Глава 7. Галстук для депутата

Дэн свернул с дороги к злосчастному полю и встревожился. К машине бежал Славик и махал руками. Следом поспешал Тынис, выглядевший непривычно в пиджаке и брюках в полоску. Коля одиноко копал в траншее. Дэн, не глуша мотор, опустил стекло и приготовился к худшему…

– Дэн! Хорошо, что приехал! – Славик открыл дверь и прыгнул на сиденье. – Давай, поехали скорее в нашу контору. Может, и успеем. Прямо не утро, а беда какая-то!

– Уттро краситт красним сфетомм стены трефнеко Ккремля… – подтвердил Тынис, забираясь назад.

– Что происходит-то? – недоумевал Дэн.

– Да поехали скорее! В контору! По дороге объясню, – торопился Славик.

Дэн развернулся и поехал в сторону города. До конторы было минут пятнадцать езды на машине, но они пролетели как мгновение. Слушая Славика, Дэн разволновался и был страшно зол. Ужасно глупо всё было.

– Пришёл Дима сегодня. Никакая не холера у него была – в больнице сказали. Просто отравился, что-то не то сьел… В общем, врать не буду и расскажу, как было, – объяснял Славик, виновато поглядывая на Дэна. – Ну, я и пошутил немного… Говорю ему: «А тебя Коротков ищет». Тот мне: «А зачем?..» Ну, я ему сказал, как вчера Коротков в его добро заступил, мол – обиделся, кричал страшно, ногами топал – крылами хлопал… Догадался, мол, что это Димы работа, и якобы сказал: «Пусть утром придёт и извинится, иначе уволю…» Ну, Дима поверил и запсиховал. Я потом отошёл в лес ненадолго, вернулся – а Димы нет… Спрашиваю у Коли: «Где он?» А он говорит: «На остановку пошёл автобусную, поехал куда-то…» Я думаю так: он шутки не понял и поехал извиняться в контору… Дэн, давай скорее! Надо его перехватить!

– Если не успеем перехватить и эта история дойдёт до Короткова – уволю тебя к чертям собачьим! – Дэн так рассвирепел, что машина шла рывками. – Мне твои шуточки надоели… Это ни в какие ворота уже не укладывается! Ты представляешь эту картину – Дима приходит к Короткову с извинениями? Это нам всем боком выйдет!

– Да кто ж знал, что он резкий такой? – сокрушался Славик. – То он тормозит вечно, а тут стоило мне на минутку уйти – решился на поступок… Побежал я его на дорогу искать. А он уже уехал… Вот ты спроси Тыниса, как я бегал.

– Пекал, – подтвердил Тынис. – Но не топекал.

– А ты чего с нами увязался? – обернулся Дэн. – Покататься решил? И чего вырядился так?

– Да он… – начал Славик, но Дэн снова разьярился:

– Помолчи! Не могу и слышать тебя. В каждой бочке затычка… У Тыниса языка нет ответить?

– И фырфал крешний мой языккк, – Тынис и в пиджаке вёл себя по-прежнему оригинально. – Я хоттел в короте рупашкку купитть. Нофую. Фы мне фчера фсе рупашкки сломали фместе со шкафом!

– Мы в контору едем, а не по магазинам!

– Ниччеко. Потомм немноко по макасинамм, – мягко улыбнулся Тынис. – Я пыстрро.

– Ему вечером на день рождения идти, – не удержался Славик. – В ресторане будет праздновать друг его. Мы ему весь гардероб загубили…

Дэн не успел ответить. Они уже подьезжали к конторе и заметили Диму. Славик протянул руку к рулю и нажал на гудок. Дима обернулся и застыл на месте.

– Что ты гудишь? – набросился Дэн на Славика. – Мы рядом с конторой. Высунется кто в окно и нас заметит. Тут по-тихому надо.

Славик открыл окно и резко приказал Диме:

– А ну-ка полезай в машину!

– Зачем?

– Прекратить разговоры. Лезь, говорю. И скажи спасибо!

– Спасибо, – сказал Дима и сел назад рядом с Тынисом. Тот похлопал Диму по плечу:

– Молотетс!

Дэн оглядел окна конторы и облегчённо вздохнул. Похоже, их не заметили. Машина тронулась и растворилась среди домов. Дима поглядел назад и грустно заметил:

– Мне к Короткову надо. Потом зайти, что ль?

– Вообще не надо! – отрезал Дэн. – Это всё Славик с шутками своими идиотскими… Хорошо хоть, успели тебя поймать. Я с вами с ума сойду! Ни дня без приключений! Как дети малые просто, одних не оставить…

– Осторошно, тети, – Тынис заметил знак у дороги и указал рукой.

– Точно! Как ты вообще мог Славику поверить? – шумел Дэн. – Никогда ему больше не верь ни в чём. Никогда! Что будет говорить – делай наоборот!

– Хорошо, – Дима сердито посмотрел на Славика и закивал головой. – А счас мы куда едем? Работа в другой стороне.

– По-быстрому купишь Тынису рубашку и потом уже за работу, – небрежно заявил Славик.

– А чего я-то?

– Зря, что ль, спасали тебя? Вот теперь искупай, так сказать, – ухмылялся Славик.

Дэн похлопал себя по голове и поглядел на Диму в зеркало:

– Я тебе что говорил только что? Не верь ничему, что Славик несёт!

Дима обиженно затих. Тынис высматривал магазины на улице и вертел головой. Славик довольно жмурился и разглаживал тельняшку на груди.

– Фон тамм макасин, – обрадовался Тынис.

Машина притормозила. Славик выпрыгнул первым.

– А ты куда? – напустился на него Дэн.

– Спокойно, Дэн. Сейчас я тут так разведу дела, что Тынису рубашку так подарят. Без денег.

– Пес тенекк? – восхитился экономный Тынис и быстро вылез.

– Что за новая напасть? – Дэн тоже вылез из машины. – Может, хватит на сегодня?

– Спокуха, – успокаивал Славик. – Ну хочешь – пошли с нами. А Дима пусть машину сторожит.

Троица направилась к магазину. По дороге Славик объяснял:

– План такой. Говорить буду я. Ты, Дэн, молчи. А ты, Тынис, веди себя важно и говори, только когда я спрошу. Всё ясно?

– Фсё! – Тынис одёрнул пиджак и выпятил грудь.

Славик ворвался в магазин, как бомба. Удовлетворённо заметив за прилавком молодую девчонку с журналом, он решительно надвинулся на неё. Девчонка опешила.

– Так. Здравствуйте. Вы хозяйка магазина? – начал Славик, постучав пальцем по столу.

– Нет. Я – продавец. Хозяина нет. Что вы хо…

– Подождите. У нас мало времени, – прервал её Славик и указал на Тыниса, важно оглядывающего полки. – Вы знаете этого человека?

Девушка внимательно посмотрела и отрицательно покачала головой. Славик огорчился:

– Мдааа, вижу, вы прессу не читаете… Его фото часто мелькает в газетах. Это – депутат парламента. Член фракции «Независимый центр». Представляет наш район перед лицом правительства!

Девушка уважительно глянула на Тыниса и покраснела. Тот приосанился и сказал:

– Фотт. Этто та.

– Депутат хотел бы приобрести рубашку в вашем магазине. Вам это создаст необходимую в наше время рекламу. Бесплатную, кстати, – Славик поднял палец. – И потом – выгодное знакомство… связи в верхах… Что бы вы могли предложить?

Девушка оживилась, и дело пошло. Тынису предьявили несколько самых дорогих рубашек на выбор. Он придирчиво повертел каждую в руках и остановил взор на белой в крупную синюю клетку. Заметив ценник, Тынис помрачнел. Славик решительно бросил рубашку на прилавок.

– Берём. Заверните, и получше!

– Но… – начал Тынис.

– Не беспокойтесь, господин депутат! – Славик, подмигивая, оттянул его от прилавка и вернулся к девушке. – Я бы хотел с вами поговорить по душам.

– Как это – по душам? – заволновалась она. – Я замужем, вообще-то…

– При чём тут муж? – удивился Славик. – Я по другому вопросу. Видите ли, – он наклонился к девушке и понизил голос, – в интересах магазина было бы за рубашку эту денег не брать. Вы не думайте – депутатская зарплата немалая, и денег хватит весь магазин этот купить. Но… подумайте сами… связи в верхах… советник президента… с мэром кофе пьёт… Жест доброй воли! Я, конечно, не заставляю никого. Но на вашем месте…

Славик многозначительно посмотрел на продавщицу и пошевелил усами. Та растерялась и нерешительно оглядела депутата. Тынис недовольно потряс головой и сказал:

– Что-тто рупашкки у фас…

– … дешёвые какие-то, – прервал его Славик. – Понимаю вас, господин депутат. Но мы ведь не в Лондоне.

– Слушайте, я всего лишь продавец, – виновато объяснила девушка Славику. – Я не могу дарить ничего из товара. Это к хозяину надо…

– Звоните хозяину!

Девушка набрала номер и негромко принялась объяснять что-то в трубку, поглядывая на Тыниса. Тот посмотрел на часы и чихнул. Славик облокотился на прилавок и шепнул:

– Скорее нельзя? Торопимся на совещание по проблемам энергетики края.

Девушка протянула ему трубку. Славик бодро принялся нести чушь, часто махая рукой и подмигивая девушке.

– Да?.. Здравствуйте… Кто я такой? Шофёр депутата. Иванов моя фамилия… Вам объяснили суть вопроса?.. Из-за такой мелочи говорим, что даже стыдно. Вы, я вижу. человек некоммерческий и не сильно проснулись ещё… Не я вас, а вы меня уговаривать должны. Иначе сейчас заплатим и уйдём… Фамилия депутата? Пятс… Слышали такую? Я не сомневался… Телефон вам можем оставить. На всякий случай. Ну, вы понимаете… Приёмные дни – среда и четверг… Хорошо. Передаю трубку!

Славик отдал трубку продавщице. Та согласно покивала головой и приветливо улыбнулась депутату:

– Уважаемый господин депутат! Наш хозяин магазина дарит вам рубашку и предлагает выбрать галстук к ней.

– Калстукк? Затшем мне калстукк? – удивился Тынис.

– У него этих галстуков много, – нашёлся Славик. – Но не будем огорчать доброго человека. Выберите нам, как женщина, один под цвет рубашки.

Галстук был быстро выбран и упакован вместе с рубашкой. Девушка вручила пакет Славику, и он потребовал жалобную книгу.

– Зачем? – огорчилась она. – Вам не понравилось что-то?

– Милая моя, – обвораживающе улыбался Славик, – жалобная книга не только для жалоб. Она и для благодарностей тоже! Депутат лично запишет вам похвалу. А вы потом будете это показывать всем и гордиться.

Конечно же, в магазине такой книги не было, но девушка не растерялась. Она извлекла из-под прилавка тетрадь в синем переплёте и протянула Славику. Он вручил ручку Тынису и шепнул:

– Что угодно пиши по-эстонски, и подпись побольше потом!

Тынис что-то написал и потом так мощно расписался, что оторвал кусочек страницы и запачкал прилавок чернилами. Тем временем Славик набросал какие-то цифры на клочке бумаги и протянул продавщице:

– Вот. Телефон секретариата. Для хозяина магазина… Я ему говорил – по средам и четвергам звонить можно. А вам большое спасибо за прекрасное обслуживание!

Депутат со свитой вышли из магазина и свернули в сторону. Осторожный Дэн решил, что садиться в машину на виду возле витрины не стоит. Он быстро юркнул в машину и подобрал Тыниса со Славиком за углом.

– Молотетс Слафик! – восхищался Тынис, заглядывая в пакет.

– Только в этот магазин больше не ходи, – предупредил его Славик. – Хорошо хоть, ты за городом живёшь, а я в другом конце… Хотя – что нам могут предьявить? Подарил хозяин магазина рубашку с галстуком. А депутату или ещё кому – неважно. Это и в полицию не заявишь даже. Хотя по шее дать могут, конечно…

Дэн мрачно задумался. Машина свернула на трассу за город. Возле дороги стояла бензоколонка, где недавно открыли Макдоналдс. Дело это было новое, никто из друзей ещё там не был, и Тынис великодушно предложил:

– Тафайтте саетем и поеттим. Я угощаю!

– О как! – удивился Славик. – Ну что ж… рубашка досталась тебе на халяву. Каждому по гамбургеру!

– И слону, и таше маленьккой улиткке! – согласился Тынис.

Для Чикаго или Лос-Анджелеса этот Макдоналдс явно не годился, но в небольшом эстонском городке смотрелся вызывающе. Яркие плакаты с гигантскими сочными гамбургерами, нарядные девочки за прилавком, броские жёлтые столы и нелепые пластиковые стулья радовали глаз. Депутат широким жестом бросил на прилавок сотенную и приказал:

– Шетире кампуркерра и кокка-кола!

– Одна кока-кола? – уточнила продавец.

– Нетт. Тоше шетире! – сердился Тынис. – Питть ната фсем!

Дима по вчерашней привычке исчез в туалете, остальные расселись за столом. Заказ принесли быстро. Славик, злорадно ухмыляясь, попросил горчицы и щедро сдобрил ей гамбургер. Дэн удивился:

– Не много ложишь?

– Не, – заулыбался Славик. – Для Димы в самый раз!

Он аккуратно завернул гамбургер как было, положил напротив места Димы и понёс горчицу назад. Дэн осторожно поменял гамбургеры Славика и Димы местами, подмигнув Тынису. Но тот был в своём мире и заявил в воздух:

– Затшем мне калстукк? Не снаю еко прифясыфатть!

– Научишься, – утешил его Славик. – Был бы галстук, а дальше – больше. Глаза боятся, а руки вяжут!

– Фяшутт, – кивнул Тынис. – Рас сфясала я платокк – он не мал и не фисокк!

Дима вернулся с туалета и с аппетитом набросился на свой гамбургер. Пожирал он его, как человек, вернувшийся с голодного острова, в три укуса. Славик не отрывал глаз и удивлённо открыл рот. Разочарованно покачав головой, он хлопнул Диму по плечу:

– Силён, бродяга! Даже не скривился. Слопал, как конфету.

– Ммммыыыыааа, – довольно мычал Дима с набитым ртом.

Славик крякнул, крепко куснул от своего гамбургера и выпучил глаза. Он зашипел и принялся жадно глотать кока-колу. Слёзы текли градом…

– Что такое? – удивился Дима и перестал жевать.

– Да это… аллергия у меня, видимо… на гамбургеры эти… – Славик брезгливо отодвинул свою порцию и подозрительно посмотрел на Тыниса. – А ты не так прост, как кажешься, Тынис.

– Та. Почтти тепутатт! – сказал тот, неудачно пытаясь вставить соломинку в пластиковый стакан.

Дэн отобрал стакан, вставил соломинку и повернулся к Славику:

– А чего ты фамилию Пятс назвал хозяину магазина? Это ж был первый эстонский президент, вообще-то.

– Аааа, ну да, – сказал Славик вытирая слёзы. – Я на то и рассчитывал. Фамилия известная. Мало кто из наших, русскоязычных, помнит, кто он там был. Но на слуху имя. Я и подумал, что хозяин вспомнит, что слышал раньше… Так и вышло. Он сразу мне отвечает в трубке: да, мол, знаю такого, как же, как же…

– Что там Коля с Борей сейчас делают? – задумался Дэн.

– Что-то важное и полезное, – уверенно заявил Славик и снова мрачно посмотрел на свой гамбургер. – Я там Бориса Марковича за старшего оставил…

– Что? – подскочил Дэн. – Ты в своём уме? Он на стройке первую неделю. Всю жизнь на заводе пахал. Они там наворотят делов! Поехали быстро назад!

Все поспешили к машине. По дороге к работе все молчали, и лишь Тынис время от времени повторял:

– Калстукк… Кафарила мама мне – калстукки не по тепе…

Дима хихикал в кулак. Славик высовывал язык и разглядывал его в зеркале. Один ус был ещё запачкан горчицей…

Загрузка...