Глава вторая Строим систему контроля

Клаус Шваб опубликовал свою первую книгу «Четвертая промышленная революция» в 2016 году, ожидая, что на выборах американского президента победит Хиллари Клинтон. Однако президентом стал Дональд Трамп, и, возможно, поэтому книгой и изложенными в ней идеями в мире особо не заинтересовались.

Может быть, именно поэтому в 2018 году Шваб опубликовал вторую книгу – «Создаем будущее четвертой промышленной революции»[5] в надежде на более широкую популярность. Похожая история произошла с «Унесенными ветром» Маргарет Митчелл. Книга, вышедшая в 1936 году, не стала мировым бестселлером, однако продолжение «Действительно унесенные ветром», выпущенное несколькими годами позже, принесло успех[6].

Я так и вижу, как Шваб в кругу богатых друзей в Давосе чешет затылок и удивляется: «Почему же Хиллари не победила на выборах?» или «Я не знаю ни единого человека, проголосовавшего за Трампа». А может быть, Шваб сказал себе: «Ну что ж, попробуем еще раз» так же, как, наверное, сделала сама Хиллари Клинтон в 2008 году, проиграв выборы Бараку Обаме.

«А может быть, все дело в предисловии Марка Бениоффа, – продолжает размышлять Шваб. – Конечно, Salesforce – крупная компания из Сан-Франциско и все в Кремниевой долине о ней знают, но, может быть, нужен кто-то покрупнее? Подумаем… О, точно! Как насчет корпорации Microsoft? Надо попросить написать отзыв их генерального директора Сатью Наделлу. Это заставит людей обратить внимание на книгу. Билл Гейтс создал Microsoft, все любят Гейтса».

Однако предисловие, написанное Сатьей Наделлой, оказалось не сильно эффективнее труда Бениоффа. Наделла начинает свой текст с поклонения алтарю Шваба и Всемирного экономического форума вот такими словами, от которых невольно краснеешь:

Познавательными встречами и публикациями Всемирный экономический форум и его основатель Клаус Шваб продолжают проливать свет как на возможности, так и на вызовы Четвертой промышленной революции. Они с полным правом ополчились на мышление тех, кто привык везде видеть игру с нулевой суммой и так же относится к новым технологиям. Автор справедливо указывает на то, что таким людям вполне под силу измениться9.

Если вам интересно, кто такой Сатья Наделла, то немного о нем можно прочесть на первой же странице: Сатья Наделла, исполнительный председатель и генеральный директор компании Microsoft, автор книги «Нажми “Обновить”: Заново открываем душу Microsoft и представляем лучшее будущее для всех»10. Вы никогда не задумывались, почему лидеры технологических компаний так часто используют религиозные термины и язык в своих работах, хотя сами не отличаются особой религиозностью? Не поймите меня неправильно. Я согласен, что о бизнесе должны писать успешные бизнесмены. Только вот пусть они и пишут на языке бизнеса.

Когда я читаю подобные книги, мне кажется, что многие из этих так называемых капитанов бизнеса представляют из себя не что иное, как школьных отличников, которые пытаются доказать директору школы, насколько лучше они понимают школьную программу и жизнь, чем остальные. Если заметно, что директор должным образом впечатлился, они предлагают назначить себя председателем совета учеников и просят, чтобы это сделал директор напрямую, без утомительного процесса выборов, в котором их будут оценивать простые ученики. Вот вам пример хода мыслей Наделлы:

Слияние данных и крупных вычислительных хранилищ с когнитивной мощью преобразует промышленность и общество на всех уровнях и создаст возможности, которые раньше трудно было вообразить, во всех областях от здравоохранения и образования до сельского хозяйства, машиностроения и сферы обслуживания. Наша компания и подобные ей рассчитывают на совместный эффект нескольких важных технологических сдвигов: смешанной реальности, искусственного интеллекта и квантовых вычислений. С помощью смешанной реальности мы дадим людям непревзойденный цифровой опыт – все, что вы видите, станет виртуальным компьютером, цифровой и физический мир сольются воедино. Данные, приложения, даже друзья и коллеги будут моментально доступны с помощью телефона или планшета в любой момент и где угодно, будь вы в офисе, на встрече с клиентом или на совещании11.

Я ни в коем случае не собираюсь принижать достижения технологических компаний типа Microsoft, но мне кажется, они преувеличивают свою ценность для среднестатистического человека. Взять, например, идею о том, что куда бы вы ни пошли, все приложения есть у вас под рукой на телефоне или ноутбуке.

Это прекрасно.

Может быть, отправляясь на конференцию, я встану пораньше на пару часов, немного поработаю за ноутбуком, проверю электронную почту на телефоне. Но все равно я, скорее всего, захочу сходить в спортзал, принять душ, выпить кофе и перекусить прежде, чем в девять часов на трибуну поднимется первый докладчик. Благодаря высоким технологиям в этот день я смогу поработать немного больше.

Но мне не кажется, что для этого нужно полностью реорганизовать общество. Если я хочу оставаться хоть немного в форме, все равно придется тащиться в спортзал и наматывать километры на велотренажере. Ну а если мне сильно повезло с отелем, там модный спортзал и на велотренажер установлен большой экран, на который выводится видео езды по прекрасным полям Прованса, тем лучше. Но тот факт, что я немного полюбовался на картинку французской провинции, пока потел на тренажере, вовсе не помогает мне расширить свое понимание французской культуры или проникнуться к ней любовью.

Как и Шваб, Наделла хочет поразить вас великолепием технологических перемен, потому что того, кто ослеплен чем-то прекрасным, легче контролировать. Вы не станете задавать неудобные вопросы, чтобы не показаться глупым. Может быть, в этом моя сверхсила – я показаться глупым не боюсь совершенно. (Неужели учителя в школе не говорили вам, что не бывает глупых вопросов?)

Но когда они не могут ответить на мои глупые вопросы – кто тут глупец? Смотрите, вот что пишет Наделла в надежде, что ему удалось вас впечатлить и вы готовы отдать контроль над своей жизнью Клаусу Швабу и его давосским приятелям:

Точно так же промышленность и общество должны сплотиться и сфокусироваться на том, чтобы дать власть людям и организациям, демократизировав доступ к информации, чтобы справляться с самыми острыми вызовами. Например, если искусственный интеллект является технологическим приоритетом, то, конечно, применение его в здравоохранении – первоочередная задача. В сочетании со смешанной реальностью, инструментами облачных вычислений и оптимизации бизнес-процессов ИИ станет центром трансформации здравоохранения, уже идущей как в фундаментальной медицине, так и в организации работы клиник12.

Этот абзац явно писал человек без какого-либо гуманитарного образования. Интересно, он вообще хоть раз держал в руках увлекательную книгу? Ладно. Итак, Наделла пишет, что «промышленность и общество должны сплотиться», чтобы «демократизировать доступ к информации». Зачем? Почему? И что вообще значит «демократизировать доступ к информации»? Может быть, ключ к искусственному интеллекту находится в руках какого-нибудь бездомного из Лос-Анджелеса? Или нам нужно убедить третьеклассника из Висконсина признать необходимость «демократизировать доступ к информации», чтобы в мире все стало хорошо?

Ладно, я признаю, что качественное здравоохранение – очевидный приоритет. Что мы знаем о хорошем здоровье? Не переедайте, чтобы избежать излишнего веса. Старайтесь питаться качественными продуктами в сбалансированных сочетаниях. Занимайтесь физкультурой. Поддерживайте хорошие социальные связи. Кстати о социальных связях: рекомендую почитать эссе Малкольма Гладуэлла, озаглавленное «Тайна Розето»[7]. Так называется небольшой городок в штате Пенсильвания, где еще в 1950-х годах человек по имени Стюарт Вулф обнаружил некую аномалию:

Вулф был врачом. Он изучал пищеварение и преподавал на факультете медицины в Оклахомском университете. Лето он обычно проводил на ферме в Пенсильвании, неподалеку от городка Розето. Хотя это, конечно, особо ничего не значило, потому что Розето был настолько городком «в себе», что можно было жить в соседней деревне и даже не знать о его существовании. «И вот как-то раз летом, когда мы были на ферме, – это было где-то в конце 50-х, – меня пригласили выступить с лекцией в местном медицинском обществе, – рассказывал Вулф в интервью. – После лекции один из местных врачей пригласил меня выпить пива. И пока мы сидели в баре, он сказал: “Вы знаете, я веду практику уже 17 лет. Ко мне приезжают пациенты из разных городов, однако очень редко кто из местных жителей обращается с жалобами на сердце раньше, чем доживет хотя бы до 65”»13.

Для Вулфа это были потрясающие новости, поскольку в конце 50-х сердечные приступы стали основной причиной смерти мужчин младше 65. Почему в этом пенсильванском городишке, населенном преимущественно иммигрантами из Южной Италии, сердечные заболевания были столь редки? Исследователи изучили генетические факторы, питание, занятия физкультурой, но не нашли никакой связи. Тогда они принялись изучать социальную структуру городка:

В какой-то момент Вулф начал понимать, что тайна Розето была не в диете, спорте, генетике или местоположении. Разгадка крылась в самом городе. Прогуливаясь по нему, Брюн и Вулф наконец поняли, в чем причина аномалии. Они наблюдали, как жители ходят друг к другу в гости, останавливаются на улице, чтобы поболтать по-итальянски, готовят еду домочадцам на заднем дворике. Они узнали, что основой общественной структуры города являются разветвленные семейные кланы. Обнаружили, что во многих домах под одной крышей живут сразу три поколения, и все в семьях чрезвычайно уважают дедушек и бабушек. Они посетили службу в местной церкви и почувствовали на себе ее объединяющее и успокаивающее влияние. Кроме всего прочего, исследователи насчитали 22 отдельные общественные организации в городке с населением меньше 2000 человек14.

Но Наделла не хочет рассуждать о таких вещах, как разумный вес тела, сбалансированное питание, физкультура и хорошие социальные связи. Вместо этого он говорит об «индивидуальной вариативности генома, иммунных системах и личном стиле жизни». Все это вполне достойные для изучения темы, но зачем для этого превращать общество в Технократическую теократию?

А где хоть какое-то обсуждение качества наших социальных связей? Сколько человек позитивно взаимодействуют с окружающими в течение своего обычного дня? В мире, который хотят построить Шваб и Наделла, не будет этого взаимодействия, и в результате может получиться самое нездоровое сообщество, созданное человеком.

И вот Наделла переходит к финалу своего предисловия, где открыто предлагает отринуть любой скептицизм. Потому что, если вы верите этим людям, то позволите им делать вещи, которые в противном случае никогда бы не допустили.

Наконец, вера в современный цифровой мир – это основа основ. В каждой стране и в каждом регионе нам нужна обновленная регуляторная среда, которая активно поощряет инновационное и уверенное использование высоких технологий. Главной проблемой являются устаревшие законы, которые совершенно не подходят для преодоления современных вызовов.

Анализ тем нашего будущего, которые рассматриваются в этой книге, в сочетании с диалогом, который разгорелся в рамках Всемирного экономического форума, являются важнейшим вкладом в понимание и решение современных проблем. Потенциальные блага описанных подходов беспрецедентны, а общественно-частное лидерство и партнерство, как вы убедитесь, прочтя эту книгу, является базовой необходимостью15.

Наделла – умный человек. Идиот не добьется поста генерального директора Microsoft.

Не исключено, что он добился карьерного успеха соглашательством, но уж точно не глупостью. Как любой хороший военачальник, он прекрасно осознает сильные и слабые стороны как своего войска, так и противника. Он понимает, что на его стороне технологические чудеса, созданные инженерами компании. Это огромное преимущество.

Но также он понимает, что ему не хватает поддержки для глобальной перестройки общества.

Для того чтобы воплотить свои планы, ему нужно ваше «доверие». Подумайте о вере и доверии в собственной жизни. Многих католиков шокировали новости последних лет о широком распространении сексуальных домогательств к прихожанам и юным послушникам со стороны представителей церкви. Если вспомнить о предпосылках такой ситуации, степень доверия к клерикам со стороны родителей трудно понять. И тем не менее люди церкви по идее должны быть людьми божьими, живущими в страхе за свою бессмертную душу. Многим очень трудно осознать, как эти божьи люди могут творить такое зло.

Доверие – это не то, что должно занимать место прозрачности, ответственности и публичной отчетности, когда последние отсутствуют. История полна примеров, когда веру использовали во зло. И Наделла повторяет ошибки прошлого, когда пишет, что «главной проблемой являются устаревшие законы, которые совершенно не подходят для преодоления современных вызовов».

Вы можете себе представить, чтобы правительство запустило новую программу, например, по созданию детских садов с условием, что родители не смогут их посетить, чтобы узнать условия, в которых будут находиться дети, и никаких данных о сотрудниках, их опыте и квалификации не будет опубликовано? Родители поднимут восстание.

Однако Наделла хочет, чтобы вы просто доверились ему в реализации технологических перемен.

Как и Шваб, Наделла хочет «продать» вам все эти изменения, обещая невероятные блага и замалчивая риски. Потому что если им нужно ваше согласие, то вряд ли они расскажут о дубине, которую держат за спиной на случай, если вам в будущем что-то не понравится. Дубина скрывается за предложением «потенциальные блага описанных подходов беспрецедентны, а общественно-частное лидерство и партнерство, как вы убедитесь, прочтя эту книгу, является базовой необходимостью».

Давайте проделаем маленькое мысленное упражнение. Каждый раз, когда вы слышите или видите в тексте слова «общественно-частное» или «партнерство», попробуйте заменить их на слово «фашизм». Потому что, видите ли, фашизм в том виде, в каком он был реализован в гитлеровской Германии или Италии времен Муссолини, был тем самым общественно-частным партнерством. В этом одно из принципиальных отличий фашизма от коммунизма.

Коммунисты захватили средства производства и пытались управлять промышленностью. Получилось так себе.

Муссолини и Гитлер решили пойти другим путем. Правительство и крупный бизнес представляли собой две серьезные силы. Противоборство между ними было бы разрушительно для страны, в чем, к своему ужасу, убедились коммунисты. Но умный лидер понимает, что вместо противоборства можно организовать между ними выгодное сотрудничество. Крупный бизнес и промышленники не любят рабочих, которые собираются в профсоюзы и начинают требовать лучших условий труда и более высокой заработной платы. И первым делом Гитлер с Муссолини разрушили профсоюзы. Как только они обезоружили рабочих, вожди получили возможность нападать на соседние государства и разбираться, как считали нужным, с внутренними диссидентами.

Поэтому, как только вы слышите «общественно-частное», переводите это в термины фашизма и помните, что это не что иное, как обещание самых жестких действий правительства на любые протесты простых людей против реализации планов крупного бизнеса.

* * *

В предисловии к своей второй книге Шваб также заводит разговор о доверии. Намеренно запутанные формулировки вызывают у читателя острое желание оказаться мухой на одной из стен высоких кабинетов Давосского форума, чтобы узнать, о чем же говорили их обитатели, когда в 2016 году Трамп стал президентом, и в последовавшие годы. Они наверняка места себе не находили, пытаясь понять, является ли Трамп со своим скепсисом в отношении глобализма причиной болезни или симптомом более глубоких процессов, угрожающих провалом их планам:

Доверие общества к правительству, средствам массовой информации и даже гражданскому обществу упало настолько, что больше половины населения мира считает, что современная система нежизнеспособна и не отвечает интересам людей. Увеличивающийся разрыв в доверии между четвертью богатейших людей страны и остальными гражданами свидетельствует о том, что общественное единство в лучшем случае чрезвычайно хрупко, а в худшем – близко к полному исчезновению.

Загрузка...