Он помнил тот колодец и ту женщину, самарянку с мокрыми темными руками. Все они, Его ученики, тогда видели ее… Но теперь Иоанн думал не о ней.
День был душным, море – свинцовым. Диктовать было тяжело; Прохор то и дело переспрашивал. Иоанн и сам бы взялся за калам, если бы не глаза. К старости далекое становится прозрачным, а ближнее покрывается туманом.
Он вышел из пещеры.
Небо было напряженным, пепельным. Сколько раз он вот так же вглядывался в него, и надежда шевелилась в нем, как плод в утробе матери. Сколько раз ловил случайные новости с гавани, вчитывался в редкие послания от асийских церквей… Не наступает ли конец мира, братие? Не пала ли Блудница Вавилонская, упившись вином блудодеяний своих?
Spem pretio non emo.
Глупая поговорка. «За надежду денег не дают».
Он отдал за надежду всю свою жизнь. Будь у него их несколько, отдал бы их все.
Но он и так живет долго.
Он пережил их всех – всех, с кем ходил тогда по Иудее. Посечен мечом в Иерусалиме брат Иаков. Казнен в далекой Индии Фома. Распят в Патрах Андрей.
Его тогда тоже должны были казнить, в Риме, вместе с Петром и Павлом. Петр и Павел так и остались в этом мерзком Вавилоне. Пропитали кровью своей его землю. Души их предстоят пред небесным Алтарем. Он знает. Он – видел.
Прислонясь к скале, он думает о них. Камень холодит спину; небо, море – все сливается.
Петр и Павел. Павел и Петр.
Они были очень разными.
Один был сыном простого рыбака. Другой – сыном ученого фарисея.
Один родился и вырос в самой Иудее. Другой – в рассеянии, в Тарсе Киликийском, гнездилище еллинского любомудрия и риторства.
Один был человеком некнижным; другой – учеником премудрого раббана Гамалиила.
Один был здоров и крепок; другой – изнуряем приступами болезни.
Один был с Христом с самого начала Его проповеди. Другой никогда не видел Христа воочию.
Наконец, один большую часть своего служения проповедовал среди иудеев; другой был прозван «апостолом язычников».
Петр и Павел.
Павел и Петр.
Петра звали Симон. Шимóн – «услышанный Богом».
Родом был он из Вифсаиды Галилейской.
Виф-Саида, или Бейт-Цаида, – «дом рыбака»; оттуда же были Филипп и Андрей. Поселение на берегу Галилейского моря, или, как оно звалось в честь кесаря Тиверия, Тивериадского.
Шимон здесь рос, женился, ловил рыбу. Усача и галилейскую тиляпию, которую через века станут называть рыбой Святого Петра.
Да, Шимон назван человеком некнижным, «аграмматос» – неученым. Но это – в глазах иерусалимских, столичных книжников, ухищренных в богословских тонкостях. Еще этот его галилейский выговор, забавлявший их.
Но Тору и Псалмы он знал, целые отрывки наизусть приводил. Ремесло рыбака не мешало изучению Закона. Море неспокойно – сиди на берегу, вникай в Писание. Он и вникал. А неспокойным оно бывало часто.
И еще – Шимон умел обращаться с мечом. Тоже нерядовое для простого рыбака умение.
Что-то было в этом уже немолодом галилеянине, что Господь именно ему поручил пасти Его овец.
Вера. Вера в то, что Иисус есть Христос, долгожданный Мессия, Сын Божий.
Ибо церковь может быть созиждена только на Вере.
Порой она оставляла Шимона, и тогда он, идущий по волнам к Господу, начинал тонуть. Или – в ту зябкую ночь, когда он грелся у огня во дворе дома первосвященника, – трижды отрекался от Него. И Учитель, которого как раз выводили из судилища, поглядел на него – так, как только Он один мог глядеть. И пошел далее.
Потом Шимон долго брел по узким, залитым нечистотами иерусалимским улочкам, размазывал слезы по пыльному лицу.
Потом будет Распятие.
Будет Воскресение.
Всякий раз вера снова возгоралась в нем. Он выполнял данный ему завет – пас овец Господних, умножал Его стадо. На месте галилейского рыбаря Шимона возник апостол Петр – «камень, скала».
Последний приступ малодушия постиг Петра уже на склоне лет, в Вавилоне, как христиане называли между собой Рим. Даже не малодушия – скорее, благоразумия…
В ночь с 18 на 19 июля 64 года по Рождеству Того, кого Петр проповедовал Сыном Божиим, загорелся Рим.
Петр был в ту пору в Риме. В Риме был и Павел.
Его звали Савл. Шауль – «вымоленный у Бога».
Назвали его в честь Саула, Шауля – первого израильского царя, тоже из колена Вениаминова.
Родом Шауль был из Тарса Киликийского.
Тарс был завоеван Римом за семьдесят лет до его рождения. Это был пестрый город – греки, иудеи, армяне, сирийцы… Город славился ученостью. Как писал Страбон, жители Тарса с таким рвением занимались философией, что превзошли Афины.
О том, повлияла ли на будущего апостола философия стоиков, преобладавшая в Тарсе, будут еще много спорить. Но греческую литературу Шауль знал. В проповеди на афинском ареопаге он процитирует строчку из «Явлений» Арата.
С греческой премудростью юный Шауль мог познакомиться и в Иерусалиме, в школе раббана Гамалиила. Гамалиил – единственный законоучитель, почитаемый и иудеями, и христианами. Защитил на синедрионе апостола Петра и других от угрожавшей им смерти. Его школа была умереннее, терпимее других школ; славилась преподаванием светских наук. В конце жизни Гамалиил был тайно крещен Петром.
Почему молодой Шауль, воспитанный при ногах Гамалиила, как он о себе говорил, проявит такую нетерпимость к христианам?
Тогда их многие ненавидели. Впрочем, как и позже, как и всегда. Ненависть будет то уходить под землю, то выступать на ней кровавой пеной.
Потом будет свет, облиставший Шауля по дороге в Дамаск.
Потом будут годы проповеди в Антиохии.
На месте прежнего Шауля возникал Павел. Тот, кто носил имя царя, бывшего от плеч своих выше всего народа, становился «малым», «маленьким» – именно это означало римское имя «Павел». Ибо только через умаление лежит путь к величию.
Что-то было в этом молодом тарсянине, что Господь именно ему поручил проповедовать Евангелие язычникам.
Любовь. Любовь и вера, но любовь прежде. Ибо сам Бог есть Любовь.
И Царство Небесное созиждится на любви.
Это не была любовь, равномерно и непрерывно изливаемая на все и вся. Он мог отдалить от себя. Мог выговорить со всей строгостью: О несмысленние Галате! Мог пригрозить отлучением: Аще кто не любит Господа Иисуса Христа, да будет проклят!
Но в основе всего этого была любовь. Любовь, светившая в немощном, костлявом теле этого тарсянина все сильнее.
Потом будут миссионерские странствия по всей Греции и Малой Азии. Взятие под стражу и отправка в Рим.
В Риме он пробудет два года, дожидаясь суда императора.
И будет оправдан. Предпримет новые путешествия.
Во время Великого Пожара 64 года или вскоре после него он, как и апостол Петр, будет в Риме.
Пожар начался в ту душную ночь с 18 на 19 июля в лавках, расположенных у Большого цирка. К утру горела большая часть города.
Огонь тушили долго и безуспешно. Рим выгорал, ветер разносил сажу и стоны обожженных и растоптанных на тесных улицах.
С холма на горящий город глядел Нерон. В его совиных глазах играли отблески пламени.
Как все тираны, Нерон мнил себя великим строителем. Еще во время пожара он разработал план строительства нового Рима. Установил расстояние между домами, ширину новых улиц, обязал строить только каменные здания. Заложил на расчищенной огнем земле свой грандиозный Золотой Дом.
Оставалось только найти, кого обвинить в поджоге.
Началось избиение христиан; запах гари над Римом сменился запахом крови.
Многие, спасаясь, уходили из Рима. В числе их был и апостол Петр.
Это не было малодушием. Нужно было спасать церковноначалие. Церковь, с такими трудами рожденная и устроенная, могла быть полностью обезглавлена. В Риме пребывал в узах апостол Павел. В Рим был доставлен под стражей апостол Иоанн. На свободе оставался один Петр.
Петр уходил из Рима.
Ночь была холодной, костер у дороги грел слабо. Внезапно Петр поднял глаза и увидел Его. За спиной темнел крест, нижний конец которого волочился, постукивая, по булыжникам. Петр приподнялся; стало видно и лицо подошедшего, и венец, и кровоподтеки. Пламя изогнулось от ветра и снова распрямилось, пуская в ночное небо искры.
– Камо грядеши, Господи?
– В Рим иду, паки распятися.
И поглядел на Петра – так, как только Он один мог глядеть. И пошел далее.
Петр, быстро поднявшись, побежал следом, обратно в Рим.
Потом он долго брел по широким, заново отстраиваемым римским улицам и размазывал слезы радости по пыльному лицу.
Римская полиция работала хорошо. Петр был схвачен, осужден и поведен на распятие.
– Переверните крест! – кричал он, задыхаясь. – Я недостоин так быть на кресте, как Господь мой, переверните крест!
Палачи, переглянувшись, перевернули Петра. Теперь он висел вниз головой.
– Благодарю тя, Пастырю благий, – он говорил с трудом, кровь приливала к голове, – сподобил мя еси сему часу. Но молю ти ся, овцы, яже ми еси поручил, да не остануть кроме Тебе, истиннаго Бога…
Павла, как римского гражданина, предали «честной» смерти – усечением главы. Было это в месте Акве Сальвие, у старой сосны.
Христиане, взявши тело Павла, положили в одном месте с Петром.
Так они окончательно встретились: Петр и Павел, Шимон и Шауль.
Он – третий – тогда избег смерти.
Ему назначили выпить чашу с ядом – пред лицем Нерона. Чашу он выпил спокойно, ровными глотками; отер уста краем гиматия… Яд не причинил ему вреда. Пораженный Нерон заменил казнь ссылкой, сюда, на Патмос.
Погиб апостол Веры – Петр.
Погиб апостол Любви – Павел.
Одному ему, Иоанну, выпало остаться в живых, чтобы сохранять, сберегать в себе Надежду. Чтобы самому стать Надеждой – на скорое приближение всех сроков.
Dum spiro, spero.
Повержен будет Вавилон, великий город!
И голоса играющих на гуслях и свирелях уже не будет слышно в нем!
Ибо в нем найдена кровь пророков и святых и всех убитых на земле христиан! Ибо в нем найдена кровь братьев его, Петра и Павла!
Dum spiro, spero.
Эта поговорка ему нравилась.
Dum spiro, spero.
Пока дышу – надеюсь.
Dum spiro, credo.
Пока дышу – верю.
Dum spiro, amo.
Пока дышу – люблю.
Длинная молния разорвала небо. По камням, по редкой траве застрекотал дождь.
Он вернулся в пещеру, растормошил задремавшего Прохора. И попросил прочесть написанное – с самого начала.
– Апокалипсис Иисуса Христа, – начал тихо Прохор, – его же даде ему Бог, показати рабом Своим, имже подобает быти вскоре. И сказа, послав чрез Ангела Своего рабу Своему Иоанну…