Кена Упанишада называется по её первому слову «кена» – «отчего?». Она была записана в середине первого тысячелетия до н. э. и принадлежит к основным (мукхья) упанишадам.
1. Кто побуждает ум думать? Кто наполняет тело жизненной энергией? Кто побуждает людей говорить? Кто видит их глазами и слышит их ушами?
2. Это Он – ухо уха, язык языка, прана[5] праны, ум ума и глаз глаза. Узнав Его, мудрые перестают ошибочно отождествлять себя с миром чувств и становятся бессмертными.
3. Его не могут достичь ни глаз, ни речь, ни ум. Мы не знаем Его и не знаем, как учить о Нём. Он отличается от всего, что известно; Он также за пределами неизвестного. Так мы слышали от древних провидцев, которые открыли нам истину о Нём.
4. То, что невыразимо словами, но благодаря чему есть речь – знай, что Брахман есть именно Это, а не то, чему здесь поклоняются люди.
5. То, что никто не может понять умом, но благодаря чему ум способен понимать – знай, что Брахман есть именно Это, а не то, чему здесь поклоняются люди.
6. То, что нельзя увидеть глазами, но благодаря чему глаза видят – знай, что Брахман есть именно Это, а не то, чему здесь поклоняются люди.
7. То, что нельзя услышать ушами, но благодаря чему уши слышат – знай, что Брахман есть именно Это, а не то, чему здесь поклоняются люди.
8. То, что нельзя вдохнуть, но благодаря чему существует дыхание – знай, что Брахман есть именно Это, а не то, чему здесь поклоняются люди.
1. Учитель сказал:
«Если ты думаешь, что хорошо Его знаешь, ты немного знаешь о Брахмане. И богам, и людям известно о Нём не так уж много. Поэтому тебе ещё предстоит установить природу Брахмана».
Ученик сказал: «Мне кажется, что она становится понятной мне».
2. «Я не думаю, что знаю Его хорошо, однако же не могу сказать, что я Его не знаю. Те, что говорят, что познали Его, знают только один Его аспект. Не то чтобы я не знал Его; я Его знаю и одновременно не знаю».
3. Его истинно постигает тот, кто знает, что Он непостижим. Те же, кто думает, что постиг Его, Его не знают. Его не знают те, кто знает; Его знает тот, кто не знает.
4. Когда мы воспринимаем Его непрерывно – во сне и наяву, когда это восприятие не прекращается в любых состояниях сознания, тогда мы познаём своё истинное Я, которое вне смерти. Это знание делает нас бессмертными. Познав в себе Атман, мы обретаем силу; познав Брахман, мы обретаем Вечность.
5. Если человек постиг Брахман, то он постиг единственное, что нужно знать в жизни. Если же этого не произошло, то его ждёт разрушение. Мудрые, познав, что Атман присутствует во всём, поднимаются над миром чувств и обретают бессмертие.
1. Однажды благодаря Брахману боги одержали победу в войне с демонами. И боги возгордились: «Это мы одержали победу, вся слава этой победы принадлежит нам».
2. Брахман, зная их тщеславие, явился перед ними, но они его не признали. Они не могли понять – кто этот Великий Дух?
3. Боги обратились к Агни, Богу Огня: «О Всезнающий, иди и узнай – кто этот Великий Дух?» – «Хорошо», – сказал Агни.
4. Агни приблизился к нему. Брахман спросил: «Кто ты?» – «Разве ты не знаешь – кто я? Я Всезнающий Агни».
5. «Что ты можешь?» – спросил Брахман. Агни ответил: «Я могу сжечь всё, что есть на свете».
6. Тогда Брахман положил перед ним соломинку, сказав: «Сожги её». Бог огня изо всех сил дул на неё огнём, но сжечь соломинку не смог. Он вернулся к остальным богам и сказал: «Я не смог узнать, кто этот Великий Дух».
7. Тогда боги обратились к Вайю, Богу Ветра: «Иди и узнай, кто этот великий Дух».
8. Вайю приблизился к Брахману, и Брахман спросил: «Кто ты?»
Вайю ответил: «Я Вайю, Небесный Странник».
9. Дух спросил его: «Что ты можешь?»
Вайю ответил: «Я могу вихрем сдуть всё, что есть на свете».
10. Тогда Брахман положил перед ним соломинку, сказав: «Сдуй её!»
Бог воздуха дул изо всех сил, но не смог сдвинуть соломинку с места. Он вернулся к остальным богам и сказал: «Я не смог выяснить, кто этот великий Дух».
11. Тогда боги обратились к Индре, Богу грома. «О главный среди нас, узнай, кто этот великий Дух». Индра согласился.
12. Индра приблизился к Брахману, но тот исчез.
А на том месте, где он только что был, Индра увидел женщину сияющей красоты в золотых украшениях. Это была Ума, дочь Гималаев.
«Скажи, кто был этот великий Дух?» – спросил он.
1. «Это Брахман, – ответила Ума. – Именно благодаря Ему вы добились славы». Так Индра узнал, что это был Брахман.
2. Так Агни, Вайю и Индра стали превосходить остальных богов, ибо они ближе всех подошли к Брахману и первыми узнали, что Он и есть Брахман.
3. А Индра превзошёл остальных богов, потому что он подошёл к Брахману ближе всех и первым узнал, что Он и есть Брахман.
4. О Брахмане говорится так:
Он как вспышка молнии. Он мгновенен, как моргает глаз. Так он проявляется в мире богов.
5. А о Брахмане, пребывающем в теле как Атман, говорится: если желать постоянно медитировать на Него, то Он проявляется.
6. Брахман – истинный обитатель каждого существа. Самый желанный – так нужно медитировать на него. Всё сущее будет любить того, кто знает Его таким.
7. Ученик сказал: «Учитель, растолкуйте мне упанишаду».
Учитель сказал: «Ты просил меня объяснить упанишаду, священную мудрость, я сделал это. Воистину, я передал тебе священное учение о Брахмане».
8. Ноги этого учения – контроль над телом, умом и чувствами; свобода от страстей и соблюдение обрядов; Веды – его составные части; истина – его дом.
9. Знающий эту мудрость уничтожил в себе зло и достигнет высшего неба.
Ом Шанти Шанти Шанти!