Да, именно так. И хотя название главы звучит крайне потешно и, я бы даже сказал, анекдотично, к моему великому сожалению – это выражение как нельзя лучше описывает положение вещей в системе формирования высококлассных медицинских специалистов. Возможно, потому, что внутри операционной хирург – это единственный человек, у которого из присутствующих, имеется высшее образование. Возможно, потому, что хирурги учатся всю жизнь. Возможно, потому, что они защищают научные работы и посещают различные симпозиумы. А возможно, потому, что уже на этапе учебы им, то есть хирургам, преподаватели кладут в голову мысль: «Вы — элита. От ваших рук зависят чужие жизни. Вы — лучше других»… И далее по тексту. И нет. Это не мои домыслы. Это то, что мне рассказывали молодые врачи, вышедшее из стен института. Им прямо так преподавательский состав и говорит.
Всё может быть, и доподлинно причина ниже описываемых событий мне не известна, но… Эти события, к сожалению, происходили неоднократно. Давайте по порядку.
Мне доводилось бывать и работать в медицинских учреждениях разного толка и финансового достатка, от местечковых региональных, до крупных федеральных. От полностью бюджетных, до наглухо коммерческих. Прям на всю голову. И в каждом из них, с разной частотой и с разным уровнем накала страстей, происходило примерно следующее. Поясню.
Хирург, или же несколько хирургов, был нетерпелив к младшему и (или же среднему) медицинскому персоналу. Отпускал пошлые, порой граничащие с нормами морали, шутки и подколы. Иногда это очень походило на целенаправленное унижение, а порой граничило с саботажем и вредительством.
К примеру, когда по окончании операции врач мог бросить инструмент или даже оборудование в медицинскую сестру или санитарку. Та могла оказаться не готовой к подобному повороту событий. По итогу инструмент или оборудование падали на твердый каменный пол, а потом в поломке упавшего вот этого чего-нибудь обвиняли младший и средний медперсонал. Знаете, с какой формулировкой? Ага, в точку. «Она же не поймала. Сама, значит, виновата!».
Иногда мне и моим коллегам, а также смежникам из иных технических служб приходилось слышать в свой адрес или же ощущать на себе пренебрежительное отношение со стороны хирургического персонала. Слава Богу, это случалось не всегда и не со стороны всех хирургов. Но это было. Факт. И, иногда вступая с ними, то бишь с хирургами, в спор и перепалку, в тот момент, когда мы (или они) оба переходили на повышенные тона, то со стороны хирурга часто «летел» аргумент: «А что вы на меня повышаете голос? У меня – высшее образование!».
И самое грустное во всей этой ситуации, что это – не проблема отдельно взятого врача. Он не виноват, по большому счёту. Это – проблема системы, которая, по каким-то причинам, пытается сообщить этим людям, что они выше остальных.
Потому что, если бы это была проблема отдельного человека, она бы не повторялась из раза в раз в разных учреждениях, повторюсь, как бюджетных, так и платных.
Нередко бывали случаи, когда технический персонал напрямую (не матом, конечно же) посылали как нерадивых заигравшихся ребятишек, мол, не мешайте людям работать. Потом, ночью приходите и делайте. И им, говорящим так, было всё равно на то, что у инженера рабочий день тоже есть. И он не до утра. Бывали случаи, когда звонили ночью (а такого понятия, как дежурство не было предусмотрено), а утром на работе удивлялись: «Ты почему не брал трубку?». В три часа ночи-то?! Личный телефон?!
Да, с одной стороны заслуга хирурга непререкаема. Именно его опытные руки выдёргивают с того света людей. Именно он стоит на страже чужого здоровья, замерев на грани между жизнью и смерть. Он и никто другой. Но…
Но только, вот незадача, Юрий Алексеевич Гагарин велик без сомнений. Это – человек, пронзивший космическую гладь. Доказавший человечеству многое. Но только смог ли он это сделать без Королёва и Циолковского, и целого ряда людей, фамилии которых даже я не назову, но они точно были. Они проектировали, они собирали, заправляли, проверяли, устраняли, переживали, в конце концов. Это – огромный труд слаженной большой команды. Но в истории осталось имя Гагарина. Хорошо это или плохо? Это – факт. Это – данность. И труд простых людей зачастую незаметен.
То же самое и здесь. Быть может, пример грубоват. Но он очень точно подходит. Ведь есть хирург, чью руку пациент жмёт, когда понимает, что он жив. Хирург это тот, кому благодарные родственники дарят букет цветов или бутылку какого-нибудь дорогого алкоголя. А есть скромная команда: операционные сёстры, ассистенты, санитарки. И, в том числе, люди, которых снисходительно называют «обслуживающий персонал».
К моему огромному сожалению, у медицинского персонала верхнего уровня очень часто наблюдается закостенелость в вопросах обучения работы на оборудовании. Не желание вникать в функционал и понимать принципы работы. А это важно. Иначе работа техники будет напоминать магию, а в столь точной и ювелирной работе, как медицина, – это крайне недопустимо. Да, рядом есть медицинский инженер, но он не может все время стоять рядом и нажимать за врача кнопки… Или может? И насколько вообще нужен инженер, если врач прочитает инструкцию к аппарату?
Давайте в качестве иллюстрации к вышесказанному я освещу пару случаев, явно показывающих о необходимости читать инструкции и слушать инструктаж и, в тоже время о нежелании это делать. О необходимости в точности уметь применять накопленные знания и умения. Согласны? Ну, поехали.
Однажды, в одном медицинском учреждении, в стенах которого проходят разноплановые операции, в цепкие лапы медицинских специалистов попал новый и довольно непростой в эксплуатации аппарат. Тут нужна обязательная преамбула. Когда вы приобретаете за много денег сложную медицинскую технику, на которой впоследствии будут сделаны, возможно, «громкие» операции – фирма-производитель или же поставщик «в нагрузку» обычно высылает специалиста, который выполнит процесс обучения эксплуатации данного оборудования: расскажет о его нюансах, ответит на вопросы и даже поприсутствует на первых операциях. Такой специалист называется аппликатором, а сам процесс – аппликацией. Вот, конец преамбулы. Теперь к сути.
Аппарат приехал, его официально ввели в эксплуатацию. Потом приехал специалист по обучению и, вроде как (вроде, потому что свидетелем процесса обучения ни я, ни мои коллеги-инженеры не были, но говорят, что процесс был) провёл обучение медицинского персонала. Провёл, да и уехал, подписав необходимые бумажки.
Прошло какое-то непродолжительное время, и инженера по телефону вызывают в операционную. Мол, новый аппарат развыпендривался, и мы не можем работать. По прибытии в операционную инженера ждало не слабое такое удивление. А именно: аппарат был полностью исправен, просто присутствующая операционная бригада всем составом смотрела на этот аппарат, что твой пятиклассник на теорему Ферма. На закономерный вопрос технического специалиста о прошедшем недавно обучении, поступил нервный ответ, мол, некогда сейчас рассусоливать, операция сложная. оперирует заведующий, и тэдэ, и тэпэ.
Сглотнув комок праведного гнева, технический специалист ответил на несколько базовых вопросов по работоспособности аппарата. А через некоторое время, после нервных криков со стороны хирурга на девушку-оператора этого прибора, встал за аппарат сам (жалко стало девушку, хоть она и безалаберно отнеслась к процессу обучения).