Утром Дэн опоздал на работу. Перед сном ему пришла в голову одна идея, и пришлось долго искать в гараже нужный материал – кусок толстой медной проволоки полметра длиной. Подошла бы и из другого материала, но медь внушала больше доверия.
Строители расположились у котлована с законченной вчера опалубкой и внимательно слушали очередную байку Славика:
– … красивая очень была. Даже странно – что такой красивой девушке делать в северной глухомани в морском госпитале? Хорошо хоть, не простая санитарка, а доктор.
– В какой области доктор? – поинтересовался Коля.
– В области лёгких и прочего такого. Там у нас холодно почти круглый год было, да и сквозняки одни кругом. Тундра. В общем – без работы не сидела, – вспоминал Славик. – Решил я, значица, с ней познакомиться как-то… Надежды особой не было. Кто я? Моряк-срочник, но, правда, красавец был тогда я писаный. Даже лучше, чем счас! – Славик горделиво выпятил грудь. – Прихожу и заявляю ей с порога: «Я ужасно болен». Ну, она этак посмотрела на меня и отвечает: «Раздевайтесь до пояса!» И отвернулась, пишет что-то… Ну, я думаю – рискну! Внезапные решительные действия приводят к успеху! Разделся до пояса, как велели. Только – ниже пояса…
– Ахаха, – не выдержал Дима.
– Не перебивай! Потом ржать будешь! – указал Славик и продолжил: – Стою себе и жду… Она наушники нацепила, чтобы лёгкие слушать, поворачивается и видит меня в таком вот виде. А я лицо каменное сделал и стою, как Адам… Кааак начала она шуметь на меня! Хулиган, мол, какой ты больной и прочее. Я отвечаю ей: «Вы ж сказали – до пояса?» – «Ах, такой-сякой…» Раскраснелась и этак стыдливо в угол смотрит. А у самой глаза, значица, автоматом в мою сторону плывут… Ну, оделся я, вышел с извинениями и жду себе терпеливо… Что вы думаете? Через пару дней вызвала меня под каким-то предлогом к себе, и мы прямо в кабинете том… ну, понимаете… И так я к ней до конца службы захаживал иногда. В общем – провёл время неплохо!
– А дальше что было? – спросил Дима.
– А что дальше? Кончился флот, и домой поехал. Что ж мне на том Севере? Жить, что ли? Там жить никак нельзя человеку добровольно, – потряс головой Славик и скривился. – Намекала она мне на продление отношений. Только зачем оно мне нужно было? Да и ей тоже… Найдёт себе какого-нибудь офицера потом и семью сотворит. Создали приятные воспоминания друг другу, и ладно.
– Мдааа, – вздохнул Боря и добавил: – Как в кино!
– Зайца поймал? – спросил его Дэн с улыбкой.
– Нет тут зайцев, говорю вам! – разозлился Боря. – Таскаюсь в лес каждое утро зря. А что это за проволока у тебя, начальник? Новую ловушку делать будем?
– Будем! – вмешался Славик. – Яму выроем с кольями внизу. На крупных рогатых хищников!
– Тут мелких-то нет… – отмахнулся Боря и посмотрел на ворота.
Дэн согнул кусок проволоки в форме буквы «г» и объяснил:
– Это штука для биолокации. Рамка. Я про такое и в книгах читал, и в кино видел. Берёшь в руку, значит, – Дэн показал, как, – и идёшь себе по полю. Где эта рамка начнёт сама собой поворачиваться – там, значит, внизу есть что-то. Вот сейчас будем искать фундамент той царской больницы. Чтобы зря луг весь не перепахивать.
– Ого, – заинтересовался Славик. – Ты же просто Эдисон! Волшебник Изумрудного города! А получится?
– Посмотрим. Что теряем? Ничего. Берите колышки, и пошли проверять идею, – скомандовал Дэн.
Шествие во главе с Дэном двинулось по полю. Он осторожно шагал, поглядывая на кусок проволоки в руке. Начинать поиски решили возле раскопанного прежде туалета. Прошли метров двадцать в сторону леса, и рамка вдруг начала сама собой поворачиваться в кулаке.
– Тут, – указал Дэн, и Коля воткнул колышек в землю.
Тем же способом нашли ещё несколько точек поблизости. Славик восхищался:
– Работает система! А что ещё можно таким способом найти?
– Источники воды. Большие скопления металла. Ну, может, что-то ещё. Не знаю.
– Вода нам без надобности! – рассуждал Славик. – А вот скопления металла были бы очень кстати. Между прочим – нужно сегодня смотреть в оба. Может, чего опять найдём и продадим банкиру нашему. Он, небось, котёл тот поставил у кровати и по утрам любуется…
– А вот и Валентин! – указал пальцем Дима.
Валентин сегодня приехал на автобусе, был трезв и очень мрачен. Кивнув головой присутствующим, он сразу направился к трактору и открыл капот, проверяя масло. Из хутора вышел Тынис и подошёл к нему:
– Прифетт! Я фстретилл фас и фсё пылое… туше моей опорфалоссь…
– Оборвалось, и ладно! – Валентин был не склонен шутить. – Тут самому жить не знаешь как!
– Ты чего злой такой с утра? – спросил Славик. – Протез потерял?
– Да с полиции я только что, – Валентин плюнул в сторону полиции и вытер тряпкой руки. – Права вернули. Но заплатил, гадам, двести крон штрафу! С собой не было столько, и пошёл у жены просить… А она кричит: тебе на похмел надо, мол, знаю тебя… Пришлось вести её в полицию тоже! Ну они там и устроили мне цирк… Полицейский с моралью, жена с моралью… Все такие правильные кругом! Только я – корень зла, – Валентин снова плюнул.
– Кореннь сла… – сочувствовал Тынис. Славик подошёл к нему и что-то шепнул на ухо. Тынис кивнул и ушёл на хутор.
– Поможешь нам сейчас? – спросил Дэн. – Покопаем немного, а потом поедешь на микрорайон.
– Нет, – решительно отказался Валентин. – Никак не могу! Там меня со вчерашнего ждут. Да и начальник бешеный какой-то последнее время… Делает из мух слонов!
– То-то, я гляжу, одни слоны кругом, – шутил Славик. – Так дорогу и перебегают.
– Вам всё шуточки, а мне не смешно! – Валентин недовольно пожал плечами. – Я вам всегда помогу. Только не сегодня. И не просите.
– Да ты нам нужен-то на пару часов, не больше! – убеждал его Дэн. – Опоздаешь немного. Скажешь – в полиции задержали. Нам камни нужны позарез! На завтра бетон заказывать буду.
Вернулся Тынис и протянул Валентину большую бутыль с немного мутноватой жидкостью. Тот опешил:
– Это мне, что ль? Хммм… Ну не знаю, не знаю. Возможно, и задержался бы у вас немного… – Валентин открыл бутыль и принюхался.
– Тут у нас есть информация, – многозначительно сказал Славик, – что в земле, кроме камня, есть и ещё кое-что. Котёл с пузырьками помнишь? Банкира помнишь? Дак вот – это только начало!
Валентин отхлебнул с горла и решился:
– Ладно. Только на пару часов! Не больше. Резко копнём, и потом я уехал.
Дэн указал на колышки, и экскаватор, рыча и дёргаясь, двинулся по полю. Копать начали глубокой узкой полосой метрах в двух от первого кола. Все с любопытством сгрудились у ямы и смотрели во все глаза. Земля, потом глина, какие-то гнилые куски дерева, мелкие камни… Траншея росла, перевалив уже на линию кольев. Славик загрустил:
– Подвела рамка нас… Что-то ты, Дэн, не так делал…
В этот момент ковш вдруг упёрся во что-то в земле, и трактор бешено завыл. Валентин убавил обороты и бережно отгрёб землю в сторону. Обнажился кусок каменной стены. Она была искусно собрана из разномастных камней и выглядела очень старой.
– Урааа! – Дима залез в яму и уважительно постучал по камням лопатой. – Нашли! Камня тут – вагонами!
– Чутессна! – обрадовался Тынис. – Факонны и маленькие телешкки!
– Очисти кусок побольше, – распорядился Дэн. – А потом уже выберем, где её разломать. Может, и найдём чего… Ты как считаешь, Валентин? Сможешь эту стену ковшом разобрать на куски?
Валентин утолил жажду и показал большой палец из кабины. Он развернул экскаватор, поставил его вдоль стены и бойко принялся откапывать её с двух сторон. Строили раньше не скупясь, толщина фундамента превышала полтора метра.
– Прямо хоть магазин камня открывай! – сказал Славик и потянулся. – А что? Может, накопаем его кучу да продадим кому? Это недешёвая штука, вообще-то!
– Ната на покрепп остафитть, – вмешался Тынис, плотоядно поглядывая в яму.
– Вот тебе готовый погреб! – Славик указал вниз. – Плитами накроем кусок фундамента, дверь соорудим, и готово. Будешь тут коньяк в бочках держать.
– Сачемм мне коньякк? – упирался Тынис. – Не котится зтессь покрепп. Талеко.
Делать всем у ямы было нечего. Дэн со Славиком пошли вслед за Тынисом на хутор, и он указал место под погреб в углу двора. Пока Дэн занимался расчётами, Славик яростно спорил с Тынисом:
– Куда тебе глубокий такой? Может, ещё потолки три метра захотел? Сделаем полтора метра высотой погреб, и хорош!
– Сачемм мне такк мало? – возмущался Тынис. – Какк я тута путу хотитть?
– А чего тебе самому ходить туда? Пущай пацанчик бегает!
– Каккой пасаншик?
– Ну сын твой…
– Я покка не шенатт! – укоризненно сказал Тынис. – Нетт тетей.
– Дак заведи, ёлки-палки! Делов-то всего ничего!
– Лекче покрепп стелатть пофыше, чем тетей расфодитть! – рассердился Тынис и привёл железный довод: – Тепе шалкка?
Жадным быть Славику не хотелось, и он угрюмо замолчал. Дэн завершил подсчёты нужного материала, и все двинулись назад, на поле. Там их ждал сюрприз…
Валентин заглушил трактор и стоял у ямы. Внутри копошились все остальные с лопатами, земля летела в разные стороны.
Фундамент из дикого камня рассекал дверной проём с аркой. Сложен он был из больших тёсаных камней, издали напоминавших шлакоблоки. Камни были разномастные, но все добротно обтёсаны и уложены почти без швов. Особенно удивляла арка с большим замковым камнем посередине. Она была идеально круглая, и Коля восхищался:
– Как строили раньше! Не то что мы, лапти… Это ж каждый камешек так обтесать и подогнать надо. Красота-то какая!
– Монументальная штука! – согласился Славик. – Я даже знаю, что с ней делать!
– Такую жалко ломать даже, – вздыхал Дима. – Произведение искусства…
– Ты что, идиот? – накинулся на него Славик. – Кто говорит ломать? Позвоним банкиру, и пускай покупает у нас! Пришлёт мастеров разобрать и соберёт снова на даче у себя… А что? Такие камни красивые сейчас нигде и не купишь-то. Всё б тебе ломать, Дима! Взломщик-любитель!
– В общем, так, – скомандовал Дэн, – очистите её от земли бережно. А ты, – он повернулся к Валентину, – откопай ещё немного стены и начинай крушить на камень. Только арку не задевай! Аккуратно оставь вокруг неё с метр камней минимум. Навозишь потом к опалубке нашей камней – и свободен.
– Нет уж, – запротестовал Валентин. – Я тут подожду покупателя с деньгами. Я с вами был? С вами. Долю, стало быть, имею!
– Ну, как хочешь, – согласился Дэн. – Я поеду в контору бетон заказывать пока. Чтоб завтра привезли его нам. Позвоню сейчас банкиру тоже. Если приедет он раньше меня – Славик с ним пусть договаривается. Всё ясно?
Все согласились. Дэн с Тынисом пошли на хутор звонить.
– Как ты с хозяйством один справляешься? – удивлялся по дороге Дэн. – Да ещё с нами вечно…
– Я фстаю в пятть утра, – объяснял Тынис, – телаю фсё нушное что-тто. Потом немнокко с фами стессь. А потом снофа отин рапоттаю то фечера. Я прифык.
– А чего не женишься? Жена б помогала.
– Помоккала пы, – согласился Тынис. – А на кком шениттся?
– Ну это твоё дело! Сам должен выбирать…
– Трутна. Фсе хотятт не рапотатть и кулятть. А кто рапотает – те шенатты уше, – загрустил Тынис.
Дэн ободряюще похлопал его по плечу и спросил:
– А как ты вчера так ловко всё угадывал-то? Уел Славика по полной.
– Ну я не фсё укатыфал, – заулыбался Тынис и объяснил: – Птиццы ситятт на том терефе фечно. Я саметил… Сапоки у меня пыли с нафосом немнокко, у фас – с семлёй. Нафос лутше! С номером тенек пофесло немнокко.
– А с водителем? – спросил Дэн, посмеиваясь.
– Кокта я пыл ф ресторане токта… с калстукком… фотитель тоше там пылл. Фыпилл немнокко и коворилл кромко: «Фсехх Пётр укощатть путетт в текапре!» Я сапомнил.
– Ловок, – восхищался Дэн.
– Тетукция, – пояснил Тынис и попросил: – Слафику не кофори. Опитится.
– Не буду, – обещал Дэн.
Банкир обрадовался звонку и долго приставал с расспросами, что именно нашли. Дэн обещал сюрприз и настаивал на немедленной встрече. Договорились встретиться через час на поле, и Дэн поехал в контору к Борису Моисеевичу. Тынис занялся приготовлением обеда…