Наставничество – путь к успеху!

Главные, первостепенные задачи по подготовке специалистов связаны с требованиями рынка труда. И стабильно растущая экономика сегодня прежде всего нуждается в кадрах инженерно-технических, рабочих специальностей. Большое значение приобретает движение наставничества, как передача опыта старшего поколения.

В. В. Путин, президент России

Иванова Анна Евгеньевна

учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории

педагог-наставник,

педагог-новатор ХМАО-ЮГРЫ 2022

В наше непростое время для многих участников образовательного процесса нужен наставник. Педагог-наставник – это специалист, который, кроме классического обучения, выступает посредником в практической и научной деятельности. Он не просто передает знания, но и создает атмосферу доверия, где учащиеся и педагоги могут свободно выражать свои идеи и сомнения.

Наставничество способствует формированию личностного роста, развивает критическое мышление и инновационные подходы. Взаимодействие с наставником позволяет молодому педагогу углублять свои знания, осваивать новые навыки и адаптироваться в новом коллективе. Наставничество рассматривается как форма обучения на рабочем месте, направленная на формирование корпоративных и развитие профессиональных компетенций молодых работников, а также раскрытия их потенциала, построения траекторий их индивидуального профессионального развития. Молодой педагог с наставником проходит путь, насыщенный открытиями и вызовами, где каждая встреча – это урок, а каждое соприкосновение – возможность для роста. Наставник, как опытный путеводитель, не оставляет новичка наедине с трудностями. Вместе обсуждаются методы преподавания, выстраиваются маршрутные листы для дальнейшей работы, в поиске подходов к каждому ученику. В школе, как и в семье, вместе преодолеваются трудности: от недопонимания среди учеников до организационных проблем. И тогда, если наставник подбадривал молодого педагога, указывая на важность терпения и сострадания, то с каждой пройденной неделей юный учитель все больше влюблялся в свою профессию, открывая для себя невероятную радость, которую приносит возможность менять жизни учеников. Путь учителя не легок, но с каждым шагом он становится сильнее, приобретая уверенность в том, что именно его работа меняет мир, пусть и маленькими шагами.

Учащийся, взаимодействуя с наставником, углубляет свои знания и навыки, погружаясь в тонкости изучаемого предмета. Этот процесс обогащает его умственную и эмоциональную сферы, формируя критическое мышление и уверенность в собственных силах. Наставник, обладая опытом и мудростью, становится не только источником информации, но и вдохновением, направляя своего подопечного в поисках истинного предназначения. Каждый разговор, каждая урок становятся шагами на пути к самосовершенствованию. Менторство, как концепция, охватывает широкий спектр практик: от индивидуальных консультаций до активного участия в проектах, которые требуют междисциплинарного подхода. В таких условиях наставник не только учит, но и вдохновляет, становится проводником в мир профессионального опыта педагога и открытий подрастающего поколения. Соответственно, функции педагога-наставника включают в себя координацию ученика, студента, молодого педагога. Важным аспектом его работы является внедрение личностно-ориентированных методов обучения, которые способствуют развитию критического мышления и креативности наставляемого. (Рис. 1)


Рис. 1. Функции педагога – наставника


В ходе взаимодействия наставника и подопечного развиваются не только академические навыки, но и личные качества: терпимость, настойчивость и умение работать в команде. Ученики учатся задавать вопросы, высказывать свои мысли и активно участвовать в дискуссии, что создает климат взаимопонимания и поддержки. Наполняя учебный процесс жизненными примерами и актуальными задачами, наставник способствует формированию у учащегося целостного представления о мире.

Студент, сотрудничая с наставником, находит для себя новый смысл в обучении и исследовании. Это взаимодействие становится не просто передачей знаний, а настоящим партнерством, где каждый шаг, каждая мысль и идея обрабатываются вместе. Здесь наставничество рассматривается как универсальная технология передачи опыта, знаний, формирования навыков, компетенций, метакомпетенций и ценностей через неформальное взаимообогащающее общение, основанное на доверии и партнерства. Под руководством опытного наставника студент открывает горизонты, которые ранее казались недоступными. Молодому педагогу становится понятна его роль не только как учителя, но и как сотрудника и коллеги, который формирует будущее поколение. Он осознает, что каждый урок – это не просто передача знаний, а важный шаг в развитии личности ученика. Наставник помогает ему разобраться в тонкостях педагогического мастерства, показывая, как важно наладить доверительные отношения с детьми.

Таким образом, в школе все работают в единстве, создавая атмосферу сотрудничества и поддержки. Для этого разработана целевая модель наставничества. Это системный проект, позволяющий определить реальный план действий, необходимых для реализации программ наставничества в образовательных организациях. Наставничество – перспективная образовательная технология, которая позволяет формировать необходимые компетенции значительно быстрее и эффективнее, чем традиционные способы в системе непрерывного профессионального образования и развивать лучшие грани педагогической деятельности. Реализация наставнической программы происходит через работу куратора с двумя базами: базой наставляемых и базой наставников. База наставляемых и база наставников может меняться в зависимости от потребностей школы в целом и от потребностей участников образовательных отношений: педагогов, учащихся и их родителей (законных представителей).

Учителя, ученики и родители объединяются ради общей цели – формирования гармоничной и процветающей образовательной среды. Каждый член коллектива осознает важность своего вклада, будь то в классе, на проводимых мероприятиях или в повседневной жизни.

В нашей школе наставник выполняет функцию мостика между знаниями и их практическим применением. Наставник выступает в роли ориентировщика в мире информации, помогая ученикам находить и анализировать нужные ресурсы, а также развивать креативное мышление. Он создает атмосферу доверия, где ученики могут делиться своими мыслями и идеями, не боясь осуждения. Каждый урок становится не просто передачей знаний, но и видом совместного творчества, где каждый голос важен. Кроме того, наставник мотивирует молодых специалистов, вдохновляя их на достижение новых высот. Он помогает формировать цели и стремления, которые будут вести их на протяжении жизни. Таким образом, роль наставника в нашей школе не ограничивается рамками учебного процесса – он формирует будущее поколений.


Загрузка...