Введение


Рост интереса к высшим учебным заведениям не только как к поставщикам образовательных услуг, но и как к источникам инноваций усилился в связи с распространением новой институциональной экономической модели – «экономики знаний». В этом контексте вузы должны выполнять свою фундаментальную роль в сохранении и передаче знаний через образовательный процесс. В то же время изменяющиеся условия хозяйствования ставят перед высшими учебными заведениями новые задачи – повышение своих исследовательских компетенций, ориентированных на получение нового знания, с одной стороны, и осуществление различных действий по распространению создаваемых знаний с целью их коммерциализации, с другой. Такая институциональная миссия вузов определяется как современными теоретическими концепциями (например, концепцией «тройной спирали»), так и государственной политикой все большего числа стран, которая заключается во включении вузов в развитие инновационных систем как основополагающих элементов в цепочке создания инноваций.

Помимо решения новых для себя задач, высшие учебные заведения как хозяйствующие субъекты сталкиваются и с проблемами, связанными с функционированием традиционных рынков, на которых они действуют. Так, усиливающаяся в последние десятилетия международная конкуренция на рынке образования заставляет вузы использовать новые подходы к организации своей деятельности. Также существенным экзогенным фактором изменений для вузов является парадигмальная трансформация образования как социального института. Современные условия развития социально-экономических систем во многом входят в противоречие со стремлением образования воспроизводить традиционные нормы, образцы, опыт и знания. Как следствие, в мире наблюдается все больше национальных и международных инициатив, направленных на модернизацию образования. Поэтому и само образование как социальный институт нуждается во все большем внедрении инноваций, нацеленных на изменение самой системы образовательного процесса.

Принимая во внимание то, какие именно сферы деятельности являются ключевыми для высшего учебного заведения, можно сказать, что вуз в современных условиях должен добиваться превосходства в трех сферах:

• преподавания, развивая новые методы обучения и модифицируя содержание обучения путем отражения в нем новейших достижений науки и практики;

• генерации знаний, постоянно работая над созданием новых исследовательских методов и изучением новых областей знания или новых проблем в уже известных областях, а также внедрения знаний в практику с помощью различных видов взаимодействия с внешней средой;

• поиска новых форм и видов деятельности, повышающих экономический потенциал высшего учебного заведения.

Таким образом, высшее учебное заведение должно стремиться к постоянному поиску источников и методов своего развития, наращиванию как научного знания, так и нового знания и опыта в организации своей деятельности, взаимодействии с другими субъектами инновационных систем. Все это обуславливает использование вузами принципов управления, ориентированных на инновации в широком смысле: генерирование не только научных идей, но и идей, направленных на поиск инновационных возможностей по всему спектру направлений своей деятельности. При этом управление должно быть основано на систематических действиях по разработке и внедрению инноваций в вузе – инновационном процессе.

Пилотажное исследование, которое нами проводилось в 2007–2008 годах и 2011 году, показало, что в настоящий момент систематическая целенаправленная деятельность по управлению инновациями в российских государственных высших учебных заведениях практически не ведется[1]. Однако в практике более чем 2/3 исследованных вузов используют различные методики и технологии, влияющие на повышение инновационной активности в вузах. Эта деятельность носит фрагментарный, не системный и в некоторых случаях противоречивых характер. Так, например, серьезной проблемой, существующей почти во всех исследованных вузах, является то, что, несмотря на наличие различных внутривузовских нормативных документов, ориентированных на инновации, эти документы не использовались на практике, а руководство вузов не принимало должных усилий по стимулированию инновационной активности. Были выявлены проблемы с неоднозначностью понимания различных терминов, в частности терминов «инновация», «инновационный процесс», «инновационная деятельность». Все это говорит о необходимости создания в высших учебных заведениях полноценной системы управления инновационным процессом, а также механизмов оценки результатов как в количественном, так и в качественном выражении.

Для создания необходимой системы управления инновационным процессом в вузе как на теоретическом, так и практическом уровне должны быть решены следующие задачи:

• определены базовые теоретические предпосылки управления инновациями в вузах, включая конкретизацию понятийного поля;

• определена сущность инновационного процесса, его структуры и механизмы управления с учетом специфики вуза;

• определены условия, которые должны быть созданы для повышения инновационной активности и результативности инновационного процесса в вузе;

• определены управленческие практики, ориентированные на стимулирование инновационного процесса в вузе.

Решение этих задач положено в основу настоящей монографии, цель которой – представить теоретические и методические положения по созданию системы управления инновационным процессом в высшем учебном заведении и методики ее качественной оценки (инновационного аудита).

Первая глава монографии посвящена теоретическим основам управления инновациями в высшем учебном заведении. Нами рассматриваются вопросы формирования понятийного поля теории инноваций, дается авторская оценка современного содержания теории инноваций, анализируются существующие подходы к определению инновационного процесса и его этапов.

В центре внимания монографии – разработанная автором модель управления инновационным процессом в высшем учебном заведении, представленная во второй главе. Модель основана на понимании сущности инновации как «реализованной творческой идеи, создавшей новую ценность». На основе этого определения инновационный процесс охарактеризован как «процесс преобразования творческой идеи в инновацию». Такое понимание дает возможность выделить три смысловых аспекта инновационного процесса:

• генерирование идеи – получение как можно большего числа идей в рамках рассматриваемой системы;

• воплощение идеи – определение наиболее перспективных идей и способов создания инноваций на их основе;

• внедрение (коммерциализация) идеи – получение ценности от идей, т. е. создание инноваций.

Каждый из указанных аспектов (этапов) может рассматриваться как в качестве самостоятельного процесса, имеющего свою четкую цель, так и в виде линейной последовательности для достижения конечного результата инновационного процесса – инновации.

С точки зрения построения инновационного процесса в высших учебных заведениях в задачи его управления входит создание условий, механизмов, структур и управленческих практик, наиболее способствующих повышению инновационной активности, т. е. появлению инноваций в вузе.

Существенным вопросом, затронутым во второй главе, является вопрос формулирования методики создания системы управления инновационным процессом в вузе. Эта методика представлена в третьем параграфе второй главы. Стоит отметить важность внедрения систем управления инновациями в вузах не только в векторе «наука – инновации», но и в векторе «новые идеи – инновации», т. е. более широком контексте повышения собственной конкурентоспособности высшими учебными заведениями, развития новых направлений деятельности, методов работы и обучения.

В этой связи встает вопрос о способах оценки результативности усилий по повышению инновационной активности, эффективности управления инновационным процессом в высшем учебном заведении. Этой цели служит достаточно новая, еще не до конца сформированная и апробированная методика оценки – инновационный аудит. Инновационный аудит представляет собой методику качественной оценки системы управления инновационным процессом, затрагивающим все сферы деятельности вуза, связанные с созданием инноваций. Рассмотрение теоретических и методических основ инновационного аудита, а также разработка и апробация инновационного аудита применительно к высшим учебным заведениям являются ключевыми задачами настоящей монографии. Полученные автором результаты исследования и практические результаты по этому вопросу представлены в третьей главе монографии.

Автор надеется, что представленные в монографии разработки не только лягут в основу дальнейших теоретических исследований проблемы управления инновациями, но и послужат базой для внедрения систем управления инновационным процессов в конкретных высших учебных заведениях.

Загрузка...