Примечания

1

В англоязычной версии – «бронзовые». – Примеч ред.

2

Дополнительную информацию о Хониате см. у [Simpson, Efthymiadis 2009].

3

См. статью Питер Ноубла «Robert de Qari» в «Энциклопедии средневековой хроники», URL: http://dx.doi.org/10.1163/2213-2139_emc_SIM_02195.

4

Как указывает в своем исследовании Меган Мур [Moor 2014: 63], средневековый Запад воспринимал Византию как центр диковинных статуй. Также см. [Truitt 2015: 26–32].

5

См. [Keesling 2017: 837–861].

6

См. [Е. D. Maguire, Н. Maguire 2007; Walker 2014]. Кроме того, см. [Parani 2008: 249–253], где автор справедливо пишет, что «в дискурсе византийского искусства, где преобладают обсуждения религиозной иконографии и иконологии, эта книга становится ценным дополнением небольшого, но растущего корпуса научной литературы, проливающего свет на те стороны византийского искусства, которые находились за пределами Церкви и государства».

7

См. [Papaioannou 2006: 95-116] и [Papaioannou 2013: 179–191].

8

О связи статуй с магией см. [Simeonova 2007: 207–210].

9

См. замечания Роберта Оустерхаута в [Ousterhout 1994–1996: 42].

10

Это один из немногих случаев, когда крестоносец вообще упоминает иконы. Так, Гунтер Пэрисский перечисляет реликвии, но ничего не говорит об иконах, а Виллардуэн упоминает всего одну икону. См. [Macrides 2000: 208–209].

11

См. [Durak 2010: 109] и [Pancaroglu 2003: 31–41].

12

См. работу Бисеры В. Пенчевой об иконах и процессиях в [Pentcheva 2006].

13

См. главы в [Mango 1986] до с. 119, где автор упоминает православные изображения по большей части в контексте интерьеров церквей или предметов личного обихода, таких как кольца, печати, чаши и т. д.

14

См. подробное исследование о строительстве церквей, пожертвованиях и дарах в [Lenski2016: 179–196].

15

Даже если ворота представляли собой христианскую святыню и цель паломничества, как в Ресафе, христианская иконография там практически отсутствовала. См. также [Jacobs 2009: 197–213]. См. также [Niewohner 2020: 185–242].

16

[Mango 1986: 32, 34, 36–40, 50–51]. См. также комментарии в [Codoner 2013: 135–137].

17

Бассетт в своем исследовании предлагает ошибочное деление статуй из Дворца Лавса на религиозные и анималистические. См. [Bassett 2000: 13]. В проанализированном ей источнике паны и кентавры упоминаются наравне с жирафами, стервятниками, тигрицами и прочими животными. В эпоху Средней Византии некоторые авторы относили «составных» персонажей, таких как кентавры, не к животному миру, а к иррациональным языческим выдумкам. См. [Maguire 1999: 190–191].

18

См. URL: https://news.artnet.com/art-world/mostbritons-dont-even-want-the-elgin-marblesl93795 (дата обращения: 02.01.2023), где в заголовке утверждается, что «большинству британцев они не нужны», а в тексте выясняется, что такого мнения придерживается всего половина населения (следовательно, вторая половина думает иначе).

19

Цитата из анонимной рецензии на настоящую книгу.

20

Как указывает Калделлис, «до XIII века эллинская идентичность в Византии во многом вытекала из отношения к классической традиции, не все аспекты которой отличались гармоничностью. <…> Они могли оцениваться и встраиваться в социальную и литературную жизнь по-разному и даже не без конфликта».

21

См. дискуссию в [Woodfin 2016: 155].

22

См. важные исследования Вейкко Анттонена [Anttonen 1996: 36–64] и [Anttonen 2000: 41–48].

23

Так, например, Константин I заказал позолоченную статую, изображавшую его самого, держащего в руке Тюхэ, т. е. персонификацию города. Фигура Тюхэ была выполнена из дерева или слоновой кости. Об этом сообщается в «Кратких исторических заметках» (см. подробнее в главе 2).

24

См. подробный каталог в [Bassett 2005].

25

Бенте Килерих относит эту церковь к гораздо более поздней эпохе: см. [Ki-ilerich 2005: 95-114].

26

См. исследования Ине Джейкобс, в особенности [Jacobs 2012: 143–144].

27

См. также комментарии в [Carr 2001: 59–93].

28

См. комментарии в [Anderson 2016:292]. См. также [Marsengill 2014:67-101].

29

Из последних исследований экфрасиса в Византии можно назвать [James ed.

2007; Barber 2007; Chatterjee 2013: 209–225].

30

Например, в своем эссе о ландшафте средневекового Константинополя Роберт Оустерхаут называет упоминания о статуях «ерундой», утверждая, что их «изначальные задачи и темы – например, победа империи, гражданская добродетель и украшение городской среды – давно уже были забыты и замещены фольклористическим смыслом». См. [Ousterhout 1994–1996: 42].

31

См. рецензию Кристофера Уолтера в журнале Revue des Etudes Byzantines [Walter 1977:315–316].

Загрузка...