Мы с женой едем из Сантьяго-де-Куба обратно в Гавану. Уже почти месяц мы путешествуем по Острову свободы. Это поистине райское место! Мягкое солнце, зелёные пальмы, ослепительно голубое море, доброжелательные кубинцы. В прокате мы взяли практически новый автомобиль «Пежо». Перед нами пустынное шоссе. Дорога в отличном состоянии. В тропиках нет резких перепадов температуры – круглый год плюс 30.
В голове проносятся приятные мысли. Вчера хозяева частного дома, где мы остановились на ночлег, приготовили великолепный ужин – огромных лобстеров с рисом, бобами и салатом. Литр рома «Гавана клаб» со «Спрайтом» гармонично дополнил трапезу. Я прибавляю скорость.
Неожиданно из-за поворота появляется полицейский и машет полосатой палочкой. Могучий темнокожий кубинец в галифе, высоких хромовых сапогах, белоснежном шлеме. На поясе пистолет. На обочине мотоцикл «Харлей Дэвидсон». Полицейский медленно обходит машину.
– Буэнос диас! Документо, пор фавор, – говорит он.
Я киваю головой. Жена долго роется в сумке, наконец, находит ксерокопию водительских прав, протягиваю полицейскому.
– Пор фавор, синьор, – показываю я небольшие навыки в испанском.
– Кварто – кубинец на пальцах показывает разрешённую на этом участке скорость в 40 километров в час.
Я разглядываю знак. Действительно – 40 км/час. Сколько же я ехал? 80? 100? Ну, явно не 40.
– Си, – я покорно киваю головой.
Гаишник внимательно рассматривает мои права. В голове проносятся ужасы мексиканских тюрем, которые я видел в голливудских боевиках. Мне грозит строгое наказание – штраф или ещё чего похуже.
Одна надежда – на номера. Туристические автомобили на Кубе отличаются от местных номерами красного цвета. Их видно издалека, и сразу понятно, что едут туристы на арендованном автомобиле. Отношение к туристам здесь более, чем лояльное. Ведь приезжие помогают оживить не самую богатую экономику. Да и гостеприимство у кубинцев буквально в крови. В каждом городке, в котором мы останавливаемся по пути из Гаваны, будь то Санта-Клара, Сьенфуэгос или Камагуэй, местные жители предлагают великолепные коктейли на основе рома, мелодичные песни и танцы. В маленьких кафе всегда играет небольшой оркестр, обычно состоящий из гитары, ударных и какой-нибудь дудки. Хит сезона, конечно, «Гуантанамеро».
Гаишник по-прежнему хмурится. Я виновато улыбаюсь.
Внезапно он переводит взгляд на заднее сиденье нашего «Пежо».
– Комо эстас?
– Руссо туристо, – слышится в ответ.
Гаишник замирает в удивлении. На заднем сиденье сидит кубинский полицейский в форме. Мы подобрали его на выезде из Сантьяго, он попросил его подвезти в ближайший город.
Между гаишником и нашим пассажиром происходит быстрый разговор на испанском. Я различаю фразы «русо», «буэно», «амиго».
– Адиос, – гаишник, улыбаясь, протягивает мне документы.
– Адиос, – отвечаю я.