Глава 1 Слово становится плотью и живёт среди нас

Прохладная ночь. Продолжает холодать. В воздухе пахнет дымом, маслом от лампад и навозом. В Сирии правит Квириний. Римский император Август издаёт декрет: «Устроить всемирную перепись! Переписать каждого». (1) Итак, согласно приказу, поступившему из Рима, все мужчины вместе со своими семьями устремились туда, откуда были родом их предки, чтобы лично принять участие в переписи. Иерусалим переполнен народом. Вифлеем тоже.

Темно. Время ужина уже давно миновало. Молодой мужчина сопровождает юную девушку, едущую на ослике. Они направляются в Вифлеем. Мужчина заметно нервничает. Каждую пару минут он оборачивается назад.

Вокруг этих двоих роятся слухи. То тут, то там за их спинами раздаётся шёпот. Молодая женщина беременна, но носит под сердцем не его дитя. Ситуация ещё более усугубляется тем, что они не женаты. Вот это уже самый настоящий скандал. Согласно еврейским законам, он должен выставить женщину вон из своего дома, а её саму следует побить камнями.

Хозяин постоялого двора устал за долгий и трудный день. Он встречает вновь прибывших недовольным взглядом. Мужчина тоже устал с дороги, но спрашивает:

– У вас есть свободное место для ночлега, хозяин? [3]

Тот в ответ отрицательно трясёт головой.

– Нет. Всё забито до отказа.

Мужчина спрашивает с мольбой в голосе.

– Но может, вы знаете… где есть места?

Хозяин постоялого двора тяжело опирается на рукоятку метлы. Настойчивость незнакомца действует ему на нервы. Его терпение явно на исходе.

– Поспрашивайте там дальше, по дороге. Но мне кажется, что вы зря теряете время.

Молодая женщина вскрикивает и кривится от боли. Начались схватки. Пятно на её платье свидетельствует о том, что воды уже отошли. Жена хозяина постоялого двора бросает взгляд на сарай.

– Могли бы устроить их там, – говорит она мужу.

Где-то через час пара возвращается. Лицо женщины покрыто испариной. Её ломает от боли. Сопровождающий её мужчина в панике. Хозяин уже в постели. Заслышав стук в дверь, неохотно поднимается с кровати и открывает дверь.

– Сын мой, я же уже говорил тебе…

– Прошу вас, мой господин, пожалуйста… – Мужчина показывает на женщину. – У неё кровь пошла.

Из-за плеча хозяина выглядывает его жена. Она молчит, но её молчание красноречивее всяких слов. Хозяин слегка подправляет фитиль в лампаде и впервые смотрит мужчине прямо в глаза. Потом осторожно берёт из рук женщины поводья от ослика и ведёт его в сарай к яслям. Бросает на пол охапку сена, устраивая там постель. Следом появляется его жена. Она приносит полотенце и ещё какие-то тряпки. Она отталкивает мужчин в сторону и помогает молодой женщине спуститься с ослика.

Хозяин и мужчина замерли на пороге сарая. Это ясли для молодняка, по сути, небольшая ниша, выдолбленная прямо в каменной стене. Животные сгрудились в одном углу и с явным любопытством наблюдают за происходящей суетой. Хозяин закуривает трубку. Мужчина нервно переминается с ноги на ногу.

За их спиной уже послышались крики роженицы.

Первым заговаривает хозяин.

– Так это о вас двоих только и разговоров вокруг?

Мужчина не сводит глаз с пещеры.

– Да, мой господин.

Хозяин делает глубокую затяжку, потом выпускает облачко дыма.

– А что произошло на самом деле?

Какое-то время мужчина медлит с ответом.

– Вы вряд ли поверите мне, если я вам расскажу.

Хозяин смеётся.

– Не знаю, не знаю. Я ведь тоже был когда-то молодым. А она красивая девушка.

Ещё один крик доносится из сарая.

– Так это ваш ребёнок?

Мужчина стискивает руки, мозолистые, огрубевшие от работы. Сразу видно, что это руки каменщика [4].

– Нет, этот ребёнок не мой. То есть я хочу сказать, он будет моим… Но пока… я не…

Хозяин издаёт короткий смешок.

– А вы уверены, что это будет мальчик?

Мужчина кивает в ответ.

– Полностью уверен.

– И вы собираетесь жениться на ней?

– Как только она оправится после родов.

Слышится ещё один вопль. Хозяин поспешно меняет тему разговора.

– Вы приехали сюда, чтобы участвовать в переписи?

Мужчина отвечает кивком головы.

– Какого вы рода?

– Из дома Давида.

Хозяин удивлённо вскидывает брови.

– Хороший род.

Вопли следуют один за одним, сливаясь в жалобный вой. Молодая женщина вне себя от боли. Жена окликает хозяина из глубины яслей. Её голос слегка дрожит.

– Дорогой, мне нужна горячая вода.

Хозяин поспешно исчезает в доме. Мужчина остаётся один. Он стоит и повторяет снова и снова одну и ту же фразу.

«Слушай, Израиль: Господь, Бог наш, Господь един есть…» (2)

В это время в небе зажглась звезда. Необычайно яркая.

Став плотью

Тронный зал в Раю.

Все присутствующие выстроились в ряды, совершенные по форме и похожие на острые лучи лазера. В каждом ряду по десять тысяч, а всего – десять тысяч рядов. Колышущееся море рядов, которое не в силах разом охватить человеческий глаз. Все босые и все источают свет. У них разный цвет кожи, все облачены в сверкающие белоснежные одежды, расшитые золотом. Разный цвет волос: светло-русые, каштановые, иссиня-чёрные. Пол, на котором они танцуют, имеет зеркальную поверхность. Он сверкает и переливается. На нём ни единого пятнышка. Ни единого изъяна. Все высокого роста, пожалуй, выше десяти футов. У многих длинные волосы распущены до самого пояса. У других волосы убраны на затылке в конский хвост. Их крылья взмывают ввысь ещё футов на десять. Кажется, что края оперения почти касаются тебя. Все они словно застыли во времени, замерли в той самой танцевальной позе, в какой находились на момент, когда оборвалась музыка. И сейчас они ждут, когда музыка зазвучит снова. И тогда они опять начнут двигаться и продолжат свой танец. Но пока все они, затаив дыхание, ждут приказа. Головы опущены, капельки пота стекают на зеркальный пол.

В воздухе вибрирует замирающее эхо барабанной дроби, миллионы ног танцуют в такт, каждое движение танцоров, каждый удар барабанов, сливаясь воедино, сотворяют поистине совершенную мелодию. Мощный, проникающий до самых костей ритм. В нескольких милях отсюда всё залито ярким светом. Этот свет ярче солнца. Такого пронзительного и всепроникающего света нет нигде в мире. Трепещущие крылья ангелов сотрясают воздух, словно лёгкий бриз. В воздухе явственно чувствуется запах мяты, розмарина, лаванды, лимона и эвкалипта. Сам дворец – настоящее архитектурное чудо. Под его сводами могут летать самолёты. Тысячи самолётов одновременно. Прямо посреди дворца течёт река. Сверху крыша. На некотором расстоянии виднеются огнедышащие камни.

Этот банкетный зал превосходит своим великолепием все банкетные залы мира.

Слышится хор голосов. Голоса доносятся откуда-то сверху. Они подобны раскатам грома. Они что-то заявляют. Провозглашают. Доводят до общего сведения. Совершенное звучание хора. При этом отчётливо слышится каждый голос, хотя, наслаиваясь друг на друга, голоса в какой-то момент тоже сливаются воедино. Мелодия растёт, крепнет, ширится, набирает силу и обретает форму. Хор исполняет какое-то древнее песнопение. Безупречная акустика, ни один звук не искажён.

Вот первый голос повествует о том, как Он появится на свет от женщины. Второй голос развивает тему и сообщает, что Он из рода Авраама. Третий добавляет, что это колено Иудино. Дом Давида, уточняет следующий. Его родит девственница. И Он воссядет на трон Давида. Эммануил. Родится в Вифлееме. Волхвы поклонятся Младенцу и принесут Ему дары. Потом будет бегство в Египет. Его нарекут Назарянином.

Голоса продолжают. Он станет возлюбленным сыном Своего Отца. Будет наполнен Духом Святым. Многих исцелит. Будет кроток с кроткими. А свои от Него отвернутся. Будет говорить притчами. С триумфом войдёт в Иерусалим. Малые дети станут восхвалять Его. Краеугольный камень. Станет творить чудеса, но многие не поверят этим чудесам. Его предадут за тридцать сребреников, на которые потом купят землю горшечника. Страдалец. Познает много горя. Самые близкие друзья отступятся от Него, отвернутся. Его будут поносить, бить, оплёвывать. Изранят до такой степени, что Он станет не похож на человека. Распнут на кресте между двумя разбойниками. Будут давать пить уксус вместо воды. Пронзят копьями конечности, перебьют кости. Воины будут бросать жребий, деля Его одежды. Вокруг соберётся толпа Его врагов. Они будут издеваться над Ним, поносить Его. Он будет томим жаждою, начнёт искать подкрепления Духу Своему у Отца. Станут дивиться Его смерти, похоронят среди богатых. Воскреснет из мёртвых. Возвысится над всеми и станет могущественнее, чем Аарон. Станет править язычниками. Державный скипетр. Сядет одесную Бога.

Но вот отзвучали последние слова песнопения, и все глаза устремились на свет, сверкающий в нескольких милях отсюда, туда, где на троне восседает Царь. Он ослепителен в Своём великолепии. Свет вокруг Него ярче десятков тысяч ядерных бомб, которые непрерывно взрываются и взрываются. Он потрясает Своим могуществом. Неописуемая красота. Трудно представить себе более величественное зрелище. Эль Элион, Господь Бог Всевышний. В десять миллиардов раз ярче солнца. По правую руку от Него восседает Его Сын. Сама суть и Слово Бога. Широкоплечий, вылитый Отец. Кристально чистая река вытекает из-под Его трона. Он держит в руке скипетр. Он весь светится. Трудно представить себе что-то более совершенное: такого не было, нет и никогда не будет. Он подобен яшме и сердолику. Драгоценными камнями переливается вокруг Его трона радуга. Сверкают молнии, слышатся раскаты грома (3).

Многомиллионный хор сотрясает воздух, провозглашая: Слава Богу Всевышнему! Ангелы хлопают крыльями в унисон. Они кружатся внизу, синхронно переступая с ноги на ногу. У каждого из танцующих по шесть крыльев. Двумя они закрывают свои лица, ещё два прикрывают их ноги, а с помощью двух оставшихся они летают. Цирк «Дю солей», «Цирк солнца», как его ещё называют, ничто в сравнении с этим красочным зрелищем.

Голоса поют:


✓ «Сына Своего Единородного…» (4)

*«В последние дни сии говорил нам о Сыне, Которого поставил наследником всего, чрез Которого и веки сотворил. Сей, будучи сияние славы и образ ипостаси Его и держа все словом силы Своей, совершив очищение грехов наших, воссел одесную (престола) величия на высоте» (5).

✓ «Ибо Им создано всё, что на небесах и что на земле видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, – всё Им и для Него создано; и Он есть прежде всего, и всё Им стоит» (6).

✓ «Доброе исповедание… Которое в своё время откроет блаженный и единый сильный Царь царствующих и Господь господствующих, единый имеющий бессмертие, Который обитает в непреступном свете, Которого никто из человеков не видел и видеть не может. Ему честь и держава вечная! Аминь» (7).

✓ «Оно было в начале у Бога. Всё чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть. В нём была жизнь, и жизнь была свет человеков. И свет во тьме светит, и тьма не объяла его» (8).

✓ «Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, говорит Господь, Который есть и был и грядёт, Вседержитель» (9).

✓ «Так говорит Аминь, свидетель верный и истинный, начало создания Божия» (10).

✓ «Вот Лев от колена Иудина, корень Давидов» (11).


Но вот голоса затихают. Все ангелы становятся на колени. Кланяются, устремив лица долу. Двадцать четыре старших ангела располагаются кругом вокруг Него, сложив свои короны к Его ногам. Каждый ангел держит в одной руке арфу, в другой – чашу с благовониями. Эти чаши наполнены молитвами святых.

Сын – само спокойствие. Абсолютная невозмутимость. Ни малейшего желания привлечь к Себе внимание. Одного взгляда на Него достаточно, чтобы понять, что Он не чувствует себя равным Царю. Ведёт себя кротко, словно голубь, разговаривает с покорностью ягнёнка, хотя по внешнему виду похож на льва. Красив, словно яркая утренняя звезда. Выражение лица задумчивое и весёлое одновременно. Сразу и улыбка, и слёзы.

Ему прислуживает архангел. Один из трёх. Судя по всему, ангел недавно приставлен к этой новой для него работе. Два других архангела уже давно несут здесь свою службу. Этого третьего архангела, приставленного к Иисусу, живописуют так: «Ты печать совершенства, полнота мудрости и венец красоты. Ты находился в Эдеме, в саду Божием; твои одежды были украшены всякими драгоценными камнями; рубин, топаз и алмаз, хризолит, оникс, яспис, сапфир, карбункул и изумруд и золото, всё, искусно усаженное у тебя в гнёздышках и нанизанное на тебе, приготовлено было в день сотворения твоего. Ты был помазанным херувимом, чтобы осенять, и я поставил тебя на то; ты был на святой горе Божией, ходил среди огнистых камней. Ты совершенен был в путях твоих со дня сотворения твоего, доколе не нашлось в тебе беззакония» (12). В других текстах его описывают как «упавшего с неба денницу, сына зари» (13,14). Он благовествует о наступлении утра, но в нём постепенно просыпается и начинает возрастать зависть к Сыну и к тем восхвалениям, которыми Его осыпают. Ему хочется такого же почитания, он старается снискать себе подобную же славу, устремляется в погоне за славой и терпит крах. Он низвергнут и повержен, он более не ангел света, но бунтовщик, соблазнивший треть ангелов последовать за собой. Бунт, мятеж. Бог Отец не может терпеть подобного своеволия. Чёрный ангел, подобно молнии, низвергается с небес. Проклинаемый отныне и навсегда, он станет творить свои бесчинства уже на земле на протяжении многих тысячелетий [5].

После того как падший ангел был исторгнут из пределов Рая, Царь сотворил из праха ещё одно создание, точно по Своему подобию. По завершении работы Он приложил Свои уста к его устам, вдохнув в него Своё дыхание. Наполнил его Божественным Духом. Даровал человеку жизнь. Сгорая от злобы и зависти, падший ангел ползком проник в человеческую душу и сделал всех людей своими заложниками. Можно сказать, насильно похитил их всех до единого. Кабала. Рабство. Массовая резня и кровавая баня. Хуже некуда. Единственный выход – спасительная миссия. Вот почему Сын должен покинуть чертоги Отца. По углам шепчутся, что миссия практически не выполнима, что это самоубийственная затея.

Сын медленно поднимается со Своего места. Наступает гробовая тишина. Он осторожно кладёт Свой скипетр в самый угол трона. Отстёгивает меч и кладёт его рядом со скипетром. Потом снимает с Себя одежду, аккуратно сворачивает её и складывает на сиденье, туда, где Он только что сидел. Он предельно сосредоточен. Снимает с Себя бельё, исподнюю рубаху и тоже складывает рядом с верхней одеждой, осторожно сворачивая все четыре угла, которые ещё именуют «крыльями». На все четыре стороны света. Наконец снимает со Своего пальца перстень, потом корону и укладывает их поверх Своих одежд.

Остаётся в одной набедренной повязке. Голос Сына подобен множеству бурлящих вод. Он, как Ниагара. Как шум воды, вырывающейся из разорванного трубопровода.

Бог Отец тоже поднимается со Своего места, наблюдая за тем, как Сын переступает через огнедышащие камни. Он обнимает Сына, кладёт голову Ему на грудь и целует Его. Время пришло. Сыны Адама на земле забыли о своём предназначении. Заблудились. Каждый живёт по своим законам, но все до единого сбились с верного пути. Весь человеческий род стал заложником падшего ангела, и враг продолжает терзать души людей. Никому из людей не суждено выжить в этой кромешной ночной тьме. И вот Сын добровольно соглашается на спасительную миссию, готов в обмен стать узником. Правы те, кто шепчется по углам. Искупление человеческого рода будет стоить Сыну всего.

Его жизнь в обмен на их жизнь.

Отец берёт руки Сына в свои и нежно касается центра Его ладони. Он знает, что будет потом. Слеза скатывается по лику Вечности. Сын смахивает слезу с Его лица.

– Я буду скучать по Тебе.

Потом Он переводит Свой взор вниз, на землю, на ад, простершийся между землёй и небом. Миллиарды человеческих лиц сияют перед Ним, нанизанные на временную нить истории. Он знает каждого по имени. Для Него все они «предлежавшая Ему радость» (15). Он поворачивается к Отцу: «Я передам им слово Твоё. Я открою им имя Твоё» (16). Сын с печалью смотрит на Свой дом.

Отовсюду раздаётся громкое пение. Ещё никогда и никто не пел так мощно, в полную грудь. «Сидящему на престоле и Агнцу благословение и честь, и слава, и держава во веки веков» (17). Ангелы приседают в поклоне. Метут своими крыльями пол. Он ласково треплет многих по плечу. Некоторых целует. Других обнимает. Такие долгие и сердечные объятия. К Нему устремляются дети, хватают Его за руки, начинают танцевать, образуя вокруг Него круг, смеются.

Он направляется к выходу, на какое-то время замирает на пороге, прислонившись к двум дверям гигантского размера, которые напрямую выводят из дворца на Млечный Путь. Но вот Он поворачивается к Своему Отцу. Пронзительный взгляд, проникающий в душу, словно приглашающий последовать за Ним. Он улыбается.

– Нам потребуется больше места в этом доме, когда я вернусь. – Он делает взмах рукой, пересекая границу времени. – Ведь Я приведу их с собой.

Сын – «Лицо Его, как солнце, сияющее в силе своей» (18), покидает Рай, сопровождаемый пением сотен миллионов ангельских голосов и омываемый слезами Отца.

Слово стало плотью, и Он ушёл.


«В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога… И Слово стало плотию, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, как Единородного от Отца» (19).

С нами Бог

Хозяин постоялого двора возвращается в тот самый момент, когда пронзительный крик младенца пронзает ночную тьму. У ребёнка сильные лёгкие. Жена стирает с его тельца слизь. Крик становится ещё громче. Молодой мужчина облегчённо вздыхает впервые за все девять месяцев ожидания. Хозяин разводит костёр в углу и приглашает его подойти ближе к огню.

– Проходите!

Сено под молодой женщиной сбилось в один ком. Младенец, мальчик, появился на свет почти так же, как когда-то сыны Израиля в спешке покидали Египет. Через кровь и воду. Животные в яслях тихо взирают на происходящее. «Камни возопиют» (20).

Женщина кладёт младенца на грудь матери. Они оба лежат обессиленные. Молодая женщина обнажена. Мужчина мнётся, не зная, как ему повести себя в этой ситуации. Ведь он должен познать её. Жена хозяина подводит его к роженице. Он перерезает пуповину, а затем берёт молодую мать за руку. Чувствует, как колотится сердце в груди. Женщина ещё очень слаба. Она вся покрыта потом. Жена хозяина начинает омывать женщину, в этот момент отходит плацента. Юная мать безмолвно взирает на младенца и мысленно повторяет про себя слова ангела, которые тот произнёс ей почти десять месяцев тому назад. «Он будет велик и наречётся Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца» (21).

Радость в душе матери перемежается с горечью. Ибо ей хорошо известны и пророчества Исаии, и те, что содержатся в псалмах. Они повествуют о страданиях Мессии. Он будет гоним, бит, Его тело проткнут копьями. Все вокруг будут презирать Его. Он будет отвергнут и предан в руки стражников. Спустившись с небес на землю, Он в полной мере познает все человеческие страдания. Взвалит на себя все наши печали. Ему переломают кости. Сердце Его растает, словно воск. Но Он лишь безропотно подставит Свою спину под плети тех, кто станет избивать Его, Он примет Своей душой смерть, ибо Он понёс на Себе грех многих… «И не было в нём вида, который привлекал бы нас к Нему» (22).

Она поворачивает своё лицо к мужчине, к тому, кто не бросил её, не отринул от себя, хотя имел полное на то право. Достойный во всех отношениях человек, который станет её мужем. Она передаёт младенца в его руки и называет имя новорожденного.

– Иешуа Машиах.

Что в переводе с еврейского означает «Иисус Мессия».

Молодой отец берёт сына на руки, прижимает к себе, шепчет.

– «Солнце правды и исцеление в Лучах Его…» (23)

Хозяин постоялого двора с женой стоят поодаль. Они не могут отвести глаз от младенца. Женщина шепчет вполголоса.

– «Чтобы всякий младенец мужеского пола, разверзающий ложе сна, был посвящён Господу» (24).

Её словам вторит эхо, вначале едва слышное, оно становится всё громче и громче. Её муж задирает голову в небо. Яркие звёзды горят в вышине. От их света светло, словно днём. Густые тени ложатся на землю. Наконец он различает отдельные голоса. Никогда он ещё не слышал таких ангелоподобных голосов. Кто неведомый поёт во всю мощь.

– «Слава в вышних Богу, и на земле мир, и в человеках благоволение!» (25)

Теперь хозяин постоялого двора понимает всё. Он склоняется до самой земли в низком поклоне и говорит достаточно громко, чтобы его услышали молодые родители.

– «Итак Сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве примет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Эммануил» (26).

С нами Бог.

Но не все рады этому событию. В кромешной тьме невидимое воинство готовится к битве. Подтягивают силы. Продуманы планы сражения. Уже прямо сейчас жизнь младенца находится в опасности.

Там, за следующей горой, на расстоянии выстрела, возвышается ещё одна гора. Гора Мориа. Её ещё называют Храмовой горой.

Это древнее место, о котором сохранилось множество преданий. На этой горе когда-то Мелхиседек сложил с себя обязанности священника, служившего Богу Вседержителю. Здесь Авраам занёс нож над Исааком. На горе Мориа Давид купил под строительство храма гумно иевусеянина Орны. Здесь прекратилась моровая язва. И Давид танцевал перед Господом и вернул назад ковчег. На этой горе Соломон воздвиг храм. И вот через тридцать с небольшим лет на горе Мориа соберутся те, кто предаст на смерть этого младенца.

На горизонте занимается день. Хозяин постоялого двора подправляет огонь, и «народ, живущий во тьме, увидит свет великий; на живущих в стране тени смертной свет воссияет» (27). Мария туго перепеленала Иисуса, поднимает Его с каменного корыта и подносит к груди. Начинает укачивать сосущего младенца, Который «будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду стал как человек; смирил Себя, был послушным даже до смерти, и смерти крестной» (28).

Иосиф опускается на колени и целует сына в лобик. Он знает все слова наизусть. Они написаны 740 лет тому назад: Исаия повествует о его Сыне. Описывает сам момент появления Его на свет. Говорит о не совсем подобающем начале Его жизни. О том, как царь спустился со Своего трона и превратился в обычного мальчика, который в положенный срок покинет эти ясли и станет взрослым мужчиной и взойдёт на Храмовую гору, а потом спустится в ад, и всё для того, чтобы искупить мои и ваши грехи.

«Ибо младенец родился нам – Сын дан нам; владычество на раменах Его, и нарекут имя Ему: Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира. Умножению владычества Его и мира нет предела на престоле Давида и в царстве его, чтобы Ему утвердить его и укрепить его судом и правдою отныне и до века. Ревность Господа Саваофа соделает это» (29).

Подобающий контекст

Большинство из нас представляют себе Иисуса Христа длинноволосым, исполненным кротости созданием. Говорит негромко, проповедует мир, изъясняется притчами – мистический гуру, никогда не выходящий из себя, молчит даже тогда, когда стражники прибивают Его гвоздями к кресту. Во всех этих измышлениях нет ни слова правды. Иисус Христос появился на свет совсем не так, как мы. Он не родился, Он «был порождён». Чувствуете разницу? А она есть, и немалая. Исаия такими словами описывает это событие: «Младенец родился нам – Сын дан нам» (Ис. 9:6). Что означает, что Он существовал всегда. Ещё до начала всех начал, до прихода вечности. Но мы хотим сконцентрировать своё внимание на младенце в яслях. И я тоже. Все мы как бы подсознательно приуменьшаем Иисуса. Ребёнок, которого может коснуться каждый. Мы сгрудились вокруг младенца, склонили над Ним головы, для нас Он маленький. Но ведь прежде чем родиться, прежде чем спуститься на землю в облике младенца, Иисус Христос выступил и в другой ипостаси: Единственный Единородный Сын, восседавший одесную Отца в тронном зале. Иными словами, Иисус Христос был, есть и всегда будет Царём всех царей.

Он – Тот, Кто сотворил небеса, украсил небо звёздами и каждого назвал по имени. А мы об этом начисто забыли.

Царь Давид, вдохновляемый Духом Святым, описал нам разговор, который состоялся на небесах ещё до сотворения мира. Все его откровения содержатся в Псалме 109. Пожалуй, это наиболее часто цитируемый в Новом Завете текст из Старого Завета. Сам Христос нередко повторяет слова Псалма. (30) Этот Псалом цитирует апостол Павел. (31)

«Сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих. Жезл силы Твоей пошлёт Господь с Сиона: господствуй среди врагов Твоих» (Пс. 109 1:2).

Вот что поражает меня более всего в этих строках. Первое. Бог Отец беседует с Сыном, Иисусом Христом. Он приглашает Сына сесть одесную Себя. Невиданная честь, которой до Него никто и никогда не удостаивался. Это однозначно свидетельствует о том, что до Своего прихода на землю Иисус правил миром, сидя на троне по правую руку от Отца Своего. Нам также известно из Деяний, что говорил на сей счёт Стефан, обращаясь к первосвященникам.

«Стефан же, будучи исполнен Духа Святого, воззрев на небо, увидел славу Божию и Иисуса, стоящего одесную Бога, и сказал: вот, я вижу небеса отверстые и Сына Человеческого, стоящего одесную Бога» (Деян. 7:55–56).

Второе. Господь Вседержитель бросает врагов Иисуса к подножию ног Его. Иными словами, все враги Иисуса Христа посрамлены и повержены. Он – непререкаем, непобедим. Никем не побеждённый и не покорённый Царь всех царей. Обращаясь к Своим ученикам, Иисус Христос говорит так:

«Если Я сказал вам о земном, а вы не верите, – как поверите, если буду говорить вам о небесном? Никто не восходил на небо, как только сшедший с небес Сын Человеческий, сущий на небесах» (Ин. 3:12–13).

Третье обстоятельство, поражающее меня. Иисус Христос правит миром, окружённый со всех сторон врагами. Поразмышляйте немного на эту тему, и вы сами убедитесь в том, как от одной только этой мысли всё начинает путаться в вашей голове. И в ваших верованиях тоже. Подумайте над этим. Назовите мне имя хотя бы одного царя из числа земных правителей, который бы правил, окружённый теми, кто желает ему смерти. Ведь в нашем представлении правитель – это тот, кто расправляется со своими врагами. Но никак не сосуществует вместе с ними. А вот Иисус Христос не такой. И это о многом говорит, во всяком случае, мне. Он настолько всемогущ, а Его любовь настолько безмерна, что её хватает даже на тех, кто жаждет Его погибели.

Тронный зал Бога – это эпицентр Вселенной. Именно здесь принимаются все решения. Здесь впервые было объявлено и о нашем с вами рождении. Нам немногое известно об этом месте. Так, разрозненные фрагменты из нескольких источников. И каждый источник по-своему рисует всю картину. И в каждом тексте множество ярких и запоминающихся подробностей. Стоит перечитать эти фрагменты ещё раз. (32)

Небесная жизнь совсем не такая, как у нас на земле. Там всё совершенно в своей полноте: мир и покой, любовь, всё остальное. Полное отсутствие страха. Нет злобы. Нет судейства. Нет зависти. Никаких дурных чувств. Всепобеждающее добро царит там. И смерти тоже нет. Только жизнь.

Христос даёт нам возможность заглянуть за эту завесу, когда Он молится, обращаясь к Своему Отцу в 17-й главе от Иоанна. Мы называем эту молитву Первосвященнической Молитвой. Она совершенно удивительная. Сын обращается к Отцу с такой неподдельной теплотой и любовью. Остаётся только вслушаться в эти слова. Он доверяет Отцу Свои самые сокровенные мысли. Вот я печатаю эти строки, а в моих ушах звучат слова молитвы. И каждое слово в ней – истина. Всё то, на что надеемся мы, каждый из нас, в глубине наших сердец, стремясь отыскать в себе божественную вечность, память о которой хранят наши души, всё находит своё самое совершенное воплощение в этом тронном зале в небесных чертогах Всевышнего. Вместе с этим Богом. Вот почему ангелы непрерывно поют перед троном: «Свят, Свят, Свят» (Откр. 4:8). Потому что Господь демонстрирует перед ними свою непреходящую славу, каждые несколько секунд являя Себя в новом облике. И каждое новое откровение прекраснее предыдущего. Созерцать Господа – это всё равно что любоваться игрой света, который переливается в огранённом бриллианте. Блики и отражения этого света завораживают воображение. Но прежде чем мы перейдём непосредственно к изучению истории жизни Иисуса Христа, к Его словам, давайте определимся с контекстом. Найдём Христу подобающее место в нашем сознании. Такое, когда мы станем думать о Нём, и только о Нём.

Так кто же такой Иисус Христос?

Вот как Он сам говорит о Себе:

«Я есть путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня» (Ин. 14:6).

Но если Христос есть путь, то значит, Он ведёт нас куда-то по этому пути. Но куда? Полагаю, Он ведёт нас к Своему Отцу. Идея Бога, как Отца, в том виде, как её сформулировал Сам Иисус Христос, отражается, пусть и довольно скупо, на страницах Ветхого Завета. Господь, обращаясь к Своему народу, называет их Своими детьми, беседуя с Сыном, называет Его «Мой Сын».

То есть на основании этих цитат можно сделать какие-то выводы. Однако в текстах Ветхого Завета нигде, кроме как у Давида, Исаии и Иеремии, Бог не именуется по-родственному близко: Отцом. Ветхий Завет оставался в целом более зарегламентированным, что ли, с раз и навсегда установленными и общепринятыми правилами и нормами поведения. Так, Бог для ветхозаветных пророков – это Отец народа Израиля. Это Его народ. Он – Бог Отец «на небеси», Он там, в горнем мире, но никак не на земле. Иисус Христос кардинально переосмысливает это положение. Ставит всё, так сказать, с ног на голову. Его откровение уже не носит характера корпоративности, оно касается не всех вместе, но каждого в отдельности. Бог – это твой Отец. И мой тоже.

Эта идея произвела в своё время поистине ошеломляющее впечатление на умы апостолов.

Иисус Христос пришёл на землю, родился в Вифлееме, появившись на свет в яслях на сбитой подстилке из соломы. Но почему так? Что лично вы думаете по этому поводу? Что переживаете сами, независимо от того, к какой церкви вы принадлежите, или что думают по этому поводу ваши друзья-приятели? Или что диктует вам семейное воспитание или культурная среда, в которой вы росли? Меня интересует непосредственно ваш собственный опыт, ваши переживания, то, что вы чувствуете своим нутром. То, что вы испытываете, когда жизнь в какой-то момент становится для вас невыносимой. Когда душа болит…

Да, Иисус Христос – мой истинный друг, я люблю Его всем сердцем и душой, но, называя Его другом, не преуменьшаю ли я Его суть? Послушайте меня! Я говорю так, потому что Христос нужен мне, Он есть первый и главный возлюбленный моей души. Мне смертельно хочется услышать, как Он шёпотом обращается ко мне: «Чарльз!» – выделяя меня из всех остальных. Но иногда мне кажется, что алкая общения с Иисусом с такой силой, я, вполне возможно, забываю кое-что важное. Забываю, о чём Он говорил, забываю о том, что всё, что я вижу вокруг себя, сотворено Им. Включая и меня самого. Включая мои способности видеть и лицезреть окружающий мир. Бог вечен. Он бесконечен. Он сотворил меня из бренного праха. Каждый изгиб моего тела, каждая морщинка на моём лице, каждый волосок на голове – всё сотворено Им.

В Посланиях к Евреям, Колоссянам, в Откровениях Иисус Христос именуется не иначе как Богом, Помазанником, Мессией, Царём, Властелином мира. Он восседает по правую руку от Бога, Он выше всего и вся, наследник всего, Создатель, блеск и великолепие Господа, Его точная копия, Тот, Кто объемлет Своей силой всё в этом мире, и Он – единственный, Кто может очистить нас от наших грехов. Если у нас есть такое понимание, если мы действительно осознаём Кем Он был, Кто есть и каковы были Его роль и место до прихода на землю, понимаем, насколько нам это позволяют собственная душа и разум, то в каком новом свете Он предстанет перед нами тогда? И что это даст нам? Какой переворот совершит это понимание в наших душах? Апостол Павел сказал об этом так: «А “восшёл” что означает, как не то, что Он и нисходил прежде в преисподние места земли? Нисшедший, Он же есть и восшедший превыше всех небес, дабы наполнить всё» (Еф. 4:9–10). Он – первый, родившийся среди мёртвых. Он один взошёл на небеса.

Вот почему двенадцать учеников Христа последовали за Ним на крестные муки, приняли все, за исключением Иоанна, мученическую смерть. Они воспринимали своего Учителя именно так. Как воскресшего Царя мира. Они касались Его ран. Видели свет в Его очах. Когда их варили заживо, распинали на крестах вверх ногами, отсекали головы, сдирали живьём кожу. Могу лишь представить себе, что укрепляло их веру, какие образы проносились в этот момент в их сознании, чей лик помогал им вынести все эти нечеловеческие муки. Ибо все они нутром понимали, Кто есть Иисус Христос на самом деле.

Когда Иоанн, любимый ученик Иисуса, тот, кто преклонил голову к Его груди на Тайной вечере, встретил потом воскресшего Бога в Его вечной сущности уже на острове Патмос, то он рухнул на землю, как мёртвый, лицом вниз. И тогда Иисус Христос, в присущей Ему благостной манере, ласково тронул Своего любимого ученика за плечо и сказал ему: «Не бойся» (Откр. 1:17).

Иисус Христос есть всё, что над нами. Однако проблема, с которой я столкнулся, общаясь с самыми разными людьми, заключается в том, что все они, осознанно ли или бессознательно, трактуют Его как мистического проповедника и пророка, который в сандалиях на босу ногу и с посохом в руке бродил от одного селения к другому и проповедовал среди местных. Этакий искусный рассказчик всяких назидательных историй, который к тому же любил изъясняться притчами. Безвольный нытик, и ничего более. Просто некий парень, про которого написано нечто важное в одной очень серьёзной книге.

Такое представление об Иисусе Христе крайне опасно. Для всех нас.

Позвольте мне вернуться к исходному вопросу. Так каков ваш личный опыт общения с Христом? Кто Он для вас? Спрашиваю без всяких шуток, честно. Задержитесь на мгновение в этом месте. Спросите самих себя: когда вам плохо, кто даёт вам силы? Ваш враг? Враг рода человеческого? Или Иисус Христос? Враг хочет, чтобы вы думали, что это он есть ваш главный помощник. Но ведь и он был сотворён в своё время Господом, вашим Господом, Царём всей вселенной. Итак, сошлись друг против друга: то, что не было сотворённым, и то, что сотворено. Наш враг подпирает подножье трона, на котором восседает наш Царь. Правит миром среди многих врагов.

И если в нас есть такое понимание, если это «знание» стало частью нашего естества, если именно в таком свете мы видим и представляем себе Иисуса Христа, если это – та истина, вооружившись которой, мы идём навстречу врагу, когда он нашёптывает нам на ухо свою ложь, то тогда, какие бы испытания ни выпали на нашу долю, все, даже самые ужасные обстоятельства, не будут иметь над нами никакой силы. Они будут подобны букашкам, подхваченным ураганным ветром. Конечно, это не значит, что нам не будет больно. Невзгоды могут причинить нам боль, и они её причиняют. Но наша боль – ничто в сопоставлении с той правдой о Христе, которую мы знаем.

Сейчас я просто пытаюсь показать вам, как, каким образом станет возрастать ваша вера, как будут крепнуть ваши надежды и упования. Он – Господь, выступающий на битву с мечом и копьём. Бог ведёт за Собой несметные полчища ангелов. В Его руках ключи от смерти и от преисподней. Он сотворил вас из праха и тлена, тщательно, педантично формируя все члены вашего тела, а потом наклонился, сделал глубокий вдох и приложил Свои уста к вашим губам, вдохнув в вас всё, чем Он является. Его дыхание превратило вас в живого человека с душой и сердцем. Помните о том, что ваш первый вздох зародился в Его лёгких.

Вот Он какой, мой Царь.

На нынешнем отрезке истории многие из нас думают, что враг рода человеческого (дьявол) одерживает верх, а Иисус Христос либо беспомощен в схватке с ним, либо Его мало беспокоит всё происходящее на земле. Такое впечатление, что Он просто взирает на всех нас с небес и посылает нам то, чего мы заслуживаем. Многие из нас, очутившись в отчаянном положении, испытывая страдания и боль, лишь бессильно сотрясают кулаками, обращаясь к небу: «Посмотри, что творится вокруг! Это же тихий ужас! К чему всё пришло! Если Ты – Тот, о Ком написано в Твоей книге, так сделай же хоть что-нибудь!»

Наш враг изо всех сил пытается заставить нас поверить в то, что обстоятельства, в которых мы оказались, это и есть истина, правда в своей, так сказать, высшей инстанции. Но Господь уверяет нас в обратном. Нет, это не так. Это никогда не было правдой. Ведь Он же Сам сделал так, чтобы это не стало правдой.

Выйдите сегодня в полночь на улицу и окиньте взглядом окружающее пространство. Скорее всего вам мало что удастся разглядеть. Всё будет утопать в темноте. Присядьте, посидите какое-то время в этом мраке и подумайте о том выборе, который вам предстоит сделать. Вы можете решить для себя, в силу своей «безграничной», а на самом деле очень ограниченной мудрости, что этот мрак и есть тот реальный мир, в котором вы живёте и будете жить, а потому вам надо вписаться в него, приспособиться к той реальности, которая существует, потому что ничего хорошего ждать уже больше не приходится. Ведь в этой жизни выживают только сильнейшие. А Бог, Он либо не обращает на вас внимания, либо не в состоянии отрегулировать всё таким образом, чтобы помочь вам, и поэтому вы остались один на один с самим собой. Но есть и другой вариант: задержитесь, не торопитесь уходить домой, посидите в темноте часов шесть, дождитесь, когда горизонт озарится первыми всполохами восходящего солнца.

Я хочу отвести свой взор от обстоятельств моей собственной жизни и перевести его на Иисуса, творца и создателя нашей веры. Разбить в пух и прах все спекуляции на эту тему, которыми полнится наше сознание, потому что мы позволили врагу рода человеческого убедить нас в том, что Иисус Христос есть нечто меньшее, чем Он является на самом деле. Я хочу особо выявить и подчеркнуть ту ложь, которая восстаёт против Господа и истинного знания о Нём.


Господи Иисусе Христе, прошу Тебя, дай мне силой Духа Твоего Святого новый опыт общения с Тобой. Пусть этот опыт будет правдивее того, который я уже имею. Пусть моё понимание Тебя станет более глубоким и завершённым. Позволь мне увидеть Тебя таким, как Ты Сам хочешь, чтобы я увидел Тебя. Яви мне Свою подлинную суть. Во имя Господа нашего Иисуса Христа я пресеку на корню любой зловредный шёпот, заставлю замолчать любой голос, отказаться от своих слов любого, кто попытается оболгать Тебя или усомнится в том, Кем на самом деле Ты являешься. Я прикажу сатане заткнуться, постараюсь сделать так, чтобы на него надели намордник. Ты, мерзкая тварь, больше не будешь лгать мне о моём Царе, скажу я ему.

Иисусе, долгое время я жил всего лишь с некой весьма приблизительной картинкой Твоего истинного образа. У меня было ложное представление о Тебе. Я позволил врагу рода человеческого приуменьшить Твоё величие, лишить меня возможности познать Тебя во всей Твоей полноте. Мне искренне жаль, что я допустил всё это. Но впредь я не стану так больше поступать. Пожалуйста, прости меня. Прости мне мою пассивность и безразличие. Мой робкий отпор попыткам оболгать Тебя. Прости меня за то, что я не спешил делиться с Тобой всеми своими мыслями и сомнениями, не спрашивал у Тебя постоянно, где и в чём заключается истина.

Но вот, здесь и сейчас, я заявляю, что вверяю Тебе свою душу и сердце, свой разум и прошу у Тебя разрешения нарисовать Твой новый портрет. В самом современном формате 4К и с использованием техниколора. Позволь мне увидеть Тебя таким, какой Ты есть. Прошу Тебя, яви мне Свою суть. Позволь мне воочию увидеть все этапы твоего преображения: от Царя к младенцу, потом к Мессии, Спасителю мира, взошедшему на крест и воскресшему, победившему ад и поправшему смерть, восседающему на недосягаемой для меня высоте.

И последняя моя просьба к тебе, Господи. Я хочу услышать Твой голос. Пожалуйста. Я ведь знаю, Ты постоянно разговариваешь. Так позволь же мне услышать Тебя. Духом Своим Ты приобщил меня к Себе, как к Сыну Господа нашего, и я снова и снова восклицаю вслед за Тобой «Авва!» и больше всего на свете желаю лишь одного: услышать Тебя, Моего Отца, Который обращается ко мне и разговаривает со мной. Позволь же мне повторить вслед за Самуилом, который сказал так: «Говори, Господи, ибо слышит раб Твой» (33). Господи, я слушаю Тебя.

Во имя Иисуса, аминь.

Загрузка...