Немаловажным фактором устойчивости к когнитивным войнам является окружение. Если твои знакомые стали слишком много говорить о Навальном и Дуде, это повод сменить круг общения, а не начать думать о Навальном и Дуде.
Нездоровый фактор, ослабляющий устойчивость к когнитивным войнам, – «тусовочка». Особая форма социальной организации, из области ярмарок тщеславия. Чаще всего время на «тусовочки» есть либо у рантье, либо у людей свободных профессий. Такой псевдобогемный тип коммуникации становится питательной средой для когнитивных войн. А из «тусовочки» яд когнитивной войны проникнет в обывателя, который раскрыв рот следит за ней. Потому что вести псевдобогемный образ жизни у обывателя нет времени или средств, а очень хочется.
Берегитесь когнитивных войн – избегайте мышления «тусовочки».
Мы вкратце ознакомились с теорией и практикой когнитивных войн. Полученной информации мало для того, чтобы судить о процессах в обществе, но достаточно для того, чтобы описать социальное поведение отдельных групп.
Итак, почему все-таки в конце февраля – начале марта побежала российская «элитка»?
Во-первых, у нее на всех четырех медиаконтурах прозвенело: «России – крышка, пора тикать!» О смертельных санкциях уважаемые люди писали в «Твиттере», о крахе экономики написал в «Фейсбуке» титулованный эксперт, и вся «тусовочка» обсуждает, куда лучше валить – в Израиль или Испанию. Постоянные звонки знакомых и коллег с одним вопросом: «Пора валить?» Перепуганные знакомые со Старой площади, не менее перепуганный генерал, сваливший позавчера в Лондон адвокат… И «Эхо Москвы» в эфире с бесконечным нытьем о том, что Россия – это колосс на глиняных ногах, который рухнет в считаные месяцы.
Во-вторых, в своем поведении мелкая «элитка» ориентируется на более крупную «элитку». Отъезд Максима Г. с Аллой П. привел к отъезду 10–15 семей, которым не надо было уезжать – им ничего не угрожало. Но в «тусовочке» действует тот же принцип, что и у Навального: «Не думай, распространяй!» Раз уж такие люди поехали, пора и нам когти рвать! Теперь многие рядовые представители «элитки» втихаря возвращаются.
В-третьих, стало понятно, в какую юрисдикцию все эти годы вывозила свои капиталы «элитка». Этого и раньше никто не скрывал, но нынешняя ситуация расставила все точки над i: кто и где хранит свои капиталы и платит налоги. Можно спеть тысячи песен о патриотизме и любви к Родине, но имеет значение лишь то, где твоя заначка.
Уже сейчас видно, что кое-кто из культурной «элитки» серьезно жалеет об отъезде. Убежав к своим капиталам, эта часть офшорной аристократии потеряла главное – аудиторию. Потому что свалила, когда была нужна своим слушателям и зрителям. Ожидался Армагеддон, а культурные пастыри бросили свою паству и сбежали к своему баблишку. Не очень красиво получилось. «Элитарии» в эмиграции это прекрасно понимают, потому и исходят ядом в отношении России и русского народа.
Теперь у бежавших «элитариев» небольшой выбор – признав ошибки и покаявшись, вернуться или стать заложниками своих капиталов. Логика противостояния с Россией потребует от эмигрантов публичной антироссийской риторики. За право пользоваться на Западе «российским капиталом» нашу беглую «элитку» будут либо «обезжиривать» налогами и адвокатскими поборами, либо требовать от нее демонстративной присяги в антироссийскости. Самый прискорбный конец – как у Бориса Березовского. Когда и капиталы отнимают, и разоряют, и антироссийская риторика не помогает. Итог – самоубийство банкрота.
История с бегством и последующим отчаянием российской «элитки» показывает нам, что жертвами когнитивных войн могут быть и представители высших социальных групп. Искренняя вера в доступ к инсайдам, слухи уровня ДСП, знакомых знакомых ВВП способны завести в тупик. На поверку представители «элитки» оказались повально «взрослыми подростками».
М. Е. Соколова – психолог, автор и преподаватель образовательных программ и НЛП-практик, руководитель научно-образовательного центра; автор исследования «Когнитивные удары отечественных блогеров по обществу России в период с 24 февраля по 24 августа 2022 года»[3]
Для понимания технологий когнитивной войны я исследовала видеообращения, текстовые публикации, а также новостные выпуски российских и украинских русскоговорящих, популярных в России блогеров и представителей культуры, которые с начала спецоперации заняли либо антироссийскую, либо раскольно-предательскую позицию.
По ходу исследования поняла, что когнитивная война по своей сути – это сведение с ума, а ее целью могут быть и человек, и целые государства. Наносимые когнитивные удары, как элементы когнитивной войны, постепенно и незаметно психологически истощают рецепторы информации, воздействуют на то, как мы ее обрабатываем и превращаем в знания, а также на смыслы и ценности человека, его интерпретации физических событий, приводя его к иному желаемому типу поведения. Цель состоит в том, чтобы радикализировать общество и разобщить его; подорвать общественное доверие к государственным представителям, избирательным процессам, политикам и союзникам. Топливо для когнитивных ударов – дезинформация и пропаганда.
Деструктивные медиасигналы, заполняющие инфопространство, повторяющиеся в разных источниках, и могут являться когнитивными ударами. Как правило, удар несет в себе негативную, деструктивную мысль, которая вызывает различные эмоции и переживания, такие как грусть, злость и тревога, отчаяние, страх. Человеку может стать нехорошо, в том числе физически; он начинает буквально вибрировать под этим ударом и способен заражать им дальше, по цепочке свое окружение. Способы и форматы донесения, аргументы и примеры, приводимые источником когнитивного удара, могут быть одинаковые, а могут быть и разные – важна суть, единый посыл, то есть мысль, которую закладывают. Когнитивный удар может быть направлен на краткосрочный дискомфорт и призыв к действию «потерпевшего», находящегося под эмоциями, или на долгосрочное, методичное, системное выстраивание мышления и мировоззрения субъекта воздействия для отложенных действий в будущем, – назовем это «накопительным эффектом». Еще важно отметить, что когнитивный удар может состоять из цепочки инфосигналов, которые сами по себе являются отдельными, самостоятельными когнитивными ударами. То есть инфосигналы могут иметь собственную задачу быстрого действия или в совокупности являться частью более глубинного, масштабного и долгосрочного когнитивного удара.
В первые недели с начала специальной военной операции (СВО) на Украине атаки на граждан РФ носили массированный характер. Украине и Западу было важно стать первыми, кто донесет свою повестку, транслируя, что власть обманывает и скрывает правду, и занять максимально возможное инфопространство, заглушая и «перекрикивая» государственные СМИ и официальные источники. Источниками когнитивных ударов были обращения блогеров, деятелей культуры, политиков и других известных лиц России, Украины и других стран; реклама на «Ютубе» и других площадках; взлом российских сайтов и рассылки по базам данных; личные сообщения в соцсетях от украинцев; множественные комментарии ботов и настоящих людей под постами на интернет-ресурсах; звонки граждан Украины в Россию близким и знакомым – звонил даже сам Зеленский (конечно, в формате заранее записанной аудиодорожки).
В ходе исследования мне удалось выделить следующие когнитивные удары, которые наносились по российскому обществу в рамках единого сценария.
1. Искажение причин начала спецоперации: «у этой войны нет никаких причин», только личная мотивация В.В. Путина и «имперские замашки». Создание России образа фашистского террористического государства, параллель с фашистской Германией.
2. Дискредитация В. Путина, его решений, психического состояния и когнитивных возможностей управлять страной; создание образа «кровавого диктатора» и убийцы. Параллель с Гитлером – «Путлер».
3. Чувство вины и стыда. Россияне потворствуют своему режиму, спонсируют войну налогами, и от этой вины отмываться десятилетиями – «мне стыдно быть русским».
4. Нельзя молчать, только россияне могут остановить войну: призыв к распространению информации и выходу на улицы.
5. Экономика рухнет, жить станет плохо, это коснется каждого.
6. Весь мир объединился для поддержки Украины. Россия – в изоляции, готовимся к «железному занавесу», будем как Северная Корея.
7. Россия терпит поражение, ни за что гибнут молодые ребята: регулярные «зрады» на фронтах и сумасшедшие потери, которые скрывает от нас Минобороны.
8. Дискредитация и расчеловечивание ВС РФ. Собирательный образ типичного военнослужащего РФ: завербованный прямо из тюрьмы малограмотный зэк, любитель мучить и насиловать бабушек и детей, есть собак и воровать бытовую технику, потому что у себя в России такой не видал.
9. В России небезопасно, дискредитация ФСБ: угрозы перенесения боевых действий на территорию РФ, возвращение с войны военнослужащих из предыдущего пункта с покалеченной психикой (сложно представить, куда еще сильнее). Эфэсбэшники не в силах защитить нас от диверсий и терактов, да и сами недалеко ушли от военнослужащих по компетенциям и пристрастиям.
10. Поражение России в СВО – это победа России и личное поражение Путина. Искажение: если мы проиграем в этой войне, на самом деле победим; для россиян и России будущего это благо.
В. В. Бушмин – инженер ИТ. Автор исследования «Цифровой активизм и краудмеппинг»[4]
Взлом государственности, который мы называем Майданом, – привлекательный процесс для некоторых сограждан. Многие участвуют в нем из любопытства. Но есть особая категория людей, считающих свою антигосударственную и антиобщественную деятельность благом.
Особенность «цветных» государственных переворотов в том, что незначительное в количественном выражении меньшинство, «элитка», решает судьбы большинства.
На Украине 2010 года айтишники, по утверждению журнала «Новое время», стали особой кастой. Они получали зарплату в валюте, поэтому экономические проблемы Украины их не касались. Они жили в тепличных условиях и верили в свою исключительность. Начинающий специалист получал $500, с опытом работы 4–5 лет – $ 4000, и большинство работали на иностранных заказчиков.
Айтишники с опытом не боялись потерять работу. Самые продвинутые эмигрировали в Европу и США. Компаниям на Украине было сложно нанять новых специалистов, поэтому айтишники диктовали свои условия.
Многие из них мечтали создать собственный успешный стартап и тесно сотрудничали с американскими венчурными компаниями – необходимые инвестиции можно получить только в США и финансовых инкубаторах Европы.
Майдан 2014 года организовали финансовые элиты, а айтишники, как маленькая «элитка» с похожей структурой заработка и максимальной маржой, поддержали протестующих.
Айтишники поддерживали госперевороты по всему миру. Так, в Кении в 2007 году было убито полтысячи человек из-за информации оппозиции о нарушениях на выборах. Координировала оппозицию краудсорсинговая платформа Ushahidi. При этом айтишная компания, которая ее создала, финансируется фондами Рокфеллеров и Фордов.
В 2012 году на Украине ресурс maidan.org.ua собирал информацию о «нарушениях» на выборах, а в 2015 году ресурс ГАЛАС под руководством ИТ-менеджера запустил краудсорсинговый проект, через который распределялась помощь протестующим, включая бронежилеты, и координировались протесты. Широко известен ресурс «Миротворец», созданный айтишниками, которые теперь являются признанными ИТ-экспертами на Украине.
До 2019 года в Беларуси не обращали внимания на НКО, ведущие антиправительственную пропаганду, направленную на евроинтеграцию. По утверждению самих участников протестных движений, они распространяли информацию и координировали действия через цифровые сервисы, организованные айтишниками. Проект «Киберпартизан» распространял персональные данные работников силовых ведомств, платформа «Голос» отслеживала «честность» выборов в 2020 году.
Айтишники как инструмент хорошо подходят для государственных переворотов: постоянно меняющаяся тактическая обстановка требует гибкой реакции. А основной метод управления в ИТ сегодня – agile, то есть гибкий подход.
Agile-практика объединяет команду айтишников и фокусирует их на малой достижимой цели в короткий промежуток времени. Есть заказчик, процесс и оплата. Задачи решаются усилиями всей команды и короткими циклами. В вопросе «что делать?» айтишники полностью доверяют владельцу продукта – ИТ-менеджеру. Гибкость подразумевает, что каждый член команды легко заменим. Процесс не зависит от конкретных исполнителей – важно, чтобы все разделяли культуру гибких технологий.
Подобно инженерам, айтишники оторваны от общества в силу сфокусированности на своей работе. Для них важно приносить пользу обществу и решать задачи в ответ на его запросы. Стратегия мягкой силы, изобретенная в США, когда в захватываемой стране на основе социального дискомфорта формируют социальный взрыв и манипулируют им, продается айтишникам как благо для общества.
Подобно творческой интеллигенции, айтишники не привязаны к родной земле, а ощущают себя гражданами мира. Они настолько погружены в свои процессы, что не видят происходящего вокруг, но при этом сильно внушаемы под влиянием дискомфорта (помним, что они изнежены).
Таким образом, организаторы госпереворотов наряду с представителями других непыльных профессий вовлекают в разрушение государственности местных айтишников, пользуясь их инфантильностью и оторванностью от общества, покупая их, реализуют проекты и платформы, влияющие на распространение информации, общественное сознание, настроение и движение масс.