Как обычно, Владислав пришел обедать домой. Опоздание в их семье не приветствовалось. Однако обычной улыбки на его лице не было. Жена заметила изменение в настроении мужа. Расспрашивать не стала. Если что-то серьезное, сам расскажет.
– Валя, – так, по-домашнему, Владислав звал свою жену Валерию, – у меня заблокировали банковскую карту. Я не смог получить деньги.
– С какого испуга они блокируют карты у честных людей?
– Банкомат выдал информацию – «по техническим причинам». Я обратился к менеджеру. Сейчас они болтаются по залам отделений Сбербанка с целью оказания помощи технически неграмотным клиентам. Молоденький парнишка вытащил мою карту.
– Пусть устранят техническую причину сбоя в работе банкомата. А в другом банкомате можно получить деньги? – проявила озабоченность жена.
– На мою просьбу проверить причину блокировки он стал выяснять, почему банкомат заглотил мою карту. Тут же сел за компьютер и сделал запрос в соответствующую службу банка. Что-то прочитал в ответе на запрос, еще раз проверил мой паспорт и уставился на меня удивленно-встревоженным взглядом: «Вы, по данным службы безопасности Сбербанка, погибли еще в апреле».
– Вот это новость! Они что там, очумели совсем?
– Нет, Валя, они не очумели. Они якобы страхуются и берегут деньги клиентов. Ты же знаешь, что по моей карте больше пятидесяти тысяч рублей за один раз не выдают, только не менее чем через сутки можно получить следующую порцию денег. Так теперь при любом подозрении на возможное нарушение порядка выдачи денег блокируют карту под предлогом того, чтобы не выдать деньги другому человеку.
– Что в таком случае надо делать?
– Конечно, я задал такой же вопрос работнику банка. Он сказал, что в течение почти месяца будут проверять причину блокировки, будут выяснять, кто действительно погиб, кто инициатор блокировки.
– Вот это да! Как жить без денег?
– Менеджер ответил и на такой вопрос. Надо идти в то отделение банка, где получал карту.
– Вот здорово! А если бы ты временно находился в Магадане? Деньги закончились. Как жить? Как купить билет на обратную дорогу?
– Он не знает. Ссылается на действующие порядки.
– Обед готов. Садись за стол. Руки не забудь вымыть.
За обедом Владислав расспрашивал жену о поведении детей в детском саду.
– У них радость. Теперь наши сыновья имеют одинаковые картинки на шкафчиках для одежды. У Станислава был тигр, а у Ярослава – слон. Они в один голос требовали одинаковые картинки.
– Ну а сейчас какие?
– У обоих львы. Других не было. Воспитательница сказала, что оба довольны.
– Надо поздравить их с победой, – улыбнулся Владислав.
Супруги поддерживали стремление детей к самостоятельному поиску законных путей к преодолению жизненных трудностей. Все начинается с мелочей.
– Тебе борща добавить?
– Добавь. Борщ у тебя всегда вкусный. После обеда поеду на другой конец Москвы. Разблокирую карту и получу деньги.
Отобедав и просмотрев на YouTube новостные ролики, Владислав из Ясенева на Преображенскую площадь, в отделение Сбербанка, поехал на метро. Так быстрее и не надо искать место для парковки около банка. Тем более что сентябрьская погода баловала москвичей солнечными теплыми днями. Взяв талончик в очередь к администратору, он дождался приема в комнатке со стеклянными стенами и дверьми, видимо, сделанной с учетом борьбы с коррупцией. Администратор банка вежливо выслушала Владислава.
– Мы сейчас поможем вашему горю.
– Я понимаю, что банку выгодно блокировать деньги клиентов под разными предлогами и таким образом держать как можно больше денег для увеличения прибыли. То есть мы не сеем и не пашем, а миллиарды имеем, – не успокаивался Владислав.
– Да, финансисты умеют делать деньги. Изыскивают разные способы для извлечения прибыли.
– Вы же понимаете, что только по фамилии, имени, отчеству и дате рождения, идентичным личным данным должника, умершего человека или подозреваемого в хищении денег из банка, нельзя блокировать счета других людей.
– Вот такая программа на компьютерах у службы безопасности банка.
– Что, нельзя добавить другие данные? Например, место рождения, серию и номер паспорта, дату выдачи, кем и когда выдан паспорт, место жительства и тому подобное…
– Может, такие данные у службы безопасности и есть, но проще делать так, как они, – блокировать счета.
– Это же нарушение прав граждан на пользование их собственными деньгами!
– Возможно.
– Сложно разблокировать мою карту? Я смогу сегодня получить деньги?
– Конечно. Все готово. Берите паспорт, карту, идите к банкомату и получайте свои деньги.
– Большое спасибо. Мне больше не будут блокировать мою карту?
– Надеюсь, что не будут.
– Вы можете сказать, кто инициатор блокировки моей карты?
– Думаю, что нотариус.
– Вы можете узнать, как обратиться к нотариусу и где находится его контора?
– Вы наш давний клиент. Я вам скажу, что нотариус живет и работает в нотариальной конторе в городе N-ске.
– Спасибо. Вы очень вежливы и внимательны.
Владислав сразу не поехал в N-ск, надеясь, что блокировки больше не будет. Через месяц его карту снова заблокировали по той же причине. Процедуры блокировки и разблокировки повторились несколько раз. Владислав принял решение ехать в N-ск, поскольку по телефону или другим заочным способом эту проблему не решить. Дело о наследстве погибшего однофамильца может длиться не один год. Надо было ехать, пока стояла теплая погода, сразу после первой блокировки, но Владислав понадеялся на убедительные обещания банковских работников не блокировать карту. Наступила поздняя осень. Ночью случались заморозки. Синоптики обещали похолодание и снежные метели. Тянуть дальше Владислав не стал. Взял заранее билет в купейный вагон на поезд в N-ск. В день отъезда с утра не переставая шел снег. Деревья Битцевского лесопарка красиво оделись в белые пушистые наряды. Еще раз посмотрев в окно на творения природы, Владислав вышел в прихожую и неторопливо надел кожаную, на меху куртку с капюшоном. Удобная одежда, особенно в зимний период, надежно защищает шею от снега, а если еще ветер, то лучше кожаного капюшона на меху не придумать. На лавке около входной двери уже стоял укомплектованный к дороге рюкзак.
– Валя, я готов к походу.
Из кухни вышла раскрасневшаяся от жаркой электроплиты жена. В руках она держала сверток со свежеиспеченными пирожками.
– Вот, возьми в дорогу. Вечером чайку попьешь с любимыми яблочными пирожками.
– Хорошо, возьму. Мальчишек сама заберешь из садика. Скажешь им, что скоро приеду и кое-что привезу в подарок.
– Конечно, заберу и все им объясню, чтобы не скучали.
Владислав взял еще горячие пирожки в аккуратно завернутом немаленьком свертке.
– Ну куда столько?
– Ничего, угостишь попутчиков.
– Давай присядем перед дорогой.
Владислав соблюдал старый ритуал – присесть на дорожку. Присев на скамейку, немного помолчали. Владислав и Валерия встали одновременно. Он закинул рюкзак за плечи и уложил сверток с выпечкой в пластиковый пакет. Поцеловав жену, вышел из квартиры. Валерия проводила мужа до лифта. Такси ожидало его у подъезда. На вокзал приехали, когда уже объявили посадку на поезд, следующий на юг страны. В N-ск можно доехать только на проходящих поездах.
Владислав уверенной походкой направился к седьмому вагону. Он всегда старался брать билеты на поезд в седьмой или девятый вагон. Недавно выпавший снег скрипел под его твердыми шагами. Легко дышалось на свежем воздухе. Но когда он подошел ближе к вагонам, вмешался запах дыма. Проводники для обогрева вагонов по-прежнему топили печки углем. Значит, в вагоне будет тепло и уютно. Его ожидания оправдались. До N-ска доехал без приключений. В купе ехал один. Утром его разбудила проводница.