При анализе и описании следует категориально различать общество и государство. Это две сущности – взаимозависящие и нередко конфликтующие. Однако похожие процессы в обществе и государстве проходят по-разному.
Например, в результате спецоперации Россия ликвидирует угрозу для себя как для государства. Одновременно российское общество получит несколько миллионов (в перспективе – десятков миллионов) новых сограждан, которые являются носителями украинской политической идентичности и безгосударственной модели социального поведения. Последние 20 лет «девяностые» на Украине нарастали, а Россия постепенно выходила из этого состояния. Поэтому, не допуская украинизации со стороны государства, Россия тем не менее будет украинизироваться на уровне общества.
В тексте мы будем постоянно разделять государство и общество, помня, что условием развития России как империи является состояние миропорядка. То есть мира в обществе и порядка в государстве.
Итак, начало украинизации России было неизбежно. Вопрос, в каком качестве – государства или общества – мы столкнулись бы с этим вызовом. Отечественные либералы называют спецоперацию «войной России с Украиной». В таком же образе данный конфликт подается на Западе. Для официальной власти постУкраины спецоперация – «отечественная война», где Киев выступает в роли невинной жертвы.
Нам предстоит борьба за будущее – за то, в каком виде войдут в историю спецоперация и последующие процессы умиротворения постУкраины. Если доминирующим станет нарратив «оккупации», то рецидивы продолжатся. На территории постУкраины вырастет поколение, потерявшее отцов, братьев и дедов. И каждый будет желать мести.
Поэтому от победы той или иной интерпретации зависит будущее. Безопасность наших детей и внуков зависит от того, как мы объясним жителям постУкраины, которые вот-вот станут нашими полноценными согражданами, почему спецоперация стала неизбежной, какое государство и общество мы будем строить вместе.
Аналогичным образом нужно разъяснить гражданам России, почему проблемы пусть близкого, но иностранного государства становятся приоритетом внутренней политики. Почему в Астрахани годами не реставрируют исторический центр, а на Донбассе возводят целые микрорайоны. Или почему в ДНР бензин дороже, а в Мелитополе электричество дешевле, чем в России. История про «освобождение» неактуальна, потому как на Украине уже давно нет государства в привычном для нас смысле.
Последние годы, слушая новости с Украины, российский обыватель представлял, что все происходит как в России, но по соседству: раз на Украине живут похожие на нас люди, значит, и отношения в тамошнем обществе и государстве тоже похожие. Однако такое рассуждение в корне неверно! Украина – это безгосударственная форма самоуправления на пепелище богатейшей УССР. Последние восемь лет государственные функции поддерживались там исключительно за счет внешних вливаний.
Государственность на Украине была демонтирована в 2004 году, когда в ходе так называемого Майдана и третьего тура президентских выборов был проведен государственный переворот, который легитимизировал реальную власть в виде альянса олигархов под внешние гарантии США. Формализовано это было в виде парламентской республики с должностью президента, контролирующего силовой блок, армию и внешнюю политику.
Украина как субъект перестала существовать еще в 2004 году. Поэтому, по-хорошему, спецоперацию следовало начинать во время первого Майдана. Но история не терпит сослагательного наклонения.
С тех пор на Украине взращивали антигосударственность: особый организационно-управленческий симбиоз НКО, СБУ, министерств, рэперов, правозащитников, журналистов, политических партий, олигархов, интеллигенции и футбольных фанатов, которые преследуют единственную цель – нанесение максимального ущерба России, русским, русскому языку и культуре, а также препятствование любым формам русско-украинского союза и дружбы.
Теперь России предстоит вернуть государственность на территории, где она исчезла 18 лет назад. И выкорчевывать антигосударственность там, где она проросла, параллельно объясняя согражданам, в чем опасность прорастания такой антигосударственности в России, и ликвидируя подобное внутри.
• банды вооруженных людей, которым отдали на разграбление города и села во имя борьбы за «незалежность» от России;
• разведка и контрразведка управляются непосредственно ЦРУ;
• тотальная, всепроникающая власть денег и полное безвластие государства, когда можно купить все что угодно – от гранатомета и гражданства до закона и министерского портфеля;
• рейдерская экономика, когда право собственности гарантируется лишь правом сильного;
• повальная трудовая миграция;
• разгул уличной преступности, рост количества краж и грабежей;
• крах системы здравоохранения;
• рыночные «европейские» цены на энергоносители, ГСМ и электричество;
• пропаганда гражданской ненависти и национализма; героизация преступников.
Россия как государство выбрала путь ликвидации постУкраины в качестве анти-России. Больше на территории, известной нам под названием Украина/УССР, не будет государства, которое сможет угрожать России. Это предел, до которого продлится спецоперация.
Как пройдут границы, сколько появится новых субъектов, примут ли участие в разделе постУкраины Польша, Венгрия и Румыния – все эти вопросы глубоко второстепенны. Потому что политика вошла в историческую фазу, когда значение имеют скорость и своевременность принятия решений. Впереди очень много развилок и ситуаций ложного выбора, локальных побед и тактических поражений.
Операция по ликвидации антигосударства на постУкраине и монтаж новых государственностей займет как минимум десятилетие. Дело не в военной победе – она станет лишь точкой входа в «украинский кризис». Главные испытания – это интеграция частей постУкраины в историческую Россию. Опыт интеграции Крыма показывает – государство понимает объем и масштаб вызовов времени.
Что государство делает уже сегодня (осень 2022 года):
• официально включило в свой состав четыре новых региона, несмотря на то что не полностью контролировало территории новых субъектов;
• интенсивно восстанавливает Мариуполь;
• проводит экстренную газификацию части Запорожской области, которой Киев обрубил газоснабжение;
• оперативно формирует органы власти с участием «варягов» и осуществляет паспортизацию населения;
И так далее.
Процессы создания новой государственности неизбежно будут трансформировать общество постУкраины. Но также неизбежно взаимопроникновение обществ.
И вот тут кроется главный вызов – общество постУкраины нам совершенно незнакомо. И оно серьезно нацифицировано. Дальше мы будем подробно разбираться с социологической реальностью постУкраины. Забегая вперед: минимум 20 % членов украинского общества поддерживали геноцид жителей Донбасса и создание анти-России из Украины. От 40 до 60 % граждан постУкраины являются так называемыми «хатаскрайниками» – обывателями, которые под угрозой террора и расправы заняли соглашательскую позицию. На освобождаемых территориях в лучшем случае 20–30 % жителей, на которых Россия действительно может опереться.
Поэтому вопрос денацификации постУкраины – это вопрос выживания исторической России. Неэффективно денацифицированная постУкраина может нацифицировать саму Россию.