Определение понятия «инновация» является одним из самых дискуссионных вопросов в современных отечественных исследованиях. Большинство ученых и специалистов отмечают, что существует необходимость четкого определения содержания данного понятия. Ряд авторов говорит скорее о множественности подходов к описанию «инновации», нежели отсутствии «сформированного категориального аппарата», обосновывая это следующими позициями:
• категориальный аппарат описания объекта всегда подчинен цели описания;
• категориальный аппарат подчинен законам национальной и профессиональной лексики;
• цели, национальная и профессиональная лексика изменяются во времени, обуславливая развитие категориального аппарата предметной области [42, с. 29].
В силу наличия различных точек зрения по вопросу «Что же такое инновация?» постараемся представить краткий обзор современных подходов, представленных в российских и зарубежных источниках.
С нашей точки зрения, наиболее полный исторический и лингвистический анализ слова «инновация» представлен в работе Ю. А. Карповой. Ее исследование сфокусировалось на рассмотрении определений термина, содержащихся в английских, французских, немецких и русских словарях. Автор сделала вывод о неоднозначности имеющихся определений и возможности разделения их на две группы: инновация как результат и инновация как процесс [43, с. 15–20].
Анализ структуры различных подходов к определению термина «инновации» содержится в работе ученых Санкт-Петербургского государственного университета экономики и финансов. Авторы сделали вывод о наличии четырех различных по смысловой нагрузке групп определений:
• инновация как процесс создания нового товара;
• внедрение НИОКР;
• процесс трансформации идеи;
• изменение производственных функций [42, с. 30].
Различное толкование термина «инновация» прослеживается и во взглядах представителей разных научных направлений. Так, в экономической теории под инновацией понимается прибыльное использование научно-технических достижений посредством организации производства новых потребительных стоимостей.
С точки зрения менеджмента инновация является мощным инструментом в предпринимательской деятельности и представляет собой механизм саморазвития предприятия. Различают два вида инноваций: нормативные (заказные) и инициативные (пионерные). Нормативные инновации реализуют имеющиеся потребности; инициативные инновации требуют формирования новых рынков.
В философском плане инновация – это элемент качественного изменения системы, перевод, причем контролируемый, из одного состояния в другое. Это значит, что в системе создаются новые стабильные элементы [26, с. 11].
К классическим определениям инновации можно отнести изложенное Й. Шумпетером в его работе «Теория экономического развития. Капитализм, социализм и демократия» понимание инновации как «осуществления новых комбинаций» из существующих вещей и сил. По его мнению, это понятие охватывает пять случаев:
1. Изготовление нового, т. е. еще неизвестного потребителям, блага или создание нового качества того или иного блага.
2. Внедрение нового, т. е. данной отрасли промышленности еще практически неизвестного, метода (способа) производства, в основе которого не обязательно лежит новое научное открытие и который может заключаться также в новом способе коммерческого использования соответствующего товара.
3. Освоение нового рынка сбыта, т. е. такого рынка, на котором до сих пор данная отрасль промышленности этой страны еще не была представлена, независимо от того, существовал этот рынок прежде или нет.
4. Получение нового источника сырья или полуфабрикатов, равным образом независимо от того, существовал этот источник прежде, или просто не принимался во внимание, или считался недоступным, или его еще только предстояло создать.
5. Проведение соответствующей реорганизации, например обеспечение монопольного положения (посредством создания треста) или подрыв монопольного положения другого предприятия [65, с. 132–133].
Основываясь на взглядах Шумпетера, научные представления и взгляды на сущность «инновации» развивались достаточно интенсивно, вкладывая концептуально отличительный смысл в это понятие. В табл. 1 представлены наиболее часто цитируемые в российских источниках определения.
Табл. 1
«Инновация» неоднозначно трактуется и в зарубежных источниках. В табл. 2 представлены взгляды зарубежных ученых на содержания этого понятия.
Табл. 2
Дискуссионность термина «инновация» из плоскости научных дебатов переместилась также в плоскость нормативно-правовых. Если говорить о формализации определения этого термина в международных законодательных актах, то принято обращаться к международному документу «Руководство Осло» (Proposed Guidelines for Collecting and Interpreting Technological Innovation Data: Oslo Manual. Paris: OECD, Eurostat, 1997), в котором дается следующее определение: «Инновация – это конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, либо в новом подходе к социальным услугам» [185].
В российском законодательстве также делались попытки формализации понятия инновации. В табл. 3 представлены законодательные акты и соответствующие им определения термина.
Табл. 3
В целом, наиболее популярные точки зрения на сущность понятия «инновация» можно объеденить в несколько групп:
• инновация как идея;
• инновация как ресурс;
• инновация как процесс;
• инновация как результат.
Следует акцентировать внимание на том, что, с нашей точки зрения, термин «инновации» наиболее целесообразно соотносить с неким результатом, поскольку инновация предполагает получение определенной ценности от своего внедрения. В этом смысле рассмотрение «инновации» как идеи или процесса представляется не совсем корректным. Таким образом, можно определить понятие инновации, которое мы будем считать рабочим в рамках настоящей монографии.
Опираясь на изучение различных точек зрения на сущность инноваций, сформулируем определение этого термина следующим образом: инновация – это реализованная творческая идея, создавшая новую ценность. На наш взгляд, такое определение является удобным, так как с одной стороны, соответствует наиболее популярному подходу среди исследователей вопроса о том, что инновацию следует рассматривать как результат внедрения некоей творческой идеи. С другой стороны, определяет в качестве главенствующей характеристики инновации приносимую ею ценность для целевого группы (инициатора, потребителя, общества и т. п.). Цель инновации – создание новой ценности, воспринимаемой целевой группой. Ценность определяется качеством и уникальностью продукта, а также тем, насколько продукт удовлетворяет нужды целевой группы или решает ее проблемы. Ценностью могут также являться дополнительные выгоды, связанные с реализацией инновации. На практике ценность определяется как:
• финансовый выигрыш;
• улучшение качества;
• повышение удобства;
• сокращение затрат и т. д.
Необходимо также упомянуть о существовании разногласий по вопросу терминологической сопоставимости схожих русскоязычных понятий – нововведение и новшество. Не проводя анализа различных точек зрения на этот вопрос, отметим, что в нашей работе термины «инновация» и «нововведение» используются в качестве синонимов, в то время как термин «новшество» имеет собственную смысловую нагрузку[2].
Понятие инновационного процесса. В общем виде инновационный процесс можно определить как процесс создания и последующего преобразования в новый продукт научного или творческого знания, т. е. процесс, в ходе которого идея, открытие, изобретение, рационализаторское предложение и тому подобное превращаются в инновацию.
В научной литературе существует большое количество моделей инновационного процесса, которые отличаются научными подходами, этапами, объектами воздействия и другими особенностями (более подробно на рассмотрении этого вопроса мы остановимся в параграфе 1.3).
В качестве направлений исследований инновационных процессов можно выделить следующие:
• изучение структуры инновационного процесса (фазы, этапы);
• изучение методов управления инновационным процессом;
• изучение факторов и условий осуществления инновационных процессов;
• изучение различий инновационных процессов разных уровней (глобальный, национальный, региональный, организационный, индивидуальный).
Первое из указанных направлений изучает этапы (фазы, циклы) инновационного процесса, определяя путь от научного знания к реальному продукту, который обычно выражается следующей последовательностью:
• наука (фундаментальные исследования в решении конкретной проблемы);
• исследование (экспериментальные исследования и проверка теоретических моделей);
• разработка (определение технических характеристик изделия в виде образца);
• производство (осуществляется весь цикл производства нового изделия);
• потребление (использование нововведения в форме продукта или услуги потребителем) [4, с. 39].
Именно понимание развития инновационных процессов, их цикличности является одним из основных вопросов теории инноваций (более подробно мы остановимся на этих вопросах в следующем параграфе).
Однако нововведения не сводятся только лишь к технике и технологиям. Все чаще инновации рассматриваются в контексте управления (управленческие инновации), маркетинга (маркетинговые инновации), социального развития (социальные инновации) и т. п. Это приводит к пониманию необходимости целенаправленного управления инновационным процессом. Именно это направление в изучении инновационных процессов представляет для нас наибольший интерес, поскольку в его рамках рассматриваются методы и технологии, позволяющие создавать инновации на систематической основе. Основная часть монографии посвящена вопросу разработки методики управления инновационным процессом в организации применительно к высшему учебному заведению.
Важное направление в изучении инновационных процессов – это выявление реальных факторов, способствующих или препятствующих их осуществлению.
Исследователи также выделяют различия в инновационных процессах разных уровней (от глобального до индивидуального). Отличия выражаются прежде всего в целях и результатах процесса, субъектах и объектах процессов, структуре и методах управления. В экономических исследованиях, нашедших свое место в теории инноваций, эти вопросы отражены в концепциях, изучающих инновационные системы. Более подробно на этих концепциях мы остановимся в следующем параграфе.
Как уже было отмечено, наибольший интерес для нас представляет инновационный процесс на уровне организации, предполагающей систематические действия по разработке и внедрению инноваций в организациях. Инновационный процесс в организациях чаще всего представляют в виде потока, начинающегося с множества идей, а заканчивающегося небольшим набором продуктов, которые в дальнейшем коммерциализируются (рис. 1) [135, с. 104].
Рис. 1. Инновационный процесс в организациях
В настоящей монографии нами предложен авторский подход к формулированию сущности, целей и задач, а также к структуре инновационного процесса в организации.
Наше понимание инновационного процесса основывается на приведенном выше определении инновации как внедренной творческой идеи, создавшей новую ценность. Такое понимание инновации позволяет выделить три ключевых аспекта инновации – генерирование идеи, воплощение и внедрение (получение ценности). Эти три аспекта, на наш взгляд, могут служить основой построения инновационного процесса на любом уровне – индивидуальном, групповом или организационном, а также на уровне инновационных систем. Каждый из трех аспектов инноваций можно рассматривать как этап инновационного процесса, который, в свою очередь, может состоять из подэтапов, что определяется методами и стратегическими задачами управления инновационным процессом. С этой точки зрения инновационный процесс представляет собой процесс преобразования творческой идеи в инновацию.
Творческий этап (генерирование идеи) является существенным элементом инновационного процесса. Создание современных сложных систем производства продукции или оказания услуг требует интегрирования как знаний, относящихся к разным научным областям, так и всевозможных компетенций специалистов. Креативность как основа создания идей позволяет использовать знания в различных комбинациях и нестандартными способами, что открывает широкое поле для появления нового знания, а впоследствии инноваций.
Любая идея, какой бы она замечательной ни была, требует усилий по ее воплощению. Воплощение представляет собой выбор той или иной идеи, оценки ее перспективности, разработки плана действий по ее внедрению, созданию опытных образцов, тестированию. Этап воплощения представляет собой четко организованные действия по превращению идеи в продукт (товар, услугу, процесс, технологию).
Внедрение инновации может считаться успешным только при условии, что результат полезен для целевой группы – клиентов или других пользователей. Основным параметром успеха будет являться ценность, которую принесла инновация (прибыль, удовлетворение потребностей, социальный эффект и т. п.). Этап внедрения представляет собой действия по выведению продукта на рынок, использованию его в процессах или технологиях, оценке результатов.
Понятие инновационной деятельности. Несмотря на свою широкую распространенность как в научных изданиях, так и в нормативных документах различного уровня, понятие инновационной деятельность является наиболее спорным русскоязычным термином в теории инноваций.
Наиболее часто «инновационную деятельность» определяют как самостоятельный вид деятельности, направленный на трансформацию идей в новый или усовершенствованный продукт, внедренный на рынке, в новый или усовершенствованный технологический процесс, новый подход к социальным услугам [99, с. 30].
Соответствующие определения содержатся в нормативно-правовых актах Российской Федерации, большинстве учебников и учебных пособий по предмету.
В то же время можно отметить противоречивость подобных определений, а выделение «инновационной деятельности» в отдельный вид деятельности, направленный на создание инноваций, охарактеризовать как очень спорное. Инновации могут быть выражены в чем угодно, появляться в любой сфере и видах деятельности либо процессах. Поэтому создание инноваций невозможно отделить от объектов их применения (видов деятельности, процессов и т. п.). В этом смысле можно говорить лишь о степени инновационности того или иного вида деятельности, например управления. Менеджер может внедрять инновации в управленческие процессы и практики, но при этом он не перестанет заниматься своей основной деятельностью – управлением. Поэтому, с нашей точки зрения, понятие «инновационная деятельность» должно использоваться как качественная характеристика той или иной деятельности, без выделения ее самостоятельного характера.
Понятие жизненного цикла инновации. Жизненный цикл инновации – это совокупность временных периодов от начала появления инновации до момента полного снижения ценностных показателей от ее использования. Интерес к жизненному циклу инноваций не только среди ученых, но и практикующих специалистов объясняется необходимостью прогнозирования поведения инноваций (воплощенных в товарах или услугах) на рынке, понимания механизмов, лежащих в основе распространения инноваций. Изучение статистических данных и поиск закономерностей привел к формированию целого направления в рамках теории инноваций – концепции жизненного цикла инноваций. В принятом в российской и зарубежной литературе стандарте жизненный цикл инновации изображается в виде кривой в двумерной системе координат, по оси абсцисс которой откладывается положительно текущее время, а по ординате – объем продаж. Также принято выделять фазы или стадии жизненного цикла – зарождение, внедрение на рынок, освоение рынка, насыщение рынка, снижение продаж [42, с. 17]. Для каждого из этапов разрабатывают определенные мероприятия, прежде всего маркетинговые. Одним из направлений в рамках изучения жизненного цикла инноваций является вопрос распространения (диффузии) инноваций, и если вопрос прогнозирования жизненного цикла инноваций скорее количественный, то вопрос диффузии инноваций – качественный. Это направление рассматривает рыночную динамику инновационных продуктов в их взаимоотношении с потребителями. Более подробно концепцию диффузии инноваций мы рассмотрим в следующем параграфе.
Понятие инновационного потенциала. В настоящее время вопросам формирования и использования инновационного потенциала в научной литературе уделяется достаточно много внимания. В целом можно выделить две точки зрения – инновационный потенциал в макро- и микроэкономическом контексте. В работе [118, с. 121–122] представлены следующие основные определения инновационного потенциала с точки зрения макроэкономического подхода.
Инновационный потенциал представляется как «накопленное определенное количество информации о результатах научно-технических работ, изобретений, проектно-конструкторских разработок, образцов новой техники и продукции» или толкуется как «система факторов и условий, необходимых для осуществления инновационного процесса». В определении инновационного потенциала как «способности различных отраслей народного хозяйства производить наукоемкую продукцию, отвечающую требованиям мирового рынка», рассматриваемая категория привязывается к конкретному уровню (народному хозяйству).
В этих и подобных определениях инновационного потенциала, как правило, раскрывается одна или несколько сущностных характеристик данного явления. В одном случае акцент переносится на институциональные структуры или средства формирования потенциала, в другом идет привязка к конкретному уровню (предприятие, национальная экономика и т. д.).
В работе [34] под инновационным потенциалом понимается количество экономических ресурсов, которые в каждый конкретный момент общество может использовать для своего развития. Эти ресурсы распределяются между тремя основными секторами (сегментами, направлениями) макросистемы: научно-техническим, образовательным, инвестиционным. В результате этого распределения формируются:
• научно-технический потенциал (сегмент или комплекс),
• образовательный потенциал (сегмент или комплекс),
• инвестиционный потенциал (сегмент или комплекс).
Совокупность названных сегментов и формирует инновационный потенциал макросистемы.
Говоря о микроэкономическом взгляде на сущность инновационного потенциала, исследователи отталкиваются от определения потенциала хозяйствующего субъекта, под которым принято понимать его способность наиболее эффективно реализовывать ту или иную функциональную задачу при максимальном использовании имеющихся экономических ресурсов [118, с. 127]. Таким образом, инновационный потенциал организации можно определить как совокупность различных видов ресурсов фирмы, необходимых для осуществления инновационного процесса.
Важным вопросом в рамках изучения инновационного потенциала организаций является определение его структурно-элементного состава для соответствующей организации, факторов развития инновационного потенциала и методов управления деятельностью организации, наиболее способствующих развитию и использованию потенциала.
Комплексный характер инноваций, многосторонность и разнообразие областей их применения требуют для их практического использования определенной систематизации. В настоящее время по различным классификациям определено более 40 типов инноваций. Несмотря на то, что некоторые признаки частично перекрывают друг друга, они позволяют представить объемную характеристику совокупности различных типов инноваций.
На основе наиболее значимых классификационных признаков были выделены следующие группы инноваций (табл. 4) [71, с. 26].
Табл. 4
По объектам изменений выделяют:
• продуктовые инновации, заключающиеся в разработке и внедрении новых продуктов и услуг;
• технологические инновации (новые технологии производства товаров, услуг, знаний). При этом важно отличать технологическую инновацию от изобретения. Поскольку изобретение – это только идея или прототип нового продукта или нового технологического процесса, и оно не превращается в инновацию до тех пор, пока не достигает рынка. Большинство изобретений никогда не становятся инновациями;
• социальные инновации (создание качественно новых экономических, социальных, политических и иных образований, структур, механизмов общественного производства, общества в целом либо их подсистем);
• институциональные инновации. Они направлены на создание условий для более стабильной и эффективной работы предприятия на рынке, в том числе для облегчения роста отдачи технологических инноваций.
С точки зрения интенсивности инновационных изменений выделяют (данная классификация была предложена экономистом Ф. Валентой):
• инновации нулевого порядка (регенерирование первоначальных свойств) – целевое изменение, сохраняющее и обновляющее существующие функции производственной системы и ее части;
• инновации первого порядка (изменения качества) – целевое приспособление к количественным требованиям при сохранении функции производственной системы или ее части;
• инновации второго порядка (перегруппировка или организационные изменения) – простые организационные передвижки с целью обеспечения лучшей организации производственной системы или ее части;
• инновации третьего порядка (адаптационные изменения) – взаимные приспособления элементов производственной системы, сами по себе они не меняют качество отдельных элементов, но в своем комплексе ведут к повышению эффективности производственной системы в целом;
• инновации четвертого порядка (новый вариант) – простейшие качественные изменения, частичные функциональные изменения в рамках производственной системы или ее части, возникают «варианты» с новыми полезными свойствами или измененными параметрами;
• инновации пятого порядка (новое «поколение») – более высокие качественные изменения функциональных свойств производственной системы или ее части, при которых меняются все или большинство первоначальных свойств рассматриваемой системы, но базовая структурная концепция сохраняется (автономное управление станком);
• инновации шестого порядка (новый «вид») – качественные изменения функциональных свойств производственной системы или ее части, меняется ее первоначальная концепция, однако функциональный принцип сохраняется;
• инновации седьмого порядка (новый «род») – высшее, коренное изменение в функциональных свойствах производственной системы или ее части, которое меняет ее функциональный принцип [87, с. 31].
Достаточная полная и оригинальная классификация инноваций по различным признакам предложена А. И. Пригожиным (табл. 5) [77, с. 766].
Табл. 5
В следующем параграфе, посвященном становлению теории инноваций, мы еще коснемся вопросов типологий инноваций с позиции различных исследовательских направлений (подрывные инновации, открытые и закрытые инновации, архитектурные инновации и прочие), многие из которых имеют непосредственное практическое значение.
В целом можно отметить, что использование различных типологий позволяет прежде всего более точно идентифицировать каждую инновацию, задать определенные рамки описания. Достигаемая при этом системность описания позволяет сравнить возможности и ограничения, оценить место инновации среди других нововведений. Очень важно оценивать соотношения разных типов инноваций в экономике, других сферах общественной жизни, выявлять динамику и тенденции изменения таких соотношений в разные периоды развития.
Формирование теории инноваций осуществлялось по нескольким направлениям, что связано прежде всего с междисциплинарностью этой области знаний. В теории инноваций можно найти отражения подходов и принципов различных научных направлений: социологии (Г. Тард, П. Сорокин, А. Пригожин), экономики (Н. Кондратьев, Й. Шумпетер, С. Кузнец, О. Уильямсон, Ф. Бродель, К. Эрроу, П. Ромер, Ю. Яковец), психологии (Б. Г. Ананьев, О. С. Советова), управления (П. Дракер, Г. Хэмел, Т. Питерс, Г. Чезбро, К. Кристенсен, Д. Тис, М. Портер), биологии (С. Кауффман) и др. Другой особенностью теории инноваций является многообразие интерпретаций основных понятий и определений, используемых в этой теории. В настоящем параграфе монографии рассмотрим основные концепции и подходы теории инноваций, разработанные исследователями к настоящему времени, а также представим авторский подход к систематизации указанных знаний, сосредоточившись на экономическом и управленческом направлениях в изучении инноваций.
Обратимся к рассмотрению главных аспектов теории инноваций. Основа этой теории была заложена исследовательской парадигмой изучения эволюции общества, рассматриваемой через призму социальной, политической и экономической логики эволюции. Изучение феномена поступательного развития общества в этих исследованиях вывело на первый план роль изобретений и нововведений как источников социально-экономического прогресса. Основоположником этих идей считается французский социолог Г. Тард, чьи работы, по мнению некоторых авторов, стали основополагающими в теории инноваций [43, с. 26–27]. Ученый считал, что изобретения – это не только способ удовлетворения потребностей, но и порождение новых, таким образом, изобретения являются ядром общественного прогресса. Социологическая концепция в теории инноваций была развита в последующих исследованиях социологов, но основой ее оставалось признание социальной природы появления инноваций.
Признание изобретений ядром общественного развития в начале XX века дало толчок к серьезным исследованиям и в области экономической теории. Поиск экономистами причин экономического роста и развития различных стран или систем берет свое начало еще от работ Адама Смита, но традиционная неоклассическая экономическая теория рассматривает технологии (инновации) как внешний, экзогенный фактор, при экономическом анализе он учитывается как данность [184, с. 9]. Однако понимание основополагающей роли инноваций в развитии экономики и – более широко – в социальной эволюции поместили изучение технологических изменений в центр экономического анализа.
По мнению ученых Санкт-Петербургского государственного университета экономики и финансов, предпосылками трансформации проблем «инноваций» в научную теорию стали вопросы цикличности, «длинных вол», «больших циклов конъюнктуры», которые начали разрабатываться экономистами в середине XIX века. Этот «участок экономической истории <…> обозначается как "наблюдение цикличности экономических процессов"» [42, с. 6].
Впоследствии одним из первых экономистов, признавшим ведущую роль инноваций и предложившим соответствующую теорию экономического развития, был австрийский ученый Й. Шумпетер. Ученый был продолжателем традиций австрийской школы, признававшей исключительную важность новых продуктов для экономики, но именно он заложил основу современного понимания природы и влияния инноваций. Шумпетер в своем труде «Теория экономического развития» определил феномен экономической динамики, т. е. процесса, в котором «экономика резко меняет свои собственные показатели» без воздействующих импульсов извне [110, с. 127]. Этим феноменом выступает инновационное предпринимательство, т. е. деятельность хозяйствующих субъектов, функцией которой является осуществление инноваций, которая лежит в основе двух закономерностей развития рыночной экономики – цикличности и «созидательного разрушения»[3].
Изучение цикличности колебаний экономической конъюнктуры, определяемой Шумпетером через кризисы, которые нарушают прежний ход развития экономики, ученый фокусировал на двух фазах – «процветания» и «депрессии» [110, с. 330]. Шумпетер предположил, что в основе экономических спадов и подъемов лежит появление большого количества «новых комбинаций», т. е. инноваций. Массовое появление инноваций (инновационной предпринимательской активности) «оказывает на народное хозяйство влияние, качественно отличное от влияния их непрерывного, равномерно распределенного во времени появления, поскольку происходит как крупное, протекающее отдельными импульсами нарушение равновесия» [110, с. 337].