Советы принимай от всех дающих, но собственное мнение береги. У. Шекспир
Жизненная история длиною почти в год. В 26 лет я возглавил механический цех, подразделение со своими историей и традициями. С ним досталась в наследство и проблема, которую безуспешно пытались решить уже несколько лет.
Буквально через месяц после вступления в должность мой наставник, посоветовал мне заняться этой проблемой вплотную. Он мне всегда говорил: «Основная задача начальника цеха – это люди. А деталями пусть замы занимаются».
Так вот, проблемой и были люди. Точнее, один человек. Рабочий с золотыми руками, пружинщик. От его работы зависел весь завод. Раньше за ним часто даже машину директора отправляли, чтобы привезти на работу. При всех достоинствах, у него был один большой недостаток – он мог неожиданно уйти в запой на неделю или две. Такое случалось довольно часто. Если он не успевал сделать все запланированные на месяц пружины, то цех и сборка срывали сроки. А замены умельцу не было.
Когда к нему ставили ученика, то он просто игнорировал его, и человек вскоре увольнялся. К этой проблеме добавилась еще одна. Мастер группы ушел, решил вернуться в рабочие и доработать стаж за «вредность».
Задачка была сложная, но интересная. Сначала я решил вопрос с должностью мастера. В группе был человек, который пользовался авторитетом не только в цехе, но и на заводе. Работал он давно и имел клеймо самоконтроля. Его основная деятельность была связана со сваркой и пайкой, но за время работы он освоил множество операций группы. Знал их практически все.
Он принял мое предложение стать мастером с условием, чтобы за ним оставили пайку и сварку. Руководство поддержало мое предложение.
Мы с заместителями и новым мастером обсудили проблему с пружинами. Головная боль была в том, как независимо от нашего пружинщика обучить другого рабочего процессу изготовления пружин. В штатном расписании у нас была вакансия, и я ее активировал. Нам нужен был молодой человек. Отдел кадров занялся поиском кандидата.
Пока подыскивали рабочего, мастер оценил состояние дел на участке. Было чему огорчиться. Технология был написана так, что по ней невозможно было сделать пружину. Большая часть оснастки была самодельной, и какое приспособление для чего – было непонятно. Технолог по пружинам тоже не обладал знаниями по самому процессу изготовления.
Решение было одно. Организовали рабочую группу в составе мастера участка, технолога и нового рабочего. Взяли всю необходимую для нас номенклатуру пружин и стали экспериментировать. Когда наш «незаменимый» пружинщик появлялся на работе, активно изучали его опыт. Он бурчал, но все же делился секретами.
Чтобы не потерять новые знания, все лучшие достижения мастера и рабочего по изготовлению пружин технолог вносил в техпроцесс. Присваивали шифры оснастке, маркировали оправки, фиксировали недостающие режимы. За время экспериментальной работы сменилось трое рабочих. Один сам уволился, второго уволили мы. Третий оказался «наш человек» – и с головой, и с руками.
Старого пружинщика старались удержать от запоев, насколько это было возможно. Но, увы. Он стабильно уходил в загул.
Пока он «отдыхал от работы», мы проводили эксперименты по закреплению полученной от него информации. В таком режиме проработали весну, лето и начало осени.
В сентябре мы отпраздновали победу над проблемой. Участок научился делать все виды пружин. Знаниями обладали технолог, мастер участка и сам рабочий. Весь процесс изготовления по каждой пружине был записан в технологии.
Что же стало со старым пружинщиком? К огромному сожалению, он скоропостижно скончался. Печень отказала. Цех помог с похоронами. В последний путь проводили как положено.
Человека не стало, но его умения не были утрачены. Наши старания обеспечили бесперебойную работу цеха и завода. Если бы я не прислушался к рекомендации моего наставника, то в результате смерти сотрудника и цех, и завод сорвали бы 90 % сроков сдачи продукции.
Такие ситуации, связанные с концентрацией знаний у одного человека, можно встретить почти на каждом предприятии.
Подобная история случилась на другом машиностроительном заводе. В цехе один сотрудник много лет выполнял сложную операцию по напылению деталей. В свое время он сам разработал и наладил весь процесс. Наверное, внутренне считал его своим детищем, поэтому трепетно оберегал собственные наработки. Но все стареет. Стареют и люди. Умелец часто болел.
К нему подошли с предложением о подготовке учеников, но он наотрез отказался. Когда обсуждали варианты сотрудничества, произошел конфликт. В итоге он ушел с завода без предупреждения. На следующее утро выяснилось, что даже документы куда-то исчезли. А без этого покрытия нельзя было отгрузить продукцию. Запасов хватало ровно на месяц. Что делать дальше? Есть только оборудование. Технологии и человека нет.
Благо, что в стране есть еще пара предприятий, где выполняют такое покрытие, только на других изделиях. В срочном порядке были отправлены люди на обучение. Вторым шагом отправили детали на тестовую обработку. Через два месяца удалось получить первую годную партию.
Думаю, нетрудно будет сравнить подходы к решению задачи, и выбрать более разумный.
В обоих случаях – конфликт интересов администрации и работников. Вот еще одна подобная история.
Дело на этот раз было связано с внутренними взаимоотношениями людей в коллективе. В моем цехе производилась доводка деталей. Их было много. Ежемесячно на эту операцию уходило 54 часа, если доводку делал один человек.
Когда эти детали начали поступать, в нашем цехе не было нужного специалиста. Доводку передали в соседний. Шли годы. За это время объемы выросли в пять раз. А в нашем цехе и специалисты подросли.
Я обсудил этот вопрос с нашим доводчиком:
– Сможешь?
– Да, смогу. Только нужно будет немного времени на освоение новой операции. Но при одном условии – если Сергей согласится. Мне внутренних проблем не нужно.
Вечером встретился с Сергеем, специалистом из другого цеха. На мой вопрос, поделится ли он работой для общей пользы дела с нашим доводчиком, он ответил:
– Либо я делаю всю партию за месяц, либо не делаю совсем.
При таком развитии событий мой доводчик от предложения отказался. Операция была дорогая. Возможно, Сергей блефовал.
Устраивать революцию не хотелось. Система работала хорошо. С точки зрения плана острой необходимости что-то менять не было. Но дело было рисковое – операция была в руках одного доводчика из другого цеха. Нужна была ситуация, которая бы позволила нам без жестких мер прийти к обоюдному согласию, чтобы наш доводчик освоил операцию, и оба могли выполнять работу параллельно. Вскоре такая ситуация создалась.
Где-то через пару месяцев у Сергея случился небольшой загул. Он без предупреждения взял неделю отпуска за свой счет. А у нас аврал – пришли детали. Работника нет. На телефон не отвечает. Угроза срыва сроков. Мы с мастером оперативно приняли решение. Наш доводчик всю неделю обрабатывал эти детали сам. Главная задача была решена.
Когда Сергей вышел на работу, зашел ко мне с вопросом:
– Почему вы отдали мою операцию своему доводчику? Ведь, мы договаривались!
– Сергей, когда нужно было работать, – начал я, – тебя не было. Тебе звонили, но ты не отвечал целый день и не перезвонил. Продукция ждать не будет. В твоем цехе тоже никто не смог сказать, когда ты выйдешь. Поэтому мы и стали доводить сами.
Понимая, что «косяк» его, он успокоился и спросил:
– Вы совсем забрали у меня эти детали?
– Нет. Мы хотим ускорить процесс и делать в четыре руки. Поэтому ты без работы не останешься. Объем будет определять мастер.
В знак договоренности мы пожали друг другу руки.
Эти ситуации научили меня методической работе с людьми. Не нужно делать резких движений. Если у вас есть цель, и вы четко ее осознаете, готовитесь к ее достижению, то возможность обязательно появится. Специалисты с “золотыми руками” стремятся сделать себя незаменимыми. Это можно понять. Но когда люди начинают «выкручивать руки», злоупотреблять своей незаменимостью, бизнес становится уязвимым. Чтобы такого не допускать, сберечь нервы, деньги и время, нужно планомерно фиксировать знания людей в технологических картах. Только в этом случае все наработки останутся у предприятия. Риск потери человека не будет оказывать большого влияния на процесс.
Все решают квалифицированные кадры! Эти люди знают себе цену. Нельзя допускать во взаимоотношениях перекоса в сторону зависимости от таких людей. Если вовремя его не увидеть, можно оказаться в затруднительном положении. Когда вы начинаете замечать подобное, разумнее всего сразу начать работать с этой проблемой.
Благодаря своему наставнику я приобрел ценный опыт работы с людьми в разных ситуациях. Главное – не торопиться и действовать разумно. По совести. «Индивидуальный подход к каждому, одни правила для всех».
В основе производственной системы лежит доверие и уважение к человеческой личности. Если работник и работодатель это понимают одинаково, то работа выполняется в соответствии с правилами и требованиями. Если же одна из сторон их нарушает, то неизбежно будет конфликт. Залогом будущей победы является правило: «Человек подбирается под задачу, а не задача – под человека». Решения принимаются в пользу дела, но справедливо и своевременно, сохраняя при этом человеческие взаимоотношения.