Николай Воронцов окончил Ивановский энергетический институт в 1973 году, и по специальности «Тепловые электрические станции» с квалификацией инженера-теплоэнергетика был направлен на сооружение Крымской АЭС, которое велось с конца 1970 года. Здесь, на полуострове Крым, построили атом-град в честь физика-ядерщика Кирилла Щёлкина и назвали его Щёлкино.
Оформившись в отделе кадров и получив направление в монтажное управление, Николай окунулся в работу. Стройка является объектом повышенной опасности, и молодому инженеру необходимо было добиваться грамотных действий от персонала. Мастер старался, прораб подсказывал ему, а начальник участка внимательно следил за результатами работы.
Николай взял отпуск для поездки на родину. Дома встретился с Ларисой, закончившей институт по специальности химика-технолога. После отъезда на полуостров Крым они поддерживали письменную связь, а по его приезде в отпуск решили пожениться. Расписавшись и сыграв свадьбу, молодожёны уехали на полуостров, где их разместили в доме строящегося городка энергетиков.
В 1981 году здесь начали строить первую очередь АЭС, которая включала два блока ВР 1000 МВт. Повседневная работа мало располагала к описанию технологии в строительстве. Всё должно строиться для Бога, а уж потом передаваться людям; ответственность совести – другая.
В этот период Белоруссия уделяла внимание использованию атомной энергии, развивая свою производственную базу. Место проектировщики определили с учётом решения будущих вопросов снижения расходов на строительство и эксплуатацию.
Мощность Минской АЭС планировалась под два реактора ВР-1000 и составляла 2000 МВт электрической и 1800 Гкал/час тепловой энергии. Строительство АЭС решало теплоснабжение Минска и прилегающих к ней территорий, начали его в 1983 году. В 1983 году Министерство энергетики СССР из Крыма направило группу специалистов на сооружение АЭС под Минском. Ознакомившись с условиями работы и наличием жилья, они остались на строительстве станции.
Новость о вызове в главк застала Николая Воронцова внезапно. Передав дела заместителю, он начал собираться к отъезду. Жена Лариса, узнав об отъезде мужа, ничего не поняла. Она уже ощутила жизненную неопределённость. До возвращения мужа ушла на кухню готовить ужин. Николай пришёл с работы, переговорил с Ларисой и начал собирать сумку с одеждой, чтобы утром тихо уйти.
Он сел на диван, и помыслы вернули его в прошлое. Дела на работе продвигаются. Качество производства и выполнения работ контролируется, план выполняется. Контроль персонала ведётся руководителями подразделений чётко, не отклоняясь ни влево, ни вправо. Примером своего опыта он убеждал других. Необходимо приходить к людям с пониманием их житейских запросов и производственных проблем. Он помнил: «что посеешь, то и пожнёшь». И другое: «как аукнется, так и откликнется». Поднимаясь по служебной лестнице, Николай усвоил и отношение к людям. Не рвался вперёд, лишь делами подтверждал правильность принятого решения.
Рассуждая так, Николай дождался прихода детей из школы. Пришла дочь Арина, а за ней Валентина. Переговорив с отцом, они ушли на кухню. Немного погодя Лариса позвала к ужину. Поужинав и убрав посуду, он сказал, что его вызывают в главк. Возможно, это что-то изменит в единомыслии и укреплении семьи. Дети поблагодарили, обнялись с отцом и разошлись.
Николай уединился, достал книгу и обратил внимание на одно постоянное место в Библии, которое неоднократно поражало до глубины души. Чтобы не повторять изложенное, оставляем интерес к жизни Иосифа читателю, сославшись на главы книги «Бытия»: 37, 3–4; 23–27; 39, 2–3; 48, 15–20. Анализ происходящих в глубине веков событий как раскат звука грома отразился на внутреннем состоянии души и перевернул сознание Николая. Наступил синдром похмелья: «помните, что было вчера?». Ответа нет. Смутные проблески отрывочных событий. Главное – наступило осознание того, что жизнь получается, и это – как раскаты удара грома от молнии далёкого прошлого. Вспоминая прошедшие события, невольно ввергаешься в помыслы. Кто он и с какого дерева упало яблоко, которое от яблони далеко не падает? Таков закон природы, придуманный не нами.
Жена, закончив заботы по дому, напомнила о себе. Николай завершил сборы. Ночь пролетела мгновенно, и принципиальный будильник напомнил цифрой пять о начале дня. Лариса поднялась, приготовила лёгкий завтрак и позвала мужа. Николай покушал, тепло простился и направился к служебной машине. Жена провожала, вглядываясь в окно. Сердце почувствовало трепетное состояние души, а накатившиеся слёзы указывали на её очищение. Садясь в машину, Николай помахал рукой. Машина улетела как снежинка; вот она была – и нет.
Лариса прилегла на кровать продолжить сон, но он прошёл, не давая её душе покоя. Помыслы воспламенились, и терзаемая душа заштормила. «Странно, – подумала она, – столько лет хожу в церковь и не могу защитить душу». Словно впервые посмотрела на себя со стороны. Душа её олицетворяла мёртвого человека. Фраза Господа к ученику – «пусть мёртвые погребают своих мертвецов» – коснулась и её. Она осознала, что путь оказался не узким, а широким. Столько помыслов, ходила на исповеди, и никто не говорил, что имеются проблемы. Нежелание священника научить исповеди приводило к разговорам. Священник, слушая её, свысока поучал и читал за неё грехи. Бог такую исповедь не принимал. Всё нужно делать правильно и прочувствовать на себе. Слова врача – «исцелись сам» – касаются и священника. Исповедь – главное оружие против дьявола. Помыслы успокоились внутренним их отвержением; пришло время собираться на работу. Лариса подняла детей на завтрак. Мать прочитала молитву «Отче наш», и дети, молча позавтракав, поблагодарили. Перед выходом из дома прочли три раза «Яко со мною Бог». Мать благословила детей в школу и разошлись.
Совещание на тему «Перспектива строительства АЭС», на которое прибыл Николай, проводилось в главке. Собрались приглашённые представители. Разговор вёлся по их замечаниям по поводу качественного и своевременного выполнения предстоящих работ. Уделялось внимание приёму на работу опытных специалистов, чтобы в дальнейшем избежать брака; организации проведения сварочных работ и контроля сварных швов; системе организации монтажных работ; качественному оснащению площадок укрупнённого монтажа грузоподъёмными кранами, технологическими приспособлениями, инструментом, транспортом и прочему.
Состоялся выезд на строительную площадку с осмотром условий работы, жизни и отдыха. Позже его пригласили на внутреннее совещание, где предложили руководить отделом технического строительства АЭС. Кандидатуру продумали и ждали согласие. Жизнь изменила обводное русло, как вода реки направление потока. Свободное время Николай посвятил знакомству с персоналом отдела и вопросам организации переезда. Начиналась новая жизнь, к пониманию которой приходишь постепенно.
Всё начиналось с гордыни, он даже не знал, что это такое, не слышал о тщеславии – матери грехов и честолюбия. Гордость в помысле успокаивала и приводила на помощь гордыню с тщеславием. Пошли вдруг сплошные неприятности. Николай перестал понимать окружающих и себя. Оказывается, что внутри живут духи противодействия (бесы), а ты не имеешь элементарного понятия об этом. Живут, как у всех, а как живут люди – не знаешь. Долго он повторял ошибки, пока не затрещало. Когда стал вопрос выбора, Николай пошёл в церковь. Это помогло обрести вразумление и стало переломным моментом в его жизни. Он решил разобраться в сущности грехов, и наступило понимание правильного поведения. Николай основательно повернулся к церкви и осознал: «если церковь – не Мать, то Бог – не Отец».
В пятницу вечером он возвратился домой и сообщил о назначении в столицу. Никто не предполагал настолько быстрые перемены – всего две недели на решение семейных вопросов и переезд. Они переехали в новую, предоставленную им трёхкомнатную квартиру. Лариса заканчивала решать проблемы с устройством детей в школу и поиском трудоустройства. Жизнь продолжалась; впереди огромный объём работы. Всё в пути не предусмотришь, однако время идёт.