преподаватель йоги (йогачарья), преподаватель индийской философии, регрессионной психотерапии. Сайт: mahadev108.com
В моем окружении было много людей, побывавших на практике у Ильи Журавлева, и их отзывы о методе регрессионной психотерапии меня поразили. Например, вы сомневаетесь в выборе текущей самореализации и не можете найти любимое дело или повторяете негативные сценарии в отношениях с противоположным полом. Возможно, какое-то событие вашей жизни окрашивает дни и ночи горечью сожалений. А может быть, в детстве родители были к вам равнодушны и даже жестоки. Практики регрессионной терапии Ильи Журавлева работают на всех этих уровнях. Регрессионная терапия – направление психотерапии, возникшее из опыта работы с трансовыми состояниями и подсознательной памятью, развивающееся с середины ХХ века.
Выше я дала не просто примеры, а запросы людей, приходивших на сессии к Илье и получавших там ответы от собственного подсознания. Подсознание может показать события из прошлых воплощений, как-то кармически связанные с тем, что вы проживаете сейчас. После этого становится гораздо легче понять и отпустить то, что происходит, чтобы жить дальше в радости и принятии. Перестать обвинять кого-то, осознав, что это случилось именно с вами не просто так, что сработал закон причины и следствия. Поскольку практика даст доступ к нужным воспоминаниям, эти подсказки изменят вашу жизнь, энергия перестанет впустую уходить на страдание и сомнения. Регрессию можно проводить как индивидуальный сеанс психотерапии либо как групповое погружение в собственную подсознательную память.
В интервью Илья рассказывает об этом более подробно и глубоко. Он начал практиковать йогу тогда, когда в России информации о ней было еще очень мало. Слушать Илью можно часами. Он много практикует, преподает и постоянно путешествует по святым местам, обогащая знания и совершенствуя свой метод. Для кого-то из вас он может стать прекрасным примером или учителем.
– Помните, кем вы хотели стать в детстве?
– Ничего оригинального – как большинство, я хотел стать космонавтом. Это как известный мем: в детстве я хотел стать космонавтом, в результате стал космосом. Шутка про просветленного. Я вспомнил смешной момент: в первом классе, видимо, по советской традиции, нас посадили писать сочинение «Кем я хочу стать, когда вырасту». А потом то ли в восьмом, то ли в десятом классе нам раздали эти работы. Естественно, никто уже не помнил, что мы там писали в 7–8 лет. Как обычно, кто-то из мальчишек хотел быть пожарным, кто-то комбайнером, а в своем сочинении я прочитал, что «мечтаю стать космонавтом и общаться с инопланетянами».
– Вы чем-то отличались от других детей? Может быть, сейчас благодаря практикам вы стали это анализировать?
– Естественно, дети отличаются друг от друга, и с точки зрения йоги все объясняется наличием самскар[1]. Поскольку йога подразумевает реинкарнацию, опыт прошлых воплощений отпечатывается в подсознании в виде записей какого-то опыта, впечатлений, и это формирует некоторые склонности человека с раннего детства. Поэтому дети не одинаковые чистые листы, в них уже прошиты какие-то предпочтения, страхи, желания, что и определяет их индивидуальность. Опыт прошлых воплощений не вспоминается буквально, потому что не только детская, но и взрослая психика вряд ли выдержит такой объем информации, будь он в свободном доступе. Однако самскары бессознательно влияют, и поэтому каждый ребенок испытывает тягу к определенным занятиям и вещам или, наоборот, чего-то боится.
– В книге «Автобиография йога» Парамаханса Йогананда пишет, что с детства помнил прошлую жизнь и проявлял мудрость не по годам. В медитациях мне тоже порой приходят разные воспоминания. Помню, когда я была маленькой, мама читала книги из серии «Путь к себе». И однажды она решила обсудить одну мысль оттуда со мной, а мне было 5–6 лет. Мама сказала, что есть переселение душ, реинкарнация. Я помню то ощущение, когда слушала маму и абсолютно точно понимала, что так оно и есть, поэтому уверенно ответила: «Да, это правда, чему ты удивляешься?» Она тогда только анализировала такую идею, потому что, видимо, находилась во внутреннем поиске, а пятилетняя дочка сразу подтвердила, что все так и есть. Сейчас я понимаю, как это может странно звучать. А у вас были подобные случаи, такие флешбеки не приходили?
– Конечно, как у человека, всю жизнь занимающегося йогой, у меня есть самскары, связанные с индийской традицией, и было явно не одно воплощение в ней. Не помню о себе чего-то подобного чудесным историям с Йоганандой. Он был выдающейся личностью, уже мегапродвинутой душой из семьи, где родители серьезно практиковали, – то есть личностью планетарного масштаба. Я же помню, что любил читать мифы народов мира. Как-то маме одна женщина, побывавшая в командировке в Индии еще в советское время, подарила упаковку индийских благовоний. Я обожал зажигать их, там еще картинка с богом Вишну была. Мне эстетически очень нравилась даже сама упаковка и изображение на ней, хотя я, естественно, не знал, кто это. В основном же интерес пришел уже в сознательном возрасте, в старших классах, когда я начал читать про йогу.
– Вы до начала практики уже что-то читали?
– Да, читал. В начале 1990-х появились первые официальные издания Кастанеды, как раз тогда он был в самом расцвете.
– Я знаю, что у йогов достаточно спорное отношение к практике гвоздестояния. Каково ваше мнение об том?
– Теория о том, что стояние на гвоздях – это йоговская техника, – некоторая натяжка. В традиционных текстах по йоге в санскритских манускриптах гвозди нигде не упомянуты, это не практиковалось. С другой стороны, в индийской народной традиции действительно использовались доски с гвоздями. На них возлежали или стояли бродячие факиры садху на рыночных площадях, чтобы собирать подаяние. Для обывателя такое зрелище жутковато, ведь он не понимает, что, когда гвоздей много, они не прокалывают кожу, поэтому садху без милостыни не оставались. Доски с гвоздями требовались, чтобы впечатлить публику. Это не практика йоги как инструмент духовного развития. К тому же, надо разобраться, что за гвозди: у них может быть эффект, как у аппликатора Кузнецова – рефлексотерапия от воздействия на определенные зоны тела. Гвозди сейчас популярны потому, что это своеобразная эндорфиновая наркомания. Когда человек встает на них, в первый момент он испытывает боль, затем организм начинает выделять обезболивающие гормоны, и человек чувствует эйфорию. Сойдя с гвоздей, люди получают облегчение, плачут, проходя через психоэмоциональный катарсис. И вроде это необычно и интересно, потому что вносит некое разнообразие в скучную цепочку «дом – работа», давая яркие впечатления. Хотя это действительно может сработать как психосоматическая разгрузка катарсического типа: управляемый катарсис способен помочь сбросить стресс. Поэтому гвоздестояние так популярно – эта практика может избавить от застойного напряжения и как-то разнообразить досуг, но она не инструмент традиционной йоги.
– Значит, утверждение, что так через боль можно отработать негативную карму, – заблуждение?
– Такая концепция из разряда чистки чакр и прочих выдумок. Естественно, те, кто профессионально ставят людей на гвозди, создают некую мифологию вокруг этого процесса, что-то придумывают, чтобы привлечь аудиторию. Карма – закон причины и следствия, иначе говоря, она плод наших поступков, соответственно, очистить карму можно только поступками по отношению к другим людям. Этому учит карма йога, так написано в Бхагавадгите и других текстах. В индийской традиции есть два уровня работы с кармой: первый начальный – бескорыстная благотворительность, второй более продвинутый – деятельность без привязанности к ее плодам, полная отрешенность от результатов своих действий, тогда они не создают новой кармы, но это уже уровень просветленных. Обычный человек может компенсировать негативную карму созданием позитивной, помогая другим, делая добро – все очень просто. А стояние на гвоздях маловероятно, но, возможно, способствует избавлению от стресса, накопленного психоэмоционального напряжения.
– А что вы можете рассказать о кундалини-йоге?
– Про кундалини-йогу можно долго рассказывать. То, что сейчас известно под названием кундалини-йога, – авторская система, созданная индийским учителем Йоги Бхаджаном в 1960–1970-е годы. Полностью сконструированная и собранная им из разных источников система – его креативный продукт. Другими словами, она не относится к традиционной кундалини-йоге, описанной в средневековых санскритских манускриптах, таких как «Шива Самхита» или «Йога-кундалини упанишада» и т. д. В индийской традиции есть священные тексты Упанишады – канон из 108 упанишад, среди которых и так называемые йога упанишады. Йога упанишады, переведенные на русский, издал в своей книге Борис Мартынов, советский индолог, уже умерший, к сожалению. Он изучал йогу с академической точки зрения и практиковал ее. Борис Мартынов не был профессиональным востоковедом или научным сотрудником, он сам выучил санскрит. В результате индолог-любитель перевел книгу «Упанишады йоги и тантры» на русский и прокомментировал их. Эти тексты – источники аутентичной кундалини-йоги. Также кундалини-йога описана в последней главе книги «Хатха йога прадипике», в «Шива-самхите» и в ряде других санскритских текстов. Традиционно в Индии кундалини-йога – продвинутая часть хатха-йоги.
– Вы занимались кундалини-йогой, которую привез Йоги Бхаджан в Калифорнию?
– Я пробовал, посещал цикл занятий Якова Маршака, который привез систему Йоги Бхаджана из Америки, наверное, уже в Россию, хотя, возможно, и в последние годы СССР. Он обучался в США как врач-нарколог и узнал, что там, в реабилитационных центрах, используют кундалини-йогу Йоги Бхаджана. Он увлекся этими практиками, привез их в Россию и начал вести публичные занятия в школьном спортзале у метро «Сокол» несколько раз в неделю. Я какое-то время их посещал.
– Какой эффект лично вы почувствовали от практики? Я, например, изучая кундалини-йогу, замечаю, что на всех она влияет по-разному.
– Субъективное состояние человека от посещения одной тренировки еще ни о чем не говорит. Так невозможно оценивать систему: всегда найдется тот, кто скажет, что чувствовал себя круто после занятия, и тот, кто пожалуется, что ему было очень плохо. На мой взгляд, это авторская система. В ней сочетаются динамические упражнения хатха-йоги, модифицированные Бхаджаном, и философская база в виде религии сикхов, к которой он принадлежал. Сикхизм – отдельная религия в индийской традиции, возникшая в XVI веке на базе индуизма, так же как и буддизм. У религии сикхов много общего с индуизмом, но есть и отличия. Обо всем этом можно при желании прочитать даже в Википедии, но лучше на английском – на русский язык статьи переводят не очень качественно. Возвращаюсь к вашему вопросу. Любые физические упражнения, как правило, приносят пользу, а следование религии сикхов, как и всякой другой религии, может помочь человеку как-то дисциплинировать себя, обрести идеалы в жизни и так далее.
– А энергетический эффект от практики у вас был?
– Эффект, подразумеваемый в традиционной индийской кундалини-йоге, – пробуждение кундалини шакти, активизация чакр, достижение самадхи. Маловероятно, что на него можно рассчитывать после этих упражнений – они не соответствуют практикам, описанным в манускриптах по аутентичной кундалини-йоге. Думаю, что оздоровительный, общеукрепляющий эффект от этих занятий, бесспорно, будет.
– Значит, кому-то она подходит?
– Конечно, это же в первую очередь – среда общения. По сути адепты кундалини-йоги – русскоязычные сикхи. Они, насколько я знаю, поддерживают связь с сикхской общиной в России и ездят в штат Пенджаб в Золотой храм Амритсар. Эти люди выполняют определенные упражнения, в основном динамические, на которые повлияла школа йоги Дхирендра Брахмачари, где сам Йоги Бхаджан обучался в молодости. Именно оттуда он очень многое взял, модифицировал динамические техники йоги и создал разные комплексы на их основе. Я не считаю Йоги Бхаджана негативной фигурой. Он скреативил, создал собственное направление, свою школу. Почему бы и нет? Так в индийской традиции происходило и раньше: появлялись выдающиеся люди, учителя, создавали свою школу, новые направления – это естественный процесс. Другой вопрос, что адепты часто не знают этого, думая, будто им предлагают некую древнюю систему, передававшуюся много веков. Некоторые последователи не понимают, что всю систему сконструировал сам Йоги Бхаджан в середине XX века. С его стороны это была некоторая мистификация: Йоги Бхаджан не рассказывал, что собрал свою кундалини-йогу из разных источников, а выдавал ее за традицию, пришедшую из глубины веков. Оттуда на самом деле идет только сикхизм, а все остальное – современные наработки. Но почему бы и нет, если людям нравится.
– Хотелось бы поговорить о вашем личном опыте. Практикуя йогу, люди обычно меняют привычки и вкус, даже окружение. Насколько быстро и остро вы это ощутили на себе или процесс шел плавно?
– Да, это плавно происходило. Я встречал интуитивных вегетарианцев – видимо, у них очень сильные самскары: человек, росший в обычной советской семье, где все едят мясо и пьют алкоголь, с детства сопротивлялся таким привычкам, не хотел им следовать. У меня же все было иначе. Я начал придерживаться вегетарианского питания и более-менее поддерживать лайфстайл, только услышав от своего первого учителя индийского, что среди йогов есть определенные диетические предпочтения. Он рассказал, что адепты традиционной йоги придерживаются вегетарианского питания, которое закреплено в священных текстах – йога сутрах. В той же «Хатха-йоге прадипике» несколько абзацев посвящено диете йогов, там предписывается вегетарианство и отказ от алкоголя. Узнав об этом, я подумал: раз в текстах так говорят, значит, мне тоже следует попробовать этого придерживаться. И я достаточно быстро втянулся, без какого-либо жесткого сопротивления и проблем со здоровьем. За год я полностью перешел на вегетарианское питание и никогда никаких физических проблем от этого не испытывал, как и тяги к мясной, рыбной пище – не возникла необходимость как-то себя ломать, заставлять. А круг общения меняется естественно – ты подыскиваешь друзей по интересам, чаще бываешь с ними, а те, с кем раньше проводил время, отваливаются, поскольку общие увлечения исчезают. Я никогда ни с кем специально не рвал отношения из-за того, что он не йог или не вегетарианец. Но в течение жизни у всех одни знакомые и друзья приходят, другие отдаляются. Иногда кто-то женится и уже не проводит столько времени с друзьями, или куда-то переезжает, или выходит из круга общения еще по каким-то причинам – это естественный процесс. Так же и у меня было по мере углубления в йогу, все более частых поездок в Индию. Я провожу в этой стране много времени, но остается круг знакомых с общими интересами. И если люди вообще ни в зуб ногой в темах, которые тебе интересны, то вам говорить особо не о чем. Им с тобой скучно, и тебе с ними. Все в итоге происходило естественным образом, без попытки кого-то специально отсекать или осуждать за то, что они не йоги.
– Сейчас у вас есть в окружении те, кто не практикует? Может быть, вы приходите на их мероприятия, а там, например, много алкоголя, мяса?
– Я за эти годы уже научился распоряжаться своим временем и тратить его исключительно на то, что мне интересно и полезно, поэтому просто не посещаю пустые светские мероприятия, не связанные со сферой моих увлечений. Жалко на это терять время, да и надобности нет никакой. В моем круге общения просто нет тех, кто не разделяет те же интересы, что и я. У всех складывается похожая ситуация, например, какие-нибудь финансисты проводят время только с финансистами.
– А на художественные выставки, концерты или спектакли продолжаете ходить?
– Да, я люблю симфоническую музыку, еще со студенческих лет слушал не только рок, но и ее. Образования, связанного с классической музыкой, у меня нет, но как любитель я ею увлечен. Обычно хожу на симфонические концерты в Петербурге, там много чего играется. Хотел в Риме пойти на итальянскую оперу, но мало того, что билеты очень дорогие, так они на несколько месяцев вперед раскуплены. Надо было, конечно, изучить этот вопрос еще до поездки, а я просто не знал. Ведь у нас в России можно попасть день в день на какой-нибудь концерт или оперу, разве что кроме Большого театра, а в Европе это все заранее раскупается. Европейцы вообще более системные люди, у них все распланировано надолго вперед, а мы любим в последний день прошмыгнуть куда-то.
– Вы сейчас много путешествуете?
– Я всю жизнь много путешествую, такова моя судьба. Мне нравится, а кто-то путешествует помимо своей воли.
– Есть люди, которые постоянно сидят дома, никуда не выбираются. Мои родители, например, очень любят свой дом и без серьезной необходимости никуда не поедут.
– Есть такие люди, я их никогда не понимал. Теоретически осознаю, что им это просто неинтересно, но по-человечески мне трудно себе представить, как можно лишать себя возможности увидеть новые, еще не знакомые места.
– Куда вы еще хотели бы поехать?
– Я еще мало был в Южной Америке. Это – целый мир, там много чего интересного. И местная культура, и все, что связано с майя, очень увлекательно. Но чтобы путешествовать по Южной Америке, нужно знать испанский, там с английским очень туго. Поскольку я предпочитаю самостоятельные путешествия, а не пакетные туры, то потребуется выучить испанский. В перспективе я бы, конечно, занялся этим. К тому же на континенте растет популярность йоги, вслед за Северной Америкой там появляются йога-студии, люди начинают их посещать. Я бы хотел преподавать в Южной Америке: мне нравится менталитет местных жителей, отличающийся от западного, но для этого требуется выучить испанский язык.
– Поговорим о том, как вы стали учителем йоги. Когда я готовилась к нашей встрече, увидела в другом интервью, что вам однажды пришлось выйти на замену преподавателя, с этого и началась ваша карьера. Это правда?
– У многих начиналось с того, что первое занятие было неожиданным для самого преподавателя – просто сказали: давай, некому больше. Так было и у меня. Преподаватель сообщил, что не может вести занятие, поскольку физически не форме, а люди уже собрались – давай, проводи. Я провел, и оказалось, что все прошло более-менее. Я ответственно подхожу к преподаванию чего-либо, всегда стараюсь получить соответствующее образование, да и сам доверяю только тем, кто по-настоящему квалифицирован в той или иной сфере. До того, как начать вести йогу, я никакого тичерс тренинга не проходил, но опять вышло так, что меня «заставили», однако вскоре после я осознал, что, если хочу учить, следует самому учиться. Я по сей день продолжаю получать знания в тех областях, которые интересны, всегда совершенствую собственное образование, я вообще фанат образования. Может быть, это и есть цель моей жизни. Раз уж так сложилось, что я занимаюсь именно преподаванием и получаю от процесса удовлетворение. Никогда у меня не было нелюбимой работы, мне повезло, что все, чем довелось заниматься, действительно нравилось и увлекало.
– Любовь к образованию привела вас к регрессионной психотерапии?
– Я изучал философию, и у нас даже была социальная психология в РГГУ. Понятно, что философия и психология очень близкие дисциплины, они нередко пересекаются. Многие выдающиеся психологи, такие как Юнг или Эрих Фромм, были и философами. И я почитывал время от времени какие-то книги по психологии. Трансперсональная психология очень тесно соприкасается с тем, что изучает традиционная йога, поэтому, естественно, это меня всегда интересовало. Трансперсональная психология занимается тем, что мы в обычной жизни называем духовным опытом, духовными исканиями. Психотерапия может решать бытовые, семейные вопросы. Для этого созданы целый ряд школ, направлений психотерапии. Однако некоторые люди сталкиваются с такими проявлениями психики, как духовный опыт, духовные переживания. Это никуда не денешь, такие проявления спонтанно происходят в определенный момент жизни. По этой причине и возникла трансперсональная психология. Она так или иначе опиралась на изучение более древних духовных традиций, но уже не с позиции конкретных адептов того или иного подхода, а используя все подходящее наследие в целом. Был такой американский психолог Уильям Джеймс, написавший в конце XIX – начале XX века книгу «Многообразие религиозного опыта». В ней он исследовал с позиции психологии духовный опыт людей разных культурных и религиозных традиций. Тем же занимался и Кен Уилбер, известный американский философ и психолог. В древности люди жили только своей культурой, других культур они не знали, а современный человек может изучать наследие разных духовных традиций, как-то анализировать, сравнивать их и что-то заимствовать. Этим занимается трансперсональная психология. Узнав о направлении, работающем с подсознательной памятью, с исследованием воспоминания прошлых воплощений – ключевой темой всех традиционных текстов по йоге, где реинкарнация – одно из фундаментальных понятий, я тоже начал это изучать, мне было очень интересно.
– Было просто интересно или появилась потребность что-то узнать о себе?
– О себе, конечно, тоже интересно было узнать, потому что в принципе любая йога – метод самопознания.
– У большинства людей периодически в жизни происходят разные кризисы. Вам это знакомо?
– Да, бывает, что к регрессионной терапии человека приводят именно психотравмы, желание избавиться от их последствий. В таком случае он обращается к этому методу в первую очередь как к терапии. Такие случаи встречаются и в моей практике. Но я не припомню какой-то собственной психотравмы, которая бы беспокоила меня и мотивировала искать психотерапию. Меня привел к регрессионной терапии философский познавательный интерес.
– Ваш стиль как учителя определили практики регрессии?
– Нет явных противоречий между регрессионной терапией и индийской традицией. Все, что касается реинкарнации, и там и там в значительной степени совпадает. Я рассматриваю регрессионную психотерапию как еще один инструмент йоги. Тем более что в йога сутрах метод регрессии упомянут, не описан подробно, но сказано, что о нем знали и его практиковали.
– Те, кто приходил к вам на практики регрессии, делились своим опытом? Может быть, расскажете о каких-то интересных случаях, вдруг это поможет читателю.
– Встречались, например, те, кто в прошлых жизнях довольно-таки серьезно практиковали восточные традиции, но какие-то аспекты остались ими непроработаны, или были совершены разные жизненные ошибки, и люди родились уже в западном мире. Но в санскритских текстах, в той же Бхагавадгите, есть строки о том, что собственные самскары приводят людей снова к тем практикам, которыми они когда-то занимались, пусть даже они растут в среде, где об этих практиках никто не знает. Получается, что даже если с детства человек никогда с этой темой не сталкивался, в определенный момент он находит то, что не доделал когда-то, и продолжает развиваться в этом направлении. Бывают совсем необычные истории, когда люди вспоминают воплощение не на Земле, а в других мирах, измерениях. Со стороны это кажется чем-то забавным, но на самом деле такие люди часто страдают от серьезного психологического напряжения, проблем. У них мало опыта жизни на Земле, и у этих душ обычно все складывается очень непросто. Они не адаптированы к жизни среди людей. Это кажется фантастическим с обыденный точки зрения, но и Майкл Ньютон такими случаями занимался, несмотря на то, что был весьма консервативным психологом, далеким от какой-либо эзотерики и мистицизма. Однако он сталкивался с этим в работе с клиентами и описывал души, прожившие большую часть своих воплощений в других измерениях или на других планетах и воплощавшихся на Земле всего лишь раз или два. И они не адаптированы внутренне к жизни среди людей, ко многим аспектам, которых не было в тех мирах, где прошли их прежние воплощения. Обычно такие люди страдают от тяжелых психологических проблем, которые приводят их на терапию, где, собственно, человек и узнает об этом.
– Вы рассказывали в интервью, что к вашему учителю приходил человек, жаловавшийся на боль в левом боку, с которой ему никто не мог помочь. На обследовании ничего не могли найти. Практика регрессии помогла понять, что в прошлой жизни его тяжело ранили именно в левый бок и он до сих пор чувствовал эту боль, а благодаря регрессии исцелился. Такое часто бывает?
– Да, именно этот случай привел Майкла Ньютона к регрессионной терапии, поскольку раньше он не верил в реинкарнационную память. Он был классическим гипнотерапевтом, можно сказать, материалистом. Об этой истории он рассказал в своем известном интервью в 1990-е годы. Майкл Ньютон сообщил, что избавил клиента от психосоматической боли, от которой никакие врачи годами вылечить пациента не могли, именно за счет перепросмотра прошлой жизни. Не понимая еще весь потенциал регрессии, он просто заинтересовался практическим результатом. Естественно, основная задача психотерапевта – избавить клиента от проблемы. В результате он увидел, что метод работает, проблема ушла. Это и зацепило его в первую очередь, а уже вопросы духовного самопознания пришли позже с опытом.