В человеческой душе вечно борются стремление к свободе и желание, чтобы кто-то сказал, что делать. Способность к коллективному труду – одна из сильнейших сторон человечества, равно как и способность отвергать навязываемое мнение. Многие социологи отмечали, что при проведении любого общественного опроса примерно четверть опрошенных будут не согласны с предлагаемой идеей или поставленным вопросом. Иногда эти 25 % населения называют «четвертью дураков», и тем не менее я считаю эту привычку возражать эволюционным преимуществом, обеспечившим человечеству непревзойденную гибкость.
Давайте представим себя в небольшом племени во время последнего Ледникового периода. Наш вождь – великий воин Тхаг, высокий, красивый и смелый – предлагает перебираться в зимние пещеры и знает к ним путь. Именно этим путем пользовалось племя последние несколько лет.
Но другой член племени – Утер – говорит: «В этом году ранняя зима, выпало уже много снега, ледники спускаются в долину быстрее, и я думаю, что они перекрыли дорогу. Мы можем умереть от голода, если пойдем так, как говорит Тхаг. Я знаю другой путь. Он дольше и сложнее, но так мы точно доберемся до пещер». Племя считает Утера главным мыслителем, может быть, шаманом. Иногда он ведет себя слегка странно, особенно когда заводит речь об общении с духами предков.
Далее события могут развиваться очень по-разному.
Ни Тхаг, ни Утер не знают реального состояния дорог к пещерам и какой из двух путей точно будет свободен.
Тхаг и Утер могут быть заклятыми врагами, давно вынашивающими неприязнь друг к другу. Тхаг может приказать, чтобы племя шло привычным путем, и пригрозить изгнать любого, кто ослушается. Утер может ответить, что вождь ничего не понимает в погоде и принимает плохие решения, тем самым оспорив лидерский авторитет Тхага. Может быть, человек 10–15 согласятся уйти с Утером, чтобы добраться до пещер более долгой, но безопасной дорогой. Племя, оставшееся с Тхагом, погибнет, а пошедшие за Утером выживут. А может быть, наоборот, они встретят на своем пути врагов, которые уничтожат мелкую группу отщепенцев.
Племя в любом случае выживет, но какая бы из его частей ни осталась в живых, потеря большого количества людей в погибшей группе станет серьезным ударом для первобытного сообщества.
Однако ситуация может быть иной. Что, если Тхаг и Утер – лучшие друзья, которые уважают сильные стороны друг друга и при этом понимают слабости? Утер знает, что если ему удастся убедить Тхага, то у племени будет намного больше шансов на выживание. А Тхаг помнит, что некоторые из идей Утера, казавшихся на первый взгляд безумными, в результате оборачивались невероятным успехом.
Они обсуждают, как им поступить, и придумывают план. Племя выйдет в сторону пещер традиционной дорогой, однако они отправят несколько самых быстрых и выносливых воинов вперед, разведать, открыта ли дорога. И если окажется, что путь вперед закрыт, основное племя, не уйдя далеко, сможет развернуться и пойти так, как предлагает Утер.
Так рождаются и функционируют самые сильные и живучие племена, вожди и старейшины в которых могут решать разногласия переговорами и находить новые компромиссные решения.
И совсем не так развиваются события в мире сейчас.
Наиболее религиозные читатели могут поинтересоваться: а что говорит Библия о роли правителей и народа, которым они правят?
Удивительно, но в одной из старейших книг Ветхого Завета, Книге Самуила, правителей очень не жалуют, особенно царей.
События Книги Самуила охватывают период после исхода евреев из Египта и заселения Израиля. В Израиле еще не было царя и верховной властью обладали два высших судьи, разрешавших все споры. Этот период известен как «Эпоха судей».
Когда же состарился Самуил, то поставил сыновей своих судьями над Израилем. Имя старшему сыну его Иоиль, а имя второму сыну его Авия; они были судьями в Вирсавии. Но сыновья его не ходили путями его, а уклонились в корысть, и брали подарки, и судили превратно. И собрались все старейшины Израиля, и пришли к Самуилу в Раму, и сказали ему: вот, ты состарился, а сыновья твои не ходят путями твоими; итак поставь над нами царя, чтобы он судил нас, как у прочих народов.
И не понравилось слово сие Самуилу, когда они сказали: дай нам царя, чтобы он судил нас. И молился Самуил Господу. И сказал Господь Самуилу: послушай голоса народа во всем, что они говорят тебе; ибо не тебя они отвергли, но отвергли Меня, чтоб Я не царствовал над ними; как они поступали с того дня, в который Я вывел их из Египта, и до сего дня, оставляли Меня и служили иным богам, так поступают они с тобою; итак послушай голоса их; только представь им и объяви им права царя, который будет царствовать над ними.
И пересказал Самуил все слова Господа народу, просящему у него царя, и сказал: вот какие будут права царя, который будет царствовать над вами: сыновей ваших он возьмет и приставит их к колесницам своим и сделает всадниками своими, и будут они бегать пред колесницами его; и поставит их у себя тысяченачальниками и пятидесятниками, и чтобы они возделывали поля его, и жали хлеб его, и делали ему воинское оружие и колесничный прибор его; и дочерей ваших возьмет, чтоб они составляли масти, варили кушанье и пекли хлебы; и поля ваши и виноградные и масличные сады ваши лучшие возьмет и отдаст слугам своим; и от посевов ваших и из виноградных садов ваших возьмет десятую часть и отдаст евнухам своим и слугам своим; и рабов ваших и рабынь ваших, и юношей ваших лучших, и ослов ваших возьмет и употребит на свои дела; от мелкого скота вашего возьмет десятую часть, и сами вы будете ему рабами; и восстенаете тогда от царя вашего, которого вы избрали себе; и не будет Господь отвечать вам тогда2.
Было бы простительно счесть Господа источником всей смуты. Однако правильнее будет считать, что Бог изначально сомневался в том, что следует назначать царя или любого другого правителя. Люди должны были нести Его в сердце, что исключило бы нужду в земных правителях.
Если мыслить в рамках истории Самуила, то станет понятно, почему многие считают Соединенные Штаты Америки избранной нацией. В документах отцов-основателей именно народ, люди объявлены истинными хозяевами страны, если только мы будем вести себя соответственно. Правители служат народу, а не наоборот. Чем больше власти сосредоточено в руках народа, тем лучше исполняется воля божья. Те, кто требует больше свободы, действуют в интересах Господа, поскольку верят себе и слышат внутри Его голос. Истинно верующих не пугает окружающий мир. Если же человек наполнен страхом, он потерял Бога.
Основной посыл этой книги заключается в том, что битва с «Великой перезагрузкой» есть не что иное, как древняя битва между силами свободы и тиранией. И тем не менее решающая схватка происходит вовсе не там, где одни публично ратуют за наши исторические свободы, а другие говорят о необходимости ужесточения контроля государства над жизнью индивидуума.
Главная схватка разворачивается в человеческих умах, в вашей голове, когда вы выбираете, хотите ли свободно распоряжаться своей жизнью и самостоятельно принимать решения или отдать все рычаги управления правительству.
Выбирайте с мудростью.
Прежде чем мы приступим к обсуждению «Великой перезагрузки», давайте зададимся вопросом: а кто ее самый известный сторонник?
Несомненно, этот титул должен принадлежать Клаусу Швабу, основателю и бессменному президенту Всемирного экономического форума в Давосе. Вот как его описывает Марк Бениофф, генеральный директор и председатель совета директоров корпорации Salesforce в предисловии к книге Шваба «Четвертая промышленная революция»[1]:
Основатель и президент Всемирного экономического форума в Давосе Клаус Шваб находится в уникальном положении, позволяющем совмещать опыт и знания главных мировых экспертов в области экономики и высоких технологий, руководителей крупнейших корпораций, лидеров мировых держав и ведущих общественных деятелей и приходить к синтезу широкого понимания вызовов, ожидающих нас в будущем3.
Это очень полезная информация. Если вы считаете, что участники Всемирного экономического форума, собирающиеся каждый год в швейцарском Давосе, хорошо представляют, что творится «на земле», в повседневной жизни на уровне улицы или городского района, регалии Шваба могут показаться весьма впечатляющими. Если же вы уверены, что горстка богатейших людей нескольких стран не имеет ни малейшего представления о жизни обычного человека, что они ослеплены своим богатством, дорогими машинами, огромными дворцами, наркозависимостью детей из «высшего» общества и личными самолетами, выбрасывающими в атмосферу невероятное количество углерода, пока их владельцы каждый год совершают перелеты в Швейцарию на Всемирный экономический форум, скорее всего, вы отнесетесь к этому абзацу более критически. Бениофф подытоживает свое предисловие к книге Шваба так:
«Четвертая промышленная революция» – важнейшая книга для понимания главных тенденций, которые формируют наш мир. Она дает пищу для размышлений и анализа исторических перемен, происходящих на наших глазах, и позволяет нам вместе строить будущее, полное новых возможностей и процветания, ориентированное на человека, на каждого из нас. Я уверен, что, прочтя эту захватывающую книгу, вы почерпнете множество важных мыслей и идей, которые позволят лучше ориентироваться в этом будущем4.
Когда я перечитываю статьи Шваба, в уме возникает образ фокусника, который ловко отвлекает внимание зрителей одной рукой, чтобы они не заметили, что он делает второй. И действительно, Швабу прекрасно дается легкий, бодрый и захватывающий стиль книг по популярной психологии, которые были одно время так распространены. Он прекрасно научился убеждать читателей и слушателей, однако, как только вы раскусите его игру, трудно будет сохранить хоть какие-то остатки уважения к автору.
Последний абзац предисловия Бениоффа – тому прекрасный пример. Он говорит, что книга Шваба – «важнейшая книга для понимания главных тенденций, которые формируют наш мир», а еще «она дает пищу для размышлений и анализа исторических перемен, происходящих на наших глазах».
Умные слова убаюкивают и заставляют вас думать: «Да, я с удовольствием почитаю книгу о важных мировых тенденциях». Но Швабу не особенно нужно вас в чем-то убеждать. Ему нужно, чтобы вы приняли планы богатейших и влиятельнейших людей, как им заработать еще больше денег и получить еще больше власти над вашей жизнью.
При этом Бениофф раскрывает настоящее назначение книги: «строить будущее, полное новых возможностей и процветания, ориентированное на человека, на каждого из нас».
Серьезно?
Вы и правда считаете, что Марку Бениоффу или Клаусу Швабу действительно интересно ваше мнение по какому-либо вопросу? Им просто нужно, чтобы мы помалкивали и не мешали им реализовывать свои планы.
Вот простой тест. Случалось ли за последние несколько лет такое, чтобы кто-нибудь из членов Давосского клуба пришел к вам и сказал: «Знаешь, я правда хочу понять, чем и как ты живешь. Вот тебе мой телефон и адрес электронной почты, дай знать, если захочешь что-нибудь рассказать»?
Сомневаюсь.
Но давайте взглянем, что пишет сам Клаус Шваб в первых же строках уже авторского предисловия к своей книге:
Среди разнообразных и захватывающих вызовов, с которыми мы сегодня сталкиваемся, пожалуй, самый важный – необходимость понять и придать форму новой технологической революции. Для этого потребуется ни много ни мало трансформировать человечество. Мы стоим перед началом революции, которая полностью изменит нашу жизнь, работу и отношения между людьми. По своему масштабу и охвату всех сфер жизни то, что я считаю четвертой промышленной революцией, превосходит все, с чем до этого приходилось сталкиваться человечеству5.
Ну что, девочки и мальчики, готовы к захватывающему путешествию? Такое впечатление, что Шваб сейчас научит нас открывать шестую чакру и взаимодействовать с внутренним ребенком. Однако, несмотря на цветистый слог, становится кристально ясно, что главное для автора – «трансформация человечества». Как вам? Готовы к трансформации? Вряд ли вы поняли, что в ней придется участвовать лично.
Шипы тоталитаризма спрятались в розовых лепестках рассуждений Шваба. Давайте проверим, сможете ли вы их обнаружить.
Мы стали свидетелями глубинных сдвигов во всех областях промышленности. Они приводят к тому, что появляются новые бизнес-модели, рушатся устаревшие и «ленивые» предприятия, не готовые оперативно реагировать на перемены, изменяются цепочки производства, потребления и логистики. В общественной сфере смена парадигмы проявляется в том, как мы работаем, общаемся и получаем информацию, выражаем себя и развлекаемся. Одновременно с этим трансформируются правительства, системы образования, здравоохранения, общественного транспорта и многое другое. Новые способы применения технологий, меняющие наше поведение, а также реорганизация системы производства и потребления, кроме всего прочего, создают потенциал для сохранения и возобновления окружающей среды и природных ресурсов, в отличие от старых методов, связанных со скрытыми издержками и последствиями для внешней среды6.
Давайте посчитаем, сколько призывов к ужесточению контроля над вашей жизнью скрыл автор в одном абзаце. Мы читаем о «глубинных сдвигах во всех областях промышленности», которые ведут к тому, что «рушатся устаревшие и “ленивые” предприятия, не готовые оперативно реагировать на перемены, изменяются цепочки производства, потребления и логистики». И давайте не пропустим наглую ложь, которая заключается в том, что автор и его соратники рады разрушению устаревших предприятий.
Они сами устарели.
А все свои силы направляют на то, чтобы избежать того самого разрушения и потери власти. Они хотят быть в первом ряду, сидеть за рулем машины перемен, управлять трансформацией «цепочек производства, потребления и логистики».
Потом Шваб переходит к «общественной жизни», в которой, по его восторженному свидетельству, «смена парадигмы проявляется в том, как мы работаем, общаемся и получаем информацию, выражаем себя и развлекаемся». Давайте снова не пропустим тонкую попытку манипуляции. Автор хочет, чтобы мы думали, что эта смена уже идет. Он ведет себя, как мужчина, который настойчиво приглашает даму на ужин, а когда она соглашается, спрашивает: «А секс ты предпочитаешь до ужина или после?» Какой власти будет достаточно Швабу и его приспешникам? Что он хочет контролировать: вашу работу, общение, самовыражение, получение информации и развлечения? Остается только один непреодоленный рубеж – ваши мысли все еще только ваши, но вполне вероятно, что, когда Илон Маск закончит работу над устройством Neuro-Link[2], они и туда доберутся.
Потом Шваб переходит к институтам власти: «Одновременно с этим трансформируются правительства, системы образования, здравоохранения, общественного транспорта и многое другое». Иными словами, менее цветистыми и более понятными простому человеку, можно сказать, что они просто-напросто хотят контролировать школы, систему здравоохранения и вашу свободу передвижения. Шайке Шваба не откажешь в амбициозности.
Чего же на самом деле хочет Шваб и его соратники? Они любезно сообщают нам об этом: «Новые способы использования технологий, изменяющие наше поведение, а также системы производства и потребления, кроме всего прочего, создают потенциал для сохранения и возобновления окружающей среды и природных ресурсов». Они хотят применить новые технологии, чтобы переделать нас, а также контролировать средства производства и способы потребления. Иначе говоря, вы будете есть веганские бургеры и выращенное в пробирке мясо, когда мы скажем.
Это прозвучит не очень оптимистично, но Шваб на самом деле – плохой писатель.
И тем не менее мне кажется, что в основе этой книги лежит мастерство Шваба убеждать. Можно возразить, что любая книга пытается нас в чем-то убедить. Однако качество литературы напрямую зависит от качества мышления автора. Великолепные умы рождают великолепные книги. Самое захватывающее чтение обычно является результатом готовности автора исследовать неоднозначные и провокационные идеи, рассуждать о них с таких точек зрения, которые читатель не мог себе вообразить, пока не взял книгу в руки. Шваб же убеждает нас в своих идеях весьма неуклюже, опираясь везде на один и тот же тройственный подход.
Во-первых, использование яркого, восторженного слога, множественных повторений «посмотрите, как великолепен прогресс», пересыпанных некоторыми интересными фактами, которых читатель может не знать.
Во-вторых, упоминание некой угрозы, например, нестабильности системы, которая заставит нас почувствовать себя неуютно.
И, в-третьих, объявление, что Шваб и давосская группа знают, как этой угрозы избежать.
В риторике этот манипулятивный прием известен как «проблема-реакция-решение».
Говорят, что человеческий мозг работает не столько с фактами, сколько с историями. Когда мы слышим убедительную историю, то отвергаем или игнорируем факты, которые в нее не укладываются, и, наоборот, придаем больше значения фактам, ее подтверждающим. Швабу ОЧЕНЬ нужно дать вам убедительную историю:
Эти изменения чрезвычайно глубоки с точки зрения человеческой истории, никогда еще перед людьми не открывались такие возможности, но вместе с тем мы не встречались с угрозами такого масштаба. Однако меня очень беспокоит тот факт, что люди, принимающие решения, слишком привыкли мыслить традиционно, линейно, либо слишком загружены сиюминутными заботами, чтобы мыслить стратегически и задумываться о подрывных инновациях[3], которые определяют наше будущее7.
Умение видеть манипуляции, возможно, самый важный навык, который вы сможете развить, прочитав эту книгу. Если кто-то хочет, чтобы вы приняли СЕРЬЕЗНЫЕ перемены, он должен убедить вас, что проблема тоже ОЧЕНЬ СЕРЬЕЗНАЯ.
Шваб хочет заставить вас поверить в то, что «эти изменения чрезвычайно глубоки с точки зрения человеческой истории, никогда еще перед людьми не открывались такие возможности, но вместе с тем мы не встречались с угрозами такого масштаба». Что скажут на это уважаемые историки? Как насчет Второй мировой войны? Или Кубинского кризиса, поставившего Соединенные Штаты Америки и СССР на грань ядерной войны? Черная смерть[4] в Европе XIV века, унесшая, по разным оценкам, жизни от 75 до 200 миллионов людей?
Шваб явно преувеличивает (или прямо лжет), чтобы убедить вас в верности своих выводов. В обычной жизни, когда вам лгут, вы перестаете слушать этого человека. Но мы погрузимся еще глубже, чтобы оценить весь масштаб швабовского обмана и реальные планы давосской группы.
После явно преувеличенного заявления о беспрецедентных перспективах и жуткой угрозе Шваб переходит к развенчанию аргументов тех, кто может помешать воплощению его планов, и пишет: «Однако меня очень беспокоит тот факт, что люди, принимающие решения, слишком привыкли мыслить традиционно, линейно, либо слишком загружены сиюминутными заботами, чтобы мыслить стратегически и задумываться о подрывных инновациях, которые определяют наше будущее».
Давайте переведем это предложение с цветистого швабовского языка на человеческий. Нынешние правители слишком глупы, чтобы понять великолепие моего плана! Отойдите в сторону, смерды, и пустите меня с моим великолепным умом к управлению миром! (Добавьте демонический хохот по желанию.) Серьезно, неужели можно как-то иначе трактовать снисхождение автора, звучащее в этих словах?
Ближе к финалу предисловия Шваб описывает свое видение грядущей трансформации:
Фундаментальная и глобальная природа этой революции означает, что она затронет все страны, экономики, отрасли и всех людей. Таким образом, критически важно уделять пристальное внимание многостороннему сотрудничеству, не разделенному академическими, социальными, промышленными или государственными границами. Взаимодействие и сотрудничество должны создать позитивные, общие и обнадеживающие истории, позволяющие отдельным людям и коллективам из любой части света участвовать в них и извлекать выгоду из происходящих перемен8.
Это вам не революция, начинающаяся с «низов», с недовольного жизнью пролетариата. Это революция, которую начинают обитатели высоких кабинетов, представители буржуазии, встречающиеся на больших мероприятиях типа форума в Давосе.
И нам всерьез предлагают поверить, что эта революция совершается в интересах обычных людей? Я уверен, что обычный человек не очень хорошо понимает, о каком «многостороннем сотрудничестве» идет речь. И вряд ли, засыпая, он беспокоится о создании «позитивных, общих и обнадеживающих историй».
В своей книге я постараюсь подробно разобрать стратегию Шваба, которую он использует, чтобы с помощью «Великой перезагрузки» получить беспрецедентный контроль над вашей повседневной жизнью. Как я уже говорил, на самом деле это война за мировое господство. Это война за контроль над будущим человеческого развития и вообще над человечеством. Ее исход жизненно важен для каждого из нас. Признаюсь, в моей книге я использую сатиру и насмешки с избытком. Но это не означает, что планы Шваба и давосской группы не представляют опасности. Я искренне верю, что они вынашивают планы страшной атаки на наши свободы, и мы должны выработать лучший способ противодействия этим планам и их авторам.
На протяжении тысячелетий элита любой страны пользовалась властью уважения и почитания. Когда-то мы верили, что королевская власть дарована богом, а наши правители – высшие создания. Я использую сатиру и насмешки, чтобы показать: Шваб и его миньоны не достойны ни уважения, ни поклонения.
Наши противники – такие же люди и не превосходят нас силой или умом. Да, они облечены властью: государственной, информационной (в случае СМИ), финансовой, но в конечном счете они должны ответить перед народом.
Вам решать, ждет ли нас в будущем свобода и достаток или оковы и страдания.
Власть в ваших руках.