Лидерство – это развитие личности. Это самое личностное занятие в мире по той простой причине, что оно касается только вас и никого другого.
При всех прочих равных есть одна бесспорная лидерская компетенция, которая при должном уровне развития поможет вам стать гораздо более успешным – выдержать проверку временем и преодолеть любые трудности и преграды. Речь идет о навыке, называемом самопознание.
В контексте лидерства самопознание незаслуженно отодвигается на задний план, особенно на Западе, а у лидеров-мачо зачастую вызывает усмешку. Однако самопознание – ценнейший элемент лидерства, его фундамент. Это катализатор развития видения, решимости, умения приспосабливаться, стратегического мышления, харизмы, то есть всего традиционного набора качеств и навыков, которые делают руководителя блестящим лидером.
Прежде всего самопознание – это не самокопание и не чрезмерная поглощенность собой, а реалистичная оценка составляющих вашего «я»:
• способностей;
• недостатков;
• достижений;
• ошибок;
• мотивации;
• предпочтений;
• жизненной позиции;
• влияния на окружающих;
• пробелов в знаниях.
Понятия «самопознание» и «самонаблюдение» у кого-то могут вызвать ассоциации с самолюбованием. Разве руководитель не должен сосредоточиться на управлении командой вместо того, чтобы размышлять о себе, спросите вы. Разумеется, да. С одной оговоркой: реальная оценка ситуации поможет строить намного более эффективные взаимоотношения с другими людьми. Только через процесс самопознания вы откроете и проявите свою аутентичность – «тайный ингредиент», позволяющий добиться доверия и уважения окружающих. Если же коллеги и подчиненные знают вас лучше, чем вы сами, и намного объективнее оценивают ваши сильные и слабые стороны, рано или поздно вы утратите авторитет. В свою очередь, трезво осознавая, кто вы есть и какое влияние оказываете на других, вы станете более открытым, эмпатичным, начнете взаимодействовать с людьми, не поступаясь жизненными принципами. Самопознание предполагает не что иное, как раскрытие вашего потенциала. Возможно, эти разговоры кажутся вам излишними, но, поверьте, в них есть толк.
Онлайн-оценка действий более 2750 управленцев, проведенная компанией Korn Ferry[19], показала, что самопознание напрямую влияет на производительность и служит залогом профессионального успеха[20]. По данным другой известной консалтинговой фирмы Green Peak Partners и Школы производственных и трудовых отношений при Корнеллском университете, «высокий уровень самопознания – наиболее надежный индикатор успешности»[21]. Лидеры с высоким уровнем самопознания лучше справлялись со следующими задачами:
• работа с клиентами и бизнес-партнерами;
• понимание и реализация стратегии;
• достижение высоких итоговых результатов.
Эти руководители отнюдь не мямли: они требовали от сотрудников высокой производительности. Их действия даже в сложных ситуациях не вызывали возражений. Зная свои слабости, эти лидеры приняли разумное решение окружить себя сотрудниками, способными восполнить «пробелы». При этом без ущерба для собственного «я» они могли признать заслуги своих коллег и подчиненных.
Самопознание вознаграждается сверх всяких ожиданий, отсутствие же его сказывается негативным образом на всей компании. Дэвид Зес и Дана Лэндис проанализировали 6977 отчетов 486 публичных компаний[22]. Оказалось, что сотрудники в компаниях с низкой производительностью на 79 % чаще обладали низким уровнем самосознания, чем сотрудники компаний со стабильными показателями, «80 % руководителей не отдавали себе отчета в собственных навыках и талантах, а еще у 40 % имелись неиспользованные скрытые способности».
Сотрудники компаний, которые не могли похвастаться успехом, на 20 % хуже знали, на что они способны, чем те, кто работал в финансово стабильных компаниях. Дана Лэндис утверждает:
«Самопознание – не второстепенный навык, не приятный бонус. Это основа вашей лидерской эффективности».
Какая ирония: обладая огромной властью, большинство руководителей ни разу не уделили время тому, чтобы заглянуть в себя и понять, кто же они на самом деле! Они владеют фактами, цифрами, могут гордиться багажом внешних знаний – о своей отрасли, рыночных ноу-хау, современных технологиях. Разумеется, любой лидер должен четко понимать, как работает его бизнес. Однако без внутренних знаний, без самопознания легко перегрузить себя и сбиться с пути. Все мы не раз были свидетелями бездумных поступков, совершенных маститыми профи! Так что отмахиваться от самопознания как от «не делового», а потому не заслуживающего внимания метода, уже неразумно.
Перечислим несколько полезных советов.
• Заведите дневник и отмечайте в нем мотивы принятия тех или иных ключевых решений. Периодически возвращайтесь к записям, чтобы проанализировать эти решения / действия и их последствия. Правильными ли были ваши предположения? Не требует ли подход дополнительной корректировки?
• Фиксируйте мысли и чувства относительно тех или иных ситуаций и людей. Вам будет легче понять свои эмоции. Почему конкретный человек вызывает у вас раздражение? Почему вы всегда взрываетесь в какой-то ситуации? Есть ли в вашем поведении повторяющиеся сценарии? С этой информацией вы «перепрограммируете» мозг на более продуктивную реакцию в следующий раз.
Один из наиболее тревожных рабочих синдромов – одержимость исправлением недостатков. Руководители тратят чудовищное количество сил и бессчетные часы, дни, недели и месяцы на попытки усовершенствовать себя и коллег, а то и компанию в целом. В какой-то степени это понятно. Человеку свойственно искать проблемы и пути их решения: слабые точки, которые можно ликвидировать, ошибки, которые можно исправить, и пробелы, которые можно восполнить. Именно этих действий сотрудники зачастую ждут от руководителей, предъявляя им, гласно или негласно, огромное количество требований. Лидеры, в свою очередь, стараются оправдать возложенные на них ожидания, чтобы не разочаровать себя и других. Однако могу вас заверить: это не лучший путь к успеху и раскрытию потенциала своей команды. Люди не автомобили или компьютеры: в них невозможно заменить поврежденные детали и ожидать безукоризненной работы. К сожалению, эта аналогия не удерживает многих руководителей от попыток «тюнинга» своих сотрудников.
Без устали «исправляя» и «улучшая» себя и коллег, мы полностью упускаем из виду сильные стороны, благодаря которым люди и становятся великими. Сила рождается из наших предрасположенностей и способностей – того, что хорошо удается и доставляет радость. Эти дары уникальны и присущи нам в течение всей жизни. Каждый должен работать над тем, чтобы выявить их, развить и превратить в конкурентные преимущества. Людей нельзя починить, но их можно мотивировать, вовлечь, воодушевить и поддержать, а для этого в первую очередь следует сосредоточиться на их сильных сторонах. Если бы мне пришлось назвать свое лучшее лидерское решение за время работы в Microsoft, судьбоносный шаг, который все изменил, это, бесспорно, было бы решение работать над сильными сторонами – собственными и команды. Я искренне верю в то, что единственный способ добиться прогресса в любой отрасли или проекте – совершенствовать таланты до тех пор, пока они не превратятся в мощный актив.
Печально, что большинство корпоративных иерархий неосознанно подталкивают людей к тому, чтобы они… провалили свои задачи! Возьмем, к примеру, стандартную процедуру оценки производительности. Руководитель, как правило, приглашает подчиненного – назовем его Адамом – и обсуждает с ним, какие участки работы следует «усовершенствовать» (это модный, «причесанный» термин для обозначения недостатков). Допустим, Адам – разработчик ПО, настоящий профессионал, способный создавать продукты без сбоев и глюков, которые удовлетворяют требованиям пользователей. Он также эксперт по целому ряду сложных вопросов программирования. Адам блестяще справляется со своей работой, и его босс считает, что Адам должен провести серию презентаций для потенциальных клиентов и членов совета директоров. Единственная проблема: у Адама весьма слабые навыки презентации, к тому же он сильно нервничает во время публичных выступлений. Вывод: Адаму нужно пройти тренинги по презентациям и публичным выступлениям.
Несмотря на то что Адам не проявляет особого энтузиазма и вообще не годится для этой роли, боссом движут благие намерения, ведь он открывает перед своим сотрудником новые возможности и помогает развиваться. В ходе беседы и Адам загорелся желанием получить признание широкой общественности. Он мужественно проходит обучение и прилагает колоссальные усилия, чтобы научиться делать презентации на «адекватном» уровне. Втянувшись в процесс, Адам пропадает на встречах с клиентами и менеджерами и устраивает презентации, будем откровенны, весьма посредственные. При этом он все меньше времени уделяет тому, что у него действительно получается и доставляет ему удовольствие! Видите, что не так? Сосредоточив внимание на преодолении слабых сторон Адама, босс игнорирует его таланты и превращает его в того, кем он, по сути, не является.
Примерно та же история часто происходит с повышением. Сотруднику, который обладает блестящими техническими или креативными компетенциями в своей области и хочет продвинуться в компании, поручают совершенно другие задачи. Рассмотрим следующий пример: Лора, эксперт по разработке творческих маркетинговых кампаний с настоящим даром угадывать чаяния потребителей, получает повышение и становится директором по маркетингу. Поначалу она в восторге, но вскоре понимает, что новая должность требует совершенно других навыков. Лора не так уж хорошо справляется с составлением отчетов, бюджетов, мониторингом проектов, а без этого директору никуда. Можно предположить, что добросовестная Лора займется ликвидацией недостатков, а ее врожденные, но не востребованные в новой ситуации таланты со временем зачахнут. Это типичная ошибка многих из нас: мы направляем все внимание и энергию на развитие слабых сторон, а таланты и преимущества принимаем как должное. Между тем для таких специалистов, как Лора, намного эффективнее строить карьеру в рамках конкретной роли, которая соответствует ее талантам и дает возможность совершенствоваться, вместо того чтобы превращаться в кого-то другого. В конце концов, отвертка никогда не станет хорошим молотком, и наоборот. Всем нам нужно понять, какие инструменты есть в нашем арсенале, и научиться использовать их по назначению.
Когда сотрудников вынуждают игнорировать свои таланты и бороться с недостатками, вылезает целый сонм проблем с продуктивностью и производительностью. В 2013 году Gallup провел глобальное исследование на тему вовлеченности сотрудников (насколько их деятельность позитивна и продуктивна)[23]. Это исследование показало, что около 87 % работников… не чувствуют никакой вовлеченности на рабочем месте.
Во всем мире и во всех отраслях большинство людей ходят на работу для галочки. Они не интересуются клиентами, продуктивностью, прибылью, безопасностью, миссией, целью или чем бы то ни было и просто убивают время до очередного перерыва или окончания рабочего дня. Активно невовлеченные сотрудники в той или иной степени причиняют вред компании. Они отнимают у руководителя огромное количество времени; у них больше аварий, дефектов качества; они чаще прогуливают и порой выводят из себя коллег. Они регулярно не выполняют поставленные задачи и устраивают кризис за кризисом. Некоторые из них даже портят качественную работу вовлеченных сотрудников, например подрывая инновационные инициативы, разрушая отношения с новыми клиентами или препятствуя реализации найденного ценой огромных усилий решения проблемы. Страшная картина для любого руководителя. Причина такого положения дел чаще всего одна: активно невовлеченные и неудовлетворенные сотрудники обычно занимают должности, не соответствующие своим способностям и навыкам. Люди всегда сопротивляются тому, что им не нравится.
• ненавидят ходить на работу;
• взаимодействуют с коллегами чаще негативно, чем позитивно;
• плохо относятся к клиентам;
• рассказывают друзьям, в какой ужасной компании работают;
• регулярно выполняют меньше задач, чем нужно;
• переживают меньше позитивных и творческих моментов.
Десятилетия исследований Института Гэллапа демонстрируют наличие тесной связи между уровнем вовлеченности / удовлетворенностью сотрудников работой и максимизацией их усилий. Исследователи также выяснили, что люди, у которых есть возможность сосредоточиться на своих сильных сторонах[25]:
• в шесть раз больше вовлечены на работе;
• в три раза чаще выражают удовлетворение качеством своей жизни.
• с радостью идут на работу;
• взаимодействуют с коллегами чаще позитивно, чем негативно;
• лучше относятся к клиентам;
• рассказывают друзьям, что работают в прекрасной компании;
• ежедневно выполняют больше задач;
• переживают больше позитивных и инновационных моментов.
Руководители должны обдумать эти данные. Если человеку удается конкретная деятельность, скорее всего, она ему по душе. Такой сотрудник охотно согласится совершенствовать свои навыки, приложит больше усилий для понимания сути своей деятельности и найдет новые, более эффективные способы достичь цели. Для него будут характерны высокая степень ответственности и меньше проблем производительности.
Как все вышесказанное влияет на итоговую прибыль компании?
Исследование консалтинговой фирмы Watson Wyatt, охватившее 115 компаний, показало, что финансовые результаты компаний с высокой вовлеченностью сотрудников в четыре раза превышают результаты компаний с низкой вовлеченностью[27]. Вовлеченные сотрудники более чем в два раза чаще демонстрировали наилучшие показатели индивидуальной производительности. Результаты работы почти 60 % из них превзошли или значительно превзошли ожидания начальства. Аналогично, по данным исследования 50 транснациональных компаний, проведенного крупной консалтинговой компанией Towers Perrin-ISR, за период 12 месяцев компании с высоким уровнем вовлеченности превзошли компании с менее вовлеченными сотрудниками по трем ключевым финансовым критериям[28]:
• операционный доход;
• темпы роста чистого дохода;
• доход на акцию.
И это еще не все. Проведя исследование 64 компаний, Kenexa обнаружила, что годовая прибыль тех, кто попал в верхний квартиль по вовлеченности, в два раза больше годовой прибыли нижнего квартиля даже с учетом размера этих компаний[29]. Высокововлеченные компании также приносили в семь раз больше дохода акционерам в течение пятилетнего периода, чем компании с менее вовлеченными сотрудниками.
Эти удивительные факты говорят о том, что акцент на сильных сторонах – вполне разумная бизнес-стратегия. Как руководитель вы должны приложить максимум усилий к развитию талантов сотрудников. Рассматривая каждого как уникальную личность, вы добьетесь невероятной продуктивности. Одни люди – прирожденные аналитики; у других хорошо развиты навыки общения; третьи – первоклассные продавцы; четвертые – непревзойденные организаторы. Подберите им соответствующие задачи или должности, позвольте делать то, что у них получается лучше всего. Чем больше люди применяют свои уникальные способности в жизни, тем они счастливее. Когда 577 участникам исследования предложили выбрать свой «уникальный талант» и использовать его каждый день по-новому в течение одной недели, у них улучшилось настроение и уменьшились проявления депрессии по сравнению с контрольной группой[30]. Более того, эти результаты сохранялись даже спустя шесть месяцев.
Исследования Gallup доказывают: сосредоточенность на собственных талантах оказывает удивительно благотворное влияние на здоровье. Чем больше люди опираются в работе на свои сильные стороны и делают то, что лучше всего получается, тем реже они испытывают тревогу, стресс, гнев, грусть или физическую боль и тем чаще чувствуют прилив энергии, улыбаются и смеются, узнают что-то интересное и пользуются авторитетом у окружающих[31].
Люди, у которых есть возможность использовать свои таланты на работе, не только успешнее в плане продуктивности и результативности; они намного более счастливые и здоровые.
Какой вывод из этого следует?
Первоочередная задача руководителя – помогать сотрудникам развивать свои способности. Уважая и высоко оценивая их потенциал, вы пожнете плоды в виде преданности, счастья и креатива. Я не говорю, что нужно выбросить из головы финансовые результаты, продуктивность, удовлетворенность клиентов или любые другие многочисленные бизнес-вопросы, с которыми вам приходится сталкиваться. Одно не исключает другого. Крупнейшие компании, такие как Facebook, Microsoft, 3M и Google, внедряют лидерские принципы, основанные на развитии талантов и сильных сторон персонала, а также предлагают сотрудникам проекты и идеи, которые соответствуют их способностям и отвечают их стремлениям[32]. Руководство этих компаний понимает, что блестящие результаты возможны, только если позволить людям развивать свои таланты креативным способом, доставляющим радость и удовольствие. Это намного важнее престижной должности или бонусов. Когда у ваших подчиненных есть возможность жить и работать, что называется, по максимуму, прибыль и успех компании гарантированы.
Кто сказал, что нужно быть всесильным, чтобы стать выдающимся лидером? Блестящие руководители не притворяются, что знают все, и не пытаются преуспеть во всем. Они признают свои слабые места, недостатки, но не зацикливаются на них. Они понимают: лучше быть авторитетом в одной или двух областях, чем посредственностью по целому ряду вопросов. Слабости сложно или даже невозможно развивать – необходимы колоссальные усилия, чтобы превратить их в плюсы. Намного легче (и рациональнее) усовершенствовать свои таланты. И то и другое принесет миру пользу, но отдача будет совершенно разная. Работа над недостатками поможет исправить их до той степени, что они перестанут мешать, однако, постоянно пребывая в режиме самосовершенствования, вы вряд ли добьетесь результатов планетарного масштаба. Это ненадежный метод. Сильные стороны открывают новые возможности для роста. Умные руководители предпочитают сосредоточиться на развитии персонального ВВП. Разумеется, если слабые стороны пагубно влияют на лидерские качества, вам не обойтись без «ремонтно-восстановительных работ» и корректировок, однако это не повод отказаться от развития и совершенствования талантов.
Вспомните лидеров, которыми вы восхищаетесь. Готов поспорить, что, несмотря на все их таланты, они наверняка не самые умные и технически подкованные управленцы в своей области. Их называют звездами за особую манеру работы с людьми и за способность к удивительным свершениям. Дэниел Гоулман, автор революционной книги «Эмоциональный интеллект»[33], обнаружил, что, хотя личный стиль лидеров значительно различается – кто-то громогласный и шумный, кто-то сдержанный, кто-то напористый, кто-то эксцентричный, – всех их роднит одно важное качество. Это таинственное качество – отнюдь не IQ (коэффициент интеллекта), а EQ (эмоциональный коэффициент), или эмоциональный интеллект[34].
Долгое время IQ оставался единственным индикатором преуспевания в работе и жизни. Этот критерий оценивает общий интеллект исключительно в рамках стандартного набора логических способностей: рассуждение, внимание, память, предрасположенность к математике и пространственное восприятие. Однако, проштудировав массу академических исследований, Гоулман сделал неожиданный вывод: IQ учитывает лишь 4–10 % факторов, определяющих профессиональный успех. Да-да, именно так! IQ влияет на выбор профессии в качестве «минимального требования», но после отметки в 115 баллов теряет ценность и не дает никаких особых преимуществ. Жаль вас разочаровать, но даже если ваш IQ достиг супергениального уровня 170 и выше, для будущего успеха в профессии этого недостаточно. Намного более важны такие качества, как:
• воображение;
• самооценка;
• сознательность;
• интуитивное мышление;
• оптимизм;
• любопытство;
• адаптируемость;
• эмпатия;
• радость;
• умение видеть общую картину;
• социальные навыки.
Умение мыслить и действовать логически – это, бесспорно, все еще полезное качество, однако оно не слишком пригодится в ваших лидерских амбициях. Посмотрим правде в глаза: мы живем в XXI веке, и все, что можно автоматизировать, либо уже автоматизировано, либо скоро будет автоматизировано. Новые революционные технологии и алгоритмы забрали себе львиную долю нашего аналитического мышления и процедур (и помогли ко всему прочему повысить эффективность), но вряд ли заменят истинно человеческое – заботу, креатив, культуру, построение отношений, социальные навыки и эмпатию – или смогут имитировать уникальное сочетание талантов, которое отличает каждого человека. Как утверждает бизнес-писатель Дэниел Пинк, в ближайшие годы лидеры будут выделяться умением «мотивировать людей, строить отношения и заботиться о других»[35]. Речь идет об эмоциональном интеллекте. Его сложно скопировать. Вы приятно удивитесь, увидев, насколько ваш эмоциональный интеллект помогает решать лидерские задачи, даже строго логические – от устранения проблем и принятия решений до рассуждения и анализа. При должном совершенствовании эмоциональный интеллект выведет вас в 10 % лучших лидеров отрасли и обернется достижениями для вас, ваших сотрудников и всей компании. Обратите внимание на пять компонентов эмоционального интеллекта:
• Самопознание: знать и понимать свои эмоции и степень их воздействия на окружающих (наличие уверенности и чувства юмора, осознание того, какое впечатление вы производите на других).
• Самоконтроль: контролировать эмоции (сознательность, ответственность за свои поступки, гибкость, воздержанность от необдуманных поспешных решений).
• Мотивация: мотивировать себя конкретными способами (инициативность, стремление выполнить задачу, упорство в преодолении трудностей).
• Эмпатия: чувствовать и понимать эмоции окружающих (восприимчивость к чувствам и переживаниям других людей, умение предугадывать чужие потребности и реагировать на них, отказ от участия в офисных интригах).
• Социальные навыки: строить отношения и продуктивно влиять на эмоции других людей (умение слушать и общаться, способность вести за собой и вдохновлять, разрешать сложные ситуации с помощью навыков убеждения и переговоров).
Если при чтении этих строк в вашей памяти всплывают случаи, когда вы теряли самоконтроль, позволяли событиям взять над вами верх и теряли терпение, не отчаивайтесь. Эмоциональный интеллект – не статичное явление. В отличие от IQ, его уровень не фиксирован на всю оставшуюся жизнь, его можно развивать.
Вдохновляющее лидерство требует способности «читать» людей, точно понимать свои эмоции и управлять ими, а также эффективно общаться и адаптироваться. Умение контролировать свои мысли и привычки – критически важный фактор, как и четкое понимание своих сильных сторон по каждому из пяти компонентов. К счастью, стратегии, описанные в этой книге, в основном нацелены как раз на развитие эмоционального интеллекта в рамках интегрированного подхода к лидерству.
Чтобы определить свой эмоциональный интеллект, попробуйте ответить на следующие вопросы:
• Насколько хорошо вы контролируете себя?
• Понимаете ли вы свои эмоции?
• Можете ли вы концентрировать внимание и не отвлекаться?
• Умеете ли вы адаптироваться?
• Насколько хорошо вы знаете свои сильные и слабые стороны?
• Осознаете ли вы, когда эмоции мешают или, наоборот, помогают вам мыслить?
• Способны ли вы контролировать свою реакцию на события?
• Сохраняете ли вы оптимизм, когда другие теряют надежду?
• Насколько эффективно вы выстраиваете отношения?
• Знаете ли вы, как ладить с людьми?
• Даете ли обратную связь, наставляете, консультируете?
• Понимаете ли вы эмоции и настроение окружающих?
• Вызываете ли вы доверие у людей?
• Понятно ли ваше видение другим людям?
• Выстраиваете ли вы близкие взаимоотношения?
• Вы командный игрок?
Если вы ответили утвердительно на большинство вопросов, то, скорее всего, у вас высокий EQ. Люди с высоким эмоциональным интеллектом ладят с эмоциями и проявляют зрелость в поведении и суждениях. Они также принимают во внимание эмоции других людей, реагируют на них соответствующим образом и благодаря своей чуткости намного успешнее развивают и используют таланты членов своей команды, создавая предпосылки для процветания бизнеса.
Перечисленные вопросы не являются полноценным анализом EQ – скорее они призваны побудить вас к самоанализу. Тем, кто хотел бы провести полную оценку своего EQ, рекомендую следующие научно обоснованные, надежные инструменты:
• Тест эмоционального интеллекта Мейера – Сэловея – Карузо.
• Опросник на эмоциональную и социальную компетентность (ESCI)[36].
• Карта эмоционального интеллекта Essi System[37].
Великих лидеров отличает не отсутствие слабостей и недостатков, а наличие ярко выраженных преимуществ.
Общеизвестно: знание – это сила. Вдохновляющий лидер должен знать свои сильные стороны – это обязательное требование и фундамент счастливой, успешной жизни и процветания бизнеса. Ваши таланты – важный источник мотивации, позволяющий руководить людьми (в свою очередь, раскрывая и их таланты) и менять мир к лучшему. Помните: у каждого есть врожденные способности и склонности. Ваша основная задача как руководителя – раскрыть их и обеспечить сотрудникам такие условия, при которых они смогут максимально проявить свой потенциал.
Однако прежде чем использовать сильные стороны, нужно их найти. С помощью самоанализа сделать это будет проще.
Существует множество инструментов, психометрических тестов и моделей, выдающих надежные результаты без чрезмерных усилий с вашей стороны. Давайте коротко рассмотрим самые, на мой взгляд, ценные из них. Начнем с моего излюбленного инструмента – опросника StrengthsFinder 2.0.
StrengthsFinder 2.0, разработанный Институтом Гэллапа, помогает выделить пять основных талантов. По определению, таланты – это повторяющиеся паттерны мышления, чувств и поведения, которым можно найти продуктивное применение[38]. Наши таланты помогают нам понять, кто мы такие. Они:
• характеризуют нас;
• влияют на наш выбор;
• направляют наши действия;
• объясняют, почему одно удается нам лучше, чем другое;
• помогают отфильтровывать работу;
• несут в себе колоссальный потенциал.
Принцип StrengthsFinder 2.0 заключается в том, что самые большие возможности для роста связаны с доминирующими способностями, которые и нужно развить дополнительными знаниями, навыками и практикой. Я большой поклонник этого инструмента и искренне рекомендую воспользоваться им. Уверен: результаты вас удивят. Вот, к примеру, пять моих сильных сторон:
1. Стремление к максимальному результату: настрой на высокие стандарты, совершенство; желание развивать способности.
2. Стратегическое мышление: выявление паттернов и проблемных областей; умение разгребать завалы и находить оптимальный путь; склонность задавать вопрос «что, если?», делать выбор.
3. Общение: реализация идей; умение сформулировать мотивирующие слоганы; я хороший собеседник и «презентатор».
4. Футурист: мечтатель – «было бы хорошо, если?..»; воодушевляюсь возможностями, которые несет будущее; вдохновляю других видением будущего.
5. Активатор: акцент на действиях – «когда приступаем?»; умение выполнять задуманное; часто нетерпеливость.
Подробнее см. www.strengthsfinder.com.
Одно из лучших выступлений в моей жизни состоялось на конференции Европейской ассоциации международного образования (EAIE) в 2014 году, в которой участвовали более 5000 делегатов. Рассказывая о принципах работы, я выстроил презентацию на трех своих ключевых преимуществах – стратегии, коммуникации и футуристических склонностях (видение). Я говорил о природе современной системы образования и бизнеса, перемежая выступление юмористическими историями, выкладками из наиболее интересных исследований и практическими примерами (навык общения). Я рассказывал о блестящих возможностях будущего, которые откроются, если мы сосредоточимся на своих сильных сторонах и высоких целях, а также о том, какую важную роль играют лидеры, вдохновляющие людей четким, привлекательным видением (футуризм). Я также обозначил стратегии достижения этих задач с помощью образовательных технологий, индивидуального обучения, глобальной связи и эффективной командной работы. В конце, к моей большой радости, зал аплодировал стоя. Мой триумф стал возможен благодаря грамотному использованию талантов.
Еще один интересный бесплатный онлайн-инструмент называется «Ценности в действии» (www.viacharacter.org). Он акцентирует внимание на уникальных преимуществах (в отличие от навыков и интересов), ключевых характеристиках личности, которые стимулируют вовлеченность и формируют ваше мышление, чувства и поведение.
Хотя этот опросник не разрабатывался специально для выявления талантов, он станет эффективным инструментом самоанализа и оценки качеств. Он применяется в компаниях по всему миру и оценивает поведенческие склонности по четырем областям:
• Экстраверсия или интроверсия (E или I): как вы даете / получаете энергию или фокусируете свое внимание. Вам комфортнее находиться среди людей или в одиночестве?
• Здравый смысл или интуиция (S или N): как вы предпочитаете собирать / использовать информацию. Полагаетесь ли вы на свои пять органов чувств или в основном прислушиваетесь к интуиции?
• Мышление или чувства (T или F): как вы принимаете решения (головой или сердцем). Вы больше полагаетесь на логику или на чувства (ваши или других людей) в процессе принятия решений?
• Суждение или восприятие (J или P): как вы руководите своей жизнью и общаетесь с окружающим миром. Вы хорошо организованный человек и любите все планировать? Или вам нравится быть гибким и открытым самым разным вариантам?
После тестирования ваши основные предпочтения будут суммированы, и вы получите персональный тип личности в виде причудливого акронима из четырех букв, например ENTP или ISFJ[39]. Каждый тип имеет свои сильные и слабые стороны. Их внимательное изучение позволит вам понять, что помешает продуктивности, а что усилит ее.
Подробнее на www.myersbriggs.org.
Модель DISC – еще одна система личностного профиля, которая стремительно набирает популярность. Она оценивает людей по четырем поведенческим стилям: доминирование (Dominance), влияние (Influence), стабильность (Steadiness) и осознанность (Conscientiousness). Таким образом, несложно понять, откуда взялась аббревиатура DISC!
Подробнее см. на www.discprofile.com.
Realise2 – инструмент оценки сильных сторон личности, разработанный Центром прикладной позитивной психологии и призванный помочь выявить четыре отдельные категории вашего профиля: осознанные таланты, неосознанные таланты, приобретенное поведение и слабости. Модель также предлагает рекомендации по:
• мобилизации осознанных талантов;
• максимизации неосознанных талантов;
• сдерживанию приобретенных типов поведения;
• минимизации слабостей.
Подробнее см. на www.cappeu.com.
Инструменты, подобные StrengthsFinder 2.0, как нельзя лучше подходят для поиска сильных сторон, однако не дают ответы на все вопросы. Увы, мы не всегда способны проникнуть в глубину своей личности, и некоторые психологи сомневаются в надежности наших суждений о собственных преимуществах и недостатках[40]. Если вам нужен действительно объективный взгляд на ваши сильные стороны, поинтересуйтесь мнением окружающих. Взглянув на себя их глазами, вы узнаете много нового. Чаще всего информация от других подтверждает самооценку и помогает усилить свои преимущества и добиться максимального результата.
Как использовать мнение других людей для выявления своих способностей? Перечислим несколько простых методов.
Обратная связь «360 градусов» – формальный процесс оценки навыков и поведения с помощью различных источников – ваших коллег, начальства, подчиненных, поставщиков и клиентов. Для получения детальной картины целесообразно привлечь респондентов вне работы, например друзей и родственников. За счет огромного количества разносторонней информации этот метод может стать самым конструктивным инструментом лидерского развития. С его помощью легко определить области, в которых, по мнению окружающих, у вас больше всего преимуществ, а также слабые стороны. Я активно использовал его во время работы в Microsoft.