Глава 5. Условные переходы и циклы

В этой главе вы научитесь:

• изменять порядок выполнения операторов программы,

• использовать условные и безусловные переходы,

• вводить циклы там, где это необходимо.

5.1. Передача управления в программе

Операторы программы обычно выполняются последовательно, друг за другом. Тем не менее, часто возникает необходимость перехода к другой части программы в зависимости от выполнения определенного условия, а также повторного выполнения группы операторов некоторое количество раз. Для этого используются специальные инструкции языка Visual Basic, производящие передачу управления:

• условные переходы,

• безусловные переходы,

• циклы,

• вызовы подпрограмм.

Условные переходы проверяют одно или несколько условий и в зависимости от этого осуществляют выполнение того или иного блока операторов из нескольких возможных, либо вообще ни один из блоков не выполняется. Безусловные переходы передают управление безо всякой проверки.

Циклы дают возможность повторения несколько раз подряд части программы. Некоторые типы циклов делают фиксированное число повторений, другие – выполняются до тех пор, пока не будет выполнено заданное условие.

Подпрограммы будут рассматриваться в следующей главе.

5.2. Условный переход If…Then… Else

Наиболее часто встречается инструкция условного перехода If…Then… Else. В упрощенном варианте эта инструкция может располагаться в одну строку, тогда ее синтаксис будет следующим:


If условие Then инструкция [Else инструкция_else]


Ключевое слово If (Если) начинает строку. После этого находится условие, представляющее собой булево выражение, в зависимости от значения которого происходит выполнение последующих инструкций:

• если результат = True (Истина), то выполняется инструкция после Then (Затем),

• если результат = False (Ложь), то выполняется инструкция после Else (Иначе), а при отсутствии ключевого слова Else (Иначе) – ничего не выполняется.

Приведем несколько примеров использования упрощенного варианта условной инструкции If…Then… Else:


If 5

If Form1.Width <> 3800 Then Form1.Width = 3800

If Button = 2 Then PopupMenu mnuSelColor Else PSet (X, Y)


Гораздо более широкие возможности для программиста предоставляет блоковая форма синтаксиса инструкции If…Then… Else, которая допускает проверку не одного, а нескольких условий. В этом случае инструкции располагаются в несколько строк:


If условие Then

[инструкции]

[ElseIf условие-n Then

[инструкции_elseif]…

[Else

[инструкции_else]]

End If


Многое в блоковом синтаксисе похоже на предыдущую форму записи, но есть и отличия: если результатом проверки условия будет False (Ложь), то перед выполнением блока Else (Иначе) возможна проверка дополнительных условий с помощью ElseIf (Иначе Если). Весь блок завершается ключевым словом End If (Конец Если).

Вот пример, где дважды проверяется свойство Value (Значение) элемента управления HScrollBar (Горизонтальная полоса прокрутки). При достижении свойства Value (Значение) минимума (HScroll1.Value = HScroll1.Min) и максимума (HScroll1.Value = HScroll1.Max) выдаются соответствующие сообщения, в противном случае – происходят вычисления с использованием значения этого свойства:


If HScroll1.Value = HScroll1.Min Then

MsgBox «Достигнут минимум!»

ElseIf HScroll1.Value = HScroll1.Max Then

MsgBox «Достигнут максимум!»

Else

varY = varX / HScroll1.Value

End If


Инструкция условного перехода If…Then… Else может содержать внутри себя другие условные инструкции, причем допускается несколько уровней вложенности, например:


If varX> = 1 And varX <= 1000 Then

If varX <500 Then

MsgBox «Значение меньше 500»

ElseIf varX> 500 Then

MsgBox «Значение больше 500»

Else

MsgBox «Значение равно 500»

End If

Else

MsgBox «Исходное значение вне допустимого диапазона!»

End If


5.3. Условный переход Select Case

Условная инструкция Select Case по своим возможностям аналогична If…Then… Else, но, прежде всего, рассчитана на выбор одного варианта не из двух, а из нескольких возможных. Синтаксис инструкции Select Case следующий:


Select Case выражение

[Case список_значений_выражения-n

[инструкции-n]]…

[Case Else

[инструкции_else]]

End Select


Результат выражения, находящегося после ключевых слов Select Case, используется Visual Basic при выборе одного из блоков инструкций Case (Вариант). В начале каждого блока Case (Вариант) находится список допустимых значений. При совпадении одного из них с результатом выражения, выполняется именно этот блок Case (Вариант).

Данный список может содержать один или несколько элементов, разделенных запятыми, каждый из которых может быть:

• значением,

• выражением,

• диапазоном,

• оператором сравнения.

С непосредственными значениями и выражениями мы уже встречались. Диапазон использует ключевое слово To (До) и определяет множество допустимых значений, от минимального до максимального:


выражение_минимум To выражение_максимум


Примеры диапазонов:


1 To 5

varX To varX +20


Оператор сравнения обязательно содержит ключевое слово Is (Есть), которое олицетворяет текущий результат выражения:


Is оператор_сравнения выражение


Данный блок инструкций Case (Вариант) выполняется, если результатом оператора сравнения будет True (Истина). Примеры операторов сравнения:


Is <> 0

Is> varX


Блок инструкций Case Else (Другой вариант) выполняется, если Visual Basic не находит подходящего значения ни в одной из блоков Case (Вариант).

В следующем примере Select Case оценивает значение переменной Mark, которой до этого был присвоен номер школьной оценки в цифровом виде, и расшифровывает ее. Если значение переменной Mark отличается от допустимого (от одного до пяти), то выдается сообщение об этом.


Select Case Mark

Case 1

MsgBox «Единица»

Case 2

MsgBox «Двойка»

Case 3

MsgBox «Тройка»

Case 4

MsgBox «Четверка»

Case 5

MsgBox «Пятерка»

Case Else

MsgBox «Оценка введена неправильно!»

End Select

5.4. Безусловный переход GoTo

Инструкция GoTo выполняет безусловный переход к метке, расположенной в любой части текущей процедуры. Синтаксис безусловного перехода предельно прост:


GoTo метка


Метка является символьным идентификатором одного из операторов программы, используемым для передачи к нему управления. Она представляет собой комбинацию латинских букв и цифр, но должна состоять начинаться с буквы. В конце метки ставится символ двоеточия «:». Вот несколько образцов меток:


L2:

Good_Place:

ThisIsLabel800:



Несмотря на кажущуюся простоту, использование безусловных переходов крайне затрудняет понимание логики работы программы и увеличивает число ошибок. С другой стороны, алгоритмически доказано, что в любой программе можно обойтись без GoTo, применяя вместо этого инструкции If…Then… Else и Do… Loop.

Поэтому применение инструкции GoTo крайне не рекомендуется. Она поддерживается Visual Basic только для совместимости с предыдущими диалектами языка Basic.

5.5 Цикл For…Next

Цикл For…Next повторяет группу операторов программы нужное количество раз. Синтаксис данного цикла следующий:


For счетчик = начало To конец [Step шаг]

[инструкции]

[Exit For]

[инструкции]

Next [счетчик]


В качестве счетчика используется переменная, значение которой увеличивается или уменьшается при каждом выполнении цикла, проходя значения от начала до конца диапазона с заданным шагом.

По умолчанию при каждой итерации цикла переменная счетчика увеличивается на единицу, но с помощью ключевого слова Step (Шаг) это можно изменить. Переход на новую итерацию цикла осуществляется с помощью инструкции Next.



Досрочное завершение цикла возможно с помощью инструкции Exit For, которая иногда бывает необходима, например, при возникновении ошибки.

В случае применения оператора Exit For будет продолжаться выполнение других операторов программы, расположенных после цикла.

Например, следующий цикл подает звуковой сигнал 5 раз:


For i = 1 To 5

Beep

Next i


Инструкция For определяет переменную i в качестве счетчика цикла, а также ее начальное и конечное значение. Next каждый раз увеличивает переменную i на единицу.

Кстати, указание имени счетчика после Next не обязательно и обычно используется для облегчения понимания кода программы. Инструкция Beep единственная в теле цикла. Она производит короткий гудок.

Циклы могут быть многократно вложенными. Приведем пример такого цикла, где внутри одного цикла с переменной i вложен другой цикл с переменной j:


For i = 100 To 0 Step -10

For j = 1 To 20

varY = varY * (i / j)

Next j

If i <20 Then Exit For

Next i


5.6. Цикл For Each…Next

Немного похожий своим написанием на предыдущий, цикл For Each…Next повторяет набор операторов для каждого элемента массива или всех объектов одного семейства. Вот его синтаксис:


For Each элемент In группа

[инструкции]

[Exit For]

[инструкции]

Next [элемент]


Например, чтобы поочередно вывести на экран значения всех элементов массива MyArray, нужно написать следующий цикл:


For Each ArrItem In MyArray

Print ArrItem

Next

5.7. Цикл Do… Loop

Do… Loop – цикл, который выполняется до тех пор, пока не будет выполнено некоторое условие, указанное вначале или в конце цикла.

Он имеет следующий синтаксис (вариант проверки условия в начале):


Do [{While | Until} условие]

[инструкции]

[Exit Do]

[инструкции]

Loop


Допустима также другая форма написания этого цикла (вариант проверки условия в конце) :


Do

[инструкции]

[Exit Do]

[инструкции]

Loop [{While | Until} условие]


Итерации цикла (выполнение этого участка кода программы) будут продолжаются снова и снова, до тех пор, пока не будет выполнено одно из двух условий:

• условие, записанное после ключевого слова While (Пока [истина]), принимает значение False (Ложь),

• условие, записанное после ключевого слова Until (Пока не [истина]), принимает значение True (Истина).

Проверку условий можно делать как в начале, перед выполнением цикла, так и в конце, когда цикл был пройден хотя бы один раз.

Без указания условий цикл Do… Loop будет работать бесконечно. Поэтому для досрочного выхода из цикла можно применять инструкцию Exit Do.

В следующем примере иллюстрируется необходимость проверки условия в начале цикла, чтобы не возникла ошибка деления на ноль:


intDig1 = 5

Do While intDig1> 0

print 100 / intDig1

intDig1 = intDig1 – 1

Loop


5.8. Инструкция With

Инструкция With не является условием или циклом, а упрощает выполнение нескольких последовательных операций над одним объектом, помогая избежать повторного задания его имени.

В следующем примере форма Form1 позиционируется на экране и устанавливается ее размеры.


With Form1

.Left = 3500

.Top = 2500

.Width = 4000

.Height = 3000

End With

Загрузка...