Уильям Шекспир родился в год испытаний – в Стрэтфорде разразилась чума. Заразная смертельная болезнь унесла жизни не менее двухсот горожан.
Джон и Мэри уже похоронили двоих детей – обе старшие сестры Уильяма умерли в младенчестве. Родители не хотели потерять еще и третьего ребёнка. Мама увезла малыша в деревню подальше от эпидемии.
Джон тем временем продолжал делать головокружительную карьеру. Он уже побывал констеблем, сборщиком пошлин и городским казначеем. В год рождения Уильяма Джон стал олдерменом, то есть членом городского совета, старейшиной. А когда мальчику исполнилось четыре года, его отец достиг вершины карьерной лестницы и стал бейлифом. В наше время обязанности бейлифа исполняет мэр.
Одетый в меховую мантию, Джон расхаживал в сопровождении охраны и считался самым уважаемым человеком в Стрэтфорде. Он даже написал прошение о присвоении Шекспирам родового герба и статуса дворян.
Одной из обязанностей бейлифа было договариваться с гастролирующими актёрами. Когда какая-нибудь труппа приезжала в город, она сперва давала представление для городского главы и его семьи. Если спектакль нравился, бейлиф разрешал актёрам выступить перед жителями Стрэтфорда. Должно быть, во время таких «смотров» четырёхлетний Уильям сидел на коленях у отца с открытым ртом и следил за волшебством на сцене.
Вскоре в семье снова родились дети – младшие братья и сёстры Уильяма.
А когда мальчику исполнилось семь лет, он пошёл в городскую школу.
Школьный день у него начинался когда в шесть, когда в семь утра. Школьники произносили молитву, затем повторяли пройденное накануне. В девять им разрешалось позавтракать. После завтрака начиналась зубрёжка нового материала. С перерывом на обед занятия длились до пяти, а то и семи вечера.
На занятия нужно было ходить шесть дней в неделю зимой и летом. Да-да, и летом тоже. В году было всего сорок дней каникул. Они приходились на Рождество, Пасху и Троицу.
Школа называлась грамматической. В ней не изучали географию, физику или ботанику. Главным предметом была латынь. В старших классах к ней добавлялись греческий язык, логика и риторика. Большинство школ в Англии того времени были именно такими.
Как только школьники усваивали латинский язык на начальном уровне, им запрещали разговаривать на английском даже между собой. И на уроках, и на перемене должна была звучать только латынь!
Современники Шекспира учились семь лет. Методы преподавания были далеки от современных. От ученика не требовали понимать пройденное. Главное – запомнить. Если память у ребёнка была не очень хорошая, учитель считал своим долгом «вбить» в него знания с помощью розог.
Вызубренное в такой школе оставалось в голове на всю жизнь. Вот и Шекспир некоторые свои сюжеты почерпнул из школьных книг. Поэмы «Венера и Адонис» или комедии «Сон в летнюю ночь» не было бы без «Метаморфоз» Овидия. Если бы не Теренций, Плавт, Сенека, Вергилий или Цицерон[4]