Моему старшему 13. Еще не взрослый. Уже не ребенок. Он уже проявляет инициативу, но еще не готов брать на себя ответственность. Как с ребенком с ним уже не получается – он уже отвоевывает для себя свободу. Как со взрослым с ним пока не получается тоже – он не способен этой свободой распорядиться. Книга Ребекки Дерлейн «Уже взрослый, еще ребенок: Подростковедение для родителей» учитывает это противоречие. Много лет она работала в школе преподавателем литературы. Как и я, кстати. Помню, как мой первый урок прошел в одиннадцатом классе. 15–16 лет. Считалось, что это самый сложный возраст, и что с этими детьми можно и нужно обходиться строго, и что они только такое обращение понимают. Не без сладострастного предвкушения поджидали меня коллеги в учительской, чтобы услышать, каким изощренным издевательствам я подвергся. Как же мои коллеги ошибались! Как же ошибаются родители, которые становятся тем строже, чем взрослее их ребенок! Мне тогда было 22 – не слишком большая разница. У нас с классом получился диалог, и литература стала их любимым предметом. Я помню и сегодня, что самое главное – сохранить диалог с подростком. Разрушить его очень легко, восстановить трудно.
Книга Ребекки Дерлейн интересна еще и тем, что она не только дает инструменты воспитания подростка, но и убедительно отговаривает от следования сложившимся стереотипам. Мы привыкли думать, что наша главная задача – обеспечить ребенку комфорт и безопасность. Но именно комфорт и безопасность тормозят развитие самостоятельной и независимой личности. А мы печемся о комфорте ребенка, но требуем проявления самостоятельности, сами же загоняя его в неразрешимое противоречие. Трудно будет читать эту книгу мамам, привыкшим за свою кровиночку вставать горой. Непросто будет и папам, которые решили, что их ребенок обязательно должен превзойти родителя. Но, как говорил Суворов: «Тяжело в ученье – легко в бою». Трудное предстоит вам чтение, но оно, несомненно, сделает процесс воспитания подростка более простым, понятным, радостным. А главное – результативным.
Читая эту книгу я, бизнес-тренер с двадцатилетним опытом, предприниматель с двадцатипятилетним, бывший школьный учитель, бывший ведущий психологического ток-шоу на телевидении, делал открытия на каждой странице. Потому что никакой опыт не может быть перенесен на такую тонкую сферу, как воспитание подростка. В этом деле я только начинаю приобретать опыт. К счастью – под наставничеством такого прекрасного автора. И каждую минуту чтения я помнил, что у меня еще остается шанс этот навык отточить – у меня четверо детей, и троим из них только предстоит стать подростками.