Когда мы рассуждаем об изучении иностранного языка, первое, что нам приходит на ум – это освоение грамматики. И часто незаметно для самих себя люди погружаются именно в нее, а ведь делать это, как я уже говорила, можно бесконечно! В любом языке есть куча правил, а потом еще больше исключений, нюансов и подводных камней при их применении.
Грамматику можно изучать годами, а потом обнаружить, что языка-то вы и не знаете! Вы не можете говорить, не можете понимать собеседника. Почему так получается? Потому что владение языком складывается не только из грамматики, а из нескольких навыков, и чтобы владеть языком, нужно одновременно развивать каждый из них.
Это можно сравнить с обучением вождению автомобиля – можно сколько угодно долго изучать внутреннее устройство машины, двигателя и всего, что есть под капотом, но хорошим водителем вы вряд ли от этого станете. А чтобы уверенно чувствовать себя в автомобиле на дороге, вам нужна еще и практика самостоятельного вождения (как навык устной речи), понимание и предугадывание действий других участников дорожного движения (как навык слушания, восприятия языка в формате аудио), знание законов дорожного движения (как аналог словарного запаса).
И согласитесь, чтобы выехать на дорогу, вам нужно знать сразу все 4 этих блока. И нет никакой логики в том, чтобы сначала 3 года учить устройство машины, а уж потом, только когда вы освоили его в совершенстве, переходить к другим частям. Нет, лучше идти маленькими шажками в каждом из этих направлений.
Если от аналогии с машиной возвращаться к языку, то для успешного освоения языка вам необходимы:
– грамматика (и к ней очень близко чтение и понимание прочитанного)
– словарный запас (лексика)
– понимание речи на слух (аудирование)
– устная речь
– письменная речь
Если вы когда-то будете сдавать профессиональные экзамены на иностранном языке, то они обязательно будут включать все 5 этих блоков, и на каждый их них будут направлены свои задания.
Итак, при изучении языка важно следить, чтобы ваши усилия были сбалансированно направлены на все эти 5 компонентов.
Тут, конечно, стоит оговориться, что в зависимости от ваших конкретных задач какой-то из этих блоков может сильно доминировать.
Например, если ваша цель изучения иностранного языка – это чтение статей и книг, чтобы профессионально расти в своей области, то для вас будет менее важно понимание на слух и разговор.
Если вы хотите смотреть сериальчики и фильмы в оригинале или понимать иностранные новости без субтитров, то вы можете меньше уделять время оттачиванию разговорного навыка.
Но это скорее исключительные случаи. Обычно все мы изучаем язык прежде всего для того, чтобы изъясняться на нем – а это значит говорить и быть понятыми.
Поэтому я бы рекомендовала вам:
1 Оценить желаемый уровень владения этими 5ью блоками через год.
2 Оценить ваше владение ими сейчас.
3 Посмотреть, какие блоки наиболее далеки от желаемых оценок.
4 Проверить свою программу обучения (включая часть с домашними заданиями) на то, на какие блоки она направлена.
5 Если программа обучения не нацелена на проседающие у вас блоки или вообще игнорирует какие-то из них, я рекомендую вам внести в нее коррективы.
Самой распространенной ошибкой является следующая. Люди учат грамматику и считают, что они не могут заговорить потому, что знают ее недостаточно. И вместо прокачивания навыка «разговора» (устной речи), они снова углубляются в грамматику, только еще больше отдаляя себя от того момента, когда они начнут говорить.
Секрет в том, что для того, чтобы начать говорить, совершенно не обязательно знать всю грамматику. Если мы говорим про английский, то если вы знаете три простых времени (простое настоящее, прошедшее и будущее), умеете строить простые утвердительные, отрицательные и вопросительные предложения и не можете говорить совсем, то дело тут не в грамматике. А в том, что вы пока не научились использовать эту уже известную вам грамматику в устной форме. То есть не научились разбивать ваши сложные мысли на простые предложения и, выбирая простые слова, уже формулировать то, что вы хотите сказать.
А уж если вы освоили еще и глаголы «иметь» и «быть», то вам доступны 80% простых предложений! Вам уже пора начать говорить. Грамматика – это только отговорки в этом случае. Дело или в языковом барьере, или в том, что вы просто не включаете в ваше изучение языка другие блоки, кроме грамматики, или включаете их в очень маленьком количестве.
Как можно добавить больше других блоков, отличных от грамматики?
Для закрепления простых конструкций грамматики и набора широко употребляемых слов я рекомендую читать детские или подростковые книги. На мой взгляд, Роулинг, написав Гарри Поттера, сделала неоценимый подарок всем изучающим английский язык. Она создала книги, написанные простым языком, но при этом увлекательные и захватывающие. Плюс сюжет многим из вас в целом знаком, так что вы точно не запутаетесь в основной линии повествования. При этом там используется не слишком сложная грамматика, ключевые сцены повторяются обычно по несколько раз в пересказах их друг другу между главными героями. Так что даже если вы не поняли чего-то с первого раза, то вам объяснят еще раз.
Рекомендую, как минимум, попробовать почитать книги этой серии. При этом интересное наблюдение – обычно первые 5-15 страниц написаны гораздо более сложным языком и в повествовательном ключе. То есть там вы можете наткнуться на «слегка подернутые желтизной лисья, шуршавшие по ногами и навевающие тоскливые мысли». Сложно, скучно и тяжело. А вот на 15ой странице сюжет начинает бежать вперед, и, следуя за ним, вы уже перестанете обращать внимание на то, что понимаете все не на 100 %. Вы поймите, что 50% – для нас более чем достаточно. Так что отложите словарь и погрузитесь в приятное чтение за кружечкой какао. И если вы засыпаете на 1ой странице, перелистните сразу на 15ую или найдите первый диалог и начните с него.
Конечно, слова «заклинание» и «проклятье» придется загуглить и выучить. А точнее, они выучатся сами, так как будут часто вам встречаться. Да, не самые распространенные слова, но зато таких там совсем не много. А вот легких предложений с простыми словами – хоть отбавляй.
Так же хорошо подходят адаптированные книги. Там сохраняется сюжет и накал страстей. Но убраны скучные и сложные описания, а также все редко используемые слова заменены на более часто употребляемые синонимы. Это как раз то, что нам надо. Выбирайте любимый жанр, любимых авторов и вперед, на встречу приключениям главных героев!
Для восприятия речи на слух, как мы уже говорили, подходят подкасты, любимые и известные до последней фразы сериалы (например, «Друзья»). Любимые песни, чей текст можно предварительно найти, распечатать, один раз перевести, а потом еще один раз внимательно с тексом в руках прослушать песню, распознавая слова. И все, потом уже просто наслаждаться любимой мелодией, подпевать, и мозг все сделает за вас – не сразу, но начнет различать слова, улавливать грамматические конструкции, привыкать к их правильному звучанию.
Единственное, важно помнить, что песня – это все же, в отличии от книги, формат, в котором рифма и темпоритм важнее всего, поэтому авторы песен часто могут немного менять и грамматику, и звучание слов. Поэтому не нужно учить грамматику по песням. И в случае сомнений лучше перепроверять, как на самом деле произносится то или иное слово. Но именно в плане наращивания пассивного формата изучения языка, о важности доминирования которого мы говорили ранее, песням нет равных.
Ну а чтобы начать говорить, нужно… начать говорить. О том, как создать себе для этого наиболее мягкие и комфортные условия, мы поговорим в следующей главе.