C. Sicolo, Le onde smarrite della Tenda Rossa. Storie, leggende e verità della radio nellaspedizione del dirigibile Italia al Polo Nord, Sandit, Albino (BG), 2017. pp. 308–399, 447, 465, 475.
Лучано Дзани – писатель, преподаватель современной истории в Сапиенце – Римском университете. Здесь и далее, если не указано иное, примечание автора.
Имеется в виду фашизм Республики Салó. – Прим. пер.
L. Klinkhammer, L'occupazione tedesca in Italia 1943–1945, Bollati Boringhieri, Torino, 1993.
Итальянский политик, фашист, организатор свержения Муссолини. – Прим. пер.
Итальянский тибетолог, индолог и религиовед. Академик Италии, профессор. Специалист по истории буддизма. Считается основоположником итальянской тибетологии.
U. Nobile, Posso dire la verità (Я могу сказать правду), Mondadori, Roma, 1945, pp. 3–23.
L. Zani, Fra due totalitarismi. Umberto Nobile e l'Unione Sovietica (1931–1936), Acarne, Roma, 2005.
Нобиле рассказывает об этом эпизоде в: Quello che ho visto nella Russia sovietica, Atlantica, Roma, p. 17. См. ACS, Min. Interno, Dir. Gen. PS, Divisione Polizia Politica, busta 905, fasc. Nobile Umberto – Generale, informative del 6 marzo e 26 aprile 1933.
ASMAE, Afari Politici, URSS,1931–1945, busta 15, fasc. 9.
Archivio Maria Nobile (AMN), Нобиле Карлотте из Москвы. 19 июля 1933 года.
ACS, SPD, CR, bustа 59, fasc. Nobile Umberto, sottofasc. 4: Atti diversi, Nobile e Mussolini, 28 luglio 1934.
AMN, Nobile a Maria, da Mosca, 9 marzo 1935. Echi dei successi dei voli di Nobile in ACS, Min. Interno, Dir. Gen. PS, Divisione Polizia Politica, busta 905, fasc. Nobile Umberto – Generale, informativa del 27 aprile 1935.
ACS, SPD, CR, busta 59, fasc. Nobile Umberto, sottofasc.4: Atti diversi, Nobile e Mussolini, 22 luglio 1935. Письмо было передано Муссолини, находившемуся в Риччоне, его личным секретарем Освальдо Себастиани.
ACS, Min. Interno, Dir. Gen. PS, Divisione Polizia Politica, busta 905, fasc. NobileUmberto – Generale, informativa del 21 luglio 1937.
L. Zani, Fascismo e comunismo. Rivoluzioni antagoniste, in E. Gentile (a cura di), Modernità totalitaria. Il fascismo italiano, Laterza, Roma-Bari, 2008.
E. Ludwig. Ricordi di un cacciatore d'uomini, Mondadori, Milano, 1934.
Colloqui con Mussolini (1932). Mondadori, Milano, 1950.
Stalin, Mondadori, Milano, 1946, р. 237.
Гаэтано Артуро Крокко (1877–1968) – итальянский ученый-механик; пионер воздухоплавания.
См. общие работы по истории арктических исследований, например, Gobetti, Le esplorazioni polari, Schwarz, Milano, 1959, pp. 121–136; G. Dainelli, La gara verso il Polo Nord, UTET, Torino, 1960, pp. 343–374; F. Fleming, Deserto di ghiaccio. La storia dell'esplorazione arctica, Carocci, Roma, 2006, pp. 375–400.
Министерство ВВС. Личное дело Умберто Нобиле. Sezione Corsi regolari di studi civili e military compiuti in Raccolta Libretti personali, AUSAM.
U. Nobile, La Tenda Rossa. Memorie di neve e di fuoco, Milano, 1969. (У. Нобиле. «Красная палатка. Воспоминания о снеге и огне». Прогресс, 1975). Реконструкция этого периода жизни Нобиле с широкой документацией, см: O. Ferrante, Umberto Nobile, vol. I, Tatangelo, Roma, 1985, pp. 29–50.
Заявление Умберто Нобиле 9 января 1926 г. в Министерстве авиации. Личное дело Умберто Нобиле. В масонстве состоял также генерал Алессандро Гуидони, один из вдохновителей дирижаблестроения Нобиле, когда он был директором инженерных и воздушных конструкций в только что созданных военно-воздушных силах, а также Итало Бальбо. См.: Gnocchini, L'Italia dei liberi muratori, Erasmo editore, Roma, 2005, pp. 156–157, 22.
Нобиле несколько раз заявлял об этих симпатиях, которые он испытывал с юношеских пор, например, см. его очерк 1946 г. Perché sono a fanco dei comunisti, Latinia, Roma, p. 6, и автобиографию 1969 г. La Tenda Rossa. Memorie di neve e di fuoco, p. 27.
F. Trojani. La coda di Minosse. Milano, 1964 (Ф. Трояни «Хвост Миноса» готовится к печати Обществом Данте Алигъери. – Прим. пер. https://www.krassin.ru/posetitelyu/news/1005-svidetelstva-ochevidtsa-kniga-feliche-troyani-khvost-minosa.html). Инженер Эудженио Прассоне стал директором ЗВК в 1917 году, в то же самое время Нобиле был приглашен на должность заместителя директора, см. U. Nobile, La Tenda Rossa. Memorie di neve e di fuoco.
C. Paoletti, Dalla Libia al Ministero. L'evoluzione ordinamentale dell'Aeronautica dal 1911 al 1925, Associazione culturale Commissione Italiana di storia Militare, Roma, 2015, p. 12.
B. Mussolini Volare! Il Popolo d'Italia n 227, 20 agosto 1919, в: Opera omnia di Benito Mussolini под редакцией E. Susmel, D. Susmel, La Fenice, Firenze, 1962, vol. XIII, p. 303.
О первых шагах журнализма на авиационную тему Муссолини см.: G. Mattioli, Mussolini aviatore, cit., pp. 23–29; о несчастье в Вероне и рейде газеты Il Popolo d'Italia см. A. Longoni, Fascismo e aviazione, cit., pp. 47–51.
B. Mussolini, L'aviazione italiana avrà un avvenire? (Есть ли у итальянской авиации будущее?) Il Popolo d'Italia, n. 240, 2 settembre 1919, in Opera omnia di Benito Mussolini, cit., vol. XIII, pp. 324–327. Муссолини заявил, что программа уже была сформулирована на страницах газеты другим редактором. Как уточняет Эрик Леманн, редактором был Пьетро Негро.
Там же, pp. 325–326.
См.: A. Ungari, The Italian Air Force from Origins to 1923, рp. 56–70.
C. Paoletti, Dalla Libia al Ministero, p. 27–28. См. также: A. Ungari, The Italian Air Force from Origins to 1923, pp. 70–71 и G. Alegi, La storia dell'Aeronautica Militare. La nascita, pp. 102–103.
Decreto Luogotenenziale 30.06 1919 n. 1233 в: C. Paoletti. Dalla Libia al Ministero, р. 28.
Regio Decreto 21.03.1920 № 304, см.: C. Paoletti.
Regio Decreto 22.07.1920 № 849, см.: C. Paoletti.
Regio Decreto 20.04.1920 № 451, см.: С. Paoletti.
Regio Decreto 30.09.1920 № 1438, см.: C. Paoletti.
R. Gentilli, L'aeronautica italiana nel primo dopoguerra, pp. 17–29/ См. также: C. Paoletti.
O. Ferrante, Umberto Nobile, p. 46.
См.: G. Pesce, Maurizio Mario Moris, Padre dell'Aeronautica italiana, Roma, 1994. Биография, составленная Пеше, – агиография, но это единственная органичная работа о Морисе. О Джулио Дуэ и Джанни Капрони см.: R. Abate, Storia dell'Aeronautica italiana, pp. 141–150.
A. Ungari, the Italian Air Force from Origins to 1923, pp. 72–75.
Подробности в биографии О. Ferrante, Umberto Nobile, vol. 1, pp. 126–136.
U. Nobile, Posso dire la verità. Storia inedita della spedizione polare dell Italia, Mondadori, Milano, 1945, pp. 23–26 и U. Nobile, La Tenda Rossa.
Там же.
U. NobIle, La Tenda Rossa, pp. 24–33.
Там же, pp. 24–39.
Вдохновителем рейда Рим – Токио был Д'Аннунцио, пилотом – Артуро Феррарин. Он закончился в мае 1920 года потерей 9 самолетов из 11. См. также: R. Gentilli, L'Aeronautica italiana nel primo dopoguerra, pp. 18–19. См. также: R. Abate, Storia dell'Aeronautica italiana, pp. 168–169.
См. статью Pescicani che vogliono volare sotto forma di cooperatori (Акулы, желающие летать под маской кооператоров), опубликованную в газете Il Paese 24 августа 1921 г. – BNC Roma.
O. Ferrante, UmbertoNobile, vol. I, p. 143.
Факты взяты из статьи Il Governo delibera la cessione dello Stabilimento costruzioni aeronautiche di Roma ai pescicani, опубликованной Рабочей Комиссией ЗВК в газете Avanti! 24 августа 1921 г. – BSR.
F. Turati et al. Mozione al Governo del 4 dicembre 1920 в: Atti parlamentari Discussioni Camera, Biblioteca del Senato, Cam. Regno 2.287, pp. 62–88.
В 2000 году Паоло Гори пересмотрел биографию Ферранте по тем же источникам, которыми последний пользовался в CDUN, см.: P. Gori, Umberto Nobile, pp. 49–57.
Нобиле заключал коммерческие контракты с другими государствами, см.: O. Ferrante, Umberto Nobile, vol. I, pp. 122–125.
A. Longoni, Fascismo e aviazione, pp. 141–151.
Выступление Нобиле приводится в: D. Pariset. I dirigibili tragici, Bianco editore, Roma, 1961, p. 6.
Историография приводится из: G. D'Avanzo, pp. 60–64.
U. Nobile, L'aeroplano e il dirigibile nei servizi di trasporto, Rassegna marittima aeronautica illustrata, ottobre 1921, pp. 147–151, novembre 1921, pp. 171–174.
Статья Дуэ цитируется по: D. Pariset, I dirigibili tragici, pp. 218–219.
G. Douhet, Il dominio dell'aria, Stabilimento Poligrafco per Amministrazione della Guerra, Roma, 1921, pp. 99–191. О споре об использовании самолета и дирижабля между 1905 г. и 1931 г. см.: Paolo Gori, Umberto Nobile, pp. 34–42. Более подробно о быстром спаде военного использования дирижаблей с начала двадцатых годов в начале карьеры Нобиле см.: C. Sicolo, Il dirigibile Italia. La sfda della radio al Polo Nord, Pagine, Roma, 2018, pp. 175–178.
A. Longoni, Fascismo e aviazione, cit., pp. 154–155.
O. Ferrante, Umberto Nobile, vol. 1, cit., pp. 158–161.
Статья Per la resurrezione dell'aeronautica, газета Il Tempo, 19 июля 1921 г. – BNC Roma.
Статья La smobilitazione degli dipendenti dal Ministero della guerra, газета Il Tempo, 20 августа 1921 г. – DSR.
Статья L'aeronautica italiana, газета Il Messaggero, 20 августа 1921 г. – BNC Roma.
O. Ferrante, Umberto Nobile, vol. 1 pp. 132–134.
Напомним, SCA – Stabilimento Costruzioni Aeronautiche – Завод воздухоплавательных конструкций.
A. Ungari, The Italian Air Force from Origins to 1923, pp. 148–152.
Статья L'agitazione del personale dell'Aeronautica, газета Avanti! 20 августа 1921 г. – BSR.
Запрос Филиппо Турати председателю Совета и военному министру см: Atti parlamentari Discussioni Camera, 1921, Biblioteca del Senato, Cam. Regno 2.293, pp. 1714–1715.
Статья: A proposito di una agitazione del personale di costruzioni aeronautiche, газета Avanti! 20 августа 1921 г. – BSR.
O. Ferrante, Umberto Nobile, vol. I, p. 158.
Статья Il Governo delibera la cessione dello Stabilimento costruzioni aeronautiche di Roma ai pescicani, газета Avanti! 24 августа 1921 г. – BSR.
См. статью Pescicani che vogliono volare sotto forma di cooperatori (Акулы, желающие летать под маской кооператоров) опубликованную в газете Il Paese 24 августа 1921 г. – BNC Roma.
Статья Intorno alla minacciata soppressione del Laboratorio di costruzioni aeronautiche, газета Il Tempo, 27 августа 1921 г. – BNC Roma.
Статья La polemica sullo Stabilmente aeronautico, газета Avanti! 28 августа 1921 г. – BNC Roma.
Еще вносили предложения, собирали консультативные комиссии, обсуждали реорганизацию авиации, но все оставалось без изменений, пока к власти не пришло правительство Муссолини. См.: A. Ungari, The Italian Air Force from origins to 1923, pp. 76–77.
A. Longoni, Fascismo e aviazione, p. 164.
Там же, pp. 163–227.
В команде Муссолини кроме журналиста Аттилио Лонгони заметно выделялись также Джузеппе Боттаи, Альдо Финци, Артуро Меркантии, Джулио Дуэ, см: G. D'Avanzo. Ali e poltrone, cit., pp. 60 и A. Ungari, The Italian Air Force from Origins to 1923, cit., pp. 75, 77.
Бенито Муссолини. Речь на заседании Совета Министров 23 января 1923 г. в: Opera omnia di Benito Mussolini, cit., vol XIX, pp. 107–110.
R. Rochat, Italo Balbo, cit. pp. 107–110.
G. Alegi, L'arma fascistissima, il falso mito dell'Aeronautica come preferita dal Regime, in Massimo Ferrari, cit. pp. 116–117, 125.
G. Alegi, La storia dell'aeronautica Militar; Lanascita, cit., pp. 106–115. Морской флот под командованием Паоло Таона ди Ревеля с сожалением принял уничтожение собственных воздушных сил, образованных в сентябре 1920 г. См: E. Pellegrini, op., cit., pp. 63 и 71–72.
Однако это не дало никаких привилегий для новой авиации. См: G. Alegi, L'arma fascistissima, il falso dell'Aeronautica come preferita da Regime, cit., pp. 141–145. О периоде авиации при Бальбо, см. также: E. Grassia, L'8 settembre 1943 e la Regia fascistissima Aeronautica, Diacronie [on line]. Studi di storia contemporanea, n. 25, I, 2016, Se creare è defnire, 29 marzo 2016, pp. 1–6.
Ministero dell'Aeronautica, Libretto personale di Umberto Nobile, sezione Servizi, promozioni e variazioni.
O. Ferrante, Umberto Nobile, vol. I, pp. 179–181; B. Lattanzi, L'opera scientifca di Alessandro Guidoni ingegnere militare, IBN editore, Roma, 1992, pp. 13–15, 60–82, 187.
По мнению Роша, Бонцани, фактически заменивший Финци в Комиссариате еще с 1924 года, был первым, кто обеспечил стабильное положение авиации по образцу устройства армии; см.: G. Rochat, Italo Balbo, pp. 118–121.
Ministero dell'Aeronautica, Libretto personale di Umberto Nobile, sezione Servizi, promozioni e variazioni.
Almanacco delle Forze Armate 1927, Tipografa del Senato, Roma, 1927, pp. 579–583, 667–671.
Джузеппе Валле принимал участие в сражениях как командир дирижаблей. Ему принадлежит слава первого участника боевого сражения с дирижаблями на борту самолета типа P4 утром 25 мая 1915 года при обороне Венеции. См: R. Abate, Storia del'Aeronautica italiana, p. 126; подробный отчет о боевом сражении Валле, см.: B. Di Martino, I dirigibili italiani nella Grande Guerra, pp. 274–275.
G. Valle, Uomini nei cieli. Storia dell'Aeronautica italiana, centro editoriale Nazionale, Roma, 1981, pp. 129–140.
U. Nobile, Posso dire la verità, pp. 26–33 и U. Nobile, La tenda Rossa. Memorie di neve e di fuoco, p. 64. Реконструкция этого периода противостояния также с неизданными источниками, см.: C. Sicolo, Il dirigibile Italia. La sfda della radio al Polo Nord, pp. 178–180.
О поддержке, оказанной Муссолини полету «Норвегии», см.: B. Mussolini, La spedizione del Norge, Discorso al Senato del 18 maggio 1926, in Opera omnia di Benito Mussolini, a cura di E. Susmel, D. Susmel, La Fenice, Firenze, 1962, vol XXII, pp. 131–133; эта речь приводится в: Аа Vv., L'aviazione negli scritti e nella parola de lduce, Ministero dell'Aeronautica, Roma, 1937, pp. 103–106.
U. Nobile, In volo alla Conquista del segreto polare, Mondadori, Milano, 1928, pp. 32–42, 135–146.
Ministero dell'Aeronautica, Libretto personale di Umberto Nobile, sezione Servizi, promozioni e variazioni. К этому добавились другие почетные звания, приведенные в: Libretto personale alla sezione Azioni di merito-Attestati.
После падения фашизма Нобиле утверждал, что членство (от которого он не отказался) произошло без его ведома. См. его книгу: Posso dire la verità (Я могу сказать правду), p. 42. Рассказ об этом эпизоде, как говорил впоследствии Нобиле, описан Rafaele Giacomelli в его рецензии на книгу через несколько месяцев после ее выхода, см. журнал L'Aerotecnica за сентябрь 1945 г., p. 121.