Совпадения бывают разные, иногда трудно даже поверить, что такие случайности возможны. Как директор купеческой школы и врач-волшебник, Елена обычно была занята каким-нибудь важным делом. А в тот зимний день у нее оказалось немного свободного времени. Ей стало интересно, что случилось с двумя бывшими дворянами, которых она спасла, а потом королева Дана лишила титула. Чары поиска легко нашли их в Акарсине, столице Малбатиса.
Так получилось, что как раз в это время все пятеро разжалованных собрались вместе. Похоже, никто из них не решился возвращаться домой с позором. Они что-то бурно обсуждали. Обычно Елена в таких случаях не вмешивалась, но, увидев их гневные лица, она испугалась, что спор грозит перерасти в драку. Поэтому она решила послушать, о чем говорят, прежде чем вызывать стражников.
– Эта Дана свое получит! – сквозь зубы говорил один. – Мои предки поколениями служили Малбатису, а она меня ни за что разжаловала.
– Я в Чальгенусе вообще графом был бы, если бы удачно женился. Ладно, думаю, стану в Малбатисе бароном, зато с землей. Спасибо королеве, теперь я вообще никто, – злился другой.
– Нам надо не жаловаться, а как-то найти способ выжить. Я, например, у одного купца работаю, – грустно сказал третий.
– Работаешь? – злобно спросил четвертый. – Может быть, ты еще и гордишься тем, что дворянин простолюдину служит? Наказать надо Дану, это точно.
– Господа, я тоже работаю, – взволнованно сказал пятый, один из тех, кого лечила Елена. – Позвольте мне уйти, пока я не услышал того, о чем пожалею.
– Трус! Иди куда хочешь, мы не держим, только не возвращайся, когда я королем стану, – раздраженно бросил первый.
Пятый поспешно ушел, а Елена незаметно поспешила передать изображение и звук королеве Дане. Проверять, свободна ли она, времени не было. Перед удивленной королевой появилось изображение бедной комнаты, в которой говорили четверо.
– Что скажете, друзья, – спросил один, – поможете мне?
– А у нас есть другой способ вернуть титулы? – ухмыльнулся другой.
– Вы это серьезно? – засомневался третий.
– Не хочешь помогать – иди с тем трусом, а я остаюсь, – решительно заявил четвертый.
– Эх, такой жизни не жалко. Я с вами, – махнул рукой третий.
– Давайте сразу уточним цель. Я стану королем, а вас троих сделаю графами и своими министрами. Идет? – спросил первый.
– Да. Устраивает. Вполне, – ответили остальные.
– А какой план? Дворец у нее, как проходной двор. Убить будет легко, но нужен план, – спросил неуверенный.
– Над планом давайте подумаем отдельно, а через неделю встретимся здесь же и обсудим, чей лучше, – решил первый. – Сейчас стоит сменить тему и разойтись, как ни в чем не бывало, чтобы тот трус ничего не заподозрил.
Они немного поговорили о жизни в купеческом квартале и вышли, придерживаясь той же темы. Изображение комнаты исчезло, а вместо него появилось перепуганное лицо Елены со словами:
– Ваше величество! Вы это слышали?
– Ваше представление нас немало позабавило, – услышала она бас Архипа, короля Чальгенуса, – но мы здесь немного заняты.
– Ой, простите, ваше величество, я позже с вами свяжусь, – взволнованно поклонилась Елена и исчезла.
– Напомните мне, кто она? Кажется, я уже видел это забавное дитя раньше.
– Она – одна из моих подруг, хотя стесняется в этом признаться. Директор школы для купцов, Елена, баронесса из Лишириса. А еще она военный врач Лишириса третьего уровня.
– Ах да, спасительница наших девушек. Теперь вспомнил. Похоже, у нее талант всех спасать и при этом создавать массу нелепых ситуаций.
– Вы правы. Она со своими волшебниками часто спасает караваны и тяжело раненных. Похоже, дошла очередь и до меня.
– Надеюсь, вы помните свои законы относительно заговоров. Можете скрыть роль своей юной подружки. Несколько моих волшебников видели то же и готовы выступить в суде свидетелями.
– Безусловно, заговорщиков ждет смертная казнь, но представление, как вы его назвали, стоит немного растянуть. Я прикажу военным волшебникам следить за ними. Если мы услышим планы, которые они придумают, это поможет усилить безопасность на будущее.
– Тогда отложим наш разговор до тех пор, пока они будут казнены, – решил король и исчез.
Дана тут же связалась с военным министром и вкратце описала ситуацию. Она приказала ему выделить десять самых надежных волшебников, чтобы постоянно тайно следить за всеми пятью разжалованными дворянами и все записывать. После этого она приказала связать ее с Еленой.
– Простите, ваше величество, что помешала важному разговору, – еще раз извинилась та. – Я просто не знала, что делать.
– Я очень ценю вашу заботу. Все в порядке. Об этой проблеме позаботятся, но вы должны держать все в секрете. За моей безопасностью теперь наблюдают военные волшебники, так что не стоит беспокоиться. Я хочу, чтобы заговорщики попытались напасть. Так мы сможем поймать их на горячем. Но вы не должны вмешиваться. Это сделают солдаты, когда я прикажу. Только это тоже секрет.
– Теперь я волнуюсь еще больше.
– Если будет опасно, я попрошу помощи у Заряны, а вы пообещайте, что не будете вмешиваться, что бы ни увидели.
– Хорошо, я обещаю. Надеюсь, все обойдется…
Время шло, Елена очень волновалась, но сдерживалась, чтобы даже не наблюдать за заговорщиками. Вестей из дворца не было.
Через неделю заговорщики собрались, чтобы обсудить свои планы. Когда Дане сообщили о том, что именно обсуждалось, она была в шоке от коварства этих людей. «И несмотря на это, они продолжают считать себя благородными дворянами!» – возмущенно думала она.
Уже на следующий день они, все четверо, пришли записаться на прием к королеве. Теперь, как простолюдины, они не могли попасть во дворец так же просто, как раньше. Поэтому на вопрос секретаря о цели аудиенции они ответили: «Сообщить о грозящей королеве опасности». Секретарь, которого заранее предупредил военный министр, назначил встречу на завтрашнее утро.
– Прикажете их арестовать, когда придут? – спросил министр. – Если они нападут вчетвером даже без оружия, вы не успеете защититься.
– А я не буду и пытаться. Когда они придут, ваши волшебники поставят барьер, который отделит трон от остального зала.
– Это слишком опасно. Вдруг они пробьют барьер? Вы же знаете, что наши волшебники не очень сильные.
– Хорошо. Пусть меня вообще не будет в тронном зале, а на троне будет иллюзия. Так вы согласитесь?
– Я-то соглашусь, только кто способен создать такую иллюзию, чтобы они поверили?
– А это мы сейчас проверим. Свяжите меня с Еленой.
– Чем могу служить, ваше величество? – не скрывая волнения, спросила директор.
– Я прошу вас создать иллюзию меня, сидящей на троне.
– Как прикажете, – на троне появилось изображение Даны, только немного неестественное.
– Вы ведь догадались, зачем на троне нужна иллюзия, – намекнула Дана. – Сделайте ее пожизненнее, как ту лошадь. И пусть разговаривает.
– Могу я попросить вас сесть? Перенести изображение будет намного проще, чем создать иллюзию.
– Хорошо, – Дана села на стул у окна. То же сделало ее изображение.
– Теперь намного лучше, – кивнул министр.
– А она может говорить? – хором спросили королева и ее изображение.
– Позвольте, я рассмотрю поближе, – министр подошел к трону.
Изображение двигалось и говорило точно так же, как сама королева. Министр не удержался и попробовал дотронуться до ее руки, но его рука прошла насквозь. Дана усмехнулась, но промолчала. Она вышла в другую комнату и эксперимент повторили. Теперь Елене пришлось показывать ей изображение тронного зала, а министр проверял, все ли в порядке.
– Что скажете? – спросила Дана, вернувшись в зал.
– Замечательно, ваше величество. Даже стоя рядом, разницы не видно.
– Дорогая, мы не знаем точно, когда это понадобится, к тому же, это секретно. Поэтому прошу, освободите весь завтрашний день для меня. Слушайте и наблюдайте за залом с самого утра.
– Как прикажете, ваше величество, только вы не учли одной сложности.
– В чем дело?
– Если кто-то решит подойти, как министр, то это сработает. А что, если кто-то попытается оскорбить или рассердить вас? В комнате вы пойдете вперед прямо, а у трона ступеньки. Иллюзия сразу раскроется.
– Я поняла. Постараюсь сдержаться и просто вызвать стражу. Для этого мне достаточно дернуть за этот шнурок.
– Простите, но иллюзия за шнурок дернуть не сможет. Нужно, чтобы министр тоже наблюдал за залом и послал стражу, когда иллюзия возьмется за шнурок.
– Хорошо. И запомните еще одно. Ничто не должно никого спугнуть, пока его действия не станут очевидными.
– Как прикажете, ваше величество. Теперь, когда вы в другой комнате, я за вас спокойна.
Елена объявила управляющему, что у нее возникли проблемы с королевским заказом, поэтому завтра она останется в своей комнате и никто не должен ее беспокоить, даже по поводу еды. Запас еды и воды ей в комнату должны принести рано утром. Требование странное, но его выполнили. Уроки волшебства в тот день должны были пройти без директора, если она будет занята.
Дана через своих волшебников передала королю Чальгенуса, что представление намечено на завтрашнее утро. С утра все замерли в ожидании: и Дана, и король, и министр, и Елена. Заговорщики не спешили. Перед ними королеву посетило несколько человек с разными просьбами. Наконец, пришли и бывшие дворяне.
Заговорщики легко прошли проверку на входе – волшебник ни оружия, ни яда у них не нашел. Чтобы не вызывать подозрений, королева вышла в соседнюю комнату, а ее место заменила иллюзия, как только предыдущий посетитель пошел к двери. Когда дверь открылась для заговорщиков, на троне сидела уже иллюзия.
После приветствия на коленях, как положено простолюдинам, посетители попросили разрешения подойти поближе, поскольку дело очень сложное. Королева кивнула, но продолжала смотреть на них строго. Они подошли к самым ступенькам, снова поклонились и постарались при этом незаметно достать что-то, спрятанное в одежде.
Заговорщики переглянулись, а затем одновременно бросились вперед и проткнули грудь иллюзии. Елена и Дана вскрикнули от неожиданности одновременно. Через мгновение в зал ворвалась стража.
Иллюзия замерла с торчащими из груди палками, которые прошли насквозь и воткнулись в трон. Злоумышленники были так уверены в своей победе, что повернулись к страже и один крикнул: «Теперь я – король Малбатиса». Придя в себя, Дана дала сигнал убрать иллюзию. Стража тем временем подбежала и схватила заговорщиков.
Теперь все увидели, что королеву пытались убить обычными веретенами, которые, и правда, не были оружием. Когда заговорщиков вывели, Дана вошла в пустой зал и с опаской посмотрела на трон с торчащими в нем веретенами. Она долго молчала, а потом отошла подальше и тихо сказала:
– Елена, надо поговорить.
– Слушаю, ваше величество.
– Вы меня спасли. Даже не сейчас, а тогда, когда раскрыли заговор. Я в затруднительном положении. Если бы вы были моей подданной, я сделала бы вас графиней. Выбирайте сами, как вас наградить.
– О заговоре я узнала совершенно случайно. Я принимаю вашу благодарность, но в этом нет моей заслуги. Если я могу выбрать награду, позвольте мне быть вашей подругой. Это для меня важнее титула.
– Я и раньше считала вас подругой. Теперь я объявлю об этом на ближайшем балу, который вы, надеюсь, посетите. Причиной будет названо то, что произошло сегодня. О вашей причастности к раскрытию заговора будут знать лишь избранные, а на суде мы это скроем.
– Благодарю, ваше величество.
– Тогда, на правах подруги, я хочу напомнить, что вы уже взрослая девушка. Спешить некуда, но стоит подыскать жениха. Не буду ни настаивать, ни советовать. Дело ваше, хотя мне, понятное дело, хотелось бы, чтобы ваш будущий избранник был из Малбатиса. Будет здорово, если я познакомлю вас на балу.
– Вы правы. Я подумаю об этом. Когда будет бал?
– Уже скоро, двадцать первого марта. Мы всегда проводим балы в день весеннего и осеннего равноденствия, когда весь народ отмечает равновесие между днем и ночью.
– Хорошо, я буду там. А сейчас прошу простить, мне надо вернуться к ученикам.
Директор поспешила на уроки, но она понимала, что Дана так просто не оставит вопрос с женитьбой. «Когда-то госпожа Заряна упоминала, что чары поиска можно использовать даже для поиска пары. Надо попробовать», – подумала она.
Вечером Елена попыталась это сделать, вот только не знала, что именно искать, ведь ей всегда было не до этого. «Обычно девушки ищут красивого, знатного, богатого, но это ли важно?» – задумалась она. Заряна была далеко не лучшим советчиком в этом вопросе. Мария – тем более. Графиня Матрена наверняка даст полезный совет, но вряд ли скроет это от подруг… Перебрав в уме всех знакомых и подруг, девушка решилась поговорить с человеком, которому могла доверять.
– Можете уделить мне немного времени, госпожа Ясмина, – спросила Елена, убедившись, что графиня в кабинете одна.
– Рада вас видеть, госпожа Елена. Чем могу помочь?
– Мне надо посоветоваться по деликатному вопросу, а вы – единственный человек, которому я могу его задать.
– Я вас слушаю.
– Так получилось, что королева Дана заинтересовалась моим замужеством.
– Как обычно, случайно получилось, а с конкретным мужчиной это не связано?
– В общем, да, случайно. Теперь мы с ней подруги. Подробности объявят на балу в день весеннего равноденствия. Вот к балу она и хочет знать имя моего избранника.
– Понятно. А какой помощи вы ждете от меня?
– Несмотря на некоторые долги, меня богатство и титулы не интересуют. Красота тоже не очень. Я могу использовать чары поиска, но не знаю, какого жениха искать. Вы же опытнее. Может быть, сможете подсказать?
– Вы знаете, что вы одна из самых счастливых девушек? Ради титулов и денег многие выходят замуж за кого-то неприятного. Тех, кто ищет красоты, самих часто берут замуж из расчета, а не по любви. Вы же можете искать того, с кем будете счастливы.
– Вот так просто?
– Сложности начнутся, если вы найдете не одного, а нескольких кандидатов. Тогда вам придется понаблюдать за ними, пообщаться и довериться своему сердцу. Дальше все будет зависеть от чувств каждого из вас, а их даже поэты словами описать не могут.
– Благодарю, госпожа Ясмина, я постараюсь, – поклонилась девушка и сняла чары связи.
Теперь каждый вечер Елена искала тех, с кем могла бы быть счастлива, и записывала на листочек. Когда список был готов, она внимательно понаблюдала за каждым и поняла свою ошибку. Она вычеркнула из списка всех, кто уже был женат, помолвлен или влюблен, всех, кто младше, всех, кто намного старше. Потом немного подумала, вспомнила Марию и вычеркнула купцов.
Теперь в списке осталось только пять имен. Барон и граф из Боралиса, по барону из Лишириса и Малбатиса и один из младших принцев Чальгенуса. Начались сложности, о которых предупреждала Ясмина.
Елена понаблюдала немного за каждым, кто остался в списке, кроме принца, потому что его от наблюдения защищал сильный барьер. «Да, не очень богатые, не очень красивые, но добрые и порядочные молодые люди», – подумала девушка. Она еще пару вечеров понаблюдала за претендентами, а потом связалась с Даной.
– Чем могу помочь, – спросила королева.
– Простите, ваше величество, я не смогла выполнить ваше задание.
– Какое именно? На стройке что-то случилось?
– Нет, я жениха не могу найти.
– Ха-ха-ха, – засмеялась Дана. – Не стоит так переживать. Вы что, уже за всеми нашими парнями понаблюдали? Вам хоть кто-нибудь понравился?
– Нет, я чарами поиска искала, а потом вычеркнула тех, кто не подходит. Осталось пятеро, из которых я не могу выбрать. Принца я даже не видела и имени не знаю, так что его тоже можно вычеркнуть. Остальные четверо мне не то чтобы понравились, но пообщаться с ними я не отказалась бы.
– Не надо больше никого вычеркивать, особенно принца. Нормальная девушка принца на первое место поставила бы. Диктуйте список.
Дана все записала, а затем потребовала, чтобы Елена заказала два новых красивых платья, только не у школьного портного, а в столице. Кроме этого, она должна была оставить вместо себя своих волшебников, а сама приехать на бал на три дня вместо одного. Мерки Елена сняла все же у школьного портного, а платья по этим меркам заказала в столице.
В середине марта закончилось обучение класса крестьян из бедных деревень. Директор приказала дать каждому немного еды на дорогу и заплатить хозяевам попутных караванов, чтобы довезли их до каждого из имений, кроме своего собственного. Только теперь она призналась тем четверым крестьянам, которые приехали из ее западного имения, что теперь она там хозяйка. Их она пока оставила в школе и связалась с министром помощи обездоленным. После приветствий она спросила:
– Господин министр, обучение детей из бедных имений закончилось, но одно из них теперь принадлежит мне. Куда я должна привезти четверых детей из этого имения? Они ведь должны подчиняться вам.
– К себе и везите. Я уже обсуждал этот вопрос с ее величеством. Она сказала, что учла стоимость их обучения при продаже имения. Когда я должен прислать телеги за остальными?
– Не стоит беспокоиться, я уже отправила их с попутными караванами и приказала своим волшебникам за ними присматривать, пока не доберутся домой.
– Благодарю, вы очень добры.