Введение

«Покупай дешево, продавай дорого!» Нам все время твердят что-нибудь в этом роде. Однако, вопреки увещеваниям, большинство инвесторов обладают фантастической способностью (которую сами они неизменно отрицают) покупать дорого и продавать дешево. При том информационном шуме, который порождают СМИ и сами инвесторы, легко угодить в ловушку, следуя за настроениями рынка. Требуется немало мужества, чтобы совершать покупки на фондовом рынке, когда он летит вниз. Во-первых, никогда нельзя быть уверенным, что цены достигли дна, а во-вторых, вся аналитика, которая публикуется в завершающей фазе медвежьего рынка, полна отчаяния и обреченности. Но в то же время многие инвесторы на своем горьком опыте успели убедиться, что самый очевидный момент для покупки акций одновременно является и самым худшим: эйфория накрывает толпу, заставляя провозглашать бессмертие бычьего рынка, именно тогда, когда ему скоро придет конец.

У маркет-таймеров[5] и фундаментальных аналитиков есть свои методы, посредством которых они пытаются воплотить в жизнь главную инвестиционную премудрость. Те же из нас, кто не входит в число экспертов, кто слишком занят или просто не видит смысла в попытках угадывать развороты рынка, должны как-то действовать, чтобы не остаться за бортом. Как вариант, мы можем присоединиться к их попыткам обыграть рынок, но следует помнить, что мы куда менее опытны и информированы, чем они, и далеко не всегда обладаем достаточным для экспериментов состоянием. Мы также можем нанять этих экспертов в качестве консультантов, но, как правило, цены на подобные услуги превышают выгоду, получаемую от них, если таковая вообще имеется. Третий вариант – двигаться самостоятельно, несмотря на сложный ландшафт, изрезанный эмоциональными взлетами и падениями. И в этом случае нашими рабочими лошадками будут формульные стратегии.

Формульной стратегией называется любой заранее определенный план, который будет автоматически направлять ваши инвестиции. В качестве примера простейшей формулы можно привести покупку одной акции каждую неделю. (Не подумайте, что это моя рекомендация!) Самая известная формульная стратегия, обсуждаемая в главе 2, – усреднение затрат (Dollar Cost Averaging, DCA), при котором вы инвестируете в актив одну и ту же сумму в каждом инвестиционном периоде, независимо от рыночной цены этого актива.

Более гибким вариантом этого метода является стратегия усреднения ценности (Value Averaging, VA), разработанная мной в 1988 г. Базовая формула усреднения ценности, более подробно на которой мы остановимся в главе 3, заключается в том, чтобы инвестировать столько, сколько необходимо для увеличения ценности ваших активов на некоторую заранее заданную величину в каждом инвестиционном периоде.

Другие формульные стратегии основаны на ребалансировке ваших активов по их принадлежности к определенному классу. Например, стратегии с постоянным соотношением долей требуют, чтобы фиксированный процент вашего инвестиционного капитала хранился в акциях. Некоторые наиболее активные формульные стратегии содержат элементы маркет-тайминга; к примеру, стратегии с переменным соотношением долей изменяют пропорцию каждого класса активов в портфеле в соответствии с некоторым фундаментальным или техническим показателем (размером дивидендов, коэффициентом P/E, процентом коротких позиций на рынке и т. п.). Стратегии распределения активов (Asset Allocation) также обычно относят к этой категории. Мы же сосредоточимся на более пассивных, простых и менее рискованных для инвестора формульных стратегиях – усреднении затрат и усреднении ценности.

Первые три главы дают базовое представление об этих формульных стратегиях. Основная мысль, которую инвестор должен взять на вооружение: формульные стратегии помогают избежать стадного инстинкта и хаотических, как правило, несвоевременных метаний в процессе инвестирования; также они задают общий принцип покупки по более дешевым и, возможно, продажи по более дорогим ценам. Усреднение затрат ориентировано на удешевление покупок активов, но оно не дает никаких рекомендаций в отношении их продаж. Усреднение ценности точно так же обладает эффектом увеличения объема покупок при падении рынка, но при этом обязывает снижать этот объем, а иногда даже продавать часть акций, когда рынок идет вверх. Это несколько усложняет стратегию, но дает ей дополнительную гибкость и, как правило, повышает доходность. В главе 1 этот вопрос будет рассмотрен более подробно на примере исторических данных.

Загрузка...