Секреты викки



Викканские Божества


Норвежский бог Один (или Вотан). Миниатюра исландского манускрипта SÁM 66. Ок. XVIII. На плечах у Одина сидят вороны Хугин и Мунин


Викка признает двух главных божеств: Богиню-Мать – символ Луны и женского начала и Рогатого Бога – он знаменует собой мужское начало. Этих божеств-покровителей питает общая сакральная энергия, которая пронизывает всю Вселенную.

Помимо этой основной пары, существуют и другие божества, восходящие к архаичным мифологическим системам, общим для всего мира, – от древнегреческих до древнескандинавских. Эти божества являются формами природных энергий.

Богиня-Мать

В системе верований викки женское божество – это Гея, персонификация силы Земли, праматерь всего сущего. Богиня многолика. На протяжении веков она носила имена Арадии, Геры, Дианы, Юноны, Артемиды, Афины, Венеры – в таком облике мы найдем ее в древних мифах Средиземноморья, а если обратиться к северной традиции, то там Богиня известна под именами Фрейи, Арианрод, Хель, Бригиты, Фригг и Керидвен.

Последнее из упомянутых имен, Керидвен, особенно хорошо знакомое неоязыческим ведьмам, происходит от кельтского слова cerru, которое означает «котел», – он символизирует преобразующую силу магии, связанную с перерождением, мудростью и творческим началом.

Образ Богини-Матери соотносится с Луной и женским могуществом. Это тройственный образ: юная девушка, соответствующая растущей Луне, мать, воплощением которой служит полная Луна, и, наконец, мудрая старуха – убывающая Луна. В ней отражен принцип жизни, таящейся в смерти, и смерти, которая сопутствует жизни.

Три ипостаси Богини, выраженные через метафору лунных фаз, связаны также с фазами менструального цикла и с колесом жизни в целом.

Символ Богини – пятиконечная звезда, эзотерический образ макрокосма и микрокосма, ее пять концов соответствуют метафизическим элементам: Воде, Воздуху, Огню, Земле и Эфиру. Эфир – залог мирового равновесия, и поэтому ему отведен верхний конец звезды. Пятиконечная звезда и все цветки с пятью лепестками – сакральное отражение Богини в мире.


Римская мозаика, изображающая Пана, одну из ипостасей Рогатого Бога в культуре разных эпох. Ок. 138–192. Италия, Национальный музей Рима


Джон Уильям Уотерхаус. Магический круг. 1886. Великобритания, Лондон, галерея Тейт. Обратите внимание на основные элементы викканских ритуалов – волшебную палочку, обрядовый серп, котел


Фазы Луны, в которых отражается тройственность Богини-Матери


Рогатый Бог

Мужской полюс Вселенной, противоположный женскому, – Рогатый Бог, универсальный архетип, представленный в образе сатира с оленьими рогами. Этот бог соотносится с множеством природных божеств, характерных для разных мифологий, таких, например, как кельтский Кернунн и фавны, Пан, Дионис, а также «властитель зверей» Пашупати, которого заимствовал индийский пантеон, и египетский Осирис.

Все эти рогатые персонажи воплощают собой плодородие, силы Природы и мужское начало во всех его проявлениях.

Викканские принципы и Наставление

Основные принципы викки собраны в песне из пятидесяти двух строк, которая называется Викканским Наставлением: ее название происходит от староанглийского слова rede, означающего «совет», «изречение».

Наиболее широкую известность она получила благодаря Джеральду Гарднеру и его книге «Помощь высшей магии», где содержатся правила, которых должен придерживаться каждый последователь викки, а также основные понятия оккультизма, предписания касательно ритуалов и сведения о растениях.

Викканское Наставление основывается на одном простом принципе, который заявлен в последней строке песни: «Не причиняй вреда и делай что угодно». Эта концепция была выдвинута еще Франсуа Рабле во второй книге его знаменитого романа «Гаргантюа и Пантагрюэль», написанного в 1533–1534 годах, – это единственное правило Телемского аббатства. Концепцию подхватил Алистер Кроули (1875–1947) – весьма неоднозначная фигура в мировой культуре, друг Гарднера и автор известного эзотерического текста «Магия» (1901).

Предписание «не навреди» присутствует в сочинениях Пьера Луиса (1870–1925), увидевших свет в начале XX века. Он выводит фигуру короля Посоля, который правил царством Трифем. Король вершил правосудие, сидя под вишней, он опирался на принципы древнего кодекса, унаследованного им от предков. В «Кодексе царства Трифем» всего две статьи:

• не причиняй вреда своему ближнему;

• усвоив предыдущий пункт, делай что хочешь.


ПЯТИКОНЕЧНАЯ ЗВЕЗДА

Пятиконечная звезда, вписанная в круг, – один из главных символов викки. Звезда представляет микрокосм и макрокосм, и каждый ее конец соответствует одной из пяти стихий: Земле, Воде, Воздуху, Огню и Эфиру. Это силы, действующие во Вселенной, а также «дома» божеств, которых призывают ведьмы, чтобы обрести могущество и получить покровительство и защиту. Амулет в форме пятиконечной звезды всегда следует использовать и хранить с направленным вверх концом, соответствующим Эфиру. В ином случае звезда превращается в губительный, демонический символ. Она используется для защиты и взаимодействия с божествами. Как правило, звезду изготавливают из глины, дерева или камня, а во время ритуалов ее кладут на алтарь или чертят на земле, чтобы зарядить еду, травы, амулеты энергией пяти стихий. Кроме того, ее можно носить на шее. Иногда, чтобы вызвать силу пяти стихий, звезду чертят в воздухе ароматическими палочками или ритуальным ножом – атаме (также атам).


НАСТАВЛЕНИЕ ВИККИ

С Любовью и Верой

следуй ты Наставленью.

Живи, и пусть живут другие.

Бери с честностью и отдавай со справедливостью.

Трижды круг ты начерти,

и не станет нечисти.

Заклинанье тебе в помощь будет пусть,

ритм стиха развеет сердца грусть.

Пусть кротким будет взгляд, прикосновенье – легким,

умерен будь в речах и истине внимай.

Луна растет – иди по ходу Солнца

и заклинанье ведьм ты про себя тверди.

Луна ущербна – все наоборот,

коснется магия того, что своего конца уж ждет.

Восходит новая луна,

целуй Матери руку раз и два.

Веленью сердца следуй

в полнолунье.

Остерегайся мощи северного ветра,

ты опусти свой парус, затвори все двери.

Когда подует с юга ветер, знай:

любви ты поцелуя в губы ожидай.

Не знают мертвецы покоя,

коль ветер западный.

Если ветер с востока задует,

вести придут и раздолье настанет.

Девять поленьев сложи под котлом,

жги их, горят они пусть ровно.

Почитай бузину, ее сожжешь —

проклятье на себя наведешь.

Когда свершится колеса поворот,

тогда Белтейн придет.

Когда наступит Йоля день,

полено жги и Бога чти Рогатого.

Воздай хвату цветку, кусту и древу

и благодарность принимай ты Девы.

Бросай в прохладу вод ты камень,

и знанье истины ты обретешь.

Придет нужда, словно года,

пусть жадны будут люди, не беда.

С глупцами дружбу не води,

иначе станешь непутевым, как они.

Дела ты с радостью верши,

и будешь ты румян и сердцем весел.

Не забывай Закон трехкратной ты отдачи:

втройне вернется все к тебе: и горе, и удача.

Придут невзгоды, начерти на лбу

пятиконечную звезду.

В любви будь верен и не лги,

иначе жди обмана ты.

Виккан ты Наставленье исполняй без промедленья:

«Не причиняй вреда, и делай что угодно».

Иггдрасиль и другие вселенские деревья

Ключевым символом для викки – помимо пятиконечной звезды и трискелиона[1], в котором отражен закон троекратной отдачи, – является священный ясень Иггдрасиль, мировое древо, столп скандинавской мифологии.

Это космическое древо поддерживает девять миров, проникнуть в которые может только Один верхом на Слейпнире – своем сером восьминогом коне, на чьих зубах вырезаны руны. Остальные боги перемещаются между мирами по радуге. Согласно скандинавскому мифу о происхождении мира, ветви Иггдрасиля возникли из тела Имира, первого инеистого великана-ётуна.

Исландский скальд Снорри Стурлусон, автор «Младшей Эдды» (ок. 1220–1225), рассказывает, что корни Иггдрасиля уходят вглубь земли, но один из них устремлен к небу, к Асгарду, где живут боги, асы. В Мидгарде возле священного источника Урд обретаются три Норны, которые ткут людские судьбы, вырезают руны и питают влагой вселенское древо. Еще один корень тянется в Ётунхейм, мир великанов, а третий достигает Нифльхейма, где живет корова Аудумла, она поила своим молоком первое живое существо в мире, великана Имира. Этот корень дает начало источнику, из которого бегут все реки мира.

Имя вселенского дерева – Иггдрасиль – означает «скакун Одина» и отсылает к мифу, согласно которому Великий Бог девять дней висел на ветке священного ясеня, принеся себя в жертву, чтобы стать первым знатоком рун.


ПРОРОЧЕСТВО ВЁЛЬВЫ, ДАННОЕ ОДИНУ

Ясень я знаю

по имени Иггдрасиль,

Загрузка...