III. Время реагирования – ключ к безопасности

В опасной ситуации время на размышления у вас в пределах задержки дыхания.

Станислав Курилов

Данная цитата из океанологии, но управление автомобилем подобно плаванию в океане, куда стекаются автомобили по рекам дорог, и поэтому водителю всегда необходимо время для обдумывания того или иного действия, и в большинстве случаев решения принимаются за секунды.

Безопасность в первую очередь зависит от того, как быстро водитель среагировал на ту или иную ситуацию и, в конечном итоге, смог или не смог избежать происшествия.

Принято различать простую и сложную реакции. В первом случае, это увидел и сделал – это составляет примерно 0,5 секунды. Пример: спортсмен на старте готовится бежать и ждет выстрел пистолета и после выстрела сразу начинает бежать. А как вы думаете, у водителя какая реакция?

Многие подумают: тоже простая, увидел и сделал. Это прослеживается в двух случаях: во-первых, когда водитель в транспортном потоке едет на очень минимальной дистанции и ориентируется на стоп-сигналы впереди идущего автомобиля; или же на светофоре (решил посоревноваться с другим автомобилем), когда только загорается зеленый сигнал светофора, резко нажимает на педаль газа. Однако, у водителя сложная реакция, так как ему необходимо, в первую очередь, увидеть, затем оценить ситуацию, потом выбрать действие, а еще и ни одно и, в конечном итоге, перенести ногу на педаль тормоза. Это составляет минимум 1–1,5 секунды, но время реакции водителя может только увеличиваться и зависит от многих факторов: состояния водителя, вызванное усталостью, отвлечением, алкогольным опьянением, употреблением лекарственных препаратов, психологическим состоянием, преклонным возрастом, управлением при недостаточной видимости, монотонностью.

К сожалению, автомобиль не останавливается мгновенно, и пока водитель еще реагирует, он в это время проезжает несколько десятков метров. Предположим, что автомобиль едет в городском потоке со скоростью 60 км/ч, то за секунду он проезжает около 16,6 метров. Если скорость автомобиля 90 км/ч, то за секунду он преодолеет уже 25 метров. Мы видим, что водитель еще только реагирует, а автомобиль уже проезжает эти самые метры, не меняя скорости. Соответственно, чем выше скорость, тем больше метров проезжает автомобиль. Об этом нужно не забывать!

Итак, для оперативного реагирования необходимо учитывать три основных критерия:

Быть здесь и сейчас на дороге!

Учитывать время реакции других участников движения!

Учитывать свое состояние!

Водителю сложно постоянно сохранять концентрацию внимания, так как вокруг очень много отвлекающих факторов: разговор по телефону, разговор с пассажирами, плачущие дети, животные, настройка аппаратуры, прослушивание музыки или аудиокниг, прием пищи, курение, голод, жажда, посторонние мысли, попытка схватить падающий предмет, другие участники дорожного движения, красивые автомобили, реклама на дороге, навигатор и т. д. Основная задача водителя: «Быть здесь и сейчас на дороге!», т.е. садишься за руль – всегда думай о дороге.

Чтобы мысли были только о дороге, можете про себя или вслух в течении 10 минут комментировать все, что связано с дорогой (автомобили, пешеходы, перекрестки, выезды с прилегающих территорий и т. д.)

Учитывать время реакции других участников движения! Во время движения мы не можем предугадать, как среагирует другой участник движения, и в каком состоянии он находится. Кто-то может среагировать быстро, а кто-то медленно, поэтому всегда необходимо оставлять запас времени.

Учитывать свое состояние! Не стоит забывать о своём состоянии во время управления автомобилем. В случае недомогания, переутомления, усталости и т. д. не стоит садиться за руль автомобиля. Если же поездка неизбежна, стоит скорректировать скоростной режим и принять все меры предосторожности, чтобы поездка не окончилась трагедией.

Загрузка...