Говоря об управлении гневом, стоит поближе рассмотреть гнев и агрессию, чтобы понять механизмы этих эмоций и найти наилучшие способы управления ими.
Зачастую человек, чувствующий фрустрацию, поддается своим эмоциям и "взрывается". Однако, фрустрация овладевает человеком не беспричинно, а вследствие глубоко лежащих проблем. Следовательно, фрустрация – это застарелое чувство нерешительности и неудовлетворенности, возникающее в результате невыполненных потребностей или невысказанных обид.
Таким образом, гнев – это чувство, возникающее у человека, чьи ожидания не оправдались, или когда наружу выходят все его накопленные проблемы. Агрессия – насильственное деяние или метод влияния в отношении другого человека.
Агрессия – конфликтная, разрушительная и пагубная модель поведения, особенно если ее источником является фрустрация. Агрессия может быть полезна в случае угрозы жизни, но в большинстве других случаев она приносит вред.
Настойчивость же, напротив – эффективный способ донести свои чувства до другого, не вызывая обиды, ссоры или разрыва отношений. Настойчивость – наша сила, смелость и уверенность, с помощью которых мы защищаем наши права, если кто-то их ущемляет.
Если понять разницу между агрессией и настойчивостью, можно научиться вести себя правильно, взять под контроль свою жизнь и избежать дальнейших проблем.
Если вы испытываете фрустрацию, возможно, вы захотите присесть и пересмотреть свои убеждения, мнения, теории, рассуждения и тому подобное. Пересмотрев причины своего гнева, вы сможете остановиться, когда закипаете; вы поймете, что злиться бесполезно, ведь причины фрустрации вне вашего контроля.
К примеру, анализируя себя, вы можете обнаружить и другую точку зрения, и прийти к выводу, что беспокоиться не из-за чего. Это и есть управление гневом.
Настойчивость по отношению к человеку, поступившему с вами несправедливо, может оказаться более эффективным, чем взрыв гнева. Курсы по управлению гневом приводят различные примеры негативных последствий подобной реакции.
К примеру, спор двоих людей перерастает в драку. Один из спорщиков обвиняет другого в распространении лжи про него. Последующая драка привлекает внимание соседа, и тот вызывает полицию. Приехавшая полиция заковывает в наручники и увозит в участок обоих спорщиков.
Проблем у них стало только больше: им придется оплатить штраф, судебные издержки и, возможно, еще и условное освобождение. Таким образом, одна проблема превратилась в несколько, но и это еще не все. Даже когда спорщики все это оплатят, на них останется полицейское досье, которое негативно повлияет на их дальнейшую карьеру и жизнь, а окружающие будут считать их несдержанными и ненадежными.
Теперь рассмотрим тот же сценарий – один человек распространяет про другого ложные слухи – но вместо насилия отношения выясняются с помощью слов.
Оболганный человек подходит к распространителю слухов и спрашивает его: «Зачем ты рассказываешь, что я – алкоголик?» Тот отвечает: «Ничего подобного я не говорил». «Врешь!» – восклицает первый. – «Ты рассказал об этом моему лучшему другу, а он не врет». «Ну, каждый раз, когда я заходил к тебе, ты пил, вот я и сделал вывод, что ты – алкоголик».
«То, что ты каждый раз застаешь меня с алкоголем, не значит, что я – алкоголик. Прекрати распространять лживые слухи обо мне, или я больше не пущу тебя на порог. Друзья так не поступают. Если тебе что-то не нравится, скажи мне, но не действуй за моей спиной».
Отличный результат!
Этот человек отстоял свои интересы, и позитивные изменения не замедлят последовать. Посмотрим, что произойдет дальше.
«Мне очень жаль, я не хотел тебя обидеть. В следующий раз, если мне что-то покажется неправильным, я поговорю с тобой. Но я все еще волнуюсь за тебя, ведь каждый раз, когда я заглядываю к тебе, ты пьешь». «Ну что ж, пойдем ко мне, обсудим».
Удивительная разница, не правда ли? А все благодаря умению управлять гневом!