Раннее утро. Солнце ещё только что встало. Иисус в храме. Проповедует, учит. Люди внимательно слушают, усевшись вокруг Него. В храме полно народу. Набились, словно сардины в консервной банке.
Но вот в дверях возникает какая-то толчея. Слышатся громкие голоса. Несколько фарисеев волокут за собой женщину. Её поймали на месте преступления: спала с мужчиной. И этот мужчина не был ей мужем. Типичный адюльтер. Женщина абсолютно голая. Кстати, заметьте одну прелюбопытнейшую подробность. Мужчину того так нигде и не нашли.
С криками «Мы поймали её!» женщину швыряют оземь. Смеются, а сами похотливыми взглядами шарят по её телу. Она обхватывает колени руками, пытается прикрыть свою наготу длинными волосами. Вот что Священное Писание повествует далее. Вот кто-то из присутствующих схватил камень и подбросил его в воздух, словно бейсбольный мяч. Эти люди явно провоцируют Иисуса. Их голоса полны цинизма. «Моисей заповедовал нам побить её камнями!» Их мало занимает то, что Он скажет в ответ. Главное – разделаться со своей добычей.
Иисус склоняет голову и что-то пишет на песке.
У Него нет выбора. Как можно отмахнуться от столь тяжёлого греха и не признать его? Эти люди уверены, что Ему не увернуться. Он, что говорится, попался. Они упорствуют, давят на Него.
Иисус продолжает что-то машинально чертить на земле [7].
Но вот наконец Он поднимает глаза и смотрит на женщину. Потом переводит взгляд на мужчин, встаёт и медленно отходит в сторону. Делает это с таким видом, словно извиняется. Дескать, «Простите, не хотел вам помешать. Так что вы там говорили?» Но вот Он открывает рот и произносит следующее: «Кто из вас без греха, первый брось на неё камень» (1).
Тут впору и микрофон выронить из рук от неожиданности.
Несколько минут все растерянно молчат. А потом мужчины, один за другим, потянулись на выход. Храм пустеет. Остаются только один Иисус и голая женщина перед Ним. И пожалуйста, не думайте, что я пытаюсь приписать Ему в этот момент какие-то греховные мысли. Не надо передёргивать мои слова таким образом. Разумеется, и у Него были соблазны, как, впрочем, у всех нас. Но при этом Он остался непогрешимым. Как сказано о Нём, искушён во всем, кроме греха. (2) А потому у Себя в доме Он чувствовал Себя абсолютно свободно и комфортно, с какими бы каверзами к Нему ни подступали все эти люди. Думаю, Иисус и сегодня продолжает вести Себя так же.
А сейчас сделаем паузу.
Все эти люди, которые притащили нагую женщину на судилище, все они, включая и саму обвиняемую, сконцентрированы лишь на двух вещах: на том, что она грешна, и на том, что она голая. Этим заняты мысли всех, кто находится в храме. Всех, но только не Его. Он и думать не думает о наготе этой несчастной. Он знает её тело лучше её самой. Ведь это же Он сотворил её. Каждый изгиб её тела, каждую складку, каждую морщинку на её лице. Сейчас Он всецело сосредоточен на духовном исцелении этой женщины. Все эти надутые от собственной важности мужчины, сгрудившиеся вокруг неё, они ведь по сути своей такие же голые, как их потенциальная жертва. Их одежды ничего не скрывают. Разве что их тайные грехи. Но Иисус видит всё. Он легко читает их мысли. «Только смотреть будешь очами твоими и видеть возмездие нечестивым» (3).
Думаете, у этой женщины, стоящей коленопреклонённой в храме, было время привести себя в порядок? Да эти преисполненные собственной правоты лицемеры вытащили её тёпленькой, прямиком из кровати. А ведь именно мужчины делают женщин грязными. Вот и эта грешница, она буквально пропитана собственным грехом. А что же тот, с кем она грешила? Где тот мужчина? Его нигде нет. След простыл…
Типичная история, не правда ли?
Сексуальные соблазны преследуют многих из нас. Большинство, если не все, виновны. Включая и меня тоже. И не думайте, что коль скоро я взялся писать эту книгу, то я чем-то лучше вас. Если бы вы только знали сокровенные мысли, посещающие меня порой, вы бы лучше поняли меня. Наш общечеловеческий грех, грех рода людского, как и грех каждого из нас, – это вполне очевидная вещь. Грехи наши очевидны уже хотя бы потому, что мы предпочитаем не говорить о них или тем более признаваться в них. Стыдливо умалчиваем о тех соблазнах, которым мы поддались. Влачим на себе кандалы ложного стыда и так движемся по замкнутому кругу зла.
Вполне возможно, вы в этот момент подумаете: «Но из-за чего столько шума? Зачем отводить столько места обсуждению столь щекотливой темы? Зачем будоражить в себе нечто такое, что способно отозваться сильной душевной болью?»
Потому и будоражу, что для Иисуса нравственная и физическая чистота очень важна. Вот как Он Сам, будучи Пастырем, рассуждает об этом.
«Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что очищают внешность чаши и блюда, между тем как внутри они полны хищения и неправды. Фарисей слепой! Очисти прежде внутренность чаши и блюда, чтобы чиста была и внешность их. Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что уподобляетесь окрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мёртвых и всякой нечистоты; так и вы кажетесь по наружности людям праведными, а внутри исполнены лицемерия и беззакония» (Мф. 23:25–28).
И не думайте, что Иисус обращается только к этим книжникам и фарисеям. Нет, он обращается и к вам, и ко мне. Ко всем нам. Здесь и сейчас.
Для Иисуса важна наша святость вовсе не потому, что Он хочет держать нас, что говорится, в чёрном теле, под Своим каблуком. Вовсе нет. Ведь Он ведёт нас к Своему Отцу, а святость и чистота – это одно из тех предварительных и обязательных условий, позволяющих нам предстать перед Богом Отцом в Царстве Его. Так было всегда. Возможно, вглядываясь в собственное прошлое, кто-то из вас размышляет, мысленно прикидывает, что и как ему делать. Выхода нет, говорит себе один человек. А другой думает: Мне потребуется некоторое время, чтобы решиться на это. Или: У меня нет никаких шансов. А кто-то вообще настроен категорично: Зачем я стану копаться в собственном прошлом и вытаскивать всё это наружу? Затем, говорю я вам, что есть лекарство для исцеления вашей души. «Кровь Иисуса Христа, Сына Его, очищает нас от всякого греха» (1 Ин. 1:7).
Желание очистить себя – вот что движет нами, когда мы хотим разделаться со своими плотскими грехами. Исповедоваться в таких грехах означает духовный рост и становление человека, такая вот реакция на приглашение явиться в Царство Божие и предстать перед ним. Помните об этом. Весь наш разговор начат именно в ответ на это приглашение. Но враг рода человеческого всё намеренно исказил.
Так давайте разберёмся со всем самостоятельно. И для начала оставим эту нагую грешницу, испорченное дитя Господне, там, где мы её застали: в храме, наедине с Иисусом, и двинемся в обратном направлении. Отступим почти на тысячу лет назад. Вглядимся в человека, который совершил свой грех именно на сексуальной почве.
Лицо опущено вниз. Он уткнулся носом в камень. Разорвал на себе одежды. Уже неделю не вкушает никакой пищи. Весь город знает о том, что случилось. Давид, великий и непобедимый царь Израиля, – всего лишь обычный прелюбодей. Можно сказать, согрешил при всеобщем попустительстве, причём согрешил вероломно, подло, запятнав руки убийством. Некоторые из его приближённых уже требуют голову своего царя на блюде.
Когда-то сам Самуил помазал Давида на царство. Он победил Голиафа. Потом разгромил филистимлян. Занял на троне место Саула. Вернул в город Всевышнего Царя Ковчег Завета. Но прошлой весной, когда все цари отправились на войну, он остался дома. Вместо того чтобы воевать, пробирался крышами к одному дому, чтобы подсмотреть, как купается женщина. Одна определённая женщина. И эту женщину зовут Вирсавия. На первый взгляд все эти тайные вылазки по крышам осуществлялись только для того, чтобы полюбоваться обнажённой купальщицей, очень смахивают на современную зависимость у некоторых от просмотра порно. Однако это не так. Почему я так говорю? А вы посмотрите на то, чем вся эта история обернулась для Давида. Чего ему всё это стоило…
И вот, обливаясь горючими слезами, он расплачивается за содеянное. Цена велика. Невероятно велика.
В соседней комнате за дверью его молодая жена прижимает к груди новорождённого младенца, но он не посмеет сдвинуть задвижку, чтобы открыть дверь и переступить порог этой комнаты. Он сломлен и раздавлен.
На прошлой неделе приходил к нему пророк Нафан. И рассказал ему историю. В одном городе было два человека, один богатый, а другой бедный. У богатого было полно всякого скота, но когда возникла нужда накормить гостя, он пожалел свой скот, а взял овечку бедняка, которую тот выкормил из ягнёнка и она выросла вместе с его детьми. Как повествуется в Библии, «от хлеба его она ела, из его чаши пила, и на груди у него спала, и была для него как дочь». Сильно разгневался Давид на этого человека, когда привели его к нему на суд. Он был возмущён до глубины души. Можно сказать, впал в ярость. И воскликнул: «Жив Господь! достоин смерти человек, сделавший это; и за овечку должен он заплатить вчетверо, за то, что он сделал это, и за то, что не имел сострадания. И сказал Нафан Давиду: ты – тот человек, который сделал это!» (4)
Я представляю себе, как, произнося эти слова, Нафан даже ткнул Давида в грудь указательным пальцем. Больно так ткнул. Глубоко, словно жало вонзил. И заныло от боли в груди Давида, ибо он прекрасно понимал, что сотворил зло в очах Господа, преступив Его закон. А ведь он, можно сказать, выучил Закон Божий наизусть. О чём позднее сам напишет в одном из своих Псалмов. «В сердце моём сокрыл я слово Твоё, чтобы не грешить перед Тобою» (Пс. 118:11).
Трижды устами Моисея Господь призывал Свой народ к святости:
1. «Ибо Я – Господь Бог ваш: освящайтесь и будьте святы, ибо Я, Господь Бог ваш, свят; и не оскверняйте душ ваших каким-либо животным, ползающим по земле, ибо Я – Господь, выведший вас из земли Египетской, чтобы быть вашим Богом. Итак, будьте святы, потому что Я свят» (Лев. 11:44–45).
2. «Объяви всему обществу сынов Израилевых и скажи им: святы будьте, ибо свят Я, Господь, Бог ваш» (Лев. 19:2).
3. «Освящайте себя и будьте святы, ибо Я Господь, Бог ваш, свят» (Лев. 20:7).
Давид знает, что его грех не имеет ничего общего со святостью. Всё, что угодно, но только не святость. Он также хорошо помнит, что «Если кто будет прелюбодействовать с женой замужнею, если кто будет прелюбодействовать с женою ближнего своего, – да будут преданы смерти и прелюбодей, и прелюбодейка» (5). Воистину тот факт, что Давид не был предан смерти за своё прелюбодеяние с Вирсавией, есть не что иное, как свидетельство величайшей милости, проявленной Богом по отношению к нему.
Впрочем, мы также помним и о том, что Давид всегда, с самой ранней юности, отличался искренностью своих поступков и мыслей. Сердце его всегда искало Бога. После того как первый царь Израиля Саул согрешил, Господь велел Самуилу выбрать народу Израиля нового царя из восьми сыновей Иессея. Самуилу привели всех восьмерых, но он колебался с выбором. И тогда Господь подсказал ему: «Не смотри на вид его и на высоту роста его; Я отринул его; Я смотрю не так, как смотрит человек; ибо человек смотрит на лице, а Господь смотрит на сердце» (6).
Господь долгое время смотрел на сердце Давида.
Но вот Давид слышит у себя за спиной плач. Смертельная тоска сковала его душу. Слуги нерешительно приближаются к нему. Они боятся говорить. Однако собравшись с мужеством, они сообщают Давиду: «Ваш сын умер».
Давид поднимается с пола и отирает слёзы с лица рукавом своей рубахи. Под каменными сводами дворца гулким эхом разносятся рыдания Вирсавии. Молодая женщина прижимает тело своего мёртвого сына к груди. Она безутешна.
Давид знает, он один виновен в случившемся. Только он один.
Он совершает омовение, умащает себя благовониями, переодевается. И тут Библия сообщает удивительную вещь. Как написано в Библии, потом Давид отправился в дом Господа и… преклонившись, стал молиться Богу.
Такое возможно?
Позвольте мне объяснить, как понимаю этот поступок Давида я.
Сердце Давида рвалось на части. На тот момент он был полностью сломленным человеком. Мало того что не исполнил свой долг, он ещё украл чужую жену, а её мужа приказал убить. То есть он предал Господа во всём. Но даже сотворив столько безобразий и злодеяний, он в глубине души по-прежнему хранит образ Бога. И вот после всего мерзкого и страшного, того, что случилось с ним, он поднимается на гору Сион в храм. Идёт в дом Господа, в Его шатёр. Где, как не в храме Господа, может он почувствовать свою близость к Богу Вседержителю? И он начинает молиться. Еврейское слово «молитва, обожание» означает полное подавление самого себя перед Богом. Полнейшая прострация, никаких рефлексий и посторонних мыслей, абсолютная сосредоточенность на преклонении перед Всевышним. Склонись перед Богом, пади перед Ним ниц, распрострись перед Господом, вот что означает еврейское слово «молитва». Униженно и смиренно проси, умоляй о прощении. Полностью уничижись и покорись.
Нечто подобное и произошло с Давидом, когда, войдя в храм, он пал ниц и стал молиться.
Вчера, во время утренней пробежки, я размышлял обо всей этой истории. Обо всех тех обстоятельствах, что были сопряжены с ней. О том, что Давид не пошёл на войну. Подглядывал за Вирсавией. Приказал убить Урию. Одним словом, кошмар. К тому же страшное в своей жестокости преступление. Но меня больше занимает другое. А какие слова нашёл Давид, когда вошёл в храм? Что он сказал? О чём просил, уткнувшись в пол? Как именно происходило его общение с Богом?
И тут меня осенило.
А Псалом 50?
Нет сомнений в том, что Псалом 50 Давид написал уже после того, как согрешил с Вирсавией. Но когда именно? Как среди всего того ужаса вокруг себя выкроил время, чтобы написать его? Или он написал его много месяцев спустя? Скажем, через год? Нет, думаю, раньше. Мне кажется, это случилось тогда, когда он услышал плач Вирсавии, когда пришедшие слуги сообщили ему, что его сын мёртв. И вот он поспешно совершает омовение, одевается в чистые одежды и, спотыкаясь, поднимается на гору в шатёр Господа, падает там ниц и, обливаясь слезами, пишет Псалом 50. Конечно, доказать, что всё происходило именно так, я не могу. Но вы вчитайтесь в строки Псалма, и вы поймёте душевное состояние того, кто писал их. Привожу полный текст этого вдохновенного Псалма:
«Помилуй меня, Боже, по великой милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих изгладь беззакония мои. Многократно омой меня от беззакония моего, и от греха моего очисти меня, ибо беззакония мои я сознаю, и грех мой всегда предо мною. Тебе, Тебе единому согрешил я и лукавое пред очами Твоими сделал, так что праведен в приговоре Твоём и чист в суде Твоём. Вот, я в беззаконии зачат, и во грехе родила меня мать моя. Вот, Ты возлюбил истину в сердце и внутрь меня явил мне мудрость Твою. Окропи меня иссопом и буду чист; омой меня, и буду белее снега. Дай мне услышать радость и веселие, и возрадуются кости, Тобою сокрушённые. Отврати лице Твоё от грехов моих и изгладь все беззакония мои. Сердце чистое сотвори во мне, Боже, и дух правый обнови внутри меня. Не отвергни меня от лица Твоего и Духа Твоего Святого не отними от меня. Возврати мне радость спасения Твоего и Духом владычественным утверди меня. Научу беззаконных путям Твоим, и нечестивые к Тебе обратятся. Избавь меня от кровей, Боже, Боже спасения моего, и язык мой восхвалит правду Твою. Господи! отверзи уста мои, и уста мои возвестят хвалу Твою: ибо жертвы Ты не желаешь, – я дал бы её; к всесожжению не благоволишь. Жертва Богу – дух сокрушённый; Сердца сокрушённого и смиренного ты не презришь, Боже. Облагодетельствуй, Господи, по благоволению Твоему Сион; воздвигни стены Иерусалима: тогда благоугодны будут Тебе жертвы правды, возношение и всесожжение; тогда возложат на алтарь Твой тельцов» (Пс. 50:1–21).
Написаны десятки книг, посвящённые этому Псалму. Но мы с вами давайте прокомментируем лишь одно-единственное слово: омой. Еврейское слово «мыть» вовсе не означает мытьё посуды в горячей воде. Речь идёт о мытье одежды, которую бьют валиком, мнут и тому подобное. Собственно, то же самое проделывают с коврами, когда их развешивают на улице для просушки, а потом колотят палкой, выбивая из них пыль.
Как вы думаете, откликнулся ли Господь на эту молитву Давида? Я полагаю, что, да, откликнулся. В Библии упомянуто, что Псалом 29 был написан как посвящение дому Давида. Но лично мне кажется, в нём прослеживается явная перекличка со всеми теми событиями, которые вдохновили Давида написать Псалом 50. Судите сами.
«Господи, Боже мой! Я воззвал к Тебе, и Ты исцелил меня. Господи! Ты вывел из ада душу мою и оживил меня, чтобы я не сошёл в могилу… Ибо на мгновение гнев Его, на всю жизнь благоволение Его: вечером водворяется плач, а наутро радость… И Ты обратил сетование моё в ликование, снял с меня вретище и препоясал меня веселием» (Пс. 29:3–4, 6,12).
Для меня несомненно одно: корни Псалма 29 произрастают из Псалма 50. В этом я убеждён. Во всяком случае, до тех пор, пока у меня не будет верных доказательств того, что я прав в своём предположении, я довольствуюсь тем, как сам представляю себе всё случившееся. Царь Давид, сломленный, изнемогающий под тяжестью своих грехов, такой же грешник, как и я, сирый, но даже пребывая в пучине отчаяния, он карабкается на гору Сион, входит в шатёр Божий, падает ниц, вздымает руки вверх и начинает молиться. И Господь, верный в Своей правоте, Чья милость безгранична и бесконечна, Тот, Кто одним Своим Словом сотворил небеса, Кто очертил границы морей и океанов, украсил небосвод мириадами звёзд, встретил Давида прямо там, в храме. Обливающийся горючими слезами, нравственно сломленный грешник, с воздетыми к небу руками, которые он запятнал кровью, – есть ли более пронзительная картина покаяния и молитвы грешного человека?
И вот на что ещё хочу обратить ваше внимание. Два слова. В самом начале Псалма 50. Возьмите в руки этот Псалом и перечитайте их. Те, которыми начинается Псалом, ещё до самой первой строки основного текста. Вот эти слова: «Начальнику хора». Давайте вдумаемся в них. Давид, царь Израиля, разгромивший филистимлян, обезглавивший Голиафа его же собственным мечом, вернувший Ковчег Завета в город Давида, неистово танцуя впереди процессии в одной набедренной повязке, тот, кто сказал Мелхоле в ответ на её порицание такого его поведения: «И я ещё больше уничижусь и сделаюсь ещё ничтожнее в глазах моих» (2 Цар. 6:22), этот поистине великий царь, заметьте, своим указом присваивает Псалму 50 статус всеобщей молитвы. Псалом получает своеобразный мандат на последующее его исполнение в храме. А перевод? Давид сам включил его в свой гимн, в свою хвалебную песнь Богу. А потом распечатал текст миллионами экземпляров и разбросал их по всей земле.
И когда Библия говорит нам, что Давид в сердце своём всегда искал Бога, мы верим в это. И Псалом 50 – лишнее тому подтверждение. Вот так-то, господа присяжные заседатели.
Если вы продолжите чтение, то сами убедитесь, что Давид никогда не прятался и не уклонялся от последствий своего греха. И меч никогда не покидал его дом. Он заплатил полной мерой за всё. Но если Давид просто плескался в пороке, то Соломон сделал порочность как бы своей профессией, на личном опыте продемонстрировав всем, как возрастает по экспоненте первородный грех. Но мы-то с вами, живущие почти три тысячи лет спустя, всё равно чувствуем, что тот простой пастух, юноша по имени Давид, ещё почти мальчик, он всё так же ведёт нас за собой, играя на своей псалтири (это такой струнный инструмент типа арфы), ведёт, чтобы мы помолились и воздали хвалу его Богу и Царю. Он ведёт за собой моих сыновей. Меня самого. И вас тоже.
Иоанн Креститель первым призвал к публичному покаянию, что и нашло отражение на страницах Библии. Об этом твердили в своих посланиях апостолы Пётр и Павел. Об этом же идёт речь и в Апокалипсисе Иоанна: Бог потребовал покаяния от пяти из семи существовавших на тот момент церквей. Вполне возможно, в современной культуре общежития покаяние стало чем-то вроде табу. Ведь все мы уже привыкли к половинчатому восприятию тех истин, которые заложены в Священном Писании. Но что бы там кто ни говорил и ни чувствовал, а покаяние, истинное покаяние по-прежнему остаётся тем фундаментом, на котором зиждется наша аутентичность с Творцом, нашим Отцом. Без него не может быть никакой тесной связи с Ним. И, как следствие, не может быть и отпущения грехов. Давид говорит: «Избавь меня от кровей, Боже» (Пс. 50:16). Но он бы не посмел просить Его о подобной милости, если бы предварительно не покаялся. Вот оно, главное и обязательное условие контакта с Богом. Первый шаг на пути к Нему.
Когда я был ребёнком, то, слыша слово покаяние, почему-то всегда представлял себе в этот момент такого ветхозаветного пророка или проповедника, исторгающего из себя громы и молнии. Или какого-нибудь пижона из числа фанатов на футбольном матче с разноцветными волосами и плакатом в руке. Или нечто похожее на билборд, установленный на каком-нибудь перекрёстке. Однако нужно постараться и сделать так, чтобы посланник, кем бы он ни был, не исказил для нас смысл послания, не заретушировал его своими красками. Вот Господь обращается к израильтянам. «Если смирится народ Мой, который именуется именем Моим, и будут молиться и взыщут лица Моего, и обратятся от худых путей своих, то Я услышу с неба и прощу грехи их и исцелю землю их» (2 Пар. 7:14). Бог услышит нас и исцелит нашу землю лишь после того, как мы станем смиренно молиться, искать встречи с Ним, умолять Его не отвернуть от нас Свой лик. Проще говоря, лишь после того, как мы покаемся, искренне раскаемся в содеянном. Вот почему предложение начинается с «если». Типичное условное наклонение. И тут же возникает резонный вопрос. Так мы с вами соблюдаем это условие?
Когда Моисей вздымал в пустыне свой посох в виде змеи к небу, Господь тогда потребовал от израильтян открыто выступить вперёд и посмотреть вверх, то есть признать свои прегрешения и публично сознаться в них. А это и есть покаяние. Сегодня от нас требуется то же самое. Отказываясь признаться в своих грехах, мы попросту насмехаемся над крестом. Имейте это в виду. Если вы избегаете покаяния, то вы просто бессмысленно тычетесь носом в раны Христа на Его руках и ногах, бездушно наблюдаете за тем, как стекает кровь по кончикам Его пальцев.
Какой чулан вы хотите держать под замком? Чтобы он всегда был закрыт, и чтобы там было темно? Признайтесь честно. А что именно вы намереваетесь унести с собой в могилу? Да, я высоко ставлю царя Давида. Он был великим царём и храбрым воином. Но восхищаюсь я им не только поэтому. Больше всего я восхищаюсь Давидом за тот момент, когда он, будучи сломленным, но полным раскаяния человеком, карабкается на гору, падает ниц, вздымает свои руки, запятнанные кровью, к небу, обращается к совершенному Царю Небесному и изливает Ему свою душу в покаянной молитве.
Однако история на этом не кончается. Помолившись, он выходит из храма и вручает своё письменное покаяние первосвященнику со словами: «Спой это. Перед всеми». Такое впечатление, будто в этот миг он распахнул все тайники своей души, выставил на всеобщее обозрение самые тёмные уголки, где прятал свои скелеты, распахнул все двери настежь и воскликнул, точнее, взревел во весь голос. «Вот какой я на самом деле! Вот она, вся правда обо мне! Без прикрас и без утайки». Думаю, что причина, по которой Давид поступил именно так, проста. Он прекрасно понимал, что не скажет Господу ничего нового о себе. Бог и так знает о нём всю правду. И грех его – отнюдь не новость для Господа. А вот избавление от своих грехов он получил лишь тогда, когда не стал молчать и покаялся во всём публично.
Всех нас точит изнутри враг рода человеческого. Рычит, брыкается… Ему бы очень хотелось, чтобы мы молчали о своих прегрешениях. Это он первым накладывает печать молчания на наши с вами уста. Его расчёт прост: упрятать наши грехи в самый дальний чулан и запереть его, повесив на дверях сразу три замка. Там всегда темно, в этом чулане. Лампочка перегорела. Линию обесточили.
Так кто узнает, что мы скрываем у себя в своей кладовке? Разве вы потащите кого-нибудь постороннего в склеп, где полно скелетов, которые вы там прячете?
Вечерами по средам я встречаюсь с группой парней. Наши встречи длятся уже более десяти лет. Довольно часто мы проделываем следующее. Иногда все вместе, иногда по отдельности. Сознаёмся друг другу в таких вещах, как интерес к порнографии, сластолюбие, склонность к адюльтеру, эгоизм, злоба, ненависть. О, перечень наших прегрешений очень длинный. И мы делаем свои признания, уткнувшись носом в коврик, стоя на коленях, лицом вниз. Так мы поступаем по своему смирению перед нашим Царём. Обращаемся к Нему с молитвой. Потому что Его безмерная, безграничная любовь к нам для нас важнее самой жизни. Лучше провести всего лишь один день в Его чертогах, чем сотни лет в других местах. А ещё мы поступаем так и потому, что устали, потому что нам уже невыносимо постоянно таскать на себе маску притворства, которая буквально приклеилась к нашим лицам [8].
А вот что говорит Апостол Павел, обращаясь к церкви в Коринфе.
«Тело же не для блуда, но для Господа, и Господь для тела. Бог воскресил Господа, воскресит и нас силою Своею.
Разве не знаете, что тела ваши суть члены Христовы? Итак отнимут ли члены у Христа, чтобы сделать их членами блудницы? Да не будет! Или не знаете, что совокупляющийся с блудницей становится одно тело с нею? Ибо сказано: два будут одна плоть. А соединяющийся с Господом есть один дух с Господом.
Бегайте блуда; всякий грех, какой делает человек, есть вне тела, а блудник грешит против собственного тела. Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои? Ибо вы куплены дорогою ценою. Посему прославляйте Бога и в телах ваших, и в душах ваших, которые суть Божии» (1 Кор. 6:13–20).
Заострим наше внимание на нескольких моментах. «Бегайте блуда». Что это значит? Ведь все мы, люди, наделены какими-то полномочиями, располагаем какой-то властью. В конце концов, мы можем сами как-то совладать со своими страстями. А нам говорят: «Убегайте прочь от всего аморального и низменного». Поворачивайтесь спиной к соблазнам, не поддавайтесь им. Ни за какие деньги!
Второе. Наше тело есть храм живущего в нас Духа Святого. И я свято верю в то, что это так. Но отношусь ли я к своему телу, как к тому месту, в котором обитает Сам Господь? Тому месту, куда Он поместил Свой Дух?
Нет.
А хочу?
Всем сердцем и душой.
Тогда я обращаюсь к Господу, прошу Его помочь мне, рассказать, как это можно и нужно сделать. А Господь указывает мне на Своего сына Петра.
«Посему, возлюбленные, препоясав чресла ума вашего, бодрствуя, совершенно уповайте на подаваемую вам благодать в явлении Иисуса Христа. Как послушные дети, не сообразуйтесь с прежними похотями, бывшими в неведении вашем. Но по примеру призвавшего нас Святого и сами будьте святы во всех поступках. Ибо написано: будьте святы, потому что Я свят» (1 Пет. 1:13–16).
Если вы внимательно обдумаете выражение «препоясав чресла», то поймёте, что хотел сказать апостол Пётр этими словами. То есть поплотнее обмотайтесь своей одеждой вокруг живота, чтобы она не сковывала ваши движения и не мешала бежать вперёд.
В нашем доме есть у нас собственная молитва покаяния. Вот она: «Сотвори во мне сердце чистое. Обнови и упрочь силу духа моего. Не оставь меня Своим присутствием и не отнимай от меня Духа Твоего Святого». Наши мальчишки знают её наизусть. Это меня очень радует. Радует нас. Ведь в молитве заключено наше стремление оставаться чистыми перед лицом Бога. Когда сыновья повзрослели и стали встречаться с девочками, в своих разговорах с ними основное внимание я уделил вот какой теме: наше тело, как храм Духа Святого. Я говорил им, что та девчонка, которая сидит в машине кого-то из них, она ведь чья-то дочь, а в один прекрасный день станет чьей-то женой и матерью. Я также не уставал повторять, что самый драгоценный дар, который они могут преподнести своей будущей жене, это то, что сами они не растеряли себя, не преподнеся ещё ранее своё тело кому-то другому.
Буквально на прошлой неделе у одного из моих мальчиков было очередное свидание. Посылаю ему эсэмэску: «Думаешь ли ты в эту минуту о чистоте отношений?» Сын знает, как я сражаюсь за его душу. Сколько у нас с ним было разговоров на подобные темы за минувшие годы. И вот награда. Получаю ответную эсэмэску.
«Да, сэр».
Быть может, и я, и мои сыновья в чем-то ошибались. Наверняка. Что отнюдь не помешает всем нам и дальше бороться за собственное целомудрие. Совсем даже не помешает.
И наконец, последнее. Боюсь быть чрезмерно откровенным, затрагивая одну весьма щекотливую тему, но тем не менее. В день своей свадьбы я поклялся Богу, да и потом часто повторял эту мысль в своих молитвах как в присутствии жены, так и других людей, знающих, что я за человек, так вот, я не уставал повторять, что моё сердце отдано одной-единственной женщине, моей жене. Я желаю только её одну. И это означает всё, что должно означать. Моя жена меня полностью удовлетворяет во всём, и мне не нужна никакая другая женщина. И на этом точка.
Знаю, враг постоянно атакует меня, даже сейчас, когда я пишу эти строки. Но вот уже четверть века я снова и снова твержу эти слова, и они по-прежнему остаются чистой правдой. Я желаю только свою жену. И сегодня даже больше, чем тогда, когда я только женился на ней. В тот день, когда её отец вручал мне руку своей дочери, я даже и не думал о том, что такое возможно. Так что по этой части бесполезны все дьявольские ухищрения. И напрасно он рыщет вокруг меня, рычит, словно свирепый лев, ищет себе жертву, чтобы растерзать её. Отправляю этого зверя на встречу с израильским коленом Иуды, имевшего своим символом льва. А сам снова повторяю.
Я желаю только свою жену.
Спрашиваю в последний раз. А кого вы водили в свой погреб? Или поведёте? А почему бы и нет? Иисус как-то обронил: «Истина сделает вас свободными» (Ин. 8:32). Нет, это вовсе не решимость начать жить по-новому с первого января следующего года. И не какие-то изменения в собственном поведении. И не пространные разговоры с вашим психотерапевтом. Или очередная кампания под девизом «Скажи нет!». Не семь каких-то ваших привычек и не двенадцать шагов по пути самоусовершенствования. И даже не те высшие цели, которые толкают вас вперёд. Всё это я отбрасываю в сторону как ненужный хлам. Не усложняйте. Снимите шелуху. Оставьте только сам самородок. Так о какой правде вы боитесь говорить? Если вы чем-то похожи на меня или на тех парней, с которыми я регулярно встречаюсь вечерами по средам, то вы не станете бояться. Но если вы старательно избегаете откровенных разговоров, то как же тогда быть с Псалмом 50?
Вот что говорит Сам Господь устами пророка Исаии: «А вот на кого Я призрю: на смиренного и сокрушённого духом и на трепещущего пред словом Моим» (Ис. 66:2).
И вы, и я, все мы в равной степени, порабощены всем тем, что пытаемся сохранить в тайне. Умолчать. Все эти мерзости заковывают нас в цепи и держат в темноте до тех пор, пока мы сами не повернёмся к свету. Пока сами не скажем правду о себе. Признаемся, хотя бы так: «А знаете, ребята, я выпиваю бутылку водки за неделю». Или: «Шесть банок пива за вечер. Иногда даже двенадцать». Или вот ещё: «Смотрю порно. Каждый день». «У меня были любовные интрижки. И не одна». «Я заносчив и самонадеян. Всегда». Или: «Я помешан на сексе». «В моём телефоне куча всего того, о чём ни моей жене, ни детям лучше не знать». «Я постоянно думаю о том, что намного лучше других». Или, к примеру, вот такие признания. «Я сделала аборт». «На мне тяжкий грех на сексуальной почве». «Я украл деньги у своего делового партнёра».
Меня совершенно не занимает, кто вы есть или что сделали в прошлом. Но знайте, нет таких цепей, даже самых массивных и прочных, которые нельзя разорвать с помощью правды.
Правда не только поможет вам обрести вожделенную свободу. Она единственная в состоянии сделать вас по-настоящему свободными людьми.
И на этом точка.
Когда в Библии нам говорят: «Признавайтесь друг пред другом в проступках» (Иак. 5:16), то Апостол Иаков знает, к чему призывает. И не ради себя он хлопочет, произнося эти слова. Они адресованы всем нам, каждому из нас. Наши спины не созданы для того, чтобы тащить на своём горбу всю эту тяжесть. Или на его… Но с другой стороны…
Не думайте, что тема покаяния стала для меня таким своеобразным пунктиком. Полагаете, мне так приятно писать обо всём этом? Даже сейчас, когда я выстукиваю клавишами эти строки, какая-то часть меня отчаянно сопротивляется, шепчет на ухо: «Сотри! Нажми на клавишу “Удалить”». Само собой, это не голос Иисуса. Это мой враг нашёптывает, используя старую, как мир, тактику.
В Священном Писании написано: «Благость Божия ведёт тебя к покаянию» (Рим. 2:4). Давид хорошо понимал это. Опираясь на опыт собственной жизни, подтверждаю правоту этих слов. Да и жизнь других людей тоже свидетельствует об этом. Наш Бог – милосердный Бог. И мы можем довериться Ему. Мы любим Его потому, что Он первый полюбил нас. Давайте не забывать об этом. Он любил нас даже тогда, когда нас не за что было любить. «Христос умер за нас, когда мы были ещё грешниками» (Рим. 5:8). Если в вашем подвале всё ещё хранится что-то постыдное, значит, враг рода человеческого продолжает нашёптывать вам на ухо: «Не делай этого. Оставь всё как есть. Унеси свой секрет с собой в могилу. И тогда никто ничего не узнает, если ты только сам не расскажешь об этом. А если сознаешься, то лишь причинишь этим боль близким тебе людям. Так что лучше держи язык за зубами». Все эти советы не имеют ничего общего с библейской моделью поведения. Священное Писание нигде, ни единого разу не оправдывает подобного рода молчание. Напротив! Как утверждает Апостол Иоанн в своём послании, «Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды» (1 Ин. 1:9).
Если вы отец и у вас есть сын, пригласите его как-нибудь в кафешку полакомиться чизбургерами, а заодно и поговорите с ним, поинтересуйтесь, как у него идут дела. Не бойтесь спросить и о сокровенном. Говорю вполне серьёзно. Поинтересуйтесь у сына, не занимается ли он мастурбацией. Выясните его отношение к порно. К сексу. К девочкам. Обнимите его за плечи, прижмите к себе, дайте ему почувствовать вашу с ним идентичность. Признайтесь ему без ложного стыда, что и у вас в своё время были проблемы по этой части. Не бойтесь серьёзного разговора на такие темы. Поговорите по душам, а потом отпустите сына на волю, на все четыре стороны. Вполне возможно, потребуется не один разговор. Только не превращайте подобного рода общение в докучливую привычку. И всё же, хотя бы раз в несколько месяцев ведите такие разговоры.
Мы в своей группе практикуем подобные беседы уже на протяжении многих лет. Подвалы наших душ, все наши потайные чуланы и кладовки открыты друг для друга. И вот результаты. Несколько парней, причём, не важно какого возраста, и старые, и молодые, признались, что борются с тягой к мастурбации. Не могут избавиться от этой своей привычки. Причём делают это по несколько раз на дню. Я уже достаточно повидал в своей жизни, чтобы досадливо кривиться и поворачиваться к таким людям спиной. Почему? Да потому что мы боремся не с собственной плотью. В первую очередь мы ищем то, что мешает нам избавиться от своего греха, который висит камнем на нашей душе и который нам нужно обязательно побороть в себе. Для обретения духовной опоры перечитаем заново главу 10 из Евангелия от Матфея.
Конечно, нам всегда особенно стыдно признаваться в своих сексуальных грехах. Некоторые члены нашего кружка даже изъявляют желание молиться только со мной наедине. Чтобы больше никто не услышал. Другие предпочитают делать это вместе с остальными. Когда все внимательно слушают всех. Лично для меня не имеет значения, как именно тот или иной человек хочет исповедоваться в своих грехах. Потому что в любом случае эта исповедь начинается со слов: «Господь, вот он, мой грех…» А далее человек называет по очереди все свои прегрешения. Когда, где и так далее. Всякий раз, когда я стою вместе с этими людьми и молюсь вместе с ними, у меня возникает такое ощущение, будто мы находимся на святой земле. А ещё я заметил одну вещь. Чем более специфично само признание, чем необычнее молитва, тем шире внутренняя свобода того, кто творит эту молитву. Честное слово, это правда! Вот и подумайте сами! Всего лишь несколько минут смущения, внутренней неловкости и стыда. Зато потом свобода на всю оставшуюся жизнь.
Но вот человек заканчивает свою исповедь. Я кладу ему руку на плечо, озвучиваю каждый его грех вслух, а затем изгоняю этот грех вон. Скажете, я сошёл с ума? Но это срабатывает, поверьте мне! «Дух порнографии, именем Иисуса, выйди из такого-то». «Дух мастурбации, именем Иисуса, оставь такого-то». «Дух сластолюбия…» «Дух прелюбодеяния…» Уж не раз те, кого я отчитывал подобным образом, потом признавались мне, что чувствовали, как в ту самую минуту, когда я произношу эти слова, словно что-то соскальзывает с их рук. Понимаю, звучит не очень правдоподобно. Но мы уже несколько лет шагаем по пути духовного освобождения и замечаем перемены в поведении друг друга. Мы постепенно избавляемся от своих дурных наклонностей. Что ж, выбор у нас невелик. Либо будем стыдиться и молчать, либо будем продолжать бороться друг за друга.
Однако вернёмся к той нагой грешнице, которую мы оставили в храме. За это время пот на её коже успел обсохнуть. Даже пупырышки на теле появились. Иисус спрашивает женщину: «Женщина! где твои обвинители? никто не осудил тебя?» Она лишь молча качает головой в ответ, не смея поднять на Него глаза. Ей стыдно встречаться с Ним взглядом. И тогда, как мне кажется, Иисус Сам приподнимает ей подбородок. Он хочет, чтобы она увидела Его лицо. Чтобы прочитала в Его взгляде, что стыда нет. Что Он всё принял. Что Он по-прежнему любит её Своей безграничной любовью. Вот Он слегка качает головой и роняет: «И я не осуждаю тебя; иди и впредь не греши» (7).
Заметьте, Иисус не сказал, что эта женщина не грешна. Её грех очевиден всем. Он, можно сказать, стекает потом по её ногам. Но Иисус отпускает её восвояси и просит лишь об одном: впредь не грешить.
Когда Иисус восседал за трапезой вместе с фарисеями и какая-то женщина, «которая была грешницей», как утверждает Библия, вполне возможно, даже проститутка, опустилась перед Ним на колени, стала обливать Его ноги слезами, а потом обсушила их своими волосами и умастила их дорогим маслом, которое стоило кучу денег, то благоуханный аромат мгновенно наполнил всё помещение. И все вдыхали его. Вполне возможно, именно такими ароматами эта женщина и соблазняла своих клиентов. Или потом обливала себя маслом, чтобы приглушить запах сластолюбивой плоти. Но здесь, рядом с Иисусом, стоя перед Ним на коленях, исповедуясь и раскаиваясь в своих грехах, она преобразует этот запах в благовоние, свидетельствующее о её чистоте и святости. А разве мы с вами не похожи на ту женщину? И наши молитвы тоже, подобно благоуханному аромату, заполняют комнату и поднимаются вверх, туда, где Он восседает на троне, радуясь тому, что делаем мы. Вы и я.