Церковь святого Георгия (San Giorgio dei Greci) в Венеции. Фото 2019 г.
На латинском Западе только в Венеции и приверженной традициям Ирландии с самых древних времен существовало религиозное поклонение святым и пророкам Ветхого Завета[23]. Действительно, в их честь освящали храмы, их имена использовали в городской топонимике, их чествовали в их собственные праздники в течение литургического года, о чем свидетельствует наиболее старинный «Венецианский календарь», датируемый XI веком[24]. Такой религиозный обычай развился и укоренился в Венеции в период ее наибольшей «византизации»[25]. Венеция гордилась тем, что владеет реликвиями, иногда неизвестного происхождения, ветхозаветных святых, которые хранились во многих храмах города и не только в тех, которые были им посвящены.
Значительная часть кости пророка Даниила хранилась в древнем монастыре в Оливоло, посвященном ему. А в церкви Санта Мария Глориоза дей Фрари и поныне можно увидеть нетленную ступню пророка Даниила, лишенную большого пальца, утерянного, вероятно, в первой половине XVIII века[26]. В церкви дей Кармини хранится бедренная кость пророка Елисея, дар торговца Бонавентуры Барлетта, который приобрел ее у монахов общины Св. Лаврентия в Чезене в 1325 году, где покоились мощи пророка [27].
Церковь Сант-Апонал гордилась владением, согласно традиции, следы которой утеряны, мощами пророки Ионы. Эти мощи, за исключением главы, хранились в потайном месте. Так иногда поступали и с мощами других святых. Глава же, наоборот, была выставлена на алтаре этой церкви вместе с другими реликвиями[28].
В церкви Св. Антония аббата хранилась нетленная нога со ступней пророка Иеремии, а в церкви, ему посвященной, – челюсть с сохранившимся зубом и часть одеяния, считавшаяся частью капюшона. Подлинность этих реликвий, однако, не подтверждена никакими документами, о чем упоминает историк XVIII века Фламинио Корнер[29].
Старинная церковь Св. Симеона Великого – Сан Симеоне Гранде, восходящая к 967 г., в 1204 г. стала обладательницей мощей этого пророка в результате опустошительного разграбления Константинополя крестоносцами, где ранее они были объектом почитания в капелле, посвященной Божией Матери вблизи императорской базилики Св. Софии, о чем пишет в своей хронике дож А. Дандоло[30]. Двое венецианских граждан, разделивших на части мощи пророка, перевезли их в Венецию и передали свою реликвию в дар храму, посвященному пророку Симеону. В 1317 г. мощи были извлечены из мраморной греческой урны, в которой они находились до этого, и были торжественно помещены в раку внутри главного алтаря епископом Кастелло, Джакомо Альберто. Фламинио Корнер упоминает, что в 1733 г. в связи с ремонтом мраморного пола храма была найдена мраморная урна длиной в человеческий рост с надписью, упоминающей пророка Симеона[31]. датированной XIII веком. Что касается нетленных мощей, почитаемых в городе Зара, которые считаются мощами того же пророка, учитывая отсутствие документов, можно предположить, что речь идет о святом Христианского Востока, носившем то же имя[32].
Церковь пророка Симеона Малого, – Сан Симеон Пикколо, хранила главу и руку пророка. Старинная традиция, не подтвержденная, однако, документально, утверждает, что эти реликвии в 1434 году были похищены Джакомо Клементе, священником, родом из Неаполитанского королевства, и перевезены им в Ансано, городской центр под управлением епископа из Кьети. Считается, что несмотря на настойчивые угрозы венецианцев, реликвии не был возвращены. Но эти сведения вызывают сомнения, потому что известно, что Венецианская республика никогда не обращалась по этому поводу к римскому папе, венецианцу Евгению IV, который правил в то время, и факт кражи не отражен ни в каких общественных или частных документах, хранящихся в венецианских архивах[33].
В храме пророка Захарии – Сан Дзаккария, почитаются мощи этого святого, отца Иоанна Крестителя, которые хранятся в боковом алтаре. Ценная реликвия была подарена императором Львом V Армянином дожу Аньелло Партичиако с условием открытия женского монастыря рядом с храмом. Впоследствии монастырь Сан Заккариа был расширен при сыне дожа – Джустиньяно[34]. Прежде чем причалить в зарождающейся Венеции в 815 г., мощи пророка Захарии хранились в Константинополе в церкви Апостола Иакова Младшего[35]