Глава 1 Особенности удаленной работы

Вы изучите:

– Сложности, с которыми сталкиваются руководители.

– Сложности, с которыми сталкиваются сотрудники.


После изучения вы:

– Сможете лучше преодолевать возникающие препятствия.

– Будете лучше понимать сотрудников, работающих дистанционно. Это позволит осознанно применять те или иные инструменты управления и избегать возможных ошибок.

Сложности, с которыми сталкиваются руководители

☢ Вначале рекомендуем сфокусировать внимание и ответить себе:

Что я хочу сейчас изучить? Какие у меня есть вопросы?


Независимо от внешних чрезвычайных обстоятельств, таких как эпидемия Covid-19, все больше серьезных компаний рассматривают удаленную работу как преимущество. Статистика показывает, что еще до наступления режима самоизоляции количество сотрудников, работающих удаленно, росло ежегодно.

Подумайте над ситуацией

Вы руководите удаленной командой.

– С какими сложностями вы сталкиваетесь в дистанционной работе?

– Какие вы видите для себя преимущества «удаленки»?

– В чем для вас основное отличие удаленной работы от классической офисной?


Постарайтесь сформулировать 2–3 основные сложности.

Немного статистики

Если говорить о «доковидных» временах, то на начало 2019 года в Японии и США число удаленных сотрудников уже достигло почти 40 % от всех работающих. В России на тот момент этот показатель приблизился к отметке 20 %. И хотя в нашей стране большинство удаленных сотрудников работают в IT, медиа и маркетинге, сегодня можно смело сказать, что и в других сферах таких сотрудников становится больше.

Ключевое преимущество для руководителя, который работает удаленно, – возможность привлекать в команду лучших из лучших независимо от того, где географически находятся кандидаты.

Сотрудникам удаленная работа также дает целый ряд выгод. Согласно опросу, который проводил HeadHunter, ключевыми преимуществами сотрудники называют гибкий график, экономию времени и денег на дорогу, а также возможность работать из любой точки мира.

Также результаты исследований показывают, что до 33 % удаленных сотрудников работают более 40 часов в неделю, потому что им нравится их работа. С переходом на дистанционный формат эти сотрудники отмечают значительный рост продуктивности и удовлетворенности своей работой.



Руководитель, который работает удаленно, выполняет те же функции, что и любой классический управленец в офисе: планирует работу своей команды, нанимает новых сотрудников, проводит планерки и совещания, следит за ходом работы, воодушевляет сотрудников на достижение результата и т. д. Всю эту деятельность можно свести к четырем ключевым функциям руководителя: планирование, организация, мотивирование и контроль.

И в то же время удаленная работа существенно отличается от привычной всем офисной, поэтому для того, чтобы эффективно управлять командой, все эти функции руководителю необходимо выполнять иначе. Существует целый ряд вызовов, с которыми сталкивается руководитель. Понимание этих ограничений и определяет то, какие инструменты наиболее эффективны для успешной работы вне офиса.


На заметку:

Рассмотрим основные трудности, с которыми сталкивается руководитель: потеря контроля, помехи в коммуникациях и рассинхронизация с командой:

Потеря контроля

Когда вся команда работает в офисе, руководитель имеет больше рычагов контроля. Он видит, кто находится на рабочем месте, а кто опаздывает, наблюдает за тем, как сотрудники участвуют в рабочем процессе и взаимодействуют между собой, кто больше времени проводит непосредственно за работой и т. д. Другими словами, в офисе руководитель оценивает не только результат, но и процесс.

На удаленной работе это становится невозможным. Поскольку руководитель не может видеть действия команды воочию, возникает ощущение бесконтрольности. В этой ситуации ему необходимо больше доверять своим сотрудникам, меньше контролировать процесс и фокусироваться на конкретных показателях.

Помехи в коммуникациях

Удаленная работа накладывает определенные ограничения на качество взаимодействия с сотрудниками. Большую часть информации от коллег руководитель получает в текстовом формате, например, в виде писем или сообщений в чате. Такой способ общения не передает реальные эмоции сотрудников, и руководитель теряет большую часть информации. Это может приводить к ошибочным выводам, принятию неверных решений и демотивации подчиненных.

Именно невербальные и паравербальные каналы коммуникации, такие как язык тела, жесты, интонации, помогают руководителю вовремя заметить, если что-то идет не так. Например, когда сотрудник говорит, что все прекрасно, но при этом отводит глаза, переминается с ноги на ногу и понижает голос, для руководителя это может быть сигналом о том, что слова не совпадают с действительностью. На удаленной работе замечать такие вещи сложнее, поэтому для руководителя особенно важно развивать свой эмоциональный интеллект и задействовать разные каналы коммуникации в общении с сотрудниками.

Рассинхронизация с командой

Удаленная работа предполагает, что сотрудники могут работать из любой точки мира. Когда члены команды находятся в разных временных зонах, это существенно усложняет все функции руководителя. Например, довольно трудно становится планировать работу так, чтобы команда трудилась синхронно. Возникают сложности с организацией общих видеоконференций, а совместное решение вопросов растягивается во времени. Нет и общей структуры дня – каждый сотрудник начинает рабочий день в зависимости от своей временной зоны, сам решает, когда ему пойти пообедать или выпить чашку кофе. В такой ситуации создать хороший темп работы и сплотить команду вокруг общей цели становится для руководителя настоящим вызовом.

Загрузка...