Примечания

1

Одиннадцатый том The Age of Napoleon увидел свет в 1975 г., уже после публикации «Уроков истории». Прим. ред.

2

Шекспир У. Ричард II. Акт 3, сцена 2. Прим. пер.

3

Sédillot R. L’Histoire n’a pas de sens. Paris, 1965.

4

Слова Фонтенеля об истории, цитировавшиеся также Гельвецием, Вольтером и Наполеоном – последним, правда, без указания на источник, – принесшие им всемирную славу. Прим. пер.

5

Durant W. Our Oriental Heritage (The Story of Civilization, Vol. 1). N.Y., 1935.

6

Durant W. The Age of Faith (The Story of Civilization, Vol. 4). N.Y., 1950. P. 979.

7

Шарль Пеги (1873–1914) – крупнейший французский христианский публицист, поэт и мистик, чьи произведения пропитаны духом католицизма и французского национализма. Хотя русскоязычному читателю это имя мало знакомо, его высоко ценил русский религиозный философ Семен Франк, ставя в один ряд с Блезом Паскалем, Сёреном Кьеркегором и Фридрихом Ницше. С 1916 по 1955 г. во Франции были изданы 20 томов собрания сочинений Шарля Пеги. Прим. ред.

8

Sédillot R. L’Histoire n’a pas de sens. Paris, 1965. P. 167.

9

Не переведенный на русский язык гимн Уильяма Купера «И свет во тьме светит» (Light Shining out of Darkness), 1773. Прим. пер.

10

В оригинале использован термин «историография». В настоящее время под этим термином понимают 1) вспомогательную историческую дисциплину, изучающую историю исторической науки и эволюцию исторической мысли, а также 2) изучение исторической литературы по определенному вопросу или периоду. Здесь, скорее всего, речь идет о прямом толковании термина, в духе Нового времени, когда «историограф» был буквально «пишущим (или описывающим) истории (об исторических событиях)». В этом контексте историографию следует понимать как синоним исторического произведения или исторической литературы в целом. Прим. пер.

11

Durant W. The Reformation. A History of European Civilization from Wycliffe to Calvin, 1300–1564 (The Story of Civilization, Vol. 6). N.Y., 1957.

12

Речь идет о фальсифицируемости – одном из критериев научности, сформулированном Карлом Поппером в 1935 г. в труде «Логика и рост научного знания». Согласно ему, научная теория не может быть неопровержимой, она должна иметь возможность быть опровергнутой. То есть все ее постулаты можно подвергнуть сомнению, под каждый привести опровержение (эмпирическое и/или теоретическое) и таким образом проверить их: либо подтвердить, либо опровергнуть. Принципиально неопровержимая теория не может считаться научной. Прим. ред.

13

Durant W. The Age of Reason Begins (The Story of Civilization, Vol. 7). N.Y., 1961. P. 267.

14

Сквозная отсылка к монологу Макбета из одноименной пьесы Шекспира (акт V, сцена 5). «Жизнь ‹…› – повесть, рассказанная дураком» (перевод М. Лозинского), «сказка» (перевод Б. Пастернака), перекликающаяся по смыслу с процитированными выше словами Фонтенеля. Прим. пер.

15

Pascal. Pensées. No. 347. Цит. по: Паскаль Б. Мысли. Малые сочинения. Письма. М., 2003. С. 112.

16

Французский философ Шарль Луи де Монтескьё (1689–1755) и английский историк, «отец научной истории» Генри Томас Бокль (1821–1862) были сторонниками географической школы, то есть полагали, что развитие цивилизации определяется прежде всего географическими условиями и средой обитания. Прим. ред.

17

Plato. Phaedo. No. 109. (Платон. Собрание сочинений в 4 т. М.: Мысль, 1993. Т. 2. Федон, 109b (как слова Сократа).)

18

Жан Кальвин (1509–1564) – французский богослов, основатель кальвинизма. Кальвин полагал, что не человек решает, принять дар благодати или противиться ему: это определяет бог. Одним людям он изначально уготовил спасение, другим – погибель, независимо от их воли, мировоззрения и образа жизни. Прим. ред.

19

Laissez-faire – «позвольте-делать» (фр.); принцип невмешательства государства в экономическую политику. Прим. пер.

Загрузка...