Понятие «международные отношения» с научной точки зрения является не совсем точным, так как представляет собой некорректно переведённую на русский язык кальку понятия International Relations. Понятие International характеризует в данном случае отношения между национальными государствами, или, попросту, нациями, то есть в буквальном смысле – отношения между государствами, а не между народами, что далеко не одно и то же. Точнее в этом случае использовать понятие «межнациональные отношения», то есть отношения между нациями, под которыми в западной научной литературе подразумеваются именно государства-нации. Однако в русском языке, опять же не совсем точно, под межнациональными отношениями часто понимают отношения между народами (их часто у нас определяют словом «национальность») или даже между этносами, а не между государствами. Также возможно использование прямого аналога понятия International Relations – «интернациональные отношения». Но и здесь мы ощущаем наличие дополнительной смысловой нагрузки, связанной с марксистским периодом русской истории. В этой связи в данной работе мы будем использовать как устоявшееся понятие «международные отношения», взяв его в кавычки, так и варианты межнациональные отношения (вне контекста народов или этносов, как отношения между нациями) и интернациональные отношения (не имея в виду марксистский контекст).
Современное государство – система государственного устройства, возникшая в эпоху Нового времени в Европе и представляющая собой государство-нацию: чёткие административные границы, гражданин (горожанин) в качестве основного социального субъекта и политический общественный договор о нормах и правилах совместного сосуществования в качестве правового норматива.
Si vis pacem, para bellum («Хочешь мира – готовься к войне») – латинская фраза, авторство которой приписывается римскому историку Корнелию Непоту (99–24 гг. до н. э.).
Национальная республика суть национальное государство (республика, нация, государство-нация) – субъект, наделённый формальными атрибутами государственного суверенитета, чего по факту нет, когда мы говорим о субъектах нынешней РФ, поэтому «национальными республиками» они являются только номинально. Определение «национальная республика» было дано Лениным; подразумевалось, что Россия прошла процесс самоопределения наций, как это было в Европе при распаде империй, потом нации (республики) осуществили пролетарские революции, установили социалистические режимы и объединились в Союз ССР. Всё это произошло как бы экстерном, в период с 1917 по 1922 год, Сталин оставил это из уважения лично к Ленину, но полностью изменил суть государственного устройства СССР, превратив «национальные республики» в номинальное явление, лишённое реального содержательного наполнения. Этим, кстати, воспользовались «национальные» элиты в начале 90-х, потребовав от Москвы реального суверенитета с выходом из состава РФ. В ответ они услышали: «Берите суверенитета столько, сколько сможете проглотить… Но вы находитесь в центре России – и об этом нужно помнить». Вторая часть фразы обычно опускается, однако, по сути, включает в себя запрет на выход из состава России, что более ясно было артикулировано Ельциным после занятия президентской должности. То есть, по сути, предложение заключается в принятии атрибутов суверенитета, но не суверенитета реального.
Атлантист – сторонник атлантистской геополитической школы, реализуемой морскими державами глобального либерального Запада во главе с Великобританией (чуть ранее) и США (на сегодняшний день). Противопоставляется евразийству – сухопутной геополитической школе, реализуемой государствами Евразийского континента под предводительством России, лежащей в центре Евразии.
Подробнее см.: Коровин В. М. Главная военная тайна США. Сетевые войны. – М.: Эксмо, Яуза, 2009.
Здесь как раз понятие «интернациональное» носит марксистскую окраску, то есть означает безнациональное пространство, где в принципе отсутствуют национальные государства.
Гносеология (от греч. gnosis – «познание», logos – «учение») – теория познания, возможность познания человеком мира в процессе движения от незнания к знанию.
Ницше Ф. Так говорил Заратустра. – СПб.: Азбука, 2012.
Позитивистский подход к международным отношениям прямым образом вытекает из научного позитивизма, доминировавшего с момента становления эпохи модерна, ознаменовавшейся Новым временем, до момента возникновения устойчивых тенденций постмодерна. Однако более подробно этой тематики в данной книге мы касаться не будем, так как, с одной стороны, всё это общеизвестные понятия, с другой – все они прямым образом не связаны с темой данного исследования, хотя их мы всё же будем тем или иным образом касаться в дальнейшем. Особо интересующимся можно порекомендовать обратиться к исследованиям Александра Дугина, касающимся трёх парадигм – премодерн, модерн и постмодерн (например: Дугин А. Г. Эволюция парадигмальных оснований науки. – М.: Арктогея, 2002).
Народ – цельный, культурно-цивилизационный субъект с общими критериями, качествами, характеристиками, в отличие от отдельно взятого гражданина (индивида), идентичность которого разнородна, множественна, не имеет общих с другими гражданами критериев.
Дата начала натовских бомбардировок Югославии, осуществлённых без мандата ООН и на фоне порицания со стороны международного сообщества.
Именно Юргенсу принадлежат высказывания из серии: «В событиях на площади Тяньаньмэнь в 1989 году погибли сотни человек, международное сообщество могло бы вмешаться в этот вопрос, потому что сто или двести человек – это уже большое количество жизней» (Игорь Юргенс: главная проблема сотрудничества Востока и Запада в области безопасности – ценностный разрыв // Электронный ресурс: http://www.gpf-yaroslavl. ru/viewpoint/Igor-YUrgens-glavnaya-problema-sotrudnichestva-Vostoka-i-Zapada-v-oblasti-bezopasnosti-cennostnyj-razryv/) или фраза: «Какие там инновации, какая индустрия! Судьба России – вывозить нефть и другое сырьё! Забудьте об остальном!» (Электронный ресурс: http://www.rv.ru/ content.php3?id=8552).
См.: Шмитт К. Понятие политического // Вопросы социологии, 1992. № 1.
Гартон-Эш Т. Нам, сторонникам либерального международного порядка, грозит новый глобальный беспорядок // The Guardian. – 2008. 11 сентября.
Бжезинский 3. НАТО следует остерегаться России // The Wall Street Journal, США, 28 ноября 2001.
Хогленд Дж. На север, господин президент! // The Washington Post. – 2008. 15 сентября.
Редакционный комментарий // Christian Science Monitor. – 2008. 4 сентября.
Кэрон Т. // Time, США. – 2008. 5 сентября.
«The ideas do matter» – один из главных постулатов американского философско-политического течения неоконсерваторов.
Сайт Wikileaks опубликовал секретные депеши американских дипломатов, в которых, в частности, вице-президент США Джо Байден прямо высказывался по поводу ратификации договора СНВ-3.
Сюжет телекомпании «НТВ» от 22.12.2010 (http://www.ntv.ru/novosti/214359/).
Нурсултан Назарбаев: Евразийская интеграция никогда не будет нацелена на реинкарнацию СССР // Официальный сайт президента Республики Казахстан, 18.01.2013.
Даниленко И. С. Высшая стратегия и судьбы отечества. Послесловие к переизданию книги: Вандам А. Е. Наше положение. – СПб.: Типография А. С. Суворина, 1912.