Своими делами и добродетельной жизнью святитель Николай сиял в Мирах, как звезда утренняя среди облаков, как месяц красивый в полнолунии своем. Для Церкви Христовой он был ярко сияющим солнцем, украшал Ее, как лилия при источнике, был для Нее миром благоуханным!
Образ святителя Николая можно встретить почти во всех православных русских домах. Именно ему мы молимся о помощи во всех трудных обстоятельствах своей жизни, ему рассказываем о самых заветных надеждах.
Причина такого почитания проста – не заставляющая себя ждать, почти мгновенная помощь от Бога, посылаемая по молитвам Николы Угодника. Людям, хотя бы раз обращавшимся к нему с молитвой, это, безусловно, известно.
В Четьи-Минеи (книгах житий святых православной церкви) о Николае Угоднике сказано:
Многа великая и преславная чудеса сотвори на земли и на мори, в бедах сущим помогая, и от потопления спасая, и из глубины морская на сухо износя, от тления восхищая и принося в дом, от уз и темниц избавляя, от мечного посечения заступая, и от смерти свобождая, многим многая подале исцеления: слепым зрение, хромым хождение, глухим слышание, немым глаголание. Многих в убожестве и нищете последней страдающих обогати, гладным пищу подале, и всякому во всякой потребе готовый помощник, теплый заступник и скорый предстатель и защитник показася, и овым такожде призывающим его помогает и от бед избавляет. Весть великаго чудотворца сего, – заключает описатель его жизни, – восток и запад и все концы земнии велят чудотворения его.
Святитель Николай почитается у нас не только вообще заступником от всех бед и несчастий, но и хранителем на водах. Русские мореходцы всегда имели икону этого угодника, и в шторм выносили ее на палубу, молились Николе об избавлении от кораблекрушения. Церковь наша в своих песнопениях величает святителя Николая «спутником путешествующим и на море сущим правителем». Николай Чудотворец стал почитаться простыми людьми заступником во всех трудных обстоятельствах жизни. Поэтому и праздники Николы на Руси в старину отмечались очень торжественно и сопровождались многими обрядами.
В честь святителя Николая в старину устраивались так называемые братчины – совместные трапезы деревенской общины, устраивавшиеся в складчину. Эти братчины в деревнях назывались Никольщины. В дни памяти Николая Угодника наши предки собирались в церковь, служили св. Николаю молебны, ставили сообща угоднику большую свечу. Завершался день большим общим праздником и весельем. Пиршество происходило обычно у часовни или около сельской церкви, иногда даже в церковной трапезной, причем для него традиционно закалывали быка, которого для этой цели либо выращивали всем селом, либо покупали на общие деньги.
В принципе, подобные братчины могли устраиваться в разных местах по-разному. Например, кое-где Никольские угощения устраивались по домам, для отдельных семей, причем молодежь в Никольщинах, как правило, не участвовала: это был праздник стариков и старших их сыновей (большаков), наиболее уважаемых представителей деревенских родов. На Никольские угощения съезжались ближайшие родственники и непременно приглашались соседи. Хозяина, уклонившегося от праздника, изводили насмешками в течение целого года. Прощения виновный мог заслужить лишь покаянием: он должен был призвать священника, отслужить молебен и выставить всем соседям обильное угощение.
В сельскохозяйственном быту день святителя Николая служил сроком для разного рода сделок, платежей и других хозяйственных договоров. «На Николу» открывались сельские торжища, предрождественские ярмарки, а в домах варили пиво и пекли пироги, созывали гостей.
Молодежь с Николина дня начинала готовиться к святочным посиделкам, шить наряды, мастерить маски для ряженых. С этого же дня к невестам начинали засылать сватов, а в храмах служили молебны те, кто задумывали пожениться или женить детей.
На имя святителя Николая выдавался «пропуск», или «подорожная умершим», то есть «разрешительная молитва» на имя св. Николая, свидетельствующая, что такой-то умер в православии. Об этом же свидетельствуют этнографы и записи иностранных путешественников ХVI–XVIII в., в которых часто упоминается, что «русские кладут в гроб препоручительную грамоту святого Николая, которого считают небесным привратником».
Любопытный случай описывает в своих воспоминаниях крестьянин Ярославской губернии Артынов. Однажды в городе Свияжске, в трактире ему встретился татарин, который до небес превозносил Николу. Со слов трактирщика Артынов выяснил, в чем дело. Оказывается, повстречался этому татарину в лесу огромный медведь. «Гибель татарина была неминуемая, медведь шел прямо на него; тут татарину пришел на память святитель Николай; вероятно, от кого-нибудь он слышал о нем; он стал ему молиться, говоря: „Микула! пожалуйста! свеча ставят!“ – и говорил это не один раз; медведь тогда поворотил в сторону и скрылся в чаще леса. Татарин по обещанию купил свечу и отдал ее местному священнику, говоря: „Пожалуйста, ставь Микуле; о, ваш Микула велик человек!“
А еще Никола Угодник – прообраз нашего, русского Деда Мороза и западного Санта-Клауса. Во многих европейских странах существует поверье, что в ночь на Рождество святитель Николай разъезжает на белом коне (кое-где уверены, что он ездит на оленях) и раздает подарки хорошим детям. Все ребятишки в рождественский вечер полны нетерпеливого ожидания: что-то им подарит «добрый дедушка святитель Николай»?
• об исцелении от разных недугов,
• о покровительстве семейного очага,
• за детей,
• о помощи в бедности и нужде,
• о помощи в разных бедах,
• о благополучии в пути,
• от бури и потопления на море,
• от грусти и уныния,
• чтобы пристроить в замужество дочерей,
• о заступничестве за вдов и сирот,
• о сострадании к беззащитным,
• в плену у врагов.