Глава 3 Боль

Мир вокруг маленького мальчика внезапно переменился. Ребёнок при живых родителях лишился их любви и чувствовал себя обездоленным и ненужным. Почему так произошло? Почему бабушка Асият и мама, любившие и лелеявшие его, больше его не любят? Он не мог понять причины происходящего и всю вину за это возлагал на себя. Вечером того дня, когда его отвезли к отцу, он нечаянно разбил хрустальную вазу. Его, естественно, поругали за это. А после, часа через два, он услышал мамин плачь, а бабушка говорила, что так надо, что ей нужно устроить личную жизнь, что она уже слово дала и к вечеру он уже был на пороге бабушки Зульхижат. Единственную причину расставания с матерью Саид видел в разбитой вазе.

На следующий день он пошёл в овраг, куда скидывали мусор, и собрал все осколки разбитой несчастной вазы. Саид решил склеить и отнести её маме и бабушке Асият. Он уже представлял себе, как удивится бабушка, как обрадуется мама, назовут его умничкой, обнимут, приласкают и, конечно же, оставят с мамой.

Саид собирал кусочки вазы и бережно складывал их в маленькое ведёрко. Спрятался в чуланчике, осторожно, аккуратно всё склеил, даже не видно было, если не очень присматриваться, что ваза склеена. Он спрятал её в дальнем ящичке и утром решил пойти к матери. Саид долго не мог заснуть, представляя радость встречи, он вертелся из стороны в сторону, улыбался про себя и чувствовал себя маленьким героем.

Долгожданное утро он встретил с улыбкой и необычайным волнением. И как только освободился от утренних процедур, Саид потихоньку вышел, положив вазу в пакет, и отправился в дом бабушки Асият.

Снег под нещадными лучами солнца уже растаял, уступив место грязи и лужам. Саид шёл быстро, но осторожно. Брызги луж изрядно испачкали его одежду, но он этого не замечал, всё это были мелочи, он увидится с мамой, с мамой, милой, дорогой и любящей.

Вот уже показалась зелёная калитка, дверь, которая вот-вот откроется и он увидит маму.

– Мама! Мама! – закричал Саид изо всех сил. Он уже не видел дороги, споткнулся и не смог удержать пакет. Быстро встал, посмотрел в пакет и глаза его налились слезами, краешек горловины у вазы потрескался и упал. Тут открылась дверь и на пороге появилась мама.

– Саид, – удивилась она, – сынок…

Он бежал, бежал ей навстречу со всей мочи, вне себя от счастья. Вот, осталось только чуть-чуть и вдруг, словно огромная чёрная туча, между ними встала бабушка Асият. Она быстро схватила его за шиворот и спросила:

– Ты куда это, а?

Взгляд её был суров и мрачен, и мальчик не узнавал в ней старую, добрую БА…

– Я принёс вот, – и он достал вазу, – я склеил, это вот оторвалось и его приклею.

Бабушка вырвала у него из рук пакет, бросила на землю. Мать прибежала со слезами на глазах и уже готова была обнять его, как бабушка резко оттолкнула её.

– Ты куда ещё? А ну живо в дом!

– Мама, это же мой сын, мой!

– Я кому сказала уйти!

Асият так строго и непреклонно посмотрела на свою дочь, что та невольно опустила руки, отвернулась и в слезах побежала в дом.

– Мама, мама!!! – всё вырывался Саид. Асият посмотрела ему в глаза и также строго сказала:

– Теперь иди к себе домой!

– Я не хочу, я к маме хочу!

Асият начала его тащить, тот же барахтался и сопротивлялся, как мог.

В этот момент из окна двери опять выглянула мать. Она плакала, прикрывая лицо одной рукой, и, кажется, что-то говорила.

– Мама, мама!!! – вопил ребёнок.

Бабушка дёрнула его сильней и он уже не мог сопротивляться. Так они дошли до калитки и тут Саид мёртвой хваткой вцепился в неё.

– Мама, мама!!! Возьми меня обратно! Я буду всё-всё делать, как ты скажешь, и ничего больше не сломаю!!! Мама!

Мать отбежала от двери, свалилась на диван и заплакала. Бабушка не смогла его оторвать от калитки и ущипнула его за руку. И ещё, и ещё раз.

– А ну отпусти! Иди к себе домой! К своему отцу иди! – запыхалась она.

– Я хочу к маме, пусти меня к маме… – всё не сдавался Саид.

И тут она взяла поменьше и щипнула посильнее. Он разжал кулаки, отбежал и потёр руки.

– А ну быстро домой! – прошипела она со злостью.

– Я хочу к маме… – прошептал он с обидой, уже ни на что не надеясь.

– У тебя больше нет матери! Запомни это раз и навсегда! И нет её у тебя из-за твоего отца!

– У меня теперь вообще никого нет: ни матери, ни отца и даже бабушки.

Саид отвернулся и пошёл прочь. На полдороги он обернулся, бабушка всё также стояла у калитки, взгляд её утратил недавнюю жёсткость, стал чуть мягче, а на щеках блестели полосы от слёз. Может, если бы он тогда побежал к ней снова и обнял её, она бы его не отогнала, но он не побежал, а побрёл дальше от того места, где мама так и не пришла его обнять, хотя бы просто обнять.

Больше он не пытался увидеться с матерью, даже скорее избегал мест, где мог с ней встретиться.

Через два месяца она вышла замуж за другого.


Целый год после этого случая Саид не видел свою мать. Однажды, когда он в задумчивости проходил по тесным улочкам села, дверь скрипнула, появилась мама и тихо позвала:

– Саид, родной, иди ко мне…

Саид, не сводя с неё глаз, неспеша сделал два шага назад.

– Иди ко мне, родной, – с мольбой произнесла Айшат.

Саид дрогнул, будто от удара и побежал, не оглядываясь. Он бежал до тех пор, пока полностью не выдохся. Так продолжалось и в следующие разы. После отчаянных неудачных попыток хотя бы поговорить с сыном Айшат пришла к своей матери.

Асият месила тесто. Руки, покрытые старческими пятнами, хорошо знали своё дело. Месила не торопясь, словно мастер, лепящий глину.

– Как хорошо, что ты зашла, – улыбнулась Асият. – Сейчас будут хинкали.

– Мама, – холодно выговорила Айшат, – мне не нужны твои хинкали… – всхлипнула она.

– Что? – испугалась Асият, – что случилось?

– Мама! – еле сдерживая истерический крик выговорила Айшат. – Он не хочет видеть меня… Слышать… Он убегает… – заревела она.

– Он ещё маленький. Остынет и придёт…

– Он не придёт, мама! И он не настолько маленький, чтобы ничего не понимать! Это ты виновата! Ты отняла у меня сына! Чтобы ты делала, если бы отняли меня у тебя?! Ты говоришь, что любишь меня и делала всё это ради моего счастья, но почему ты не понимаешь, что точно также я люблю и своего сына. Ты хотела сделать меня счастливой и отняла у меня сына, тем самым ты сделала несчастными и его, и меня, и себя. Он никогда тебя не простит! И я! – выпалила она.

Загрузка...