Посредственных лидеров называют управленцами, выдающихся лидеров – потрясающими людьми.
Вы самородок, явление уникальное и оригинальное, пора перестать равняться на других! Сегодняшний мир одержим слабостями. Люди, компании и даже государства убеждены, что единственный способ достичь успеха – это исправить ошибки и недостатки. Чем все и занимаются, пытаясь приблизиться к образу идеального лидера. На мой взгляд, это величайшая иллюзия нашего времени и чудовищная растрата ценнейшего из доступных ресурсов – талантов.
Путь лидера к победе предполагает использовать преимущества, а не корректировать недостатки. Десятилетиями – и даже веками – мы неверно понимали феномен лидерства. Мы подвергли его тщательному анализу, классифицировали, разложили по полочкам и переработали множество раз. Объявили искусством и превратили в предмет научного исследования. Придумали семь золотых правил, 21 закон и вдобавок еще 50 эффективных привычек, призванных разжевать понятие лидерства и объяснить, как воспитать тех, кто пригоден к этой роли. По мнению представителей американской бизнес-школы Уоррена Бенниса и Берта Нануса, существует не меньше 850 определений этого термина![1] Не буду перечислять их здесь – желающие найдут информацию в Google. Все эти годы эксперты втискивали понятие лидерства в стандартную упаковку, хотя на самом деле оно чрезвычайно разнообразно, разнокалиберно и разнопланово. Общество диктует стандарты, но не пытайтесь переделать себя под них, напротив, сосредоточьтесь на том, чтобы стать самим собой. Стабильный долгосрочный успех приходит к командам, чьи руководители раскрывают свой потенциал, а не тратят время и силы на то, к чему не лежит душа.
Я работаю в бизнесе более 24 лет (из них 22 года в хайтек-гиганте Microsoft) и не раз наблюдал, что «счастью» в корпоративном мире не придают большого значения. Лидерство, как правило, ассоциируется с производительностью, продуктивностью и прибылью, но это следствие талантливого управления, а не предпосылки. Ощущение же счастья меняет все. Успех достигается намного легче при страстной увлеченности своим делом и удовлетворении местом работы. Вдохновляющее лидерство предлагает другой, более эффективный способ добраться до вершины горы, наслаждаясь процессом. Вдохновение приносит с собой видение, уверенность, аутентичность, энергию, харизму, креатив, наделяет действия смыслом и переносит нас от посредственности к совершенству. Я предлагаю читателям простую модель лидерства, которая выявляет, взращивает и стимулирует самое важное – 4П вдохновляющего лидерства. Инструменты, процесс и техника призваны помочь любому лидеру, от новичков до признанных мэтров, на любом этапе карьеры. Не думайте, что книга написана исключительно для руководителей компаний из списка FTSE100[2], – работа главы гигантского конгломерата и владельца малого бизнеса строится по одним и тем же принципам. Вы можете быть духовным лидером, заниматься технологиями, возглавлять спортивную команду или просто самосовершенствоваться, – неважно. Модель 4П пробудит ваш лидерский потенциал, выявит способности, позволит присмотреться к себе и окружающим и справиться с любыми трудностями. А главное – вы узнаете, как вам, вашим коллегам и компании подняться на новую вершину успеха и счастья. Маленькая ремарка: производительность не входит в эту четверку!
Наш мир помешан на инновациях и фантастических скоростях развития. Лидеры стараются изо всех сил, взваливая на себя колоссальную ответственность, пока экономику трясет от изменений. Нужно столько всего сделать, провести массу встреч, принять множество решений! Я знаю, с чем сталкиваются руководители и как велико искушение ограничиться краткосрочными победами, позволяющими быстро заработать репутацию успешного человека.
Признаюсь, в первые годы работы в Microsoft я и сам был серьезно озабочен Производительностью. Мне посчастливилось учиться у величайших предпринимателей и мыслителей со всего мира, в том числе Майка Ками (стратегия), Филипа Котлера (маркетинг), Эдварда де Боно (креатив) и Тони Бьюзена (навыки мышления). Я посещал программы развития в лучших цитаделях бизнеса – Гарварде, Уортоне и Лондонской школе экономики, и мне не терпелось применить новообретенные знания на практике, сделать что-то грандиозное. Не забудьте, что у меня перед глазами был фантастический пример для подражания в лице основателя и вдохновителя Microsoft Билла Гейтса, одного из самых успешных людей на планете. Он научил меня видеть возможности там, где другие видят проблемы, и помог выявить таланты стратега и коммуникатора, немало способствовавшие впоследствии моему профессиональному росту. В подразделении Microsoft по Центральной и Восточной Европе я выбрал амбициозный путь. Чтобы повысить производительность команды и уровень мотивации сотрудников на капризном европейском рынке, я демонтировал существовавшую систему менеджмента и внедрил новую, опирающуюся на природные таланты. Я пошел ва-банк – и выиграл! Несгибаемая уверенность и суперэффективная команда позволили мне добиться настоящего триумфа: регион Центральной и Восточной Европы стал самым производительным для Microsoft в мире, каким и оставался четыре года подряд, когда компания была крупнейшим эмитентом фондовой биржи. Я читал лекции в престижных университетах, выступал на бизнес-форумах в 42 странах на четырех континентах.
Но фортуна, как известно, переменчива. Я загнал себя и команду в чудовищную ловушку производительности. Я был уверен, что круглосуточные стресс и суета – неотъемлемая часть жизни топ-менеджера и что ради успеха приходится жертвовать собственным здоровьем и семейным благополучием. Прошел не один год работы на экстремальных скоростях, прежде чем я выдохся – до такой степени, что попал в психиатрическую больницу. (Не исключаю, что кто-то из читателей этих строк тоже находится сейчас на грани срыва.) Судьбоносный момент настал, когда я преодолел ограниченное видение и взглянул на проблему шире. Производительность – не конечная цель; есть вещи поважнее. Самопознание и консолидация собственного опыта дали мне понять: чтобы стать выдающимся лидером, необходимо только одно:
Разумеется, лидер должен стремиться к победам. Ведущий американский специалист по личностному успеху и бизнес-развитию Брайан Трейси четко обозначил: «Главная задача лидера – добиться результатов»[3]. Вопрос в том, какой ценой. Нельзя превращать себя и свою команду в рабов успеха. Погоня за очередной победой не должна приводить к выгоранию. Производительность, конечно же, важный показатель, но не мешало бы задуматься и о человеческом факторе. Не побоюсь утверждать, что «человечный» аспект лидерства заслуживает первостепенного внимания.
Исследование Института Гэллапа 2015 года, охватившее 7272 работника американских предприятий, показало, что 50 % респондентов уволились из-за начальства, надеясь тем самым изменить жизнь к лучшему[4]. Неэффективные руководители «достают» микроменеджментом, отсутствием заботы и обратной связи, неумением выстроить конструктивные отношения и вдохновить на трудовые подвиги, вынуждая сотрудников покидать компанию. При измерении вовлеченности персонала влияние топ-менеджмента оценивается не менее чем в 70 %. Квалифицированные сотрудники ищут не просто работу, а смысл и цель жизни и удовлетворение от достижения результатов. Этот ключевой набор могут обеспечить лидеры, которые четко видят стратегию развития, сами подают положительный пример и ценят членов команды, помогая им расти и совершенствоваться. Из этого же отчета следует, что сотрудники, чьи боссы проявляют высокую вовлеченность в работу, на 59 % чаще вовлечены сами.
Так что ваше счастье тоже имеет значение!
Лидеры часто сбиваются с пути (неважно, идет речь о самоорганизации или управлении командой), когда:
1. Фокусируются на слабостях, а не на талантах. Руководители, неверно понимающие задачу, тратят ценное время, средства и силы на борьбу с промахами, вместо того чтобы раскрывать и использовать свои способности и способности подчиненных. Результат – невовлеченная и неудовлетворенная команда. Вдохновляющие лидеры поступают иначе. Они добиваются успеха благодаря своим «фирменным талантам», позволяя другим членам команды восполнить пробелы. Более того, они поощряют окружающих действовать по тому же принципу.
2. Игнорируют значение мечты. Лидеры должны любить то, чем занимаются, и действовать целенаправленно. В противном случае можно с тем же успехом бросить все и пойти домой. Руководитель, который понимает, что им движет, способен вдохновить других, наладить эмоциональную связь с командой и обозначить направление. Выдающиеся лидеры создают образ будущего, который воодушевляет людей и наполняет их работу и жизнь особым смыслом.
3. Управляют временем, а не энергией. Некоторые лидеры до отказа забивают еженедельники различными мероприятиями, полагая, что распоряжаются временем с максимальной пользой. На поверку же оказывается, что они бездумно растрачивают силы и рассеивают внимание, приближаясь к профессиональному выгоранию. Энергия – возобновляемый ресурс, в отличие от времени. Лидеры должны подать правильный пример командам: отказаться от истощающего силы стиля руководства и найти способы «подзарядки батареек» – физически, психологически, эмоционально и духовно.
4. Ставят успех выше счастья. Руководители, сосредоточенные исключительно на осязаемых достижениях (деньгах и количественных показателях), игнорируют более глубокие взаимосвязи и задачи, влияющие на долгосрочный успех и счастье. Прибыль и престиж – достойные цели, однако одна из важнейших привилегий лидерства – возможность изменить мир к лучшему. Выдающиеся лидеры руководствуются искренним желанием помочь другим – клиентам, команде, сообществу и обществу в целом. Алчный и жестокий босс рано или поздно утратит уважение и любовь своих подчиненных.
Позитивная психология играет значительную роль в лидерстве и выстраивании доброжелательных отношений с командой. Не усмехайтесь, речь идет не о псевдонаучных «советах по самосовершенствованию», заполнивших все каналы информации. Позитивная психология не призывает надевать фальшивую улыбку или розовые очки во время общения с коллегами. Позитивная психология – это взращивание мышления и корпоративной культуры, которые, как показывает опыт, приводят к успеху и высоким достижениям.
В 1998 году Мартин Селигман, комментируя свое назначение президентом Американской психологической ассоциации, заявил, что настало время провозгласить новую эру психологии, которая займется светлой стороной жизни. Он распахнул двери для исследования всего, что делает человека счастливым и удовлетворенным, а не только того, что вызывает стресс и депрессию. Так родилась позитивная психология. Как ни странно, на момент заявления Селигмана исследования патологий соотносились с исследованиями позитивных аспектов жизни в пропорции 17:1. Другими словами, на каждое исследование о счастье и положительных эмоциях приходилось 17 исследований, посвященных депрессии и расстройствам психики[5]. Позитивная психология изучает то, что «способствует достижению счастья и делает жизненный опыт более удовлетворительным»[6]. Она перемещает внимание со слабостей на «сильные стороны и стремится раскрыть природные способности человека»[7]. Позитивная психология выходит за рамки наивных «белых и пушистых» советов от гуру позитивного мышления и предлагает конкретные, проверенные пути к вовлеченности и самореализации. Это же наука, в конце концов!
Благодаря активным исследованиям в этой многообещающей новой области стало очевидным: те, кто на первое место ставит счастье, добиваются фантастических результатов. До недавнего времени считалось, что карьера и деньги, заработанные изнурительным трудом, и есть счастье. Но будь это правдой, каждый амбициозный человек с высокооплачиваемой работой, пафосной машиной и гламурным образом жизни был бы счастлив, причем пожизненно. В реальности же очередная веха (получение наследства, диплома, рост зарплаты) лишь отодвигает финишную прямую, а вместе с ней и счастье. Люди гонятся за финансовым успехом как главной целью жизни, чтобы со временем обнаружить: он не приносит стабильного благополучия. Исследование 2005 года окончательно похоронило концепцию «успеха как источника счастья». Методами поперечных срезов[8], лонгитюдным[9] и экспериментальным психологи Соня Любомирски, Лора Кинг и Эд Динер выяснили: большинство из тех, кто добился успеха, были счастливы еще до его достижения[10]. Итак, формула работает в обратном порядке: счастье порождает успех, тогда как внешний успех далеко не всегда приносит внутреннее ощущение счастья. Счастье и производительность идут рука об руку.
Исследование счастья и оптимизма в отношении работы перевернуло деловой мир с ног на голову. Руководители, которые игнорируют это открытие (подобно тому, как еще недавно игнорировали коллаборативную, партисипативную и трансформационную модели управления[11]), упускают удивительную возможность ускорить рост своих компаний. Зато для генеральных директоров, менеджеров, супервайзеров и предпринимателей, открытых новому, эти подходы ознаменовали долгожданное перерождение устаревшей командно-административной формы управления, при которой лидер представлял собой единоличного правителя, деспота, обосновавшегося в башне из слоновой кости, а сотрудники – роботов, беспрекословно и автоматически выполняющих любые его указания. При автократическом стиле управления («начальник всегда прав») авторитет руководителя держался исключительно на страхе или в лучшем случае пассивном непротивлении. Но сегодня на тактике запугивания далеко не уедешь. Бизнес стремительно меняется, что не проходит без стресса и негатива, и в то же время назревает необходимость помочь сотрудникам максимально улучшить качество жизни, направить их усилия и стимулировать продуктивность – затем, чтобы сделать их счастливыми. Счастливым сотрудникам не нужно давать указаний, они чаще достигают успеха и высокой производительности. Позитивный подход, опирающийся на самосознание, способности, наслаждение работой, смысл, цель и доброту, позволит руководителям добиться необходимых результатов через мягкую поддержку и сотрудничество.
Счастье сотрудников напрямую связано с итоговыми результатами работы. Это факт! Взаимозависимость позитива и производительности была доказана не одним исследованием. В своем метаанализе 225 академических исследований психологи Соня Любомирски, Лора Кинг и Эд Динер обнаружили, что удовлетворенность жизнью приводит к успешным бизнес-результатам[12]. Позитивное мышление дает следующие преимущества:
• на 23 % повышает энергию в условиях стресса;
• на 31 % повышает продуктивность;
• на 37 % повышает уровень продаж;
• на 40 % повышает вероятность продвижения по карьерной лестнице;
• в три раза повышает креатив.
Экономисты Уорикского университета обнаружили в 2014 году, что ощущение счастья на 12 % повышает продуктивность, а недовольство снижает ее на 10 %[13]. Специалисты Лондонского института лидерства и менеджмента (ILM) пришли к выводу, что ощущение счастья передается от одного сотрудника к другому, по всем подразделениям компании, от руководителей к их командам, и наоборот[14]. Счастье усиливает чувство независимости и благополучия, которое, в свою очередь, стимулирует лидеров к дальнейшим достижениям и продлевает полосу везения. Оберегая счастье своих команд, лидеры могут повышать производительность и продуктивность в масштабах всей компании.
Некоторые авторитетные работодатели – тяжеловесы в своих отраслях – вникли в суть «фактора счастья» довольно быстро. К примеру, Microsoft пошла на значительные преобразования. Сотрудникам, добившимся высоких результатов, компания оказывает всяческую поддержку: предлагает им возможность удаленной работы, креативные проектные лаборатории, организует семейные мероприятия, праздники, менторские программы, поощряет волонтерскую деятельность, открывает медпункты и парикмахерские на рабочем месте, помогает составить планы личного развития и т. д. Microsoft и другие компании-единомышленники (Google, Cisco, FedEx Corporation) знают то, что скрыто от многих: счастливые сотрудники обеспечат нужные результаты на рынке.
Однако чтобы стать успешным работодателем, недостаточно выдать сотрудникам бесплатные абонементы в фитнес-центр, установить столы для пинг-понга, разрешить работать удаленно или открыть прачечную. Нужно вложить в работу сердце и душу, превратив ее в увлекательное мероприятие[15]. Успешные компании инвестируют в тренинги и развитие способностей своих сотрудников, предоставляя им возможности профессионального роста. Они признают важность расширения горизонта, укрепления потенциала, альтруизма и коучинга. У них есть видение, которое выходит за рамки «крупной прибыли» и наполняет смыслом и целью весь бизнес. Это мощное сочетание способно сделать вашу компанию лучшим рабочим местом в мире, где люди захотят работать на вас и вместе с вами. Задача лидера заключается в том, чтобы обеспечить эти условия.
Технологические разработки меняют каждый аспект нашей жизни и нашего бизнеса. В соответствии с Законом Мура[16], вычислительные мощности компьютера удваиваются каждые два года. Нас подгоняют чудовищный объем доступных данных и головокружительная скорость, с которой этот объем увеличивается. Решение, на которое лет двадцать назад ушло бы два месяца, теперь необходимо принимать всего за две минуты. А чем больше информации, тем больше стресса, и представителям всех отраслей приходится приспосабливаться, чтобы избежать выгорания.
Технологии по мере развития превращаются в предмет потребления, и в ходе этого процесса человеческий капитал приобретает еще большее значение, чем когда-либо. Я называю это явление цифровым парадоксом. Очевидно, что индивиды, компании и даже страны получают конкурентное преимущество в основном благодаря способности раскрывать человеческий потенциал. Именно умение адаптировать долгосрочные стратегии и бизнес-процессы с целью максимально эффективного использования удивительных человеческих ресурсов будет отличать победителей от проигравших. Новаторские идеи, эмоциональный интеллект, стратегическое мышление и развитие способностей – новые ключи к «скоростному» лидерству и благополучию. Поощряете ли вы сотрудников к раскрытию потенциала? Используете ли их способности и навыки с максимальной выгодой? Вдохновляете ли членов команды на достижение таких вершин, о которых они даже не мечтали? В одном я уверен: тот, кто способен раскрыть свои сильные стороны, предаться значимой цели и работать сердцем, а не только разумом, сможет избежать коммодитизации[17].
Настоящих лидеров видно сразу; им хватает запала для достижения удивительных результатов и умения максимально раскрывать возможности подчиненных. Мы восхищаемся такими выдающимися личностями, как Алан Шугар, Уинстон Черчилль, Стив Джобс и Мать Тереза. Между тем отнюдь не все успешные лидеры, генеральные директора и предприниматели блещут харизмой. Не все они обладают мощным интеллектом или высшей мудростью. По сути, ни один успешный лидер не укладывается в шаблон. Все они уникальны и используют свою уникальность для достижения четких целей, применяя надежные стратегии.
Возможно, вышесказанное – не самая приятная новость для будущих лидеров, которые хотят знать, что конкретно сделать, чтобы прямо сейчас завоевать авторитет в бизнес-среде. Но на самом деле отсутствие стандартного, шаблонного профиля идеального лидера – это великое благо. Чтобы стать вдохновляющим лидером, не нужно быть идеальным или соответствовать бесчисленному количеству разработанных кем-то критериев. Не нужно превращаться в Ричарда Брэнсона из Virgin или Ларри Пейджа из Google, другими словами, жертвовать уникальными личностными качествами. Не нужно развивать у себя правостороннее или левостороннее мышление, становиться экстравертом или интровертом, телегеничным или фотогеничным. Не нужно ничего, кроме одного – аутентичности.
Аутентичность сегодня в большом почете. Сотрудники (особенно молодое поколение) не хотят мириться с поверхностностью и лицемерием и ценят искренних руководителей. Быть аутентичным значит отбросить полученные титулы и регалии и раскрыть настоящего себя. Желание следовать за таким человеком обусловлено широким спектром его личностных качеств, будь то смелость, честность, профессионализм, забота о людях и многое другое, поэтому не стоит лезть вон из кожи, чтобы разрекламировать себя. С другой стороны, тихо сидеть в сторонке в надежде, что ваши уникальные качества и достижения станут известны сами собой, тоже не выход. Нужно взять на себя ответственность за свою жизнь и развитие. Аутентичность начинается с самопознания. Лидеры, готовые к самопознанию, стремятся понять сильные и слабые стороны и прилагают максимум усилий, чтобы развивать первые и обходить вторые. Они размышляют над своими личностными характеристиками, базовыми ценностями, над тем, какое влияние оказывают на других; старательно взращивают позитивные качества и стиль поведения, позволяющий вдохновлять людей. Аутентичное лидерство, основанное на самопознании, состоит из трех элементов – сути, стиля и служения:
• Суть. Ваши практические навыки и компетенции, проявляющиеся в конкретных действиях. Например: руководство сотрудниками через изменения, проактивность, расширение возможностей, реализация стратегии, решение проблем, командная работа, публичные выступления, финансовый менеджмент, эффективное влияние, дальновидность, стремление к совершенству.
• Стиль. Ваши личностные качества и нравственные принципы. Например: интегральность, ценности, видение, юмор, дружелюбие, скромность, последовательность, эмпатия, уверенность, оптимизм, честность, справедливость, смелость и общительность.
• Служение. Ваша способность заботиться о других и строить устойчивые взаимовыгодные отношения, то есть то, чем вы делитесь с другими как лидер. Например: умение ценить сотрудников и заботиться о них так, чтобы они могли максимально раскрыть свой потенциал, создание сетей социальной поддержки, помощь коллегам в выполнении их задач.
Обзор модели вдохновляющего лидерства 4П
Пирамида 4П не просто красива. Она знакомит руководителей с новыми правилами, которые приведут их команды к процветанию. Каждому направлению этой модели соответствуют местоимения «кто», «почему», «как» и «где».
1. ПЕРСОНАЛ: РАЗВИТИЕ ТАЛАНТОВ – «КТО»
Вы должны понять, кто вы. Найти и использовать сильные стороны, чтобы раскрыть свой лидерский потенциал. Взращивать таланты и создавать эффективные команды, проявлять заботу и обращать внимание на успехи сотрудников вместо недостатков и ошибок. Будьте аутентичны!
2. ПЛАН: ЛИЧНАЯ МИССИЯ И ОБЩЕЕ ВИДЕНИЕ – «ПОЧЕМУ»
Ваша задача – реализовать себя и получить удовольствие от процесса. Сформулируйте значимую миссию, опираясь на свои способности, ценности и увлечения. Вдохновите и вдохновляйтесь, поставив грандиозные личные и командные цели… и, возможно, вы совершите невозможное!
3. ПРОЦЕСС: УПРАВЛЕНИЕ ЭНЕРГИЕЙ – «КАК»
Управляйте энергией (собственной и других людей), чтобы достичь успеха и при этом не пасть от изнеможения. Станьте энергетическим директором команды. Мобилизуйте коллективную энергию. Предотвращайте синдром классического выгорания – заботьтесь о физических, психологических, эмоциональных и духовных ресурсах.
4. ПРОСТРАНСТВО: УСПЕХ VS СЧАСТЬЕ – «ГДЕ»
Следуйте зову сердца (вместо бешеной гонки за наживой) – и он приведет вас туда, где успех и счастье уравновешивают друг друга. Поставив счастье на первое место, вы овладеете искусством позитивного образа жизни, которое сторицей вознаградит и вас, и вашу команду (прибыль тоже имеется в виду). Помогайте другим и используйте свой позитивный авторитет, чтобы изменить мир к лучшему!
Заметили, чего здесь не хватает? Правильно – производительности.
Почему для нее не нашлось места в пирамиде 4П? Разве не все лидеры одержимы манией высокой производительности? Да, почти все, однако мы исходим из того, что производительность – не отдельная категория. Сама по себе она не цель или стратегия лидерства, а лишь результат – полезный побочный эффект позитивного подхода. Идеи, изложенные в этой книге, помогут вам отточить конкурентные преимущества, и ваша производительность взлетит до небес.
Книга делится на четыре части. Все они посвящены подробному анализу каждого из элементов 4П, превращая тем самым пирамиду в 3D-изображение, которое поможет вам развить жизненно важные лидерские принципы в себе и коллегах. Ниже вы найдете массу ценной информации: позитивные идеи, результаты исследований, примеры из личного опыта выдающихся лидеров и практические инструменты для работы.
А теперь пора стать вдохновляющим!