Глава 2 Объективная оценка сталинской эпохи

Нам навязывают, чтобы мы забыли все великое, то, что сделали Ленин и Сталин, а ведь это – символы нашего народа.

Александр Лукашенко[24]

Чем дальше в прошлое уходит сталинская эпоха, тем яснее осознаются величественные замыслы и масштабы достижений того времени, тем отчетливее представляется, какой мощный прорыв совершила в своем развитии великая страна. Хотя до сих пор приходится слышать, что советский проект развития представлял собой некую утопическую конструкцию, неудачный эксперимент, что созданная экономическая система была неэффективной, расточительной, самоедской, неконкурентоспособной, держалась на принуждении, рабском труде, страхе. Какие только эпитеты не подбирают для ее описания – тоталитарная, казарменная, репрессивно-командная, деспотичная, лагерная экономика… Те, кто дает такие уничижительные определения, навряд ли уяснили, что большинство наших достижений и побед, которыми мы гордимся сегодня и будем гордиться всегда, родом именно из сталинского времени (рис. 2). А подневольным, непроизводительным рабским трудом крепкую экономику, сильную державу с развитым индустриальным, научным, военным потенциалом не построишь.


Рис. 2. Достижения сталинской экономики


Новые отрасли народного хозяйства, электростанции и каналы, десятки тысяч современных заводов и фабрик, уничтожение безработицы, ликвидация безграмотности, всеобщее бесплатное здравоохранение и доступное образование, широкая сеть библиотек и клубов, домов культуры, отдыха и санаториев, дворцов пионеров и пионерлагерей, сотни новых вузов по всей стране, развитие передовых направлений науки и техники – все это достижения сталинской экономики. Строительство сети автомобильных и железных дорог, массовое благоустройство городов и сел, возведение новых промышленных центров, большие массивы заложенных в то время садов, парков и скверов, обводнение крупных городов, восхитительные жилые и общественные здания, а также первые станции метро в стиле «сталинский ампир» – это тоже достижения сталинской экономики. Победа в Великой Отечественной и Второй мировой войне, освобождение мира от фашизма, быстрое послевоенное возрождение страны, создание советского ракетно-ядерного вооружения, предотвратившего наступление Третьей мировой войны, образование мировой социалистической системы, превращение СССР в сверхдержаву – это также безусловные достижения сталинской экономики. Освоение Арктики и Северного морского пути, начало покорения космического пространства, запуск первого человека в космос – и это достижения сталинской экономики, которая после ухода из жизни вождя еще некоторое время давала свои плоды (достаточно сказать, что предварительные изыскания по созданию межконтинентальной баллистической ракеты Р-7, отправившей в 1961 году на околоземную орбиту корабль с первым космонавтом мира, начались при жизни Сталина в 1950 году). «Сталин, принесший в жертву двух своих сыновей, вырастил третьего – Юрия Гагарина, который унес в Космос бриллиантовую звезду Сталинской Победы»[25], – отмечал в этой связи писатель и публицист Александр Проханов.

Сталинской эпохе многим обязаны народы, получившие после Октябрьской революции право на самоопределение путем создания собственных национальных республик и автономий. Сталин как народный комиссар по делам национальностей, а впоследствии – глава Советского государства принимал непосредственное участие в организации государственных и национально-территориальных образований, решал задачи политического, экономического и культурного подъема бывших национальных окраин Российской империи. Выступая в 1921 году на X съезде Российской коммунистической партии (большевиков), он отмечал:

«Суть национального вопроса в РСФСР состоит в том, чтобы уничтожить ту фактическую отсталость (хозяйственную, политическую, культурную) некоторых наций, которую они унаследовали от прошлого, чтобы дать возможность отсталым народам догнать центральную Россию и в государственном, и в культурном, и в хозяйственном отношениях.

При старом режиме царская власть не старалась и не могла стараться развить государственность на Украине, в Азербайджане, Туркестане и других окраинах, она боролась с развитием государственности на окраинах, так же как и с их культурным развитием, стремясь насильственно ассимилировать местное коренное население. <…>

…Я имею записку о том, что мы, коммунисты, будто бы насаждаем белорусскую национальность искусственно. Это неверно, потому что существует белорусская нация, у которой имеется свой язык, отличный от русского, ввиду чего поднять культуру белорусского народа можно лишь на родном его языке. Такие же речи раздавались лет пять тому назад об Украине, об украинской нации. А недавно еще говорилось, что украинская республика и украинская нация – выдумка немцев. Между тем ясно, что украинская нация существует, и развитие ее культуры составляет обязанность коммунистов»[26].

За вклад в дело национально-государственного строительства Сталин еще при жизни получил звание «отца народов». Проводимая им национальная политика, обеспечившая быстрое хозяйственное и культурное развитие бывших отсталых царских окраин, формирование союзных республик и советских автономий (включая национально-территориальное размежевание на Кавказе и в Средней Азии, завершенное к середине 1930-х годов), способствовала укреплению дружбы между народами СССР, снятию межнациональных противоречий, что в конечном счете стало залогом победы единого, сплоченного многонационального советского народа в Великой Отечественной войне (см. также приложение 2).

Таким образом, не будет преувеличением сказать, что бывшие советские республики, получившие после распада СССР независимость, строят сегодня свою государственность на политическом, экономическом и культурном фундаменте, заложенном в сталинскую эпоху.

Современная Россия, Беларусь, республики Средней Азии переняли ряд государственных атрибутов того времени. Музыка и текст сталинского гимна (гимна партии большевиков, впоследствии преобразованного в гимн Советского Союза) лежат в основе нынешнего государственного гимна России. Сталинские красные звезды на башнях Московского Кремля продолжают оставаться символом страны. Под сталинским флагом, гербом и гимном – атрибутами Белорусской ССР с незначительными изменениями – успешно развивается современная Беларусь. За основу нынешних гербов и гимнов Таджикистана и Узбекистана, герба Киргизии тоже взяты сталинские символы этих республик (рис. 3)[27].


Рис. 3. Созданные в сталинскую эпоху гербы Беларуси, Таджикистана, Узбекистана, Киргизии (сверху) и гербы этих республик в наше время (снизу)


Со сталинской эпохой связан и один из главных государственных праздников на постсоветском пространстве, самый знаменательный день нашей истории – День Победы 9 мая. А в Беларуси, кроме того, широко отмечается еще одна историческая дата сталинского периода, 3 июля 1944 года, – день, когда советскими войсками от немецко-фашистских захватчиков была освобождена столица республики город Минск. Этот день празднуется в стране как День Независимости с проведением в Минске военного и гражданского парада, включающего спортивно-молодежное шествие по образцу знаменитых сталинских парадов физкультурников (память о войне и ее событиях очень дорога для Беларуси – за ее годы республика потеряла каждого третьего своего жителя). Отметим, что по инициативе Сталина Советская Белоруссия и Советская Украина получили полноправное членство в ООН, став наряду с самим Советским Союзом и другими государствами мира в 1945 году основателями этой международной организации.

Еще один связанный со сталинским периодом праздник – это Новый год, точнее, современная традиция его широкого празднования, зародившаяся в то время, появление (в конце 1930-х годов) канонических образов новогодних персонажей Деда Мороза и Снегурочки. Сталинская эпоха имеет отношение и к формированию наших традиций повседневного питания: в тот период появились многие продукты, прочно вошедшие в пищевой рацион (колбаса «Докторская», майонез «Провансаль», сыр «Советский», сырки глазированные, зефир, мороженое эскимо и пломбир, советское шампанское и др.), разрабатывались продуктовые ГОСТы, по заказу государства издана «Книга о вкусной и здоровой пище» – представленные в ней правила рационального питания и рецепты приготовления блюд, широко освоенные по стране, до сих пор во многом определяют наше ежедневное меню и кулинарные предпочтения.

Сталинский период – это и возрождение церковной жизни после лихолетий атеистических гонений на религию. Благодаря содействию и поддержке Сталина, в 1943 году восстановлено Московское Патриаршество, образована современная Русская православная церковь…

Конечно, в той масштабной эпохе в условиях сложной международной обстановки, внутри– и внешнеполитических угроз были и свои серьезные ошибки, перегибы, преступления, злоупотребления, которые привели к незаслуженным страданиям и невинным жертвам. Всего этого не стоит забывать, замалчивать или оправдывать, чтобы не допустить повторения вновь, но и не следует преувеличивать, вырывать из исторического контекста, представляя это время только в черных тонах.

К сожалению, некоторые, признавая достигнутые в тот период успехи, приписывают их в целом народу страны (власть, выходит, к ним не имела отношения), а критикуя негативные стороны той поры, всю вину возлагают только на Сталина и его окружение (народ, получается, был ни при чем). Когда говорят о сталинском диктаторском режиме и репрессиях в Советском Союзе, то часто не учитывают то, что в тот же период диктатуры существовали в большинстве европейских государств. Когда рассуждают о тяжелых условиях жизни рабочих и крестьян, о голоде в СССР, то нередко обходят молчанием условия жизни в странах Европы и США в годы Великой депрессии, не политизируют голод, который охватил эти страны в тот период, и тем более не вспоминают абсолютно удручающее, бесправное положение трудового народа в Российской империи в конце XIX – начале XX века и миллионы погибших тогда от голода человек. Когда отмечают чрезмерную жесткость сталинской системы, то почему-то не задаются вопросом, как в тех условиях смогли выжить многие полицаи, власовцы, бандеровцы, «лесные братья» и другие идейные последователи нацистов, ставшие после распада Советского Союза героями в некоторых республиках, донесшие до новых поколений разрушительные идеи радикального национализма, шовинизма и тому подобные проявления национальной вражды и ненависти.

О необходимости взвешенной оценки деятельности Сталина говорил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл:

«Успехи того или иного государственного руководителя, который стоял у истоков возрождения и модернизации страны, нельзя подвергать сомнению, даже если этот руководитель отличился злодействами. Там, где проявлялись воля, сила, интеллект, политическая решимость, – мы говорим: да, несомненные успехи, как и в случае с победой в Великой Отечественной войне. А там, где были кровь, несправедливость, страдания, мы говорим, что это неприемлемо для нас, людей XXI века. Мы отдаем исторические персонажи на суд Божий. Но никогда отрицательные стороны не должны давать права исключать все то положительное, что было сделано. Как и наоборот, то положительное, что было сделано теми или иными людьми, не должно исключать критического отношения к преступлениям, которые были совершены ими же»[28].

О том, что сталинская эпоха дала гораздо больше положительного, чем негативного, и почему, несмотря на многие совершенные тогда преступления и репрессии, эту эпоху нельзя считать преступной, писал философ и социолог Александр Зиновьев:

«Рассматривать сталинскую эпоху как эпоху преступную есть грубое смешение понятий. Понятие преступности есть понятие юридическое или моральное, но не историческое и не социологическое. Оно по самому своему смыслу неприменимо к историческим эпохам, к обществам, к целым народам. Сталинская эпоха была трагической и страшной эпохой. В ней совершались бесчисленные преступления. Но сама она как целое не была преступлением. И не является преступным общество, сложившееся в эту эпоху, каким бы плохим оно ни казалось с чьей-то точки зрения. Трагичность сталинской эпохи состояла в том, что в тех исторических условиях сталинизм был закономерным продуктом великой революции и единственным способом для нового общества выжить и отстоять право на существование. Трагичность сталинской эпохи состояла в том, что она похоронила надежды на идеологический земной рай, построив этот рай на самом деле. <…>

Если хотите понять основу сталинизма, проделайте самое примитивное социологическое исследование. Выберите характерный район с населением хотя бы в один миллион. И изучите его хотя бы по таким показателям: численность населения, его социальный состав, профессии, имущественное положение, образованность, культура, число и тип репрессированных, передвижения людей, вертикальная динамика населения (карьера) и т. п. Сделать это надо по годам. Вы бы тогда увидели, что репрессии и другие негативные факторы в то время играли не такую уж огромную роль, какую им теперь приписывают разоблачители. И роль их была в значительной мере не той, как кажется теперь. Вы бы увидели, что главным в ту эпоху было нечто позитивное, а не негативное. На ту эпоху ведь можно смотреть не только глазами пострадавших, как принято теперь, но и глазами преуспевших, а их было неизмеримо больше, чем первых»[29].

На недопустимость очернения сталинской эпохи указывал и президент Беларуси А.Г. Лукашенко: «Перестаньте клеймить руководителей страны тех времен, начиная от руководителя главного нашего – Сталина! Нас в то время не было, и мы не знаем, как было на самом деле. Я только могу предполагать, занимая примерно аналогичную должность, как это всегда делается»[30]. «И лично был скромным, и для государства немало сделал, – говорил о Сталине белорусский президент. – Притом я не отрицаю, что куча была ошибок. <…> Хотя и репрессии были, и вывозили, но это не в таком масштабе»[31]. «А вообще в Беларуси о Сталине не принято плохо говорить, потому что не было бы Сталина, так граница под Минском была бы. Как бы там ни было, но он ее отодвинул на те рубежи, где и должна быть граница Беларуси с Польшей, Украиной и так далее, – отмечал А.Г. Лукашенко в ходе одной из встреч с журналистами. – Ну и вообще, я категорически предостерегаю наших людей от того, чтобы мы бросали камни в историю. Камень бросишь, знаете, а она потом начинает из пушек стрелять»[32]. Белорусский президент в этой связи обращал внимание на то, что сегодня в управлении страной допускается так много ошибок, что можно проводить параллели со сталинской эпохой: «Прежде чем костылять прошлое, надо посмотреть на настоящее. У нас сегодня с вами столько ошибок, что Сталин, если бы увидел их, содрогнулся. <…> Идеального ничего нет. Тем более, глядя назад в историю, не все увидишь. Просто надо пытаться увидеть ее объективно и интерпретировать честно»[33].

А так значение Сталина и его эпохи в истории страны оценивал А.А. Проханов:

«Быть может, смысл красного периода русской истории – надрывного, трагического, патетического, с непомерными жертвами и с колоссальным строительством – смысл был в том, чтобы красная эпоха родила победу. Великий, могучий и прекрасный народ был организован в воинство, чтобы сокрушить адову силу и одержать победу. И весь смысл сталинизма был в том, чтобы подготовить народ к победе. Все деяния Сталина, и самые ранние, скрытые от глаз, и грандиозные схватки с его недругами, и надрывное строительство военных заводов, и создание партии – ордена меченосцев[34], взращивание лидеров и героев – все это делалось Сталиным ради победы.

Победа была той миссией, к которой его готовили судьба и история, к которой он себя готовил. „Мистический сталинизм“ трактует Сталина как таинственного, дарованного человечеству Богом лидера, одержавшего победу над адом.

Как Христос 2000 лет назад принес величайшую жертву, взойдя на крест и одолев адовы силы, так и советский народ принес во время Великой Отечественной войны и бросил на жертвенный алтарь 30 миллионов лучших своих сыновей. И такой страшной, непомерной ценой одолел ад. Ад был повержен. В мае 1945 года Сталин попрал ад. И человечество вновь стало двигаться путями, которые уготовил ему Господь при сотворении мира»[35].

Уместно будет также привести оценку деятельности Сталина, которую дал в 1957 году китайский лидер Мао Цзэдун, выразивший свое несогласие с последовавшей после смерти вождя резкой критикой со стороны Никиты Хрущева, с тем, что не были должным образом определены масштабы заслуг и ошибок советского лидера: «В целом, по нашему мнению, Сталин имеет примерно 70% заслуг и 30% ошибок. Возможно, историки произведут другой расчет заслуг и ошибок Сталина. Может быть, речь пойдет о 10% ошибок»[36]. Любопытно, что это же соотношение – 70 процентов достижений и 30 процентов ошибок – сегодня официально используется в Китае для оценки деятельности самого Мао Цзэдуна.

По мнению руководителя Коммунистической партии РФ Геннадия Зюганова, достижения Сталина также значительно превосходят в процентном отношении допущенные им ошибки:

«Те, кто вспоминают только 37-й год, никогда не говорят, что в 37-м году страна ввела 3016 самых современных предприятий, и 41-й, трагический, мы встретили с самым молодым и самым совершенным станочным парком, что позволило нам изготовить Т-34, „Катюшу“ БМ-13, грабинскую пушку и одержать победу. Тогда закладывалась победа. Вот если это все вместе сложить, то думаю, будет 90 на 10 в пользу Сталина»[37].

Еще более положительную оценку деятельности вождя, в которой не усматривается ошибок вообще, дает журналист, участник интеллектуальных игр Анатолий Вассерман:

«…После многолетних исследований с привлечением широкого и разнородного массива материалов специалисты пришли к выводу, что Сталин действовал наилучшим образом, каким можно было действовать, исходя из доступной в тот момент информации. Не может быть и речи об ошибках, потому что никто другой не мог бы обойтись без подобных, а скорее всего и значительно худших ошибок. Так что я не считаю возможным говорить о преступлениях Сталина…»[38]

«Все, что он делал, было исторически обосновано, – комментировал деятельность Сталина политолог, режиссер Сергей Кургинян. – Любой из его конкурентов был бы более жесток, они все были жестоки – это были люди, воспитанные на гражданской войне. <…> Страну он построил фантастическую. То, что он ее построил страшными мерами – да, страшными, но альтернатива – это было уничтожение страны, а уничтожение было бы намного еще страшнее»[39].

Что же касается общественного мнения относительно деятельности Сталина, то большинство опрошенного населения считает, что эпоха его правления принесла стране больше хорошего, чем плохого, а значит, по мнению народа, в соотношении достижений и ошибок вождя первые преобладают над последними (рис. 4).


Рис. 4. Оценка эпохи Сталина согласно результатам всероссийского опроса общественного мнения, проведенного «Левада-Центром» в феврале 2016 года[40]


Что ж, к какому бы мнению исследователи и общественность в итоге не пришли относительно пропорции положительного и трагического в деятельности Сталина, очевидно, что прорыв, который осуществила страна под его руководством, вывел ее в число передовых государств, приблизил по экономическим показателям к уровню стран Запада, говоря словами самого Сталина, оставил далеко позади «нашу вековую „рассейскую“ отсталость»[41]. Об этом стремительном экономическом взлете, именуемом сталинским «экономическим чудом», пойдет речь далее.

Загрузка...