Святой Грааль и миссия Рерихов

Есть один очерк или «записной лист» у Н.К.Рериха с названием «Монсальват», написанный в Монголии, в Цаган Куре[14] в 1935 году во время Маньчжурской экспедиции. В другом своём труде – дневнике, который Николай Константинович вёл тогда[15], он поясняет: «Конечно, вам хочется знать, как и где пишется этот дневник. Пишем в упразднённом храме тибетской архитектуры. Конечно, все изображения вынесены, но остаются расписанные столбы и карнизы. Посередине – железная печь. Перед храмом две юрты, в которых мы все и помещаемся. Позади храма небольшой дом хозяина этого места, Ларсена[16], – сам он всё ещё в Калгане». А вокруг серо-зелёные холмы монгольской степи.

Казалось бы, что общего между описанной Рерихом обстановкой и горными хребтами Пиренеев, где затерялся средневековый замок Монсальват, хранящий тайну Святого Грааля? Какие ассоциации возникали у мыслителя? Николай Константинович делится ими в своих «записных листах»: «Чаша», «Дар небесный», «Влечение», «Зигфрид», «Безымянное», «Дары Востока». Интересно то, что написаны они почти в одно время, в течение месяца – апреля 1935 года. Это были дни напряжённого ожидания экспедицией вестей о проекте строительства Новой Страны[17], так много значившем не только для Рерихов, но и для судеб мира и, конечно, для России. Тогда Рерих предаётся мыслям о родстве культур разных народов, единой смысловой канве, запёчатлённой в их мифах и легендах, о созвездии Ориона, о Небесных знаках и Дарах, сказании о белом Коне или Эрдени Мори и его пылающем сокровище – Чинтамани.



Н.К. Рерих


Вспоминает он и о магнитах, «заложенных учениками великого путника Аполлония Тианского» – «там, где суждено строиться новым государствам или созидаться городам великим», или «там, где должны состояться большие откровения и открытия». «Всюду, – поясняет Рерих, – заложены части метеора, посла дальних светил» (выд. – Н.Т.). Вспоминает мыслитель и о Чаше, «огнём процветающей», о Парцифале и Галахаде, чьи имена связаны со Св. Граалем, и о том, что на пути к нему бесстрашный путник не однажды услышит «рог Зигфрида». И, конечно, о том, как много Восток дал Западу.

Эти в некоторой степени обрывочные размышления связаны некой единой нитью, на которую все они нанизываются. Она протягивается из заоблачных высот, соединяя земное с Небесным. Всё это и составляет то, что мы называем «миссией Рерихов». Как рефрен, Николай Константинович в том «записном листе», с которого мы начали, повторяет: «Монсальват – уготован». Что хотел он этим сказать? Ведь горы с замком Монсальват[18], где хранился Грааль, описанный в 1210 году Вольфрамом фон Эшенбахом в поэме «Парцифаль», на географической карте не существует. И тем не менее об этой чудодейственной святыне написано столько красивых легенд, сказаний, преданий, поэм и романов, явление которых «имеет значение не для отдельных людей, но для цементирования пространства»[19]. Однако тайну Грааля, казалось, никому из писавших до конца так и не удавалось разгадать. Правда, Елена Ивановна Рерих в своих письмах и книгах (в частности, в «Криптограммах Востока»), а также Николай Константинович – где намёками, а где открытым текстом (впрочем, и не всегда понятным), а то и изображением на картинах – приоткрыли нам завесу над этой тайной.



Е.И. Рерих


В «записных листах» Н.К.Рерих, видимо, давал понять, что место, где будет заложен космический магнит, уже определено. И оно, как мы можем предположить, связано и с Граалем, и с проектом Новой Страны. К тому времени, в 1935 году, Рерихи получили от Учителей и Камень, и Чашу, которые можно отождествить с Граалем, и, естественно, знали об их происхождении и предназначении. Это подтверждает письмо Е.И.Рерих. В апреле 1936 года она пишет председателю Латвийского рериховского общества Р.Я.Рудзитису в связи с началом его работы над книгой «Братство Грааля»: «Мысли о Знаке очень красивы и, конечно, правильны. Чаша Амриты, Чаша Красоты и Подвига, Чаша Грааля! Ведь легенда о Чаше Грааля тоже пришла с Востока, как одна из версий о Великом Духовном Подвиге и о той же таинственной Шамбале. Между прочим, некоторые исследователи символизма, связанного с Чашей Грааля, видят в этой Чаше Камень, который сейчас находится в миру, сопутствуя историческим событиям, после чего он должен вернуться домой в Сердце Азии. Такое толкование тоже близко истине. Но и Чаша существует, и посылается она перед началом Новой Эры туда, где будет утверждено Учение Калачакры. Об этой Чаше тоже существует много легенд. Одна из них гласит, что Чаша всегда приносится неожиданно и по воздуху. Так в своё время она была принесена Владыке Будде. Происхождение этой Чаши – египетское, и древность её определяется около 12 тысяч лет до Р.Х. После смерти Будды Чаша эта находилась в Храме, в Карашаре[20], откуда она исчезла и с тех пор она хранится в Шамбале. Согласно всем преданиям, перед Новой Эпохой Майтрейи эта Чаша появится (м[ожет] б[ыть] она уже появилась)»[21]. Таковы Знаки – Камень и Чаша – самого высокого доверия своим избранникам Учителей человечества – людей, достигших в своём развитии совершенства и объединённых в Братство, которое помогает людям и планете следовать эволюции, соответствующей космическим законам.

Сквозь лёгкое кружево повествования в «записных листах» Рериха мы можем разглядеть нечто цельное – грандиозный, мудрый план мироустройства Учителей, исполнителями которого в тот исторический период была эта уникальная семья. Монсальват, действительно, был уготован. Николай Константинович пишет далее о чём-то очень сокровенном и не вполне, на первый взгляд, понятном: «Произнесён на всех языках. В постоянном развитии не коснёмся конечного, оконченного.

Загрузка...