Общие сведения о полиграфическом процессе
В этой главе речь пойдет о профессии «верстальщик», об авторских правах дизайнера, о терминах, используемых специалистами вёрстки и дизайна, этапах полиграфического процесса, способах печати полиграфической продукции и послепечатных процессах.
Прежде чем мы приступим к знакомству с миром производства рекламной продукции, проясним, что такое полиграфический процесс и какие этапы он включает.
Полиграфический процесс – это последовательность технологических операций, направленных на производство полиграфических изданий.
В технологические операции входят:
– создание макета полиграфической продукции,
– допечатная подготовка,
– изготовление печатных форм,
– непосредственно печать,
– ряд операций, совершаемых после того, как продукция готова, – резка, биговка, ламинирование и т.д.
Результатом этого тонкого и сложного процесса, где все этапы одинаково важны, будет готовая полиграфическая продукция – печатные издания (книги, брошюры, журналы и газеты), буклеты, календари, визитки, флаеры, листовки, папки и т.д. Качество готовой продукции определяется уже на этапе вёрстки и допечатной подготовки, но, к сожалению, работа специалиста допечатной подготовки не видна, кроме тех случаев, когда качество не соответствует пожеланиям заказчика.
Полиграфический процесс можно разделить на три основных этапа:
– допечатная подготовка;
– печатные процессы;
– послепечатные процессы.
Более подробно эти этапы мы рассмотрим далее, а сначала познакомимся с профессией «верстальщик» и поговорим об авторских правах на созданный дизайнером или верстальщиком макет.
Определние
Под словом «вёрстка» понимают монтаж текста и фотографий на листе (на монтажном столе). Соответственно, верстальщик – это специалист, который в электронном виде делает такой монтаж, создавая макет журнальной полосы, каталога, буклета или книги.
Дизайнер в большей мере занимается созданием концепции дизайна, оставляя технологическую часть верстальщику. Например, дизайнер делает обложку и модульную сетку для будущего журнала, а верстальщик располагает текст и иллюстрации в соответствии с концепцией дизайна. Но, сегодня от дизайнера требуется знание не только дизайна и макетирования, но и вёрстки, основных моментов допечатной подготовки, а также понимания в целом печатных процессов.
Есть мнение, что верстальщик – профессия опасная. Достаточно совершить несколько ошибок – и тираж печатной продукции окажется испорчен. А сколько нервов уходит во время утверждения макета с заказчиком! А еще бывают дни, когда концепция дизайна не рождается или редактор в последний момент приносит другую статью, а журнал ужё сверстан… На первый взгляд одни трудности и никакого удовольствия. На самом деле это очень интересная и творческая профессия, и результат трудов, несомненно, должен вас радовать, главное – правильно организовать работу и избежать возможных ошибок в макете. Кроме того, хороших специалистов допечатной подготовки не так уж и много, поэтому они получают вполне достойную оплату своего труда.
Перспективы
Должность верстальщика часто является начальным этапом для специалиста в области полиграфии. Многие успешные художники-дизайнеры начинали с набора текста и простой верстки страниц.
Имея художественное образование, верстальщик может претендовать на должность технического редактора или ответственного за выпуск, и, получив определенный опыт работы в дизайне и полиграфии, стать начальником отдела рекламы либо открыть свое рекламное агентство.
Одна из трудностей в работе верстальщика и дизайнера, создающих оригинальный макет или фирменный стиль, связана с необходимостью утвердить или отстоять своё авторское право.
Что такое авторское право? Распространяется ли оно на макет дизайнера, на журнальные полосы, сверстанные верстальщиком? Можно ли использовать элементы чужого произведения, или, например, скопировать в сети Интернет фотографию или логотип? Вставить в вёрстку иллюстрацию, созданную Нейросетью?
Технически украсть чужой дизайн или фотографию не представляет труда, тем более повторить его не целиком, а заимствовать стиль или отдельные элементы. Многие работы дизайнеры располагают в сети Интернет, некоторые макеты отправляют заказчику для утверждения, не получив оплаты. Но копирование чужого дизайна, фотографии, стиля – это воровство, которое наказуемо (Закон Российской Федерации «Об авторском праве и смежных правах», принятый в 1993 г.). Об этом должен знать каждый верстальщик и дизайнер.
Об авторском праве
Художник, дизайнер, фотограф, любой специалист, создающий творческий макет, имеет авторское право на своё произведение. Согласно Закону «Об авторском праве и смежных правах» произведения живописи, дизайна, графики и скульптуры, комиксы и другие произведения изобразительного искусства являются объектами авторского права и охраняются государством. А потому изготовление копий или коммерческое использование работ без авторского разрешения владельца, использование чужого логотипа, макета журнала, фотографии и т.д. по закону считается «воспроизведением работы» и, следовательно, нарушением авторских прав. Это относится к имущественным правам автора, поэтому требуют заключения с ним договора о передаче прав на его работу. Если же договора нет, можно предъявить вору претензии, и если на претензии нет ответа, обратиться в суд.
Дизайнер, создавший творческое произведение, является владельцем авторского права на свою работу, даже если это право не зарегистрировано юристами. Есть только одно исключение, обусловленное правилами работ по найму: если дизайнер – работник какой-либо организации и его творчество воплощается в рамках деятельности фирмы, то работодатель считается автором и автоматическим владельцем работ. В большинстве случаев эти правила применимы только в отношении к занятости на полный рабочий день.
Как защитить свои права?
Юристы считают, что регистрация авторских прав наилучшим образом обеспечивает полное право возмещения компенсации в случае кражи идей и произведений.
Основные права дизайнера и художника
В Законе «Об авторском праве и смежных правах» перечислены случаи возможного использования работ изобразительного искусства, т.е. дизайнер и художник имеют право:
– распространять экземпляры работ любым способом – продавать, сдавать в прокат и т.п.;
– импортировать экземпляры работ в целях распространения;
– публично показывать свои работы (включая показ, исполнение или передачу в эфир);
– публично исполнять работы;
– переделывать, аранжировать или другим образом перерабатывать работу.
В заключение дадим важный совет. Дизайнеры, верстальщики, фотографы и другие работники творческих профессий, – помните, что располагая свои работы (портфолио) в сети Интернет, вы подвергаете их риску незаконного копирования и использования.
Конечно, можно предупредить посетителей сайта, что в случае копирования наступит ответственность, но всё же, будьте бдительны – желающих использовать чужой стиль и дизайн ещё вполне много. И, конечно, никогда сами не поступайте таким образом, ведь даже каждая фотография, расположенная в сети Интернет, имеет своего автора.
Исопльзовать в макетах дизайна можно лишь те, иллюстрации, которые не нарушают авторские права их создателей. Например, клипарты или иллюстрации, созданные вами (в рамках платного тарифа) в нейросети.
Об источниках иллюстраций мы поговорим далее.