– Если бы нам на прожитие дали сто тысяч золотых рублей в империалах царской чеканки, что бы ты сделал в первую очередь? – спросил меня учитель через несколько дней после конференции.
– Сто тысяч? Да много что, – быстро сказал я. – Купил бы приличный дом. Нанял кухарку и дворника-сторожа. Купил бы собственный выезд, нанял кучера. Обновил бы гардероб и поехал за границу на воды.
– Чего же ты не сказал, что нажрался бы от пуза черной и красной икры? Как ты меня разочаровал, – сказал мой наставник. – Я думал, что ты будешь рассуждать как умный человек.
– Можно мне еще раз сказать? – попросил я.
– Говори, – согласился учитель, – но учти, что твои аргументы будут разбиваться моими контраргументами, поэтому думай, прежде чем говорить.
– Хорошо, – сказал я. – Деньги нужно спрятать или сделать так, чтобы они постоянно были при нас. Нужно сшить два пояса для денег и носить их с собой.
– Для человека, у которого больше трех рублей серебром в карманах ничего не было, ты рассуждаешь неплохо, – засмеялся учитель. – Давай посчитаем. Сто тысяч золотых рублей это десять тысяч империалов. Каждый империал – это примерно десять граммов чистого золота. Я не беру в расчет примеси. Всего получается сто килограммов. По пятьдесят килограммов на человека. Возьми мешок с кирпичами и носи его с собой. А про оружие забыл, чтобы себя и деньги охранять?
– Да, учитель, предложение мое не из умных, – согласился я. – Тогда золото нужно обменять на деньги, которые обеспечиваются золотым запасом выпускающей их страны. Например, американские доллары.
– Теплее.
– А еще лучше – положить эти деньги в банк и процентов с них хватит для того, чтобы обеспечить вполне приличное содержание, – продолжал фантазировать я.
– Еще теплее. Только я не знаю, убить тебя прямо сейчас или все же довериться тебе? – задумчиво спросил себя или меня наставник.
– Учитель, а что я сделал такого, за что я заслуживаю смерти? – ответил я вопросом на вопрос. – Никто не знает меня, мне слава не нужна. Вы спокойны за свою спину, а я не жду нападения спереди. Вероятно, я ошибался и поэтому принял некоторые меры предосторожности. Я не ем и не пью вместе с вами, а в моем рукаве спрятан браунинг «Бэби» калибра 6,35 мм, который достаточно неплохо стреляет на дальность 25 метров и всегда может пригодиться для личных и общественных дел. Я не давал повода сомневаться во мне, поэтому я буду защищаться от кого угодно, хоть от вас, хоть от государства рабочих и крестьян – только я могу распоряжаться своей жизнью.
– Неплохо, – сказал учитель. – Если бы не сегодняшнее испытание, я вряд ли бы узнал того, кто как тень постоянно следует за мной. Давай говорить серьезно. Не все учителя стали чекистами. Примерно ста учителям предложено исчезнуть из поля зрения всех, кто их знает. И даже в случае ареста чекистами никто не пошевелит пальцем, чтобы освободить их.
Чекисты знают, что учителя ушли в подполье, чтобы контролировать их, докладывая руководителю о том, что происходит в стране. Поэтому чекисты будут охотиться за учителями. Совсем скоро они найдут повод для красного террора, чтобы показать свою значимость для новой власти, а незримое присутствие учителей подхлестнет их ретивость, чтобы стать святее папы Римского.
Поэтому я сделаю проще и надежнее. Я уезжаю за границу и кладу деньги в банк. Буду решать поставленную задачу из-за границы. Ты остаешься здесь. Учителем. Без ученика. Никто даже не сможет заподозрить тебя, если ты будешь выполнять мои рекомендации по отправке донесений хозяину.
Связь будет односторонняя. Если кто-то будет пытаться выйти с тобой на связь, значит, тебя начали подозревать, что ты учитель. Я обязательно вытащу тебя к себе.
Никогда не проявляй жадность к деньгам. Это происки дьявола, пытающего погубить человека. Постарайся получить образование и не блистай своими способностями, а они у тебя отличные.
Почувствуешь опасность с чьей-то стороны – донеси, анонимно. Не сделаешь ты – донесут на тебя, чтобы очистить квартиру, получить твое место на работе или разлучить с девушкой. Народ и при старой власти не был ангелом, а сейчас он получил крылья, рога и копыта.
Никогда не ставь себя на место других, не раздумывай, что будет лучше – ты на лесоповале будешь трубить по доносу соседа или сосед будет сучки рубить по твоему доносу? Разве думают летчики о том, что будет, если он собьет своего противника или солдаты в окопе, целящиеся друг в друга? Один не станет стрелять, а другой выстрелит. И жизнь такая же война, причем постоянная, коварная и безжалостная. И выживает тот, кто стреляет первым.
Заблудшего и честного можно простить, но честного и безжалостного прощать нельзя. Не засиживайся на одном месте и бойся милостей царских. Сейчас ты не мальчик, а одинокий учитель. Проверяй на главпочтамте по месту жительства почту до востребования на свое имя. Прощай.
– Прощайте, учитель.