Правильное отношение к людям заключается в справедливости и уважении. Оно не подразумевает снисхождения. Важно быть как справедливым, так и строгим, устанавливать стандарты и добиваться соответствия им. Эд Лоулер, ведущий американский эксперт по менеджменту, считает, что «правильное отношение к людям – фундаментальный ключ к достижению организационной эффективности». Он также отмечает, что концепция грамотного отношения к людям принимает во внимание тот факт, что «к успеху стремятся и организация, и люди. Достичь его друг без друга они не могут» (Лоулер, 2003).
Семь принципов правильного отношения к людям:
1. Относитесь к людям с уважением.
2. Обращайтесь с людьми справедливо.
3. Создайте подходящую рабочую среду.
4. Помогайте людям развивать их способности и навыки.
5. Руководите.
6. Узнайте своих сотрудников.
7. Четко обозначьте стандарты работы и следите за их соблюдением.
Мудрые мысли
«В эту новую эпоху людей надо расценивать как драгоценный капитал, более важный для процветания организации, чем капитал финансовый, и относиться к ним соответствующе. Сейчас в большинстве сфер бизнеса люди могут быть первоисточником конкурентного преимущества организации. Грубо говоря, именно от отношения к людям все чаще и чаще зависит, удастся ли компании продолжить свое развитие или даже попросту удержаться на плаву» (Лоулер, 2003).
Уважать человека значит с пониманием относиться к его личным качествам и признавать за ним право на самоуважение, автономию и частную жизнь. Уважайте чувство собственного достоинства своих сотрудников и будьте вежливы: ваш персонал должен знать, что его ценят. Унижение и травля недопустимы.
Необходимо помнить, что все люди разные. Цените вклад каждого сотрудника в общее дело и прислушивайтесь к каждому мнению. Если кто-либо из персонала выступает с конструктивной жалобой, отнеситесь к этому благосклонно и рассмотрите ее оперативно и в полной мере.
К людям следует относиться с уважением, но и уважение к себе нужно заслужить.
Мудрые мысли
«Уважение – неотъемлемая часть работы с людьми. Под “людьми” мы здесь понимаем сотрудников, партнеров и клиентов… Мы имеем в виду не только конечного покупателя; человек, который стоит рядом с тобой у конвейера, – тоже твой клиент» (Кацуаки Ватанабе, генеральный директор Toyota; из Стюарта и Рамана, 2007).
Повод задуматься
Что необходимо сделать, чтобы заслужить уважение к себе?
Справедливое отношение к людям подразумевает объективность, постоянство, понимание и беспристрастность. Несправедливо обойтись с человеком – значит быть к нему менее благосклонным, чем к остальным, или пренебрегать его нуждами. С этим связано понятие процессуальной справедливости – то, как сотрудники оценивают отношение к ним руководства и насколько эффективно реализуется организационная политика.
Мудрые мысли
Пять факторов, которые влияют на оценку процессуальной справедливости:
1. К мнениям сотрудников прислушиваются.
2. Отношение к персоналу непредвзято.
3. Решения руководства в отношении сотрудников принимаются по определенным критериям и отличаются постоянством.
4. Сотрудникам заранее предоставляется информация о последствиях принятых решений.
5. Руководство объясняет персоналу, почему было принято то или иное решение (Тайлер и Байис, 1990).
Повод задуматься
Что включает в себя справедливое отношение к людям?
Люди должны чувствовать, что трудятся не зря. Работа должна позволять им применять свои навыки и реализовывать способности, а также содержать определенный процент автономности, чтобы сотрудники могли в той или иной мере самостоятельно контролировать свою деятельность и принимать решения. Еще сотрудники нуждаются в обратной связи – информации о том, насколько успешно они справляются с задачами. В идеале эти сведения сотрудники получают по результатам работы, а не от руководителя. Наличие всех этих факторов повышает внутреннюю мотивацию, то есть ту, которая исходит непосредственно от рабочего процесса (см. главу 3). На эти факторы может существенно влиять стиль организации рабочей системы.
Прежде всего, рабочая система должна быть гибкой и эффективной. Необходимо, чтобы все процессы и деятельность проходили гладко, а ресурсы – труд, оборудование, финансовый капитал – использовались эффективно. Однако создавая рабочую систему или управляя ей, нельзя забывать и о правильном отношении к людям. Система должна обеспечивать сотрудникам разнообразие деятельности, интересные задачи и автономность – тогда они будут чувствовать удовлетворение от работы. Позаботьтесь также о качестве рабочих условий и безопасности персонала: стремитесь свести уровень стресса к минимуму и оснастить рабочие места эргономичным оборудованием.
Повышение квалификации сотрудников, развитие их способностей и навыков – в ваших интересах и в интересах вашей компании. Будьте наставником и ментором, позволяйте своему персоналу совершенствоваться, предоставляя соответствующие возможности и ставя непростые задачи. Это часть «правильного отношения к людям». Достигая лучших результатов на своих рабочих местах, получая навыки и опыт, необходимые для продвижения по карьерной лестнице, ваши сотрудники будут получать большее удовлетворение от своей работы.
Подмечая ситуации, в которых дополнительное обучение и практика могут пойти на пользу тому или иному сотруднику, вы способствуете его развитию. Необходимо предоставлять своему персоналу возможность получать новые навыки. Особенно важна ваша роль как наставника, тренера. Каждый раз, когда вы ставите перед своим сотрудником новую задачу, вы создаете возможность для обучения.
Суть руководства – правильное отношение к людям, которое подразумевает направление их деятельности и оказание необходимой помощи. Если персонал четко понимает свои цели и получает поддержку в процессе их достижения, то вы хороший руководитель.
Пока вы не узнаете своих сотрудников лично, ни о каком правильном отношении к ним не может быть и речи. Вам нужно знать их сильные и слабые стороны, их амбиции и переживания. В этом могут помочь регулярные встречи руководителя с персоналом, на которых обсуждается проделанная работа. Разговаривайте со своими сотрудниками каждый день. Чем больше общения, тем лучше вы узнаете их. Прятаться в офисе, сидя за рабочим столом, – не лучшая идея. Нужно выйти и говорить с людьми – прием, известный как «управление посредством присутствия». Это один из лучших способов построения хороших отношений. Исследование, проведенное среди сотрудников Google, выявило, что лучшими менеджерами считаются те, кто уравновешен и спокоен, находит время для встреч один на один, помогает решать проблемы задавая вопросы, а не диктуя ответы, и интересуется жизнью и карьерой своих подчиненных (Брайант, 2011).
Правильное отношение к людям включает в себя разъяснение сотрудникам, что от них ожидается. Персонал должен понимать и принимать стандарты работы и поведения. Вам необходимо объяснить, у кого какая роль в рабочем процессе, каких целей нужно достичь и как это сделать. Важно взаимное согласие: менеджеры существуют не для того, чтобы просто отдавать приказы. Вы должны стремиться к добровольной кооперации, а не к вынужденному подчинению.
Однако вам нужно следить за тем, чтобы стандарты соблюдались. Если этого не происходит, проявите строгость. Хорошее отношение к людям не подразумевает снисхождение. Если кто-либо не достигает поставленных целей без хороших на то причин или нарушает дисциплину, возьмите дело в свои руки.
Упражнение 2.1
Относитесь к людям правильно
Испытывали ли вы на себе несправедливое отношение руководства? Если да, проанализируйте обстоятельства и подумайте, как, по вашему мнению, стоило разрешить эти ситуации.
Коротко о главном
• Правильное отношение к людям – это, помимо всего прочего, справедливое обращение и уважение. Оно не подразумевает снисхождения. Важно быть как справедливым, так и строгим.
• Семь принципов правильного отношения к людям:
1. Относитесь к людям с уважением.
2. Обращайтесь с людьми справедливо.
3. Создайте подходящую рабочую среду.
4. Помогайте людям развивать их способности и навыки.
5. Руководите.
6. Узнайте своих сотрудников.
7. Четко обозначьте стандарты работы и следите за их соблюдением.