Глава I Введение в древнеегипетскую хронологию

В первой главе этого издания я привожу новую версию древнеегипетской хронологии, основанную на двух базовых соображениях. Во-первых, в ходе реконструкции надписи, содержащейся на Палермском камне, а также изучения Туринского папируса я пришел к выводу о том, что продолжительность правления царей первых шести династий в 949 лет, за которым последовали 6 лет междуцарствия и 181 год царствования представителей VII и VIII династий (эти сведения содержатся в папирусе), верна и не может быть подвергнута сомнениям в дальнейшем.

Во-вторых, я доказал, что продолжительность правления царей XI династии в 160 лет, о которых сказано в Туринском папирусе, также может считаться точной. Определив, что IX и XI династии правили в одно и то же время: первая – в Гераклеополе, а вторая – в Фивах, я сумел построить хронологическую систему, начиная с вступления на престол первого представителя I династии и заканчивая последним годом царствования последнего царя XII династии. Как будет показано ниже, правильность моих выводов можно доказать при помощи данных астрономии.

Таким образом, благодаря точному расчету длительности правлений или династий, непрерывно сменявших друг друга, я пришел к выводу о том, что восшествие на престол Менеса, первого представителя I династии, произошло в 3407 г. до н. э. Правильность подобной датировки я доказал, проведя повторное изучение древнеегипетского календаря. Так как он играет важную роль в построении хронологии того периода истории Древнего Египта, который будет рассматриваться в этом томе, следует напомнить читателям о том, к каким выводам я пришел прежде, и сделать несколько добавлений к доводам, приведенным мною ранее.

Вначале я привел ряд доказательств того, что календарь был учрежден Менесом через некоторое время после его восшествия на престол. Надпись на Палермском камне, в которой идет речь о последнем годе его правления, разбитом на отдельные месяцы и дни, свидетельствует о том, что в конце его царствования использовался календарный год, состоявший из 365 дней. Однако в начале правления Мейеса данный календарь еще не был принят.

В связи с тем что в египетском календаре не было високосных дней, каждые четыре года наступление нового года отставало на один день (или 0,24224 дня каждый год). В результате он отставал от смены времен года и расходился с солнечным годом, совпадая с ним только раз в 1508 лет. Таким образом, я пришел к довольно простому выводу: если моя датировка верна, то примерно в 3400 г. до н. э., когда календарь только появился, он точно соответствовал временам года.

Что он представлял собой? Он состоял из 12 месяцев, в каждом из которых было по 30 дней, то есть всего в календарном году было 360 дней. За ними следовали пять дополнительных дней, в результате чего в целом продолжительность года составляла 365 дней. Первые 360 дней были разделены на три сезона, каждый из которых состоял из четырех месяцев. Первый сезон назывался «ахет» – «время роста», второй – «перет» (значение этого слова не вполне понятно), а третий – «шему», или «время половодья». Первый подъем воды в Ниле, с которого начинается его разлив, происходит во второй половине июня. Это событие совпадало с началом шему, «времени половодья», или третьего сезона египетского календаря. Отсюда следует, что первый сезон начинался во второй половине октября, хотя ранее египтологи считали, будто его начало приходилось на июль.

Что же за событие, считавшееся подходящим поводом для начала нового года, в таком случае происходило во второй половине октября? Ответ содержится в анналах Палермского камня – в конце описания каждого года специально выделено небольшое пространство, куда вписывалась высота, на которую поднялась вода в реке в том или ином году. Оно могло символизировать дополнительные дни, добавлявшиеся в конце каждого года. Другими словами, год в 360 дней мог заканчиваться тогда, когда разлив Нила достигал своего апогея. Об этом событии, очевидно, оповещалось население страны, а затем оно вносилось в лакуну, предназначенную для описания пяти дней-эпагоменов. новый год начинался одновременно со снижением уровня воды в реке. Согласно таблицам Нобела – Питри, последний день последнего месяца 3400 г. до н. э. совпал с 15–16 октября, а новый год начался через пять дней – 20–21 октября. Свидетельствует ли это о том, что именно 15 октября вода поднялась максимально? Если это так, то нам ничто не мешает прийти к выводу, согласно которому календарь в Египте был введен именно в 3400 г. до н. э.

Работая над своей книгой, я использовал цифры, полученные мною в ходе собственных наблюдений, и ни минуты не сомневался в том, что уровень воды в реке начинал снижаться примерно 15 октября. Но впоследствии доктор Э. Мак-Кензи Тейлориз из Кембриджского университета снабдил меня более точными цифрами. По его сведениям, самой ранней датой кульминации разлива Нила, зафиксированной нилометром, расположенным на острове Рода, недалеко от Каира и Мемфиса[2], является 1 октября, а самой поздней – 11 октября. В Асьюте, который находится на 400 км выше по течению, вода достигает наивысшего уровня примерно на 10 дней раньше. Таким образом, можно предположить, что в устье Нила, на побережье Египта, это событие должно было произойти примерно на 5 дней позже, чем у острова Рода, то есть где-то 16 октября. Иначе говоря, разлив достигал апогея на всей территории страны к 16 октября – последнему дню последнего месяца календаря, составленного в 3400 г. до н. э. Здесь следует вспомнить, что Менее правил в Мемфисе, недалеко от острова Рода. Таким образом, окончательный уровень воды в Ниле на всей территории Египта определялся и оглашался к концу пяти дополнительных дней, о чем и свидетельствуют данные Палермского камня.

Следовательно, если последним днем последнего месяца 3400 г. до н. э. было 15–16 октября, то первым днем третьего сезона, «времени наводнения», являлось в том году 17–18 июня. Но нам известно, что первый разлив Нила совпадал с первым наблюдением гелиактического восхода Сириуса, «собачьей звезды», прежде невидимого на протяжении целого года. В 3400 г. до н. э. данное событие состоялось именно 17–18 июня, за 120 дней до окончания последнего месяца. По этой причине изобретатели календаря поняли, что еще одно четко зафиксированное во времени событие, которое должно происходить каждый год 18–19 февраля, станет последним ориентиром для разбивки года, состоявшего из 12 месяцев, на три сезона. Именно в эти дни происходил сбор первого урожая. Таким образом, изначально календарь был сельскохозяйственным: первый сезон, «время роста», совпадал с уменьшением уровня воды в реке после ее разлива, когда сеяли семена; второй сезон начинался с уборки урожая; третий, «время половодья», – с первого подъема воды в Ниле и следующего за ним восхода Сириуса.

Так как календарь совпадал с сезонами только в 3400 г. до н. э., а впоследствии стал отставать от них, его учреждение приходится примерно на этот год. Поскольку мы знаем, что он был введен через некоторое время после восшествия на престол Менеса, начало его правления, по моему мнению, следует отнести к 3407 г. до н. э., что соответствует приведенному выше точному расчету.

Для удобства читателей в приложении I я привожу таблицу 1, в которой в хронологическом порядке содержится подробный перечень событий, произошедших за время правления первых одиннадцати династий. Однако следует отметить, что даты в ней округлены. К примеру, 8-й год правления Менеса не соответствует 3400 г. до н. э., но представляет собой период, начинающийся 20–21 октября 3400 г. до н. э. и заканчивающийся 19–20 октября 3399 г. до н. э. При изучении хронологии событий читатель, обратившись к данной таблице, поймет, что такая периодизация основана на фактах, усомниться в правдивости которых сложно, и, следовательно, погрешность составляет около года.

Способ исчисления годов правления царей, применявшийся египтянами

Следует разъяснить одну деталь, содержащуюся в приведенной выше таблице. Ранее я попытался доказать, что годы царствования египетских правителей совпадали с календарным и исчислялись от одного нового года до другого. Таким образом, второй год правления царя начинался в первый день календарного нового года после его восшествия на престол. Другими словами, последний календарный год любого царствования, не завершенный на момент смерти правителя, становился первым годом правления следующего царя. Этот первый год заканчивался в последний день календарного года. При этом египтяне не учитывали, на какой промежуток времени он отстоял от смерти предыдущего фараона. Таким образом, первый год правления того или иного царя мог был совсем непродолжительным. Например, если правитель умирал, скажем, на 20-й день 10-го месяца календарного года на 10-м году своего царствования, в текстах будет сказано, что он правил 9 лет, 9 месяцев и 19 дней. Остальные 2 месяца и 11 дней календарного года считались первым годом царствования его преемника, за которым следовал второй год.

В результате в приведенный выше перечень я в каждом случае помещал смерть фараона и вступление на престол его преемника в один год, называя его первым годом царствования нового правителя. Я полагаю, что именно таким образом египтяне считали годы правления своих царей. Но в связи с тем, что, по общепринятому мнению, первый год царствования каждого фараона начинался в день смерти его предшественника, сам этот первый год завершался через 365 дней, а второй начинался в годовщину его воцарения (в итоге получалось, будто годы царствования не имели ничего общего с календарными), эту проблему следует рассмотреть более пристально, приведя доказательства правильности моей гипотезы.

Следует начать со сведений, содержащихся в надписи на Палермском камне. Благодаря ей станет понятно, что последний год правления Менхереса (687 год согласно Палермскому камню) завершается «четырьмя месяцами и 24 днями», а первый год царствования его преемника, Себерхереса, начинается с «семи месяцев и одиннадцати дней». В итоге получается 365 дней египетского года, состоявшего из 12 месяцев по 30 дней в каждом (360 дней, к которым добавлялись 5 дополнительных). Более того, последний год царствования Сисиреса (723 год, согласно Палермскому камню) заканчивается «девятью месяцами и двадцатью восемью днями», а первый год правления следующего царя, Неферхереса, начинается с «двух месяцев и семи дней». Таким образом, у нас снова получается 365 дней.

Можно с почти полной уверенностью говорить, что первый год правления Себерхереса продлился всего семь месяцев и одиннадцать дней, оставшихся до конца календарного года, а второй год его царствования совпал с календарным. Первый год правления Неферхереса также состоял всего из двух месяцев и семи дней, оставшихся до конца календарного года, а второй год его царствования пришелся на новый год.

Однако возникает одна сложность. Правление Менеса (63 года согласно Палермскому камню) завершается «шестью месяцами и семью днями», а царствование его преемника Атотиса начинается «четырьмя месяцами и тринадцатью днями». В результате получается срок на 45 дней короче календарного года в 365 дней. Но именно Менее учредил календарь. Таким образом, год его правления нельзя сопоставить с календарными, так как календарь еще не использовался, когда он воссел на трон. На основании словосочетания «шесть месяцев и семь дней», вырезанного в конце описания его царствования, можно предположить, что в целом, если вести отсчет от настоящего дня его вступления на престол, он правил 62 года, 6 месяцев и 7 дней. Его правление завершилось на 22-й день седьмого месяца календарного года. Таким образом, первым годом царствования его преемника можно считать четыре месяца и 13 дней календарного года. Этот факт является свидетельством того, что годы царствования фараонов совпадали с календарными, причем каждый год правления начинался в день, когда наступал новый календарный год.

Этот метод, при помощи которого египтяне вели летосчисление, является вполне понятым и практичным. Им достаточно было одной фразы для того, чтобы зафиксировать продолжительность правления того или иного фараона, календарные даты его смерти и вступления на престол нового правителя. Им нужно было всего лишь записать, что царь правил, как в случае с Менхересом, 18 лет, 4 месяца и 24 дня, и читающему надпись сразу становилось понятно, что фараон умер на 19-м году своего царствования, на 25-й день пятого месяца календарного года.

В Туринском папирусе длительность правления царей исчисляется в годах, месяцах и днях (если они известны). Так, например, царствование Хеннереса (Тети) продолжалось «27 лет и 2 месяца». Запись о правлении этого царя сохранилась и на Палермском камне, где содержится следующее уточнение: «2 месяца и 3 дня». Следовательно, сведения, содержащиеся в одном источнике, подтверждают данные, приведенные в другом. Более того, становится понятно, что приведенное в Туринском папирусе, в конце каждого правления, количество месяцев и дней, как и на Палермском камне, является указанием на календарную дату смерти того или иного царя. Например, в Туринском папирусе сказано, что Себекнефрура, последняя представительница XII династии, царствовала «3 года, 10 месяцев и 24 дня». Благодаря этому можно сделать вывод о том, что правительница умерла на 25-й день 11-го календарного месяца 4-го года своего правления.

Манефон, несомненно, указывал даты правления того или иного царя на основании источника, похожего на Туринский папирус. Следовательно, месяцы и дни, которые он приводит после года окончания царствования, также являются календарными. Так, например, сообщая, что Амессис (Хатшепсут) правила «21 год и 9 месяцев», он, вероятно, подобно авторам Туринского папируса и Палермского камня, имеет в виду следующее: царица умерла в один из дней 10-го календарного месяца 22-го года своего царствования.

Подтверждает правоту этого вывода один довольно интересный факт. В сочинении Иосифа Флавия сохранился отрывок из труда Манефона с описанием правления царей XVIII династии. В нем приведен срок (в месяцах и днях), прошедший до конца царствования тех или иных монархов. Аменхотеп I правил «25 и 4 месяца», Тутмос II – «20 лет и 7 месяцев», Хатшепсут – «21 год и 9 месяцев», Тутмос III – «12 лет и 9 месяцев» и т. д. Однако Тутмос I царствовал ровно 13 лет. Следовательно, он умер в день наступления нового года. Если учесть, что годы правления царей совпадают с календарными, становится понятно, почему в труде Манефона не сказано и том, сколько месяцев и дней прошло до окончания его царствования. Таким образом, у нас имеется еще одно доказательство того, что годы правления фараонов совпадали с календарными, а также того, что Манефон, как и автор Туринского папируса, исчислял их именно так, как описано выше.

Следует обратить внимание еще на один факт. Тутмос II на протяжении многих лет совершал военные экспедиции в Сирию в апреле – июле каждого года. Но на 32-м году его правления поход не устраивался. Можно предположить, что в том году он праздновал свой юбилей, справлявшийся через каждые 30 лет пребывания правителя на троне. Если отсчитывать годы правления с момента его вступления на престол, состоявшегося на четвертый день первого месяца третьего сезона, то можно сделать вывод о том, что юбилейным был 31-й год его правления, завершавшийся с наступлением 32-го года. Следовательно, празднование юбилея не является причиной того, что Тутмос II не организовал экспедицию в Сирию на 32-м году своего царствования. Однако если предположить, что годы правления царя отсчитывались от момента наступления нового года, то можно сделать вывод: первый календарный год его царствования завершился с наступлением 3-го года его правления. В результате получается, что юбилейным был 32-й год, а значит, поэтому тогда египтяне не стали снаряжать экспедицию. О том, что именно в том году справлялся юбилей царя, свидетельствует еще один факт: следующие два празднества проводились на 42-м и 52-м годах его правления, то есть через каждые 10 лет.

Можно привести и более весомое доказательство. Аменхотеп ш, согласно наскальной надписи в Асуане (Lepsius, Denkmaler, III, 81), вступил на престол на второй день третьего месяца первого сезона. В известном тексте, в котором говорится о том, как было выкопано озеро, предназначавшееся для увеселения царя, сказано, что работа была начата в первый день третьего месяца первого сезона (то есть за день до годовщины восшествия фараона на престол) 11-го года его правления, а завершена на 16-й день третьего месяца первого сезона того же года. Но если отсчет велся от того дня, когда царь воссел на трон, то закончиться работа должна была на 12-м году его правления. Следовательно, перед нами еще одно свидетельство того, что годы царствования египетских правителей совпадали с календарными.

Наиболее убедительное доказательство содержится в стеле Псамметиха I, найденной в Серапеуме (Piehl, Insc. I, XXII), где сказано, что бык Апис умер на 21-й день четвертого месяца третьего сезона 20-го года и был похоронен на 25-й день второго месяца первого сезона 21-го года, то есть через 69 дней. Новый год наступил между этими двумя событиями. Этот факт еще раз подтверждает то, что годы правления совпадали с календарными. Стела Априя, найденная в том же Серапеуме (Priehl, Insc. I, XXI), является последним доказательством данной гипотезы. В ней приведены точные даты жизни быков Алисов. В результате несложного вычисления (Брестед осуществил его, но не нашел ему применения: Breasted, Records, IV, § 984) становится понятно, что последний незавершенный год царствования Псамметиха II стал первым годом правления Априя, а начало второго года совпало с днем календарного нового года.

Если мы согласимся с тем, что каждый египетский фараон считал первым днем второго года своего правления первый день нового года после его вступления на престол (а по моему мнению, приведенные выше аргументы отметают последние сомнения в правильности этого предположения), то должны будем отказаться от общепринятой гипотезы, согласно которой второй год царствования начинался в день годовщины вступления правителя на престол. В частности, придется пересмотреть даты, указанные на обелисках царицы Хатшепсут, и время начала военных экспедиций Тутмоса III.

Поговорим о первом примере. Согласно надписи, вырезанной на обелиске царицы Хатшепсут, работа по его установке была начата «на 15-м году, в первый день второго месяца второго сезона (шестого месяца)» и продолжалась до «16-го года, 30-го дня четвертого месяца третьего сезона (12-го месяца)». Большинство исследователей на основании этого текста делает вывод о том, что работы велись на протяжении семи месяцев одного и того же календарного года – с начала 6-го месяца до конца 12-го, – и где-то в этом промежутке царица отпраздновала 16-ю годовщину своего вступления на престол. Однако Хатшепсут использовала в надписи годы царствования своего супруга, Тутмоса II. Даже если они не имели ничего общего с календарными и отсчитывались от момента смерти его предшественника, в семимесячный период, о котором идет речь, не могла произойти смена лет. Перед ним правил Тутмос I, умерший в первый день первого месяца первого сезона (новый год), то есть через пять дней после теоретического завершения названного выше срока. Таким образом, становится понятно, что период, начавшийся в первый день шестого месяца 15-го года и закончившийся в последний день 12-го месяца 16-го года, длился 19 месяцев, а не семь и, следовательно, включал в себя день наступления нового календарного года, в который завершился 15-й и начался 16-й год царствования Хатшепсут.

Во-вторых, необходимо уточнить дату начала походов Тутмоса III, описанных в анналах, вырезанных на стенах Карнакского храма. Первая запись в этом источнике относится к «22-му году, 25-му дню четвертого месяца второго сезона (восьмому месяцу)». В ней сказано, что царь в тот день находился в Чару, египетском аванпосте на восточной границе, откуда началась его экспедиция в Сирию. Затем текст прерывается, после чего следует фраза о том, что в Египте начались волнения, а в Сирии произошло восстание. События, описанные далее, относятся к «23-му году, четвертому дню первого месяца третьего сезона (девятому месяцу)». В тексте говорится, что этот день совпал с годовщиной вступления царя на престол. Сам правитель тогда находился в Газе, на подступах к Сирии.

Согласно общепринятой точке зрения, эти события необходимо отнести к одному и тому же календарному году, причем последнее, знаменовавшее начало 23-го года царствования Тутмоса III, произошло через девять дней после первого, состоявшегося на 22-м году его правления. Следовательно, большинство исследователей склоняется к мысли о том, что годы его царствования не совпадали с календарными, и их нужно считать с момента его вступления на престол, а не с нового года. Но я склоняюсь к точке зрения, согласно которой военная кампания, начавшаяся на 22-м году царствования Тутмоса III, была прервана в связи со смертью его соправительницы – царицы Хатшепсут, и военные действия продолжились через год, на 23-м году его правления, начавшемся со дня наступления нового календарного года.

Хатшепсут, согласно сочинению Манефона, правила «21 год и девять месяцев». Другими словами, она умерла в один из дней 10-го месяца 22-го года своего царствования, через несколько недель после прибытия Тутмоса III в Чару. Данный факт является неоспоримым свидетельством того, что новый год наступил между двумя упомянутыми выше датами, а о прерывании войны свидетельствует лакуна. Подтверждается наше предположение и тем, что дань, которую обитатели Сирии обязались принести Тутмосу после завершения кампании 23-го года, была, согласно хронике, получена царем на 24-м году его правления. Новый год в том году наступил примерно 11 августа. К тому времени война уже закончилась, и фараон вернулся в Фивы. Таким образом, хотя поход состоялся на 23-м году, дань была доставлена немедленно, уже в следующем году. Более того, в конце текста источника говорится, что царь начал воевать на 23-м году (а не 22-м) своего правления и закончил на 42-м.

Таким образом, нам удалось разрешить две проблемы, и теперь мы, нисколько не сомневаясь, можем утверждать: годы правления египетских царей совпадали с календарными. Продолжая знакомиться с книгой, читатель поймет, что благодаря данному выводу можно по-новому интерпретировать многие события, описанные в источниках, особенно те из них, которые произошли в эпоху царствования фараонов XIX династии.

Подлинная датировка начала царствования XII династии

Датировать царствование XII династии можно благодаря Кахунскому папирусу, в котором сказано, что собачья звезда Сириус взошла на 17-й день четвертого месяца второго сезона седьмого года правления Сенусерта (Сесостриса) III. Согласно таблицам Нобела – Питри (Historical Studies), восход Сириуса, о котором идет речь в источнике, произошел между 1993 и 1990 гг. до н. э. Проведя ряд вычислений, о чем будет сказано ниже, я пришел к выводу о том, что седьмой год царствования Сенусерта III совпадает с 1992 г. до н. э. Таким образом, мои выводы подтверждаются данными, полученными в ходе изучения астрономических явлений. Приняв за отправную точку расчетов эту дату, можно утверждать, что XI династия закончила свое существование и первый представитель XII династии взошел на престол в 2111 г. до н. э. (Именно этот год указан в приведенной выше хронологической таблице.)

Однако некоторые ученые считают, что XII династия стала править в Египте примерно на 600 лет раньше, так как в Лувре хранятся алебастровые сосуды, на которых вырезаны имена вавилонских царей Маништушу и Нарам-Сина, правивших примерно в 2700 г. до н. э. При этом форма этих изделий похожа на характерную для аналогичных сосудов, изготавливавшихся в Египте в период правления X–XII династий. Но необходимо понимать, что появление на них имен вавилонских монархов не является подтверждением того, что они были произведены в годы правления этих царей. Сосуды могли быть подношениями духам правителей, а значит, их могли вырезать через несколько столетий после смерти монархов. Кроме того, изделия подобной формы могли изготавливаться в Вавилоне задолго до того, как подобные сосуды появились в Египте. Следовательно, данный аргумент не может поставить под сомнение разработанную мной хронологию. Таким образом, я считаю, что у нас нет никаких оснований полагать, будто первый представитель XII династии вступил на престол на 600 лет раньше предлагаемой мной даты.

Об этом свидетельствуют и имеющиеся в нашем распоряжении сведения о том, в какое время года происходило то или иное событие. Я уже писал, что из египетского календаря каждые четыре года «выпадал» один день. В результате если прибавить к приведенной в данной монографии датировке 600 лет, то получится, что события, произошедшие, согласно источникам, зимой, выпадут на лето и т. п. Приведенные ниже примеры позволят читателю еще раз убедиться в том, что разработанная мной хронология не может быть подвергнута ни малейшим сомнениям.

1. В рудниках Вади-Хаммамат была найдена надпись, вырезанная на 23-й день второго месяца первого сезона второго года правления Небтауира Ментухотепа, представителя XI династии. Это произошло в 2191 г. до н. э., в конце февраля. Однако если предположить, что данное событие случилось на 600 лет раньше, мы будем вынуждены отнести его к июлю, хотя тогда египтяне не работали в каменоломнях. Более того, в надписи говорится о том, что в тот день шел дождь, который нередко выпадает в Верхнем Египте в феврале, но совершенно не характерен для июля.

2. Номарх Тутнахт, живший в самом начале эпохи правления XII династии в Эль-Берше, утверждает, что урожай хлопка был собран в последней четверти четвертого месяца первого сезона. Согласно моей хронологии, это событие произошло в начале апреля – именно тогда, когда это принято делать в Среднем Египте. Но если предположить, что династия стала править на 600 лет раньше, то мы вынуждены будем признать: это событие произошло осенью, когда разливался Нил, о чем по вполне понятным причинам не может быть и речи.

3. В Хаммамат были обнаружены две другие надписи, относящиеся к царствованию Аменемхета I. Первая из них вырезана в один из дней четвертого месяца третьего сезона, а вторая – в третьем месяце третьего сезона. По моему мнению, эти события произошли в ноябре. Но если предположить, что династия начала править на 600 лет раньше, то нужно будет признать, что их следует отнести к лету, когда каменоломни не функционировали.

4. Когда на седьмой день второго месяца первого сезона Аменемхет I умер, его сын организовал поход против ливийцев. Я считаю, что эта экспедиция состоялась в 2082 г. до н. э., в середине января (именно в это время года проводилось большинство походов в пустыню). Но 600 годами ранее данное событие должно было произойти летом, когда подобные экспедиции не совершались.

5. Согласно надписи, в которой говорится об окончании нубийской кампании Сенусерта I, она завершилась на восьмой день первого месяца второго сезона 18-го года его правления. По моему мнению, поход закончился в начале мая, а значит, он начался зимой и закончился весной. Но, отнеся его на 600 лет ранее, мы будем вынуждены признать, что экспедиция проводилась в разгар лета, что совершенно неприемлемо.

6. В Хаммамат были также обнаружены надписи, относящиеся к четвертому месяцу первого сезона 14-го года правления Сенусерта III, а также ко второму, третьему, 19-му и 20-му годам царствования Аменемхета III, первому месяцу второго сезона и третьему месяцу первого сезона. Все описанные в них события должны были произойти в холодное время года. Но если династия начала править на 600 лет раньше, то надписи должны были быть сделаны летом, когда (повторюсь) каменоломни не функционировали.

7. На 16-м году царствования Сенусерта III в Семне была вырезана надпись в честь успешного завершения похода против негров. Она относится к третьему месяцу второго сезона. Согласно моей хронологии, это событие произошло в апреле, а значит, сам поход, как и ожидалось, проводился зимой. Но, предположив, что династия стала править на 600 лет раньше, мы будем вынуждены признать, что экспедиция проходила летом, что кажется мне невероятным.

8. Согласно надписи, вырезанной на Синае в период правления XII династии, царский чиновник Харура прибыл на полуостров в один из дней третьего месяца второго сезона. В тексте сказано, что это событие произошло в середине лета. Сделав ряд подсчетов, я пришел к выводу о том, что, согласно моей хронологии, чиновник действительно посетил Синай летом. Но, «состарив» это событие на 600 лет, мы вынуждены будем утверждать, что оно произошло зимой. Одного этот примера достаточно, чтобы доказать несостоятельность более ранней датировки воцарения в Египте первого представителя XII династии.

9. Последним подтверждением правильности моей датировки является факт, на который египтологи прежде не обращали внимания. Сенусерт III учредил праздник, называвшийся «Поражение кочевников», который должен был справляться каждый год в Семне. Это событие произошло на 16-м году его правления, то есть, согласно моей хронологии, в 1983 г. до н. э. Тутмос III сообщает, что праздник отмечали на 21-й день четвертого месяца второго сезона. В этот день, вероятно, тот же Сенусерт III учредил другое торжество – «Начало сезонов» (Breasted, Records, II, § 171, note b). Обратившись к таблицам Нобела – Питри, мы выясним, что эти празднества впервые проводились 29 июня 1983 до н. э. Именно тогда в 1983 г. до н. э. взошел Сириус, отметив начало нового сезона. Другими словами, нам известно, что 29 июня 1983 г. произошел восход Сириуса. При этом в тексте сказано, будто Сенусерт III учредил масштабное торжество в честь начала сезонов (то есть восхода Сириуса). Следовательно, не может быть никаких сомнений в том, что этот день египетского календаря совпадает с 29 июня 1983 г. до н. э.

Таким образом, как я уже писал в первом томе данной книги, разработанная мной хронология может отклоняться от реальной не более чем на год, и ее следует принять в неизменном виде, привязав к ней относительные датировки событий, происходивших в других государствах древности.

Хронология правления XII династии

Хронология правления царей XII династии является одной из наиболее сложных проблем в египтологии. Однако ее решение оказалось довольно простым, и я не могу понять, почему мои предшественники не пришли к нему раньше.

Ниже приведена продолжительность правления царей XII династии, указанная в Туринском папирусе и сочинении Манефона.



Представители этой династии предпочитали назначать своего преемника соправителем, после чего использовалась двойная система датировки событий. К числу известных нам двойных дат относятся следующие:

1) 30-й год царствования Аменемхета совпадает с 10-м годом правления его преемника Сенусерта I;

2) 44-й год правления Сенусерта I – со вторым годом царствования его наследника Аменемхета II;

3) 35-й год правления Аменемхета III – с третьим годом царствования его преемника Сенусерта II.

Также необходимо учитывать, что:

1) Аменемхет I умер на 30-м году своего правления, то есть его царствование продлилось 29 лет и несколько месяцев;

2) наиболее позднее событие, относящееся к периоду правления Сенусерта I, произошло в на 45-м году его правления;

3) наиболее позднее событие, произошедшее в годы царствования Аменемхета II, относится к упомянутому выше 35-му году его правления;

4) последним годом правления Сенусерта II стал 19-й год его царствования, за которым в анналах, записанных на папирусе, найденном в Кахуне, следует первый год правления его преемника;

5) последним годом правления Сенусерта III стал 33-й год его царствования;

6) на протяжении непродолжительного периода Сенусерт III правил совместно со своим наследником Аменемхетом II, но его длительность неизвестна;

7) последним годом царствования Аменемхета III стал 46-й;

8) на протяжении непродолжительного периода, длительность которого неизвестна, Аменемхет III правил совместно с Аменемхетом IV;

9) в источниках ничего не сказано о том, что Аменемхет IV правил совместно с Себекнефрурой;

10) согласно Туринскому папирусу, представителями XII династии были восемь царей.

Эти факты, а также неполные сведения, содержащиеся в Туринском папирусе, и данные, приведенные в труде Манефона, позволяют нам разработать довольно точную хронологию правления царей XII династии. Более или менее точные числа мы можем привести во многом благодаря тому, что, согласно Туринскому папирусу, XII династия правила в Египте на протяжении 213 лет, одного месяца и 17 дней.

Как я уже писал выше, годы правления царей совпадали с календарными, а последний, незавершенный календарный год царствования того или иного правителя считался первым годом пребывания на престоле его преемника. Согласно Туринскому папирусу, два последних представителя XII династии, Аменемхет IV и Себекнефрура, правили девять лет, три месяца и 27 дней и три года, 10 месяцев и 24 дня соответственно. Таким образом, Аменемхет IV умер через три месяца и 27 дней после начала 10-го года его правления. Тот же год стал первым в царствовании Себекнефруры, которая умерла через 10 месяцев и 24 дня после начала четвертого года ее царствования.

Очевидно, что количество лет правления династии, упомянутое в Туринском папирусе, – 213 лет, один месяц и 17 дней – отсчитывалось не со дня наступления нового года в начале правления Аменемхета I. В этом случае царствование династии к моменту смерти Себекнефруры должно было продлиться определенное количество полных лет, а также 10 месяцев и 24 дня. Однако эти цифры мы встречали, когда речь шла о царствовании Себекнефруры. Как это могло произойти? Ответ очевиден: династия правила 212 полных календарных лет, каждый из которых длился 365 дней, а также 10 месяцев и 24 дня (то есть 324 дня), завершивших царствование Себекнефруры. К этому сроку следует прибавить число месяцев и дней правления Аменемхета I, то есть два месяца и 28 дней (всего 88 дней). В итоге у нас получится 213 лет и 47 дней, или 213 лет, один месяц и 17 дней. Другими словами, перед нами продолжительность царствования всей династии, с момента вступления на престол Аменемхета I до смерти Себекнефруры.

Обратившись к приведенной выше таблице, читатель сможет понять, как единоличное и совместное правление представителей XII династии вписывается в общую хронологию истории Древнего Египта (см. таблицу 2 в Приложении 1).


Следовательно, мы с полной уверенностью можем восстановить отсутствующие в Туринском папирусе числа:

1. Аменемхет I 29 лет

2. Сенусерт I 45 лет

3. Аменемхет II 38 лет

4. Сенусерт II 19 лет

5. Сенусерт III 39 лет

6. Аменемхет III 49 лет

7. Аменемхет IV 9 лет, 3 месяца и 27 дней

8. Себекнефрура 3 года, 10 месяцев и 24 дня


Сделав эти предварительные замечания, я могу приступить к рассказу о царствовании этих могущественных фараонов, представителей XII династии.

Загрузка...