]

На постоянной выставке Общества Поощрения Художников весной 1866-го года была выставлена картина Владимира Орловского «Ущелье при закате солнца Крым». Видимо, за нее и была присуждена премия. [30]

По возвращении с этюдов, в конце лета 1866-го года, Владимир Орловский выражает желание принять участие в конкурсе на малую золотую медаль: «№16 30 августа 1866 года. №1436 В Совет Императорской Академии Художеств, ученика Владимира Орловскаго, Прошение. Чувствуя себя достаточно сильным для принятия участия в конкурсе на малую золотую медаль по отрасли пейзажной живописи, почтительнейше прошу Совет Академии не отказать мне в праве быть экзаменованным наравне с конкурентами. Если- как 5-летний опыт доказал, что только буквальное выполнение новаго Устава и может дать хороших художников, то в таком случае покорнейше прошу Совет Академии допустить меня к конкурсу на тех же условиях, на каких дозволено это было ученику Архитектуры Шрейберу. Ученик Академии Владимир Орловский. 30 августа 1866 года». [31]

Здесь, видимо стоит сказать несколько слов о новом уставе Академии Художеств, на который ссылается Владимир Орловский. Уставы Академии художеств являлись важнейшими документами которые определяли не только деятельность Академии как художественного учебного заведения, но и развитие изобразительного искусства и художественного образования России. После поражения в Крымской войне (1853–1856) необходимость преобразований в Российской империи становится очевидной. Коснулись перемены и Академии Художеств.

Летом 1858 г. президент Императорской академии художеств, Великая княгиня Мария Николаевна, подала записку в Министерство Императорского двора, в ведении которого находилась Академия. Записка подана была на имя В. Ф. Адлерберга, возглавлявшего Министерство, почетного любителя Академии художеств с 1857 г.

Мария Николаевна обосновала необходимость преобразований в Академии художеств: «В управлении Императорской академии художеств как в художественном отношении, так и в распоряжении денежными средствами было бы весьма полезно сделать некоторые улучшения для того, чтобы, с одной стороны, развить самую художественную деятельность и образование молодых людей, обучающихся в Академии, а с другой стороны, ввести более правильности и бережливости в расходовании сумм» [32, л. 1].

Мария Николаевна обращала особое внимание на общее (первоначальное) образование, отсутствие которого, по ее мнению, мешало развитию художественных способностей: «Большой талант превозмогает это, но для большинства недостаток первоначального образования имеет следствием, что ученик останавливается на механической стороне искусства и, следовательно, не достигает истинного художественного успеха» [33, л. 1].

В труде С. Н. Кондакова об Уставе 1859г. сказано: «Этим уставом положено расширить курс преподавания общеобразовательных предметов с тем, чтобы поднять уровень общего развития и образования среди русских художников и дать им возможность сравняться во всем с их иностранными собратьями».

[34, с. 45].

Как мы увидим ниже, у Владимира Орловского были проблемы именно со сдачей экзаменов по общеобразовательным предметам: «№932 25 Мая 1867г. В Совет Императорской Академии Художеств. Инспектора Н. Шрейнцера РАПОРТ. Честь имею при сем представить отчет экзаменов по наукам за 1864 и 1866 года по 3-м отделениям. Отчет экзаменов по наукам за 1864 и 1866г. 1-м Отделении. 2) Ученики, оставшиеся с 1-го курса, с обозначением с которого года они в оном находятся. Живописцы. Орловский Владимир (пейзаж.) 1861. Сколько имеет медалей: одну 2-ю сер. и одну 2-ю золотую». [35]

О системе преподавания наук в Академии, может дать представление программа преподавания курса русской словесности: «Императорской Академии Художеств. Программа общей и русской словесности. I. Курс. Краткия психологическия понятия. Понятие о языке, его составе и образовании; о письменности. Проза и поэзия. Сочинения описательныя и историческия.

II. Курс. Понятия об изящном. Поэзия. Выражения ея в слове. Главныя роды поэтических произведений. Эпос греческий в произведениях Гомера. Эпос средневековой. Роман. Представители его. Животный эпос. Басни у новых народов.

III. Курс. Лирическия поэты. Драматическия писатели: Софокл и Аристофан. Ложноклассическия драматурги у французов. Шекспир.

IV. Курс. Исторический очерк главных русских писателей с преимущественным изучением их, от Петра Великаго». [36, c.1]

По новому Уставу предлагалось с одной стороны, отчислять из Академии художеств неуспевающих учеников, с другой- выдавать бедным ученикам, успешно обучающимся в Академии, пособия для продолжения ими образования. [37, л. 3].

Именно это позволило Владимиру Орловскому продолжать обучение в Академии после того, как дела его семьи пришли в упадок.

К концу 1858 г. проект нового Устава Академии художеств был готов. По Уставу 1859 г.: вводились классы наук; определялось время обучения; академический курс делился на три отделения, при переходе из одного отделения в другое учитывались результаты экзаменов по научным предметам. Пенсионеры должны были ежегодно присылать свои работы в качестве отчета. Время пенсионерства – шесть лет. Вводилась система получения степеней и званий – классных художников, академиков, профессоров. Решались социальные вопросы: «§ 28. Ректор обращает внимание на положение учеников и представляет вице-президенту сведения о выдаче беднейшим и нуждающимся пособий»; «§ 51. Пособия утверждаются в правлении вице-президентом по соглашению с ректором, к отделению коего ученик принадлежит; Выпущенный из 4-го класса Гимназии и имеющий одобрительный о сем аттестат поступает в Академию без экзамена; но должен, однако же, уметь рисовать». [38]

Как было указано выше, именно на таких основаниях был принят в Академию художеств Владимир Орловский.

В марте 1867-го года Орловский планирует отправиться для работы на натуре в Малороссию и Крым: «№17 15 марта 1867 года. В Правление Императорской Академии Художеств, ученика Владимира Орловскаго, Прошение. Находя для себя нужным и полезным отправиться в Малороссию и Крым для художественных занятий с натуры, почтительнейше прошу Правление Академии выдать мне свидетельство для свободнаго проезда и жительства в Киевской и Таврической Губерниях сроком по 1 января 1868 года. Ученик Академии Владимир Орловский. 14-го марта 1867 года». [39]

Его ходатайство было удовлетворено: «Свидетельство №19. №294. Из Императорской Академии художеств ученику ея Владимиру Донатову сыну Орловскому в том, что он отправляется для художественных занятий в Киевскую и Таврическую губернии сроком по первое число января будущаго 1868 года почему Г.г. на заставах начальствующие благоволят чинить ему свободный пропуск туда и обратно и при занятиях его в случае надобности оказывать законное содействие. Во уверение чего и дано ему Орловскому сие свидетельство с приложением Академической печати. С.Петербург Марта 15 дня 1867 года. Императорской Академии Художеств Конференц-Секретарь, Статский Советник и Кавалер. Производитель дел». [40]

За одну из работ, выполненных летом 1867-го года Владимир Орловский получает серебряную медаль: «31 Декабря 1867г. №2312. В Совет Императорской Академии Художеств Инспектора классов Академии РАПОРТ. На бывшем 23-го Декабря 1867 года третном экзамене удостоены ученики Академии к получению наград серебряными медалями: 2-го достоинства. За рисунок с натуры: Орловский Владимир». [41, c.6]

Весной следующего, 1868-го года Владимир Орловский вновь планирует принять участие в конкурсе, уже на право поездки для совершенствования за границу: «№20 3 мая В Правление Императорской Академии Художеств, ученика Владимира Орловскаго, Прошение. Предполагая отправиться на днях в окрестности Петербурга с целью приобретения художественных материалов нужных для выполнения программы на 1-ю золотую медаль, почтительнейше прошу Правление Академии снабдить меня свидетельством нужнымъ для свободного проезда по Петербургской губернии и Финляндии, ровно как и вспомоществовательными стипендиями, полагающимся конкурентам на золотыя медали по пейзажной отрасли по пятнадцати рублей за четыре месяца. Ученик Академии Владимир Орловский. Мая 3-го дня 1868 года». [42]

К заявлению приложена справка о результатах, достигнутых учеником Академии Художеств Владимиром Орловским к весне 1868-го года: «Справка. Орловский Владимир поступил в число Вольнослушающих по пейзажной живописи в 1861 году в класс гипсовых голов; в сентябре месяце принят в ученики по новому Уставу; по наукам в 1-м Отделении, и в декабре того же года переведен в класс гипсовых фигур. С 1867 года состоит в натурном классе, и получал за рисунки №№ 19, 13, 19-ый. Имеет медали: 22 декабря 1862 года получил 2-ю серебряною медаль, за пейзаж. 21 декабря 1863 года получил 1-ю серебряною медаль за пейзаж. 31 августа 1866 года на предварительном собрании, получил 2-ю золотую медаль за картину Вид. 23 декабря 1867 года получил 2-ю серебряную медаль за рисунок с натуры. В 1868 году состоит в числе конкурентов на 1-ю золотую медаль. – По наукам состоит с 1861 года в 1-м Отделении, и на переводные экзамены не явился три раза, если же в нынешнем году сего мая не явится, то должен быть исключен из числа учеников. Инспектор. №139. 6 мая 1868г.». [43]

Достигнутые Владимиром Орловским успехи действительно позволяли ему принять участие в конкурсных испытаниях: «Согласно определению Совета 11-го Октября 1860 года, о правах конкурировать на золотыя медали. … имеют право конкурировать на золотыя медали, когда имеют: По живописи пейзажной и перспективной. 2-ю сереб. мед. За рисунок натурнаго класса. 1 и 2 за этюды их рода живописи». [44, c.22]

Согласие Совета Академии на участие Владимира Орловского в конкурсе на золотую медаль было получено: «Список лицам, участвовавшим в сочинении эскизов секретно на конкурсах и получивших разрешение работать на звания и медали. Живописцы. Владимир Орловский на 2-ю золотую мед. 1 золотую». [45, c.26 об.]

Как уже упоминалось выше, Владимир Орловский пользовался покровительством профессора Боголюбова, так что над своей конкурсной картиной, в отличие от других конкурсантов, он работал в мастерской профессора Боголюбова: «1 Марта. Сообщить Г. Инспектору о распределении мастерских конкурентам с объяснением в какой мастерской, предполагается кого именно поместить. Распределение это нужно утвердить Его Сиятельству. 1) Сообщить в бухгалтерию кто именно назначен Советом в конкурс, чтобы сделать распоряжение о производстве конкурентам определённаго по 15 р. в месяц содержания.

В Правление Императорской Академии Художеств. Инспектора классов Академии Рапорт. Вследствие предписания Правления Академии от Марта сего 1868 года за №389, на основании Постановлений Совета Академии 13 и 20 января, для исполнения программ на золотыя медали и на денежныя вознаграждения, розданы мною мастерския.– Живописцы. Полынов Василий №9 об 2-х окнах. Харламов Алексей- 10- то же. Верещагин Митрофан – 11- то же. Семирадский Генрих – 12- то же. Зеленский Михаил – 14 – то же. Репин Илья – 17 – то же. … Орловский Владимир, пейзажист, занимается в мастерской Профессора Боголюбова». [46]

На конкурс Владимир Орловский представил три работы в сентябре того же 1868-го года: «62. Орловский Владим. Донатович. На какия звания и какия произведения. На 1-ю золотую медаль. 1, Деревня Кокоз (внутри Крыма). 2, Вид с южнаго берега Крыма в Алупке. 3, Тоже. Какия имеет награды и звания. Ученик. 1-ю золотую медаль». [47, c.22об.]

За три картины, исполненные в 1868-м году, Владимир Орловский получил Большую золотую медаль и право на заграничную поездку: «Список лицам, удостоенным от Академии Художеств медалями за успехи в художествах в 1867-1868г. 1. Владимир Орловский. Золотая первого достоинства- 1. Серебряная 2-го достоинства- 1». [48, c.27]

Работы Владимира Орловского, удостоенные наград Академии были приобретены для ее музея: «Г. Хранителю музея. №2579 30 Ноября 1868г. Правление академии предлагает Вашему Высокоблагородию записать на приход в качестве принадлежащих Академии картины: 2) Вид на южном берегу Крыма Владимира Орловскаго удостоенного золотой медали. Мера картинам с рамами, приобретенными Императорскою академиею Художеств. Удостоенные 1-ю Золотою медалью. Вид на Южном берегу Крыма. Орловский. Высота Аршин 2 вершков 4; Ширина аршин 3 вершков 5. Выписка из журнала Совета Императорской Академии Художеств от 10 декабря 1868 года.

Ст.27. Г. Вице-Президент Академии предлагает Совету приобресть для пополнения Музея русской школы следующие картины по ниже показанным ценам: 6. Деревня Кокоз, пейзаж Орловскаго, 850р. за раму 60 р.». [49, c.42]

Был определен срок, на который Владимир Орловский отправляется за границу: «По вопросу составления инструкций для пансионеров, отправляющихся за границу в 1869 году. По журналу Совета, состоявшемся 11 сентября 1868 года получили первые золотые медали… по живописи пейзажной Владимир Орловский. На основании пар.791 Устава все четверо посылаются за границу на казенный счет для усовершенствования; …Владимир Орловский на шесть лет». [50]

Получив право на заграничную поездку, Владимир Орловский готовится к ней: «№21 №1903. В Правление Императорской Академии Художеств, Художника Владимира Орловскаго Прошение: Предполагая заниматься изучением только Русской природы и Русского пейзажа и потому находя нужным прежде моей поездки за границу достаточно запастись матерьялами для такой деятельности, я находя полезным с этой целью отправиться в Малороссию и Крым, покорнейше прошу Правление Академии выдать мне должный вид для свободнаго проезда и жительства в Киевской губернии и Крыму на возможный, согласно правилам Академии срок. Художник Владимир Орловский. 17-го сент. 1868 года». [51]

Просимое Орловским Свидетельство было ему выдано: «№22-23 Свидетельство за №1903 получил Художник Владимир Орловский. Свидетельство. Из И.А.Х. ученику Ея Владимиру Орловскому, награжденному за отличные успехи в живописи пейзажной, золотою медалью 1-го достоинства и отправляющемуся в Малороссию и Крым, для практических занятий в изучении Русской природы, до отправления его заграницу. Почему благоволят городския и уездныя начальства во время проезда Г. Орловскаго чинить ему безпрепятственный пропуск и в местах пребывания его для вышесказанных занятий, допускать к рисованию местностей, по его выбору, безостановочно, в течении одного года. В удостоверение чего прилагается к сему свидетельству печать Академии. С._Петербург сентября 19 дня 1868 года». [52]

В Крыму Владимир Орловский плодотворно работает, ведет переписку со своими коллегами и знакомыми. Одному из них, художнику Павлу Алексеевичу Черкасову (1834-1900), он пишет: «15 июня 1869г. …я живу вдали от Ялты, в месте где сообщение не только с городом, но даже с окрестными жителями нет… завтра переселяюсь во внутрь Крыма. Удалось найти несколько прекрасных мотивов, с которых надеюсь написать хорошие картины…Вашим знакомым я с удовольствием напишу 2 картинки указаной величины одну за 30 р. а другую за 50-т. И надеюсь, что они будут недурны. Но это могу сделать (нрб.) как возвратившись в Петербург. Я надеюсь написать в нем еще одну картину на конкурс на постоянную выставку а стало быть придется прожить какой месяц еще в нем, а тогда уже и отправлюсь за границу. А значит между прочим можно будетъ написать и эти две вещицы». [53]

В Петербург Владимир Орловский возвращается с этюдов в октябре 1869-го года: «№24-б Свидетельство за №1837 получил В.Орловский. Свидетельство. Из Импер. Акад. Худож. Пенсионеру ея Владимиру Донатовичу Орловскому, удостоенному награждения 1-й золотой медалью, в удостоверение того, что он, по возвращении (нрб.) с практических занятий из Южной России, в скором времени должен отправиться на казенный счет, за границу, для дальнейшаго усовершенствования в пейзажной живописи, а до того может проживать безпрепятственно в С. Петербурге… Октября 10 дня 1869 года». [54]

Осенью 1869-го года решаются последние организационные вопросы перед выездом Владимира Орловского из России: «№25. №1980 Господину С.Петербургскому Обер-Полицмейстеру. 23 октября 1869г. Правление И.А.Х. отправляет с Высочайшего соизволения за границу, для усовершенствования в пейзажной живописи на три года, удостоенного 1-й золотой медали пенсионера Академии Владимира Донатовича Орловскаго…покорнейше просит Ваше Превосходительство …выдать Орловскому заграничный паспорт». [55]

«№26 По оп.6 №929 Ассигновка. 13 октября 1869г. Сверх-штатные ассигнования на содержание 4-х пенсионеров за границей. №27 1869 года октября 25 дня я нижеподписавшийся даю сию расписку …в том, что инструкцию изданную для пенсионеров Академии отправляющихся за границу для усовершенствования в искусствах я сего числа получил. Владимир Орловский». [56]

О характере обязанностей, которые брали на себя отправлявшиеся за границу художники, позволяет судить приводимый ниже фрагмент инструкции, которую получил Владимир Орловский: «На подлинном собственноручная Ея Императорскаго Высочества Президента подпись: «Утверждаю Мария». На заседании Совета 21 марта 1863г…. Постановление Совета Академии Художеств, касательно обязательств учеников, получивших золотыя медали 1-го достоинства и отправляемых на казенный счет за границу. 3. Сроки для производства пенсиона, определяются точным смыслом Устава Академии, по которому, смотря по успехам: Историческия живописцы и скульпторы оставляются на 6 лет за границею. Пейзажисты и жанристы на три года за границею и на три года посылаются по России. … 5. Первый год пребывания за границею назначается, собственно, для ознакомления с великими произведениями искусств, почему пансионеры, к какой-бы отрасли художества они ни принадлежали, обязываются вести журналы их путешествий и в виде отчетов представлять их Совету Академии, к концу года, с перечислением осмотренных ими предметов и с их замечаниями.

9. Пансионеры жанристы, пейзажисты и баталисты обязываются, в два последние года пребывания их за границею, присылать в Совет непременно по картине в конце каждаго года. – То же обязательство принадлежит также к трем годам путешествия их по России». [57, c.2-3]

Середина- вторая половина XIX века- период растущего значения пейзажной живописи. В пейзаже ярко отразились художественные проблемы эпохи. Как писал об этом в своей ранней работе Федоров-Давыдов, «Пространство, и его «агенты», воздух и свет, ставшие теперь основными предметами интереса живописи, в пейзаже получали свое наиболее адекватное изобразительное выявление. Категория формальная была в пейзаже вместе с тем и категорией сюжетной». [58, c.141]

Понимая это, и имея опыт работы с учениками Академии, наставник Владимира Орловского, профессор Академии Художеств Боголюбов, в 1868-м году представляет на имя вице-президента Академии графа Г.Г. Гагарина проект создания в Академии Художеств специального пейзажного класса. Не пытаясь ставить под сомнение один из главных постулатов академического образования- верховенство исторической живописи, он в проекте приводит основания считать овладение пейзажной живописью важной часть художественного образования для всех художников, какому бы роду живописи они себя ни посвятили: «Проект. Об учреждении при Императорской Академии Художеств художественнаго пейзажнаго класса. Безспорно, историческая живопись есть главная в искусстве, как вмещающая в себя все остальные отрасли (жанры). Но во всех Европейских Академиях всякаго рода жанр обыденных ли сцен жизни или баталической или архитектурный, портретный, пейзажный, проч., имеют свою самобытность, и мастерския, существуя для каждаго жанра отдельно, служат одинаково для всех художников местом изучения тех необходимых аксессуаров, без которых никакая картина не может быть верна если обстановка места ея не взята с натуры. Эти условия к сожалению вовсе не считались необходимыми для наших академических учеников по недостатку нужных для этого материалов и сведущих руководителей. До сих пор в нашей С.П. Академии пейзажный жанр имел таки свое место или гражданство; для изучения его назначен штатный профессор, который должен учить письму с натуры масляными красками и исполнять в тоже время обязанности преподавателя по классу рисования в отделе гипсовых голов. На сколько хватает у такого Профессора времени, как силен в искусстве этот Профессор, пригоден ли он по своим летам и знанию, к современному письму с натуры, способен ли он привязать к себе ученика, внушить уважение к себе и своей работе, сказать это очень трудно. Если академический Профессор и соединяет в себе все эти необходимыя качества, то не имеет кроме своей собственной мастерской (если еще у него таковая имеется) другого места где бы мог ученик работать, он не может конечно следить за ним и быть ему во время самой работы полезным. Из всего этого мне видна совершенная необходимость учреждения пейзажнаго класса и хотя до сих пор в Академии его не существовало, потребность заниматься изучением этого рода живописи чрезвычайно чувствительна не только между учениками Академии но и между частными любителями. Говорю это на основании моего многократного опыта. Когда живя в Академии с 1861-го года по 1865-й в качестве вольнаго Профессора с соизволения Ея Высочества Президента, имел у себя более двадцати пяти учениковъ и учениц безвозмездно и что труды мои были вполне оценены Г. Вице-Президентом Академии доказывается тем, что когда я оставил Академию мне была по ходатайству его пожалована Высочайшая награда. Возвратясь в Россию снова и видя что пейзаж в Академии приходит в совершенный упадок а также сознавая что могу еще приносить пользу жаждущим знаний и науки в пейзажном искусстве, я возымел мысль сделать следующее предложение: Устроить в Академии столь необходимый пейзажный класс, с учреждением котораго, вероятно, образуются впоследствие класс народнаго жанра, класс портретной живописи и проч. и проч. на самых выгодных для Государства и Академии условиях. Академия отводит для этого дела удобную мастерскую но (нрб) прежде будет один тотже штатный профессор Академии и класс вновь основанный всетаки остается пусть постоянно, а потому для привлечения туда учеников и для возбуждения в них живаго интереса необходимо: Дать возможность всем ученикам пользоваться этюдами с натуры, смотреть на них, вникать, копировать и вообще руководствоваться ими с помощью преподавателей, подготовляя себя к летней работе. С этой целью я первый предлагаю в дар Академии сто и более своих этюдов с натуры масляными красками и к этому прибавляю еще до двухсот восьмидесяти рисунков всех посещенных мною стран, что и составить основной художественный фонд пейзажнаго класса. Сверх того имею в виду постоянно пополнять эту коллекцию как своими новыми этюдами и рисунками, так и приобретаемыми от моих товарищей по искусству не отказывающихся служить общему делу; но первоначальное устройство этого класса прошу вверить мне и г. Академику пейзажной живописи Шишкину. Класс этот открыт от 8-ми часов утра до 8-ми вечера для всех желающих заниматься пейзажною живописью. Каждому художнику, имеющему звание Профессора или Академика пейзажной живописи, предоставить право посещать оный в качестве преподавателя если кто из учеников руководствующихся его знанием принадлежит к этому классу. Чтобы каждый преподаватель, Проофессор или Академик, имеющий учеников выставляющих свои Этюды или картины на третной или годичный экзамен в Академии, имел право голоса в Совете Академии при обсуждении пейзажнаго искусства на экзаменах, а вместе с тем получал бы возможность в Совете защищать своего ученика. Подобные преподаватели, не получая никакого жалованья, по усмотрению Совета, конечно могут быть вознаграждены за свой труд почетною правительственною наградою и из среды их может быть избран с их согласия полного академическаго профессора. Штатный академический Профессор, Академик, имеет доступ в этот классъ (наравне с?) преподавателями и следовательно посещая его сам будет иметь учеников. По назначению Инспектора класса и по соглашению с Профессорами класса, один из Академических учеников именуется «Старшим учеником» и на нем лежит обязанность и наблюдения за порядком а также и хранения вещей становящихся собственностью класса. Все этюды, рисунки и модели и пр. должны быть за номером и печатью Академии и никогда никому из класса не отпускаться. Имеющиеся в Академии модели кораблей, костюмы и некоторые архитектурно-перспективныя модели и другие необходимые аксессуары необходимые для пейзажной живописи поступают в собственность класса. Каждый желающий посещать этот класс получает предварительно от своего профессора билет, который потом скрепляется подписью академическаго Инспектора и тогда только ученик получает право на посещение класса без всякаго возмездия. Лучшие из этюдов, выставляемых на экзаменах, получают премию, с тем, чтобы премия окупала его для поступления в собственность класса и тем служила бы поощрением и материальным (нрб.). Таких премий предполагаю устроить две на Художественной выставке при Академии. При классе должен быть присяжный сторож, с обязанностью смотреть за имуществом класса, чистотой и отоплением. Профессор Алексей Богомолов. 1868 года Мая 15-го С.-Петербург». [59, c.8-10]

Отзыв на этот проект, на имя президента Академии Художеств, Великой Княгини Марии Николаевны, был написан конференц-секретарем Академии П.Ф. Исеевым только в 1870-м году. Не вступая в дискуссию о значении того или иного рода живописи, Исеев рассматривает проект с точки зрения финансовой и организационной, находя в представленном проекте ряд трудно разрешимых проблем: «Профессор Боголюбов представил Вице-Президенту Императорской Академии Художеств проект учреждения при Академии пейзажаго класса. Главныя основания этого проекта следующия: 1, Пейзажный класс учреждается с целью дать возможность совершенствоваться, безвозмездно, всем желающим и имеющим склонность к этого рода жанру, и вместе с тем изучить чисто русский народный жанр. 2, Первоначальное устройство класса предоставляется Профессору Боголюбову и Академику пейзажной живописи Шишкину. 3, Преподавателями в пейзажном классе могут быть все имеющие звание Профессора или Академика. 4, пейзажный класс будет открыт с 8 час. утра до 8 час. вечера. 5, За безвозмездные труды по пейзажному классу, каждому преподавателю предоставляется право голоса при разсмотрении работ его учеников по пейзажному классу на третных или годичных художественных экзаменах Академии. 6, Для составления коллекции пейзажей с натуры, которые необходимы для руководства учеников, Профессор Боголюбов жертвует на первый раз более ста этюдов с натуры масляными красками и до 250 рисунков с натуры. 7, Имеющияся в Академии модели кораблей, костюмы, некоторыя архитектурно-перспективныя модели и другие аксессуары, необходимые для пейзажнаго класса поступают в его собственность. Заведывание имуществом пейзажнаго класса возлагается на одного из учеников Академии, который именуется старшим. 8, Вознаграждение учеников за лучшие из этюдов, выставленных на экзаменах, предполагается посредством премий; этюды, получившие премии поступают в собственность класса. 9, Академия дает для пейзажнаго класса помещение, освещение и сторожа. Г. Вице-Президент поручил мне доложить Вашему Императорскому Высочеству, что он с своей стороны находил бы весьма полезным устроить пейзажный класс, я с своей стороны считаю обязанностью представить мои соображения по устройству класса со стороны хозяйственной, а равно и о том на сколько права предоставляемые всем преподавателям пейзажнаго класса совместимы с Уставом Академии. Об имуществе пейзажнаго класса.

1, Профессор Боголюбов предлагает, чтобы, между прочим, были переданы в собственнсть пейзажнаго класса костюмы, некоторыя архитектурно-перспективныя модели и другие необходимые для живописи аксессуары. При Императорской Академии Художеств существовал и предлагается к возобновлению костюмный класс, снабженный всеми необходимыми принадлежностями, костюмами и оружием в довольно значительном количестве; передать из этого класса костюмы в пейзажный класс не только неудобно, но даже и невозможно, потому, что подобная передача была бы равносильна закрытию костюмнаго класса, который однако признан всюду за необходимую принадлежность художественнаго курса. Если же для пейзажнаго класса покупать вновь костюмы, то Академия не имеет на это средств. Все, что можно допустить, это пользование костюмами для учеников пейзажнаго класса, но в таком случае и самое помещение пейзажнаго класса должно быть возле костюмнаго, в противном случае костюмы будут подвергаться неминуемой порче от переноски. Архитектурно-перспективных моделей Академия не имеет, да если бы и были таковыя, то едва ли удобно размещать ихъ в пейзажномъ классе, вообще нужно сказать, что по проекту Профессора Боголюбова, кроме помещения для пейзажнаго класса, нужно еще особое помещение для музея этого класса, которое отвести Академия не может в настоящее время, да к тому же едва ли настоит надобность в таковом музее, когда все нужное для пейзажистов они могут получить из существующих музеев Академии. Из необходимых аксессуаров для живописи, Академия может снабдить класс только мольбертами разных форм и величин, что же касается до красок, кистей и т. под., то Академия не снабжает этими предметами своих учеников, а только в известных случаях выдает пособия на учебные припасы в незначительных впрочем размерах, но Профессор Боголюбов упустил из виду весьма крупную поддержку на меблировку пейзажнаго класса, которую необходимо определить совершенно точно, чтобы сказать положительно, позволят ли и на сколько именно средства Академии оказать пособие в этом отношении. Что же касается до поручения имущества пейзажнаго класса в заведывание старшаго ученика, то такое предложение Профессора Боголюбова встречает непреодолимыя препятствия: 1, По новым правилам, всякое имущество должно быть записано в описную или материальную книгу, как приход так и расход должен производиться на основании предписаний, которые служат оправдательными документами в правильности действий лица, заведующаго имуществом. Весь этот механизм отнимает много времени и будет совершенно не по силам ученика; кроме того, 2, пейзажный класс предполагается открывать с 8 час. утра до 8 час. вечера, следовательно заведующий имуществом должен быть постоянно в классе, или по крайней мере жить в Академии; ученик же Академии обязан в известные часы посещать учебные и художественные классы, которые и отнимут у него довольно много времени. По этому заведывание имуществом пейзажнаго класса должно быть поручено лицу собственно для этого назначенному с надлежащею ответственностью, что сопряжено также с издержками, которыя только в таком случае могут быть обращены на средства Академии, если представится возможность соединить обязанности заведующаго имуществом класса костюмнаго с таковыми же по пейзажному классу. О помещении. Помещение пейзажнаго класса, наиболее удобное и довольно обширное может быть в 3-м этаже главнаго здания по садовой линии возле костюмнаго класса. Тут возможно соединить две мастерския, которые заключают в себе 22 аршина при 4-х окнах. Приспособление этого помещения будет стоить недорого и потому может быть сделано на средства Академии. Профессор Боголюбов за устройство класса и пожертвование этюдов, равно как и за занятия по классу пейзажному просит мастерскую и возле нея приличную квартиру. Относительно мастерских существуют, в настоящее время, правила, чтобы оне были назначаемы: Профессорам Академии вообще, Профессорам и Академикам, имеющим заказы от Особ Императорской Фамилии, желающим работать на звание Профессора или Академика и наконец, конкурентам на золотыя медали. Профессор Боголюбов занимает удобную и большую мастерскую и в настоящее время, потому что имеет несколько заказов от Его Императорскаго Высочества, следовательно эта мастерская может быть оставлена Профессору Боголюбову и на будущее время. Что же касается до квартиры, то таковой в настоящее время положительно нет и когда можно будет назначить таковую Профессору Боголюбову сказать почти невозможно, так как это зависит от перестройки флигелей академических по 3 и 4 линиям, на что Академия не имеет даже средств и будут ли таковые назначены в 1869 году определительно сказать нельзя. Если же назначить Профессору Боголюбову квартиру, находящуюся возле его мастерской, то нужно дать живущему ныне в этой квартире Адъюнкт-Профессору Вистемосу квартирныя деньги, на таковой расход Академия не имеет никаких средств. По сим основаниям Правление полагало бы при окончательном соглашении с Профессором Боголюбовым, относительно устройства хозяйственной части пейзажнаго класса, заявить ему затруднения, встречаемые Правлением для исполнения его просьбы относительно квартиры. Что же касается до мастерской, то и она может быть оставлена за Профессором Боголюбовым только на время его безвозмездных занятий по пейзажному классу, если только он не будет иметь права на мастерскую по другим основаниям. По соображении же с Уставом Академии выговореннаго в проекте каждому из преподавателей пейзажнаго класса права голоса на художественных экзаменах при разсмотрении этюдов их учеников, оказывается, что на основании $34 Устава, Совет имеет право приглашать и других лиц, нужных при совещаниях о вопросах специальных. Следовательно право голоса на экзаменах и только в известных случаях, преподавателям класса пейзажнаго может быть предоставлено на основании постановления Совета Академии. Если Ваше Императорское Высочество изволите разделять мнение г.Вице-Президента относительно полезности учреждения пейзажнаго класса, то не благоугодно ли будет Вашему Императорскому Высочеству разрешить Правлению Академии войти с Профессором Боголюбовым в соглашение об окончательном устройстве пейзажнаго класса, на основаниях изложенных в настоящем докладе. «Запись, по вторичном обсуждении дела, испросить, через г. Министра Императорскаго Двора Высочайшаго соизволения. Конференц-Секретарь Исеев. Читано Его высочеству 13 ноября 1870г.». [60, c.1-6]

Идея устройства пейзажного класса в целом была, видимо, одобрена Президентом Академии Великой Княгиней Марией Николаевной. Желая закрепить успех, профессор Боголюбов в 1871-м году вновь представляет на усмотрение Президента Академии свои доводы о необходимости и полезности учреждения в Академии пейзажного класса: «Ваше Императорское Высочетво в предложении Совету изволили выразить желание устроить при Академии пейзажный класс. В видах пользы дела, я позволяю себе высказать мой взгляд на значение этого класса. Пейзажный класс, против устройства котораго здесь так возставали прежде, не следует понимать в тесном буквальном смысле. Пейзаж есть такая принадлежность живописи, в которой нуждаются все отрасли художества; исторический живописец одинаково с специалистом пейзажистом. Мы часто видим как в картинах хорошо задуманных и прекрасно исполненных портит целостность произведения недостаток пейзажа и перспективы. Последняя между тем особенно удобно изучается на практике в пейзаже, конечно в обширном значении этого рода живописи. Следовательно, устройство пейзажнаго класса не есть прихоть Профессора пейзажиста, а необходимая часть нашей Академии, в которой все части преподавания художества развиты можно сказать в совершенстве и строго в художественно-логическом, если можно так выразиться, порядке. Без пейзажнаго класса общее художественно-научное образование в Академии неполно. За тем обращаясь к более специальной цели пейзажнаго класса необходимость скорейшаго его открытия представляется еще гораздо более настоятельною. Между учениками Академии есть много молодых людей, чувствующих призвание к пейзажной живописи; теперь эти молодые люди не имеют так сказать приюта для своих любимых занятий. Неужели заботиться о них значит идти в разрез с системою классическаго образования Академии. Мне кажется что те кто так думают, заблуждаются совершенно. Никто из нас, я вполне глубоко убежден, не будет спорить, чтобы пейзажисту не нужна была школа; нет напротив, она ему очень нужна и ученик пейзажист обязан, как и все другие пройти эту классическую школу и пройти ее под условиями одинаковыми со всеми, т.е. получить за рисунок с натуры установленныя серебряные медали. Звание художника некласснаго, пейзажист может получить только за рисунок с натуры в классах Академии, какъ об этом весьма ясно выражено в уставе Академии. Но затем ученик пейзажист для усовершенствования своей профессии не находит здесь ровно ничего. Нет ни оригиналов, ни этюдов, нет даже места для занятий пейзажистов. Между тем я вижу безпрерывно приходящих за советами учеников и специально-пейзажистов и не пейзажистов. Значит потребность в классе есть и потребность серьезная. Кроме того 1/3 учеников Академии вольнослушающие, т.е. платящие за себя. Им мы даже обязаны дать средства учиться пейзажу. Почему я счел своим долгом, как член Совета, почтительнейше просить Ваше Императорское Высочество не изволите ли признать полезным, предложить Совету о скорейшем открытии пейзажнаго класса и о поручении г. Конференц-Секретарю приискать помещение для помянутаго класса. Профессор А. Боголюбов». [61, c.15-17]

Принципиальное решение об учреждении пейзажного класса было принято в конце 1871-го года: «7 декабря 1871г. №2567. М.Г. Алексей Петрович! Совет И.А.Х. в заседании 19 минувшаго Ноября по выслушании предложения Вашего, М.Г., касательно учреждения при Академии класса пейзажной живописи, определил: предложить г.г. Членам Совета, профессорам-пейзажистам, составить правила для пейзажнаго класса и по окончательной разработке представить таковыя на утверждение, а вместе с тем поручить Конференц-Секретарю приискать удобное для класса помещение. О таковом постановлении Совета сообщая Вам, М.Г., имею честь присовокупить, что о вышесказанном сообщаю вместе с сим и Г.г. Профессорам Воробьеву и Барону Клодту….В. Исеев». [62, c.17]

Проект Правил для пейзажного класса был составлен и представлен на рассмотрение Совета Академии: «Устройство пейзажнаго класса в Академии Художеств. 1, Класс должен быть просторный, не менее как в три окна с хорошим светом. 2, При классе имеются удобныя мольберты, столы, табуреты и пюпитры с ключем. 3, Для соблюдения чистоты и сохранения помещения особый благонадежный сторож. 4, Учебными пособиями пейзажнаго класса служат картины, заимствуемыя из зал Академии по требованию Профессора класса, сверх того класс должен иметь собственные картины, этюды и рисунки, приобретаемые (нрб.) с разрешения Совета по требованию Профессора заведывающего классом. 5, Пейзажный класс должен быть доступен в течении всего года, не исключая каникулярнаго времени, всем ученикам и вольнослушающим Академии Художеств, но с разрешения Инспектора пейзажнаго Профессора заведывающего классом и живущего в Академии. 6, Пейзажный профессор обязан бывать в классе не менее 2-х раз в неделю, все прочие члены Совета имеют право бывать в классе ежедневно, для преподания указаний и советов учащимся, по просьбе последних. 7, Кроме занятий в классе, пейзажный профессор обязан бывать, не менее одного месяца в летнее время, с учениками на практике с натуры, в окрестностях С.-Петербурга.

Профессор Барон Клодт. Профессор А. Боголюбов. Профессор С. Воробьев 11 февраля 1872г.». [63, c.20]

Советом Академии Проект правил пейзажного класса был рассмотрен. По рассмотрении Правил Советом было принято решение: «… по выслушании Совет постановляет: 1, Проект принять к исполнению в виде опыта с тем, чтобы класс этот был доступен для учеников всех отраслей искусства, желающих изучать пейзажную живопись; 2, Класс поместить в (нрб.) занимаемой Ресторатором Соколовым квартиры, котораго перевести в квартиру Бухгалтера…. Распределение дежурств г.г. Профессоров-пейзажистов и составление подробных правил и порядка и времени занятий в классе, возложить на Правление Академии». [64, c.21]

Реальная работа пейзажного класса началась в конце 1872-го года, ко времени возвращения Владимира Орловского из-за границы: «г. Академику Черкасову. 11 Ноября 1872г. №2732. При (нрб.) Его И.В. Товар. Президента, об устройстве пейзажнаго класса при Академии, В.К. Владимир Александров. Приказать изволил: 1, устройство пейзажнаго класса и преподавание в нем поручить Профессору Барону Клодту. … Правление Академии… предлагает: хозяйственную часть оного принять в Ваше заведывание на общем основании против специальных классов Академии. Исеев». [65, c.22]

1. Ф.И. Булгаков. Альбом русской живописи. Картины В.Д. Орловскаго. Двадцатипятилетие его художественной деятельности. Издание Ф.И. Булгакова и А.П. Коломнина. Санкт-Петербург, 1888г.

2. «Киевская старина». 1895г.Февраль.

3. Ф.И. Булгаков. Альбом русской живописи. Картины В.Д. Орловскаго. Двадцатипятилетие его художественной деятельности. Издание Ф.И. Булгакова и А.П. Коломнина. Санкт-Петербург, 1888г.

4. РГИА СПб. Ф.789 оп.14 д.14 «О». Дело Канцелярии Императорской Академии Художеств. Орловский Владимир Донатов. 13 октября 1864- 6 июля 1914г.

5. РГИА СПб. Ф.789 оп.14 д.14 «О». Дело Канцелярии Императорской Академии Художеств. Орловский Владимир Донатов. 13 октября 1864- 6 июля 1914г.

6. РГИА СПб. Ф.789 оп.14 д.14 «О». Дело Канцелярии Императорской Академии Художеств. Орловский Владимир Донатов. 13 октября 1864- 6 июля 1914г.

7. РГИА СПб. Ф. 789 оп.5 д.12 1865г. Дело канцелярии Императорской Академии Художеств. О выдаче пособий и билетов на посещение классов Академии безплатно.

8. РГИА СПб. Ф.789 оп.4 д.4 1864г. Дело Правления Императорской Академии Художеств. О выдаче ученикам Академии билетов на учительство. За 1864г.

9. Отчет о действиях Комитета Общества Поощрения Художников. За 1863г. Санктпетербург. 1864г.

10. Отчет о действиях Комитета Общества Поощрения Художников. За 1863г. Санктпетербург. 1864г.

11. Петров П. «Отечественная живопись за 100 лет». Ст. III (О русском пейзаже). «Северное сияние». Русский художественный альбом. Издаваемый Василием Генкелем. 1863г. т. II.

12. РГИА СПб. Ф.789 оп.14 д.14 «О». Дело Канцелярии Императорской Академии Художеств. Орловский Владимир Донатов. 13 октября 1864- 6 июля 1914г.

13. ОР РНБ, ф.82. Боголюбов А.П. Записки моряка-художника.

14. Ф.И. Булгаков. Альбом русской живописи. Картины В.Д. Орловскаго. Двадцатипятилетие его художественной деятельности. Издание Ф.И. Булгакова и А.П. Коломнина. Санкт-Петербург, 1888г.

15. Ф.И. Булгаков. Альбом русской живописи. Картины В.Д. Орловскаго. Двадцатипятилетие его художественной деятельности. Издание Ф.И. Булгакова и А.П. Коломнина. Санкт-Петербург, 1888г.

16. Ф.И. Булгаков. Альбом русской живописи. Картины В.Д. Орловскаго. Двадцатипятилетие его художественной деятельности. Издание Ф.И. Булгакова и А.П. Коломнина. Санкт-Петербург, 1888г.

17. Ф.И. Булгаков. Альбом русской живописи. Картины В.Д. Орловскаго. Двадцатипятилетие его художественной деятельности. Издание Ф.И. Булгакова и А.П. Коломнина. Санкт-Петербург, 1888г.

18. Отчет о действиях Комитета Общества Поощрения Художников. За 1864г. СПб, 1865г.

19. Отчет о действиях Комитета Общества Поощрения Художников. За 1864г. СПб, 1865г.

20. Отчет о действиях Комитета Общества Поощрения Художников. За 1864г. СПб, 1865г.

21. РГИА СПб. Ф.789 оп.14 д.14 «О». Дело Канцелярии Императорской Академии Художеств. Орловский Владимир Донатов. 13 октября 1864- 6 июля 1914г.

22. РГИА СПб. Ф.789 оп.14 д.14 «О». Дело Канцелярии Императорской Академии Художеств. Орловский Владимир Донатов. 13 октября 1864- 6 июля 1914г.

23. РГИА СПб. Ф.789 оп.14 д.14 «О». Дело Канцелярии Императорской Академии Художеств. Орловский Владимир Донатов. 13 октября 1864- 6 июля 1914г.

24. РГИА СПб. Ф.789 оп.14 д.14 «О». Дело Канцелярии Императорской Академии Художеств. Орловский Владимир Донатов. 13 октября 1864- 6 июля 1914г.

25. РГИА СПб. Ф.789 оп.14 д.14 «О». Дело Канцелярии Императорской Академии Художеств. Орловский Владимир Донатов. 13 октября 1864- 6 июля 1914г.

26. Сазонова К.К. Владимир Донатович Орловский.1842-1914 // Русское искусство. Очерки о жизни творчестве художников второй половины XIX века. Т.II. Под редакцией А.И. Леонова. Государственное издательство “Искусство». Москва, 1971г.

27. РГИА СПб. Ф.789 оп.14 д.14 «О». Дело Канцелярии Императорской Академии Художеств. Орловский Владимир Донатов. 13 октября 1864- 6 июля 1914г.

28. Отчет о действиях Комитета Общества Поощрения Художников. За 1865г. СПб, 1866г.

29. Отчет о действиях Комитета Общества Поощрения Художников. За 1866 и 1867г. СПб, 1868г.

30. Указатель постоянной художественной выставки Общества Поощрения художников. Апрель и Май 1866. Санктпетербург. 1865.(ценз.)

31. РГИА СПб. Ф.789 оп.14 д.14 «О». Дело Канцелярии Императорской Академии Художеств. Орловский Владимир Донатов. 13 октября 1864- 6 июля 1914г.

32. РГИА СПб. Ф. 472. Оп. 18 (111/988). – 1858. Д. 81. Об улучшении положения Императорской академии художеств и о составлении нового устава и штата оной.

33. РГИА СПб. Ф. 472. Оп. 18 (111/988). – 1858. Д. 81. Об улучшении положения Императорской академии художеств и о составлении нового устава и штата оной.

34. Кондаков С.Н. Юбилейный справочник Императорской академии художеств. 1764–1914 [Ч. 1] СПб. 1914.

35. РГИА СПб. Ф.789 оп.6 д.75 1867г. Дело Правления Императорской Академии Художеств. По рапорту инспектора с отчетом экзаменов по наукам за 1864-1866г.

36. РГИА СПБ. Ф.789 оп.6 д.116 1869г. Дело Правления Императорской Академии Художеств. О системах преподавания в учебных классах Академии.

37. РГИА СПб. Ф. 472. Оп. 18 (111/988). – 1858. Д. 81. Об улучшении положения Императорской академии художеств и о составлении нового устава и штата оной.

38. РГИА СПб. Ф. 472. Оп. 18 (111/988). – 1858. Д. 81. Об улучшении положения Императорской академии художеств и о составлении нового устава и штата оной.

39. РГИА СПб. Ф.789 оп.14 д.14 «О». Дело Канцелярии Императорской Академии Художеств. Орловский Владимир Донатов. 13 октября 1864- 6 июля 1914г.

40. РГИА СПб. Ф.789 оп.14 д.14 «О». Дело Канцелярии Императорской Академии Художеств. Орловский Владимир Донатов. 13 октября 1864- 6 июля 1914г.

41. РГИА СПб. Ф.789 оп.6 д.97 1867г. Дело Правления Императорской Академии Художеств. По просьбам о дозволении работать на золотыя медали и о награждении учеников золотыми и серебряными медалями, а равно и другими поощрениями за классныя работы.

42. РГИА СПб. Ф.789 оп.14 д.14 «О». Дело Канцелярии Императорской Академии Художеств. Орловский Владимир Донатов. 13 октября 1864- 6 июля 1914г.

43. РГИА СПб. Ф.789 оп.14 д.14 «О». Дело Канцелярии Императорской Академии Художеств. Орловский Владимир Донатов. 13 октября 1864- 6 июля 1914г.

44. РГИА СПб. Ф. 789 оп. 5 д. 164 1866г. Дело канцелярии Императорской Академии Художеств. О задаче программ на звания и на золотыя медали для конкурса в будущем 1867г. и объявлении о сроке конкурса.

45. РГИА СПб. Ф.789 оп.6 д.94, 1868г. О выставке художественных произведений за 1867-1868 год и о продаже на ней билетов и указателей. Тут же о годичном собрании, бывшем 15 сентября 1868г.

46. РГИА СПб. Ф.789 оп.6 д.39 1868г. Дело Правления Императорской Академии Художеств. Об отводе конкурентам мастерских и выдаче им пособия при исполнении программ на золотыя медали. 1 марта 1868г. – июнь 1868г.

47. РГИА СПб. Ф.789 оп.6 д.94, 1868г. О выставке художественных произведений за 1867-1868 год и о продаже на ней билетов и указателей. Тут же о годичном собрании, бывшем 15 сентября 1868г.

48. РГИА СПб. Ф.789 оп.6 д.94, 1868г. О выставке художественных произведений за 1867-1868 год и о продаже на ней билетов и указателей. Тут же о годичном собрании, бывшем 15 сентября 1868г.

49. РГИА СПб. Ф.789 оп.6 д.211 1868г. Дело Правления Императорской Академии Художеств. О приобретении разных художественных работ и о принесении таковых в дар для Академии, равно о заказах вещей и друг. Предметов по музею.

50. РГИА СПб. Ф.789 оп.6 д.108. 1868г. Дело Правления Императорской Академии Художеств О составлении новой инструкции для пенсионеров, отправляющихся за границу. 27 мая 1868г. 22 февраля 1869г.

51. РГИА СПб. Ф.789 оп.14 д.14 «О». Дело Канцелярии Императорской Академии Художеств. Орловский Владимир Донатов. 13 октября 1864- 6 июля 1914г.

52. РГИА СПб. Ф.789 оп.14 д.14 «О». Дело Канцелярии Императорской Академии Художеств. Орловский Владимир Донатов. 13 октября 1864- 6 июля 1914г.

53. ОР РНБ. Ф.796 Оп.2 №678. Тюменев И.Ф. Орловский Владимир Донатович. Письма к Павлу Алексеевичу Черкасову.

54. РГИА СПб. Ф.789 оп.14 д.14 «О». Дело Канцелярии Императорской Академии Художеств. Орловский Владимир Донатов. 13 октября 1864- 6 июля 1914г.

55. РГИА СПб. Ф.789 оп.14 д.14 «О». Дело Канцелярии Императорской Академии Художеств. Орловский Владимир Донатов. 13 октября 1864- 6 июля 1914г.

56. РГИА СПб. Ф.789 оп.14 д.14 «О». Дело Канцелярии Императорской Академии Художеств. Орловский Владимир Донатов. 13 октября 1864- 6 июля 1914г.

57. РГИА СПб. Ф.789 оп.6 д.108. 1868г.Дело Правления Императорской Академии Художеств О составлении новой инструкции для пенсионеров, отправляющихся за границу. 27 мая 1868г. 22 февраля 1869г.

58. А.А. Федоров-Давыдов «Природа стиля» М. Изд. «Искусство» 1975г.

59. РГИА Ф.789 оп.6 д.103. 1868г. Дело Правления Императорской Академии Художеств. Об учреждении при Императорской Академии Художеств класса пейзажной живописи. 13 Мая 1868г.– 11 Ноября 1872г.

60. РГИА Ф.789 оп.6 д.103. 1868г. Дело Правления Императорской Академии Художеств. Об учреждении при Императорской Академии Художеств класса пейзажной живописи. 13 Мая 1868г.– 11 Ноября 1872г.

61. РГИА Ф.789 оп.6 д.103. 1868г. Дело Правления Императорской Академии Художеств. Об учреждении при Императорской Академии Художеств класса пейзажной живописи. 13 Мая 1868г.– 11 Ноября 1872г.

62. РГИА Ф.789 оп.6 д.103. 1868г. Дело Правления Императорской Академии Художеств. Об учреждении при Императорской Академии Художеств класса пейзажной живописи. 13 Мая 1868г.– 11 Ноября 1872г.

63. РГИА Ф.789 оп.6 д.103. 1868г. Дело Правления Императорской Академии Художеств. Об учреждении при Императорской Академии Художеств класса пейзажной живописи. 13 Мая 1868г.– 11 Ноября 1872г.

64. РГИА Ф.789 оп.6 д.103. 1868г. Дело Правления Императорской Академии Художеств. Об учреждении при Императорской Академии Художеств класса пейзажной живописи. 13 Мая 1868г.– 11 Ноября 1872г.

65. РГИА Ф.789 оп.6 д.103. 1868г. Дело Правления Императорской Академии Художеств. Об учреждении при Императорской Академии Художеств класса пейзажной живописи. 13 Мая 1868г.– 11 Ноября 1872г.

Загрузка...