Текст 1.
(1)Нужно ли говорить, что Россия богата природными ресурсами, запасами полезных ископаемых, – об этом знают все. (2)Но настоящее ее богатство – люди, их ум, знания и опыт.(3) За пределами России давно поняли, в чем поистине неисчерпаемый источник наших богатств. (4)По-прежнему многие молодые ученые стараются уехать на Запад. (5)И причина этому – не всегда деньги. (6)Часто нет нужного оборудования в лабораториях, условий для работы.(7) Как исправить положение? (8)Прежде всего, надо научиться правильно оценивать знания – так, как это делают во всех развитых странах.
Определяем стиль текста.
а) есть тезис во втором предложении. Настоящее богатство России – люди, их ум, знания и опыт.
б) отмечаем злободневность затронутой темы: отъезд ученых за рубеж.
в) автор рассуждает о причинах отъезда талантливых людей: нет нужного оборудования, условий для работы.
г) в 7-ом предложении риторический вопрос.
д) в 8-ом предложении призывность.
е) в тексте нет героев, автор изложил факты.
Делаем вывод: текст публицистический.
Текст 2.
– Идем! – крикнул Данко и бросился вперед на свое место, высоко держа горящее сердце и освещая им путь людям.
Они бросились за ним, очарованные. Тогда лес снова зашумел, удивленно качая вершинами, но его шум был заглушен топотом бегущих людей. Все бежали быстро и смело, увлекаемые чудесным зрелищем горящего сердца. И теперь гибли, но гибли без жалоб и слез. А Данко все был впереди, и сердце его все пылало, пылало!
И вот вдруг лес расступился перед ним, расступился и остался сзади, плотный и немой, а Данко и все те люди сразу окунулись в море солнечного света и чистого воздуха, промытого дождем. Гроза была – там, сзади них, над лесом, а тут сияло солнце, вздыхала степь, блестела трава в брильянтах дождя и золотом сверкала река… Был вечер, и от лучей заката река казалась красной, как та кровь, что била горячей струей из разорванной груди Данко.
Кинул взор вперед себя на ширь степи гордый смельчак Данко, – кинул он радостный взор на свободную землю и засмеялся гордо. А потом упал и – умер.
Люди же, радостные и полные надежд, не заметили смерти его и не видали, что еще пылает рядом с трупом Данко его смелое сердце. Только один осторожный человек заметил это и, боясь чего-то, наступил на гордое сердце ногой… И вот оно, рассыпавшись в искры, угасло…
Определяем стиль текста.
а) герой выдуман автором.
б) есть сюжет, Данко, обладая качествами лидера, выводит людей своего племени из тьмы леса на свободу.
в) эмоциональная лексика, позволяющая читателю увидеть, каков Данко, как к нему относятся люди. Текст насыщен метафорами, эпитетами, сравнениями и т.д.
Делаем вывод: стиль текста художественный.
Текст 3.
(1)Сделавшись профессиональным детским писателем, выступая перед сотнями и тысячами детей с самых разнообразных эстрад, общаясь с ними в школах, больницах, санаториях, детских садах и библиотеках, читая им своё и чужое, Чуковский с большой точностью установил возрастные рамки восприятия литературы: тому свидетельство хотя бы книга «От двух до пяти» или статья «Литература и школа». (2)Но и в ту начальную пору, когда число детей, попадающих в поле его зрения, ограничивалось малышами, копошащимися на пляже, да собственными детьми, он вдумывался в восприятие, вглядывался в возраст, пытался прежде всего понять: что детям скучно, а что увлекает их? (3)«Скучно – нескучно» – это было для него важным критерием. (4)Критерием, конечно, не единственным. (5)Мало ли написано книг с остро закрученным сюжетом, «занимательных», но бездушных, бездарных и своей неодухотворённостью заглушающих понимание жизни? (6)Заглушающих рост души? (7)Не они ли уводят от понимания литературы?
(8)Возраст – ступенька. (9)Каждой возрастной ступени должно соответствовать своё искусство. (10)Корней Иванович мечтал о возведении лестницы, которая приводила бы растущего человека к «Евгению Онегину».
Л. Чуковская
Определяем стиль текста.
а) в начале текста автор размышляет о деятельности известного детского писателя.
б) далее автор рассуждает о том, как, по мнению Чуковского, нужно приобщать детей к чтению.
в) в тексте есть художественная образность, эмоциональная окраска.
Делаем вывод: стиль текста художественно-публицистический.